11.07.2019
Школьный музей «Наследие» воссоздан по
приказу директора МАОУ СОШ №13 Усмановой Зинаиды Михайловны 29 сентября 2014
года. Об этом говорит обращение
выпускников 2015 года.
Сам музей «Наследие» состоит из нескольких
разделов:
• Зал
Славы.
• Русская
изба.
•Фонды,
хранилища музея.
Но самой посещаемой частью является один
из кабинетов, который был отдан под школьный музей. В музее имеется план
работы, размещённый на демонстрационном стенде, а также обращение к посетителям
музея.
Функции школьного музея «Наследие»:
· Документирование
истории, культуры и природы родного края, России путём выявления, сбора,
изучения и хранения музейных предметов.
· Осуществление
музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию,
социализации обучающихся.
· Организация
культурно – просветительской, методической, информационной и иной деятельности,
разрешённой законом.
· Развитие
детского самоуправления.
Школьный музей стал частью
образовательного пространства школы. Здесь проводятся «музейные» уроки
учителями истории и обществознания, уроки мужества, встречи с ветеранами труда,
участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, с жителями посёлка,
интересными людьми Североуральского городского округа, защищаются проекты
школьной научно – практической конференции.
Сюда приходят наши родители, бабушки и
дедушки во время торжественных мероприятий. Гостеприимно музей распахивает свои
двери для бывших учеников на вечерах встречи выпускников.
В Зале Славы проходят мероприятия,
посвящённые памятным событиям в истории Отечества: День Победы, День Героев
Отечества, День Защитников Отечества, День вывоза войск из Афганистана, Свеча
Памяти. Здесь проходят торжественные линейки.
Особо оберегаемым местом является
постамент на школьном дворе с именами земляков, выпускников школы: Дегтярёва
С., Нестерова В., Степанова М., Каримова
О. Они исполнили свой долг ценой
собственной жизни.
С трепетным волнением открываем мы дверь
«русской избы» с предметами старины: русская печь с чугунком и ухватом,
коромысло, комод, этажерка - для нас всё странно. Так жили наши бабушки.
Школьный музей «Наследие» - хранитель
памяти, сокровищница нашей школы. Беречь память – наш нравственный долг.
Что
включает школьный музей «Наследие»
Школьный музей «Наследие» включает следующие разделы:
1. «Есть
школа – имя ей 13»
- История создание школы (материалы,
фотографии);
- Директора школы №13;
- Книги Почёта;
- Школьные награды, грамоты,
благодарности.
2. «Майгуров
Виктор Викторович» - чемпион мира по биатлону – наш земляк (фотовитражи).
3. «Посёлок наш на Северном Урале»
- Альманахи с историей посёлка;
- Альманахи, посвящённые победе в Великой
Отечественной войне;
- Фотоальбомы;
- Ветераны посёлка (фото и биографии);
- Бессмертный полк (фото);
- Боевые листы (стенгазеты);
- Книги, изданные учителями, учениками,
жителями п. Черёмухово («65-летию посвящается», «Дорогие мои земляки»,
«Наследие»)
4.Стеллаж
«Ведётся поиск».
5.«Гордость
школы – её выпускники»
- Стенгазеты;
- Фотоальбомы.
6. Материалы научно – практической конференции
- Альманахи;
- Проекты;
- Эскизы работ.
7.Школьные
атрибуты прошлых времён
- Форма;
- Учебники;
- Различные принадлежности и т.д.
8.«Душа
вовек болеть не перестанет мой ученик погиб…»
- Информация о выпускниках –
интернационалистах, погибших в горячих точках;
- Военная форма;
- Письма;
- Постамент на школьном дворе.
9. Во имя
Отечества (стенгазеты).
10.Подарки
музею.
11.«Спортивная
доблесть» (кубки, благодарности, грамоты).
12.Шахта
«Черёмуховская»
- История шахты «Черёмуховская»;
- Оборудование шахтёров;
- Фотографии.
13.Учителя
школы №13 и информация о них.
14.Книга
отзывов.
15.«Уголок
памяти».
