Школьный музей «Наследие»

11.07.2019

Школьный музей «Наследие» воссоздан по приказу директора МАОУ СОШ №13 Усмановой Зинаиды Михайловны 29 сентября 2014 года. Об этом говорит обращение выпускников 2015 года.

Сам музей «Наследие» состоит из нескольких разделов:

• Зал Славы.

• Русская изба.

•Фонды, хранилища музея.

Но самой посещаемой частью является один из кабинетов, который был отдан под школьный музей. В музее имеется план работы, размещённый на демонстрационном стенде, а также обращение к посетителям музея. 

Функции школьного музея «Наследие»:

· Документирование истории, культуры и природы родного края, России путём выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов.

· Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации  обучающихся.

· Организация культурно – просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешённой законом.

· Развитие детского самоуправления.

Школьный музей стал частью образовательного пространства школы. Здесь проводятся «музейные» уроки учителями истории и обществознания, уроки мужества, встречи с ветеранами труда, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, с жителями посёлка, интересными людьми Североуральского городского округа, защищаются проекты школьной научно – практической конференции.

Сюда приходят наши родители, бабушки и дедушки во время торжественных мероприятий. Гостеприимно музей распахивает свои двери для бывших учеников на вечерах встречи выпускников.

В Зале Славы проходят мероприятия, посвящённые памятным событиям в истории Отечества: День Победы, День Героев Отечества, День Защитников Отечества, День вывоза войск из Афганистана, Свеча Памяти. Здесь проходят торжественные линейки.

Особо оберегаемым местом является постамент на школьном дворе с именами земляков, выпускников школы: Дегтярёва С., Нестерова В., Степанова М., Каримова  О. Они  исполнили свой долг ценой собственной жизни.

С трепетным волнением открываем мы дверь «русской избы» с предметами старины: русская печь с чугунком и ухватом, коромысло, комод, этажерка - для нас всё странно. Так жили наши бабушки.

Школьный музей «Наследие» - хранитель памяти, сокровищница нашей школы. Беречь память – наш нравственный долг.

 

Что включает школьный музей «Наследие»

Школьный музей «Наследие» включает следующие разделы:

1. «Есть школа – имя ей 13»

-  История создание школы (материалы, фотографии);

- Директора школы №13;

- Книги Почёта;

- Школьные награды, грамоты, благодарности.

2. «Майгуров Виктор Викторович» - чемпион мира по биатлону – наш земляк (фотовитражи).

3.  «Посёлок наш на Северном Урале»

- Альманахи с историей посёлка;

- Альманахи, посвящённые победе в Великой Отечественной войне;

- Фотоальбомы;

- Ветераны посёлка (фото и биографии);

- Бессмертный полк (фото);

- Боевые листы (стенгазеты);

- Книги, изданные учителями, учениками, жителями п. Черёмухово («65-летию посвящается», «Дорогие мои земляки», «Наследие»)

4.Стеллаж «Ведётся поиск».

5.«Гордость школы – её выпускники»

- Стенгазеты;

- Фотоальбомы.

6. Материалы научно – практической конференции

- Альманахи;

- Проекты;

- Эскизы работ.Хочу такой сайт

7.Школьные атрибуты прошлых времён

- Форма;

- Парта;

- Учебники;

- Различные принадлежности и т.д.

8.«Душа вовек болеть не перестанет мой ученик погиб…»

- Информация о выпускниках – интернационалистах, погибших в горячих точках;

- Военная форма;

- Письма;

- Постамент на школьном дворе.

9. Во имя Отечества (стенгазеты).

10.Подарки музею.

11.«Спортивная доблесть» (кубки, благодарности, грамоты).

12.Шахта «Черёмуховская»

- История шахты «Черёмуховская»;

- Оборудование шахтёров;

- Фотографии.

13.Учителя школы №13 и информация о них.

14.Книга отзывов.

15.«Уголок памяти».



Размышления Разводовской Эльвиры Михайловны

Что такое музей? Нужен ли он школе?

«…Очень нужен.  Музей – (от греческого – храм муз), научное и культурно-просветительское учреждение, собирающее, хранящее, изучающее и экспонирую ее памятники материальной и духовной культуры, произведения искусства и т. д. Музеи делятся на отраслевые (художественные, исторические, этнографические и т. п.), комплексные (краеведческие), мемориальные.

В школах музеи нужны для расширения знаний, для обогащения сознания учащихся об окружающем мире, культуре, истории событий, происходящих в стране, в мире. Сейчас все можно найти в интернете. Но это не то, что можно увидеть собственными глазами и прикоснуться рукой к глиняной миске, к горшку для каши, к чугунному утюгу, нагреваемому раскаленным древесным углем, к тем предметам быта, которыми пользовались наши дедушки и бабушки в XVIII веке и раньше.

При создании школьного музея в школе №6 помогали старожилы поселка и первостроители поселка Черёмухово. Обратились к детям с просьбой спросить у бабушек и дедушек об их жизни в поселке, подарить музею старинные вещи. Люди были рады помочь. И понесли ухваты, тканые дорожки на пол, самовары. Павлова В. Н. подарила ковш золотоискателей. Ведь в бывших деревнях – Мостовой, Воскресенке мужчины мыли золото. Очень много писала и рассказывала о нашем крае Лосева Г. Я. Дети расспрашивали своих дедушек и бабушек о строителях поселка.  Галя Паслён написала рассказ своей бабушки Паслён Натальи Яковлевны.

