РП по окружающему миру НОО 3 А класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета
№ 14 от «30 августа» 2023 г.

приказом МАОУ «СОШ № 13»
№ 180 – О
от «30» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 646302)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 3 «А» класса

Черёмухово 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая
деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;

 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в
природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек
и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и
познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является
содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся
навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей
ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов,
2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей
цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры
России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и
своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к
культуре, традициям своего народа и других народов, государственным
символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и
расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности
труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы
стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух
– смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в
природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в
хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение
для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение
шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности
питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни
растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация
изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на
основе наблюдений. Охрана растений.

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы,
птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных
в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана
животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на
основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела
человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка,
динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о
здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей
части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и
других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения
пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила
безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в
вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной
информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах)
в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную
сеть Интернет.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном
мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении
гуманизма,
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
 применение
правил
совместной
деятельности,
проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
Эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
 проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в
том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных
учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
 проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения,
поведение животных) по предложенному и самостоятельно
составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
 устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями
поведения и условиями жизни животного;
 определять (в процессе рассматривания объектов и явлений)
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
 моделировать цепи питания в природном сообществе;
 различать понятия «век», «столетие», «историческое время»;
соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).

Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
 понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать
полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
 находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия;
находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
 читать несложные планы, соотносить условные обозначения с
изображёнными объектами;
 находить по предложению учителя информацию в разных источниках
– текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационнокоммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого
входа);
 соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их
краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность,
семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк,
океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания,
Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью
(знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации,
предвидение).
 описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
 описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе
сравнения объектов природы;
 приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных
царств природы;
 называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого
организма;
 описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей
страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои
действия (при небольшой помощи учителя);
 устанавливать причину возникающей трудности или ошибки,
корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:

 участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя
(лидера), подчинённого;
 оценивать результаты деятельности участников, положительно
реагировать на советы и замечания в свой адрес;
 выполнять правила совместной деятельности, признавать право
другого человека иметь собственное суждение, мнение;
 самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики
общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
 различать государственную символику Российской Федерации (гимн,
герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России
и своего региона;
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме;
 приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с
богатой историей и культурой; российских центров декоративноприкладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и
культуре народов России;
 показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
 различать расходы и доходы семейного бюджета;
 распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам
и фотографиям, различать их в окружающем мире;
 проводить по предложенному плану или инструкции небольшие
опыты с природными объектами с использованием простейшего
лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать
безопасность проведения опытов;
 группировать изученные объекты живой и неживой природы,
проводить простейшую классификацию;
 сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и
неживой природы;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты и
явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные
свойства;
 использовать различные источники информации о природе и обществе
для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;

 использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и
природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе,
организме человека;
 фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе
коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать
выводы;
 создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания
о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление
иллюстрациями (презентацией);
 соблюдать
правила
безопасного
поведения
пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта;
 соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания;
 соблюдать основы профилактики заболеваний;
 соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
 соблюдать правила нравственного поведения на природе;
 безопасно использовать персональные данные в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет;
 ориентироваться в возможных мошеннических действиях при
общении в мессенджерах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Человек и общество
Наша родина - Российская
1.1
Федерация
Семья - коллектив близких. Родных
1.2
людей.
1.3

Страны и народы мира.

Всего

Электронные
(цифровые)
Контрольные Практические образовательные
работы
работы
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

14
2
4

Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
Методы изучения природы.
2.1
Разнообразие веществ в
окружающем мире.

20

2.2

Бактерии, грибы и их разнообразие

2

2.3

Разнообразие растений

7

2.4

Разнообразие животных

7

11

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.5

Природные сообщества

3

2.6

Человек - часть природы

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу
35
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни

Правила безопасного поведения
3.2
пассажира. Безопасность в сети
Интернет
Итого по разделу
Итоговый контроль (контрольные и
проверочные работы)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

7
5

5

68

5

2

ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШКОВ А.А.
3 КЛАСС

Всего

1

Всероссийский урок ОБЖ. Правила
безопасности в социуме. Безопасная
информационная среда.