Размышления
Разводовской Эльвиры Михайловны Что такое музей? Нужен ли он школе? «…Очень нужен. Музей – (от греческого – храм муз), научное и
культурно-просветительское учреждение, собирающее, хранящее, изучающее и
экспонирую ее памятники материальной и духовной культуры, произведения
искусства и т. д. Музеи делятся на отраслевые (художественные, исторические,
этнографические и т. п.), комплексные (краеведческие), мемориальные. В школах музеи нужны для расширения
знаний, для обогащения сознания учащихся об окружающем мире, культуре, истории
событий, происходящих в стране, в мире. Сейчас все можно найти в интернете. Но
это не то, что можно увидеть собственными глазами и прикоснуться рукой к
глиняной миске, к горшку для каши, к чугунному утюгу, нагреваемому раскаленным
древесным углем, к тем предметам быта, которыми пользовались наши дедушки и
бабушки в XVIII веке и раньше. При создании школьного музея в школе №6
помогали старожилы поселка и первостроители поселка Черёмухово. Обратились к
детям с просьбой спросить у бабушек и дедушек об их жизни в поселке, подарить
музею старинные вещи. Люди были рады помочь. И понесли ухваты, тканые дорожки
на пол, самовары. Павлова В. Н. подарила ковш золотоискателей. Ведь в бывших
деревнях – Мостовой, Воскресенке мужчины мыли золото. Очень много писала и
рассказывала о нашем крае Лосева Г. Я. Дети расспрашивали своих дедушек и
бабушек о строителях поселка. Галя
Паслён написала рассказ своей бабушки Паслён Натальи Яковлевны. В нашем музее была Доска почёта для
работников шахты. Эту экспозицию приходило смотреть взрослое население, а дети
находили на фотографиях своих родственников и гордились. Именно со школьной скамьи надо учить детей
познавать то, что их окружает. В первую очередь надо детей знакомить со своими
родственниками, родителями, предками. Раньше люди знали свою родословную до
седьмого колена и передавали это детям. В домах на стенах висели большие рамы,
а в них под стеклом фотографии всех родных. Эти рамы пополнялись фотографиями
вновь родившихся членов этого рода. И это правильно. Пушкин А. С. говорил: «Уважение к
минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». В советское время
дети и взрослые увлекались коллекционированием марок, наклеек со спичечных
коробков, значков и т. д. В музее была организована экспозиция «История в
календарях». В календарях отражались интересные разделы жизни народа: развитие
страхования, природа, животные, транспорт и т.д. Ребята приносили карманные
календарики. Оказывается, некоторые ребята собирали такие календарики. Ко Дню космонавтики готовили мероприятие,
в котором участвовали дети. Они рассказывали о нашем крае, как участнике в
подготовке этой отрасли. Ведь у нас добывают боксит. Алюминий самый легкий
металл, который используется в производстве самолетов и ракет. Вот он –
окружающий мир. В школах музеи нужны и важны в образовательном процессе. Замечательный писатель Виктор Астафьев
сказал: «Если потомки не осмыслят и не осознают прошлого, у них не будет
будущего». При работе над каким – то проектом о музеях, нужно привлекать
учащихся. Дети должны заниматься поиском из книг, из встреч с живыми людьми…» Размышления
Усмановой Зинаиды Михайловны «…Школьный музей... Насколько он необходим
в развитии, обучении и воспитании подрастающего поколения? Что он даёт, чтобы
напрямую влиять на развитие математического мышления, орфографической зоркости,
читательской способности, и многого другого, что сопровождает ученика в его
школьной жизни. Так ли он необходим? Я открываю дверь школьного музея вместе с
пожилыми людьми. Они всматриваются в старые фотографии, портреты на стене,
предметы – экспонаты, напоминающие им их детство и юность. Вот пионерский
барабан, горн, значок, галстук… вот школьная парта, форма. Далёкое – близкое.
Воспоминания нахлынули разом. Школьные годы… А вот лица учителей смотрят с
фотографий… хочется найти своих. А это уже учителя наших детей. Вот она,
шахтёрская каска. Наша, родная. А ребята рассказывают уже о посёлке, о Викторе
Майгурове, знаменитом земляке. Я в школьном музее вместе с выпускным классом
на уроке Мужества. Передо мной выпускники. Я рассказываю им о других
выпускниках той дальней военной поры. Их лица не запечатлели в школьном музее.
Школа родилась в 1945 году, победном году. Но есть Книга памяти, есть страницы
Великой Отечественной войны, есть 2 письма, принесённые в музей в 2005 году
Чекуновой Людмилой Николаевной, письма отца – фронтовика. Моим сегодняшним
выпускникам, наверно, трудно понять это волнение. «Память – слова совести и
нравственности». Память о тех, кто жил, сражался, трудился, учился! Памятный
уголок с именами тех, кого нет с нами за учительским столом… Светлая вам
память, дорогие учителя. Шумной стайкой забегают младшие школьники.
Распахнутые глазки, руки тянутся к экспонатам. Вот примеряют шахтёрскую каску,
рукавицы. Берите, смотрите, прикасайтесь. Это ваш музей, вы
можете посидеть за школьной партой прошлого времени. Наверно, для этого и существует школьный
музей, чтобы ощутить связь времён и поколений. Чтобы понять и представить, как
жили, трудились и учились твои бабушки и дедушки, папы и мамы. Здесь твоё
родство. Здесь начинается твоя память, твоя Родина, дорогой ученик...» Размышления
Бериной Ирины Юрьевны «…Известный педагог Сухомлинский
утверждал: «Сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем,
как глубоко идея Родины овладевает личностью, поскольку ярко видит мир и самого
себя глазами патриота». В работе по патриотическому воспитанию мы используем
тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение – знание о своей малой
Родине способствует формированию любви к ней, бережного отношения ко всему, что
досталось от предшествующих поколений людей. Музей - это то место, где происходит общение
одного поколения с другим. Благодаря музею мы, обычные люди, не занимающиеся
раскопками и не являющимися историками, можем наглядно посмотреть на то, как
жили люди до нас. На то, как и чем занимались, что любили, из чего состояла их
жизнь. Музей в школе - это, что поможет школьникам узнать, как учились их
родители, с чего всё начиналось. Это очень нужно подрастающему поколению.
Смотря на школу сегодня, многим интересно, какой она была раньше. Интересно
узнать о боях Великой Отечественной войны и о том, как воспитанники школы
помогали стране, ведь война коснулась каждого. Интересно узнать какой огромный
шаг сделал прогресс в плане образования. Ведь школы сейчас совсем другие. Музей в школе поможет ученикам всесторонне
развиваться, не только изучая учебники, но и наглядно изучая те или иные
области, ведь музей может быть не только историческим. Он может совмещать в
себе живую природу, геологию, различные изобретения человечества. Он также
поможет научить детей бережно обращаться с предметами старины, ценить экспонаты
и привьёт ученикам мысли о прекрасном. Музей должен быть в каждой школе…»
28.08.2024
Просмотров всего: , сегодня:
12.04.2024
Здесь находится видео, в котором вы можете ознакомиться с нашим школьным музеем!
Просмотров всего: , сегодня: