МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета № 14 от «30 августа» 2023 г. приказом МАОУ «СОШ № 13» № 180 – О от «30» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 646302) учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 3 «А» класса Черёмухово 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования. Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру; формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3 КЛАСС Человек и общество Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям. Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся. Человек и природа Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах. Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы; устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного; определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; моделировать цепи питания в природном сообществе; различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом). Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты; находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион; читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами; находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационнокоммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа); соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой: 1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры); 2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга); 3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение). описывать (характеризовать) условия жизни на Земле; описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы; приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного). Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия. Совместная деятельность способствует формированию умений: участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 КЛАСС К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративноприкладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России; показывать на карте мира материки, изученные страны мира; различать расходы и доходы семейного бюджета; распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства; использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией); соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания; соблюдать основы профилактики заболеваний; соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; соблюдать правила нравственного поведения на природе; безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Человек и общество Наша родина - Российская 1.1 Федерация Семья - коллектив близких. Родных 1.2 людей. 1.3 Страны и народы мира. Всего Электронные (цифровые) Контрольные Практические образовательные работы работы ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 14 2 4 Итого по разделу Раздел 2. Человек и природа Методы изучения природы. 2.1 Разнообразие веществ в окружающем мире. 20 2.2 Бактерии, грибы и их разнообразие 2 2.3 Разнообразие растений 7 2.4 Разнообразие животных 7 11 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.5 Природные сообщества 3 2.6 Человек - часть природы 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Итого по разделу 35 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности 3.1 Здоровый образ жизни Правила безопасного поведения 3.2 пассажира. Безопасность в сети Интернет Итого по разделу Итоговый контроль (контрольные и проверочные работы) ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 7 5 5 68 5 2 ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШКОВ А.А. 3 КЛАСС Всего 1 Всероссийский урок ОБЖ. Правила безопасности в социуме. Безопасная информационная среда. 1 Практические работы Тема урока Контрольные работы № п/п Количество часов Электронные цифровые образовательные ресурсы Презентация https://infourok.ru/prezent aciya-po-okruzhayushemumiru-na-temu-pravilatvoej-bezopasnosti-v-setiinternet-pravilabezopasnoj-zhizni-3-klass6517045.html Планируемые результаты Личностные Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Метапредметные соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде; Предметные • безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. • ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах. 3 Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые существа 4 Естественные природные сообщества: лес, луг, водоём 1 5 Искусственные природные сообщества, созданные человеком пруд, поле, парк, огород 1 6 Природные сообщества родного края – два-три примера на основе наблюдения 1 7 Входная контрольная работа 1 2 Личностные Ценности научного познания: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c16 • осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и 2 саморазвития; Экологического воспитания: Библиотека ЦОК • осознание роли человека в природе и обществе, https://m.edsoo.ru/f840f9fc принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ff7 действий, приносящих ей вред. Метапредметные 4 • проводить несложные наблюдения в природе Видеоурок (сезонные изменения, поведение животных) по https://yandex.ru/video/pre предложенному и самостоятельно составленному view/11051037746978241 плану; на основе результатов совместных с 069?tmpl_version=release одноклассниками наблюдений; s%2Ffrontend%2Fvideo% • ориентироваться в понятиях, соотносить понятия 2Fv1.1177.0%237e0c951d и термины с их краткой характеристикой: понятия 00bea6d0312b191d4bb809 и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, 3af2b5384f природное сообщество, цепь питания, Красная книга). • моделировать цепи питания в природном сообществе Предметные Презентация • показывать на карте мира материки, изученные https://сезоныстраны мира; года.рф/Свердловская%2 • распознавать изученные объекты природы по их 0область.html описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства. 1 1 1 8 Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, традициям, истории разных народов и своего народа Что такое общество? 1 9 Наша Родина - Российская Федерация Государственная символика РФ. Уважение к государственным символам России 1 10 Родной край – малая родина. Российская Федерация 1 11 Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях образования и культуры. Тематический срез знаний по теме «Что такое общество?» 12 Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) – обобщение на основе результатов наблюдений и работы с информацией 1 13 Твёрдые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых веществ, жидкостей и газов 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841330 e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84123a a Презентация https://infourok.ru/prezent aciya-rossiya-rodinamoya-gosudarstvenniesimvoli-rossii-kl1972832.html Презентация https://infourok.ru/prezent aciya-nash-kraysverdlovskaya-oblast3408328.html Презентация https://infourok.ru/prezent aciya-narodnie-remeslasverdlovskoy-oblasti859714.html Презентация https://infourok.ru/prezent aciya-po-poznaniyu-mirana-temu-usloviyaneobhodimie-dlya-zhiznizhivotnih-1918530.html Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c7c a Личностные Гражданско-патриотического воспитания: • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края. Метапредметные • ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой: понятия и термины, связанные с социальным миром. • находить на карте нашу страну, столицу, свой регион; • устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия Предметные • различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме. Личностные Эстетического воспитания: • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов. Ценности научного познания: 14 15 Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание, называние, краткая характеристика Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны, человека. Охрана воздуха. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c39 2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d32 8 16 Контрольная работа № 2. 17 Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы Распространение воды в природе: водоёмы, реки. 1 18 Круговорот воды в природе. Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охрана воды 1 19 Почва, её состав. Значение для живой природы. Самостоятельная работа 20 21 22 Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе наблюдения) Растение как живой организм 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840cb6 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ce7 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d03 a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840da2 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840df2 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e0d e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e28 2 • проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. Экологического воспитания: • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Метапредметные • проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы; • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного; • определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; • ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой: . понятия и термины, связанные с миром природы; • описывать (характеризовать) условия жизни на Земле; • приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; • называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; • планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); 23 24 25 Как растения размножаются? Развитие растения от семени до семени (по результатам практических работ) Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений). Бережное отношение человека к растениям. Тематический тест по теме «Разнообразие растений» 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e85 e 1 26 Жизнь животных в разные времена года. Разнообразие животных 1 27 Особенности питания животных. Цепи питания 1 28 Размножение и развитие рыб, птиц, зверей 1 29 Административная контрольная работа. 