1

Практические
работы

Тема урока

Контрольные
работы

№
п/п

Количество
часов

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Презентация
https://infourok.ru/prezent
aciya-po-okruzhayushemumiru-na-temu-pravilatvoej-bezopasnosti-v-setiinternet-pravilabezopasnoj-zhizni-3-klass6517045.html

Планируемые результаты

Личностные
Физического воспитания, формирования культуры
здоровья и эмоционального благополучия:
• соблюдение правил организации здорового и
безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении
в окружающей среде (в том числе
информационной);
• приобретение опыта эмоционального отношения
к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Метапредметные
соблюдать правила безопасности при работе в
информационной среде;
Предметные
• безопасно использовать персональные данные в
условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет.
• ориентироваться в возможных мошеннических
действиях при общении в мессенджерах.

3

Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения, измерения,
опыты и эксперименты. Материки и
океаны, части света: картины
природы
Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые существа

4

Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоём

1

5

Искусственные природные
сообщества, созданные человеком пруд, поле, парк, огород

1

6

Природные сообщества родного края
– два-три примера на основе
наблюдения

1

7

Входная контрольная работа

1

2

Личностные
Ценности
научного
познания:
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c16 • осознание ценности познания для развития
человека, необходимости самообразования и
2
саморазвития;
Экологического воспитания:
Библиотека ЦОК
• осознание роли человека в природе и обществе,
https://m.edsoo.ru/f840f9fc принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ff7 действий, приносящих ей вред.
Метапредметные
4
• проводить несложные наблюдения в природе
Видеоурок
(сезонные изменения, поведение животных) по
https://yandex.ru/video/pre предложенному и самостоятельно составленному
view/11051037746978241 плану; на основе результатов совместных с
069?tmpl_version=release одноклассниками наблюдений;
s%2Ffrontend%2Fvideo% • ориентироваться в понятиях, соотносить понятия
2Fv1.1177.0%237e0c951d и термины с их краткой характеристикой: понятия
00bea6d0312b191d4bb809 и термины, связанные с миром природы (планета,
материк, океан, модель Земли, царство природы,
3af2b5384f
природное сообщество, цепь питания, Красная
книга).
• моделировать цепи питания в природном
сообществе
Предметные
Презентация
• показывать на карте мира материки, изученные
https://сезоныстраны мира;
года.рф/Свердловская%2 • распознавать изученные объекты природы по их
0область.html
описанию, рисункам и фотографиям, различать их
в окружающем мире;
• описывать на основе предложенного плана
изученные объекты и явления природы, выделяя их
существенные признаки и характерные свойства.

1

1

1

8

Культура, традиции народов России.
Уважение к культуре, традициям,
истории разных народов и своего
народа
Что такое общество?

1

9

Наша Родина - Российская Федерация
Государственная символика РФ.
Уважение к государственным
символам России

1

10

Родной край – малая родина.
Российская Федерация

1

11

Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом в учреждениях
образования и культуры.
Тематический срез знаний по теме
«Что такое общество?»

12

Условия, необходимые для жизни
животных: воздух, вода, тепло, пища
(среда обитания) – обобщение на
основе результатов наблюдений и
работы с информацией

1

13

Твёрдые вещества, жидкости, газы.
Определение свойств твердых
веществ, жидкостей и газов

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841330
e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84123a
a
Презентация
https://infourok.ru/prezent
aciya-rossiya-rodinamoya-gosudarstvenniesimvoli-rossii-kl1972832.html
Презентация
https://infourok.ru/prezent
aciya-nash-kraysverdlovskaya-oblast3408328.html
Презентация
https://infourok.ru/prezent
aciya-narodnie-remeslasverdlovskoy-oblasti859714.html
Презентация
https://infourok.ru/prezent
aciya-po-poznaniyu-mirana-temu-usloviyaneobhodimie-dlya-zhiznizhivotnih-1918530.html
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c7c
a

Личностные
Гражданско-патриотического воспитания:
• осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной
общности;
• сопричастность к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края.
Метапредметные
• ориентироваться в понятиях, соотносить понятия
и термины с их краткой характеристикой: понятия
и термины, связанные с социальным миром.
• находить на карте нашу страну, столицу, свой
регион;
• устанавливать причину возникающей трудности
или ошибки, корректировать свои действия
Предметные
• различать государственную символику
Российской Федерации (гимн, герб, флаг);
проявлять уважение к государственным символам
России и своего региона;
• проявлять уважение к семейным ценностям и
традициям, традициям своего народа и других
народов; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме.
Личностные
Эстетического воспитания:
• понимание особой роли России в развитии
общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других
народов.
Ценности научного познания:

14

15

Разнообразие веществ в природе.
Примеры веществ (соль, сахар, вода,
природный газ): узнавание,
называние, краткая характеристика
Воздух как смесь газов. Значение
воздуха для жизни флоры, фауны,
человека. Охрана воздуха.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c39
2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d32
8

16

Контрольная работа № 2.