В нашем музее была Доска почёта для работников шахты. Эту экспозицию приходило смотреть взрослое население, а дети находили на фотографиях своих родственников и гордились.

Именно со школьной скамьи надо учить детей познавать то, что их окружает. В первую очередь надо детей знакомить со своими родственниками, родителями, предками. Раньше люди знали свою родословную до седьмого колена и передавали это детям. В домах на стенах висели большие рамы, а в них под стеклом фотографии всех родных. Эти рамы пополнялись фотографиями вновь родившихся членов этого рода. И это правильно.

Пушкин А. С. говорил: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». В советское время дети и взрослые увлекались коллекционированием марок, наклеек со спичечных коробков, значков и т. д. В музее была организована экспозиция «История в календарях». В календарях отражались интересные разделы жизни народа: развитие страхования, природа, животные, транспорт и т.д. Ребята приносили карманные календарики. Оказывается, некоторые ребята собирали такие календарики.

Ко Дню космонавтики готовили мероприятие, в котором участвовали дети. Они рассказывали о нашем крае, как участнике в подготовке этой отрасли. Ведь у нас добывают боксит. Алюминий самый легкий металл, который используется в производстве самолетов и ракет. Вот он – окружающий мир. В школах музеи нужны и важны в образовательном процессе.

Замечательный писатель Виктор Астафьев сказал: «Если потомки не осмыслят и не осознают прошлого, у них не будет будущего». При работе над каким – то проектом о музеях, нужно привлекать учащихся. Дети должны заниматься поиском из книг, из встреч с живыми людьми…»

Размышления Усмановой Зинаиды Михайловны

«…Школьный музей... Насколько он необходим в развитии, обучении и воспитании подрастающего поколения? Что он даёт, чтобы напрямую влиять на развитие математического мышления, орфографической зоркости, читательской способности, и многого другого, что сопровождает ученика в его школьной жизни. Так ли он необходим? Я открываю дверь школьного музея вместе с пожилыми людьми. Они всматриваются в старые фотографии, портреты на стене, предметы – экспонаты, напоминающие им их детство и юность. Вот пионерский барабан, горн, значок, галстук… вот школьная парта, форма. Далёкое – близкое. Воспоминания нахлынули разом. Школьные годы… А вот лица учителей смотрят с фотографий… хочется найти своих. А это уже учителя наших детей. Вот она, шахтёрская каска. Наша, родная. А ребята рассказывают уже о посёлке, о Викторе Майгурове, знаменитом земляке.

Я в школьном музее вместе с выпускным классом на уроке Мужества. Передо мной выпускники. Я рассказываю им о других выпускниках той дальней военной поры. Их лица не запечатлели в школьном музее. Школа родилась в 1945 году, победном году. Но есть Книга памяти, есть страницы Великой Отечественной войны, есть 2 письма, принесённые в музей в 2005 году Чекуновой Людмилой Николаевной, письма отца – фронтовика. Моим сегодняшним выпускникам, наверно, трудно понять это волнение. «Память – слова совести и нравственности». Память о тех, кто жил, сражался, трудился, учился! Памятный уголок с именами тех, кого нет с нами за учительским столом… Светлая вам память, дорогие учителя.

Шумной стайкой забегают младшие школьники. Распахнутые глазки, руки тянутся к экспонатам. Вот примеряют шахтёрскую каску, рукавицы. Берите, смотрите, прикасайтесь. Это ваш музей,  вы  можете посидеть за школьной партой прошлого времени.

Наверно, для этого и существует школьный музей, чтобы ощутить связь времён и поколений. Чтобы понять и представить, как жили, трудились и учились твои бабушки и дедушки, папы и мамы. Здесь твоё родство. Здесь начинается твоя память, твоя Родина, дорогой ученик...»

Размышления Бериной Ирины Юрьевны       

«…Известный педагог Сухомлинский утверждал: «Сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, поскольку ярко видит мир и самого себя глазами патриота».

В работе по патриотическому воспитанию мы используем тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение – знание о своей малой Родине способствует формированию любви к ней, бережного отношения ко всему, что досталось от предшествующих поколений людей.

Музей - это то место, где происходит общение одного поколения с другим. Благодаря музею мы, обычные люди, не занимающиеся раскопками и не являющимися историками, можем наглядно посмотреть на то, как жили люди до нас. На то, как и чем занимались, что любили, из чего состояла их жизнь. Музей в школе - это, что поможет школьникам узнать, как учились их родители, с чего всё начиналось. Это очень нужно подрастающему поколению. Смотря на школу сегодня, многим интересно, какой она была раньше. Интересно узнать о боях Великой Отечественной войны и о том, как воспитанники школы помогали стране, ведь война коснулась каждого. Интересно узнать какой огромный шаг сделал прогресс в плане образования. Ведь школы сейчас совсем другие.

Музей в школе поможет ученикам всесторонне развиваться, не только изучая учебники, но и наглядно изучая те или иные области, ведь музей может быть не только историческим. Он может совмещать в себе живую природу, геологию, различные изобретения человечества. Он также поможет научить детей бережно обращаться с предметами старины, ценить экспонаты и привьёт ученикам мысли о прекрасном. Музей должен быть в каждой школе…»

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».