1 30 Роль животных в природе и жизни людей. 1 31 Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России 1 32 Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e41 c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e6a 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea1 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea1 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ebe 2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ed9 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ef2 a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840fde 4 • устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия. Предметные • распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; • проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; • группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; • сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; • использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; • фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; • создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией). 33 34 Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание. Тематический тест по теме «Разнообразие живлтных» Общее представление о строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели здоровья человека 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f24 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84104b a 35 Органы чувств их роль в жизни человека 1 36 Опорно-двигательная система и её роль в жизни человека 1 37 Пищеварительная система и её роль в жизни человека 1 38 Дыхательная система и её роль в жизни человека 1 39 Кровеносная и нервная система и их роль в жизни человека 1 40 41 42 Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего организма Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз. Самостоятельная работа по теме 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410f7 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84116c 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410dd 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410aa 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841065 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410c3 a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841091 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841091 0 Личностные Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Метапредметные • находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа); • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Предметные • использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; • создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией); • соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания; • соблюдать основы профилактики заболеваний; "Человек - часть природы. Строение тела человека" Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411f9 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411dd 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411c0 c 43 Знаки безопасности во дворе жилого дома. Безопасность в доме 1 44 Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта. Знаки безопасности 1 45 Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта 1 46 Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части. Знаки безопасности во дворе жилого дома 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84118a 6 47 Нужны ли обществу правила поведения? Правила поведения в социуме. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84112c 0 Личностные Духовно-нравственного воспитания: • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной) Метапредметные • соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде. • ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой: понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение). Предметные • соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; • соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; • соблюдать правила нравственного поведения на природе; • безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в 48 Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841254 e 1 49 Контрольная работа № 3 1 50 Горная порода как соединение разных минералов. Примеры минералов. Полезные ископаемые – богатство земных недр 1 51 Полезные ископаемые родного края: характеристика, использование в хозяйственной деятельности региона 1 52 Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности 1 53 Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве, в сельском хозяйстве 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841270 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841270 6Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841289 6 Презентация https://infourok.ru/polezny e-iskopaemyesverdlovskoj-oblasti4664634.html Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412a1 c Презентация https://kopilkaurokov.ru/na chalniyeklassi/presentacii/ profiessii-ghoroda-i-siela информационно-телекоммуникационную сеть Интернет; • ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах. Личностные Трудового воспитания: • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Метапредметные • определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; • читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами; Предметные • распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; • проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; • группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; 54 Семья: традиции, праздники. Государственный бюджет 1 55 Семья – первый и главный коллектив в жизни человека Повседневные заботы семьи 1 56 Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи 1 57 Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль 1 58 Уникальные памятники культуры России: исторический центр СанктПетербурга 1 РЭШ https://resh.edu.ru/subject/l esson/4452/conspect/1560 60/ РЭШ https://resh.edu.ru/subject/l esson/7122/conspect/2556 24/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412ef 4 Презентация https://uchitelya.com/okru zhayuschiy-mir/86938prezentaciya-moskovskiykreml-3-klass.html Презентация https://infourok.ru/prezent aciya-po-okruzhayushemumiru-na-temu-gorod-naneve-3-klass5243138.html Личностные Трудового воспитания: • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. Духовно-нравственного воспитания: • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности. Метапредметные • ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой: понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры); Предметные • различать расходы и доходы семейного бюджета; • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме. Личностные Гражданско-патриотического воспитания: • становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; 59 60 61 62 63 64 Уникальные памятники культуры России: Кижи, памятники Великого Новгорода Города Золотого кольца России: Сергиев Посад, ПереславльЗалесский Города Золотого кольца России: Ростов, Углич, Ярославль Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона. Тест по теме "Наша Родина Российская Федерация" Памятники природы и культуры стран Европы: Франция, Швеция, Италия, Финляндия, Германия, Великобритания. Видеоурок https://youtu.be/HdPpJq9q 2A0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413c3 c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413e3 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841380 e 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841380 e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84140b a Презентация https://infourok.ru/prezent aciyadostoprimechatelnoteybelarusi-2026512.html 65 Памятники природы и культуры Белоруссии (по выбору) 1 66 Итоговая контрольная работа по итогам обучения в 3 классе 1 67 Памятники природы и культуры Китая (по выбору) 1 1 Презентация https://uchitelya.com/okru zhayuschiy-mir/32111- • проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам Метапредметные • различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом). • находить на карте нашу страну, столицу, свой регион; • читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами; • находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа); • описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного). • планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); • устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия. Предметные • приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России; • показывать на карте мира материки, изученные страны мира; 68 Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору) ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ prezentaciya-puteshestviev-kitay-3-klass.html Презентация https://infourok.ru/prezent aciya-pamyatniki-kulturyazii-6754342.html 1 68 5 3 • создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией). УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир. 3класс / Сост. И. Ф. Яценко. – 10-е изд. – М.:ВАКО, 2019. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://urok.apkpro.ru/