17

Вода как вещество. Определение
свойств воды в ходе практической
работы Распространение воды в
природе: водоёмы, реки.

1

18

Круговорот воды в природе. Значение
воды для жизни живых организмов и
хозяйственной деятельности людей.
Охрана воды

1

19

Почва, её состав. Значение для живой
природы. Самостоятельная работа

20
21
22

Разнообразие растений: зависимость
внешнего вида от условий и места
обитания
Растения родного края: названия и
краткая характеристика (на основе
наблюдения)
Растение как живой организм

1

1
1
1
1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840cb6
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ce7
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d03
a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840da2
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840df2
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e0d
e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e28
2

• проявление познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в расширении своих знаний, в
том числе с использованием различных
информационных средств.
Экологического воспитания:
• осознание роли человека в природе и обществе,
принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие
действий, приносящих ей вред.
Метапредметные
• проводить несложные наблюдения в природе
(сезонные изменения, поведение животных) по
предложенному и самостоятельно составленному
плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах)
делать выводы;
• устанавливать зависимость между внешним
видом, особенностями поведения и условиями
жизни животного;
• определять (в процессе рассматривания объектов
и явлений) существенные признаки и отношения
между объектами и явлениями;
• ориентироваться в понятиях, соотносить понятия
и термины с их краткой характеристикой: . понятия
и термины, связанные с миром природы;
• описывать (характеризовать) условия жизни на
Земле;
• приводить примеры, кратко характеризовать
представителей разных царств природы;
• называть признаки (характеризовать) животного
(растения) как живого организма;
• планировать шаги по решению учебной задачи,
контролировать свои действия (при небольшой
помощи учителя);

23
24

25

Как растения размножаются?
Развитие растения от семени до
семени (по результатам практических
работ)
Условия роста и развития растения
(по результатам наблюдений).
Бережное отношение человека к
растениям. Тематический тест по
теме «Разнообразие растений»

1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e85
e

1

26

Жизнь животных в разные времена
года. Разнообразие животных

1

27

Особенности питания животных.
Цепи питания

1

28

Размножение и развитие рыб, птиц,
зверей

1

29

Административная контрольная
работа.

1

30

Роль животных в природе и жизни
людей.

1

31

Бережное отношение к животным –
нравственная ценность людей.
Охрана животного мира в России

1

32

Животные родного края: узнавание,
называние, краткая характеристика.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e41
c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e6a
6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea1
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea1
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ebe
2

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ed9
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ef2
a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840fde
4

• устанавливать причину возникающей трудности
или ошибки, корректировать свои действия.
Предметные
• распознавать изученные объекты природы по их
описанию, рисункам и фотографиям, различать их
в окружающем мире;
• проводить по предложенному плану или
инструкции небольшие опыты с природными
объектами с использованием простейшего
лабораторного оборудования и измерительных
приборов; соблюдать безопасность проведения
опытов;
• группировать изученные объекты живой и
неживой природы, проводить простейшую
классификацию;
• сравнивать по заданному количеству признаков
объекты живой и неживой природы;
• использовать знания о взаимосвязях в природе,
связи человека и природы для объяснения
простейших явлений и процессов в природе,
организме человека;
• фиксировать результаты наблюдений, опытной
работы, в процессе коллективной деятельности
обобщать полученные результаты и делать выводы;
• создавать по заданному плану собственные
развёрнутые высказывания о природе, человеке и
обществе, сопровождая выступление
иллюстрациями (презентацией).

33

34

Разнообразие грибов: узнавание,
называние, описание. Тематический
тест по теме «Разнообразие
живлтных»
Общее представление о строении
организма человека. Температура
тела, частота пульса как показатели
здоровья человека

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f24
0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84104b
a

35

Органы чувств их роль в жизни
человека

1

36

Опорно-двигательная система и её
роль в жизни человека

1

37

Пищеварительная система и её роль в
жизни человека

1

38

Дыхательная система и её роль в
жизни человека

1

39

Кровеносная и нервная система и их
роль в жизни человека

1

40
41
42

Профилактика заболеваний. Роль
закаливания для здоровья растущего
организма
Роль двигательной активности:
утренней гимнастики, динамических
пауз
Роль двигательной активности:
утренней гимнастики, динамических
пауз. Самостоятельная работа по теме

1
1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410f7
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84116c
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410dd
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410aa
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841065
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410c3
a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841091
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841091
0

Личностные
Физического воспитания, формирования культуры
здоровья и эмоционального благополучия:
• соблюдение правил организации здорового и
безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении
в окружающей среде (в том числе
информационной);
• приобретение опыта эмоционального отношения
к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Метапредметные
• находить по предложению учителя информацию в
разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в
том числе в информационно-коммуникационной
сети Интернет (в условиях контролируемого
входа);
• готовить небольшие публичные выступления с
возможной презентацией (текст, рисунки, фото,
плакаты и др.) к тексту выступления.
Предметные
• использовать знания о взаимосвязях в природе,
связи человека и природы для объяснения
простейших явлений и процессов в природе,
организме человека;
• создавать по заданному плану собственные
развёрнутые высказывания о природе, человеке и
обществе, сопровождая выступление
иллюстрациями (презентацией);
• соблюдать основы здорового образа жизни, в том
числе требования к двигательной активности и
принципы здорового питания;

• соблюдать основы профилактики заболеваний;

"Человек - часть природы. Строение
тела человека"
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411f9
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411dd
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411c0
c

43

Знаки безопасности во дворе жилого
дома. Безопасность в доме

1

44

Безопасное поведение пассажира
железнодорожного транспорта. Знаки
безопасности

1

45

Безопасное поведение пассажира
авиа и водного транспорта

1

46

Соблюдение правил перемещения
внутри двора и пересечения дворовой
проезжей части. Знаки безопасности
во дворе жилого дома

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a
6

47

Нужны ли обществу правила
поведения? Правила поведения в
социуме.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84112c
0

Личностные
Духовно-нравственного воспитания:
• применение правил совместной деятельности,
проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных
на причинение физического и морального вреда
другим людям.
Физического воспитания, формирования культуры
здоровья и эмоционального благополучия:
• соблюдение правил организации здорового и
безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении
в окружающей среде (в том числе
информационной)
Метапредметные
• соблюдать правила безопасности при работе в
информационной среде.
• ориентироваться в понятиях, соотносить понятия
и термины с их краткой характеристикой:
понятия и термины, связанные с безопасной
жизнедеятельностью (знаки дорожного движения,
дорожные ловушки, опасные ситуации,
предвидение).
Предметные
• соблюдать правила безопасного поведения
пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
• соблюдать правила безопасного поведения во
дворе жилого дома;
• соблюдать правила нравственного поведения на
природе;
• безопасно использовать персональные данные в
условиях контролируемого доступа в

48

Значение труда в жизни человека и
общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в
культуре народов России

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841254
e

1

49

Контрольная работа № 3

1

50

Горная порода как соединение разных
минералов. Примеры минералов.
Полезные ископаемые – богатство
земных недр

1

51

Полезные ископаемые родного края:
характеристика, использование в
хозяйственной деятельности региона

1

52

Растения, используемые людьми в
хозяйственной деятельности

1

53

Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом на производстве,
в сельском хозяйстве

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841270
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841270
6Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841289
6
Презентация
https://infourok.ru/polezny
e-iskopaemyesverdlovskoj-oblasti4664634.html
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1
c
Презентация
https://kopilkaurokov.ru/na
chalniyeklassi/presentacii/
profiessii-ghoroda-i-siela

информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет;
• ориентироваться в возможных мошеннических
действиях при общении в мессенджерах.
Личностные
Трудового воспитания:
• осознание ценности трудовой деятельности в
жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
• осознание роли человека в природе и обществе,
принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие
действий, приносящих ей вред.
Метапредметные
• определять (в процессе рассматривания объектов
и явлений) существенные признаки и отношения
между объектами и явлениями;
• читать несложные планы, соотносить условные
обозначения с изображёнными объектами;
Предметные
• распознавать изученные объекты природы по их
описанию, рисункам и фотографиям, различать их
в окружающем мире;
• проводить по предложенному плану или
инструкции небольшие опыты с природными
объектами с использованием простейшего
лабораторного оборудования и измерительных
приборов; соблюдать безопасность проведения
опытов;
• группировать изученные объекты живой и
неживой природы, проводить простейшую
классификацию;

54

Семья: традиции, праздники.
Государственный бюджет

1

55

Семья – первый и главный коллектив
в жизни человека Повседневные
заботы семьи

1

56

Совместный труд. Семейный бюджет,
доходы и расходы семьи

1

57

Уникальные памятники культуры
России: Красная площадь, Кремль

1

58

Уникальные памятники культуры
России: исторический центр СанктПетербурга

1

РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/4452/conspect/1560
60/
РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/7122/conspect/2556
24/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412ef
4

Презентация
https://uchitelya.com/okru
zhayuschiy-mir/86938prezentaciya-moskovskiykreml-3-klass.html
Презентация
https://infourok.ru/prezent
aciya-po-okruzhayushemumiru-na-temu-gorod-naneve-3-klass5243138.html

Личностные
Трудового воспитания:
• осознание ценности трудовой деятельности в
жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам
труда, интерес к различным профессиям.
Духовно-нравственного воспитания:
• принятие существующих в обществе
нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на
проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и
доброжелательности.
Метапредметные
• ориентироваться в понятиях, соотносить понятия
и термины с их краткой характеристикой: понятия
и термины, связанные с социальным миром
(безопасность, семейный бюджет, памятник
культуры);
Предметные
• различать расходы и доходы семейного бюджета;
• проявлять уважение к семейным ценностям и
традициям, традициям своего народа и других
народов; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме.
Личностные
Гражданско-патриотического воспитания:
• становление ценностного отношения к своей
Родине – России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
• осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной
общности;
• сопричастность к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края;

59
60
61
62

63

64

Уникальные памятники культуры
России: Кижи, памятники Великого
Новгорода
Города Золотого кольца России:
Сергиев Посад, ПереславльЗалесский
Города Золотого кольца России:
Ростов, Углич, Ярославль
Достопримечательности родного
края: памятники природы и культуры
региона
Достопримечательности родного
края: памятники природы и культуры
региона. Тест по теме "Наша Родина Российская Федерация"
Памятники природы и культуры
стран Европы: Франция, Швеция,
Италия, Финляндия, Германия,
Великобритания.

Видеоурок
https://youtu.be/HdPpJq9q
2A0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413c3
c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413e3
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841380
e

1
1
1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841380
e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140b
a
Презентация
https://infourok.ru/prezent
aciyadostoprimechatelnoteybelarusi-2026512.html

65

Памятники природы и культуры
Белоруссии (по выбору)

1

66

Итоговая контрольная работа по
итогам обучения в 3 классе

1

67

Памятники природы и культуры
Китая (по выбору)

1

1
Презентация
https://uchitelya.com/okru
zhayuschiy-mir/32111-

• проявление интереса к истории и
многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам
Метапредметные
• различать понятия «век», «столетие»,
«историческое время»; соотносить историческое
событие с датой (историческим периодом).
• находить на карте нашу страну, столицу, свой
регион;
• читать несложные планы, соотносить условные
обозначения с изображёнными объектами;
• находить по предложению учителя информацию в
разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в
том числе в информационно-коммуникационной
сети Интернет (в условиях контролируемого
входа);
• описывать (характеризовать) отдельные страницы
истории нашей страны (в пределах изученного).
• планировать шаги по решению учебной задачи,
контролировать свои действия (при небольшой
помощи учителя);
• устанавливать причину возникающей трудности
или ошибки, корректировать свои действия.
Предметные
• приводить примеры памятников природы,
культурных объектов и достопримечательностей
родного края; столицы России, городов РФ с
богатой историей и культурой; российских центров
декоративно-прикладного искусства; проявлять
интерес и уважение к истории и культуре народов
России;
• показывать на карте мира материки, изученные
страны мира;

68

Памятники природы и культуры
стран Азии (по выбору)

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

prezentaciya-puteshestviev-kitay-3-klass.html
Презентация
https://infourok.ru/prezent
aciya-pamyatniki-kulturyazii-6754342.html

1
68

5

3

• создавать по заданному плану собственные
развёрнутые высказывания о природе, человеке и
обществе, сопровождая выступление
иллюстрациями (презентацией).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир. 3класс / Сост. И.
Ф. Яценко. – 10-е изд. – М.:ВАКО, 2019.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК https://urok.apkpro.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».