МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета № 14 от «30 августа» 2023 г. Приказом МАОУ «СОШ № 13» № 180-О от «30» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2424811) учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 «Б» класса Черемухово 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Цель программы по изобразительному искусству состоит в формировании художественной культуры обучающихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала обучающихся. Программа по изобразительному искусству направлена на развитие духовной культуры обучающихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей. Содержание программы по изобразительному искусству охватывает все основные виды визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности). Программа по изобразительному искусству знакомит обучающихся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественнотворческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественноэстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач. Содержание программы по изобразительному искусству структурировано как система тематических модулей. Изучение содержания всех модулей в 1–4 классах обязательно. Общее число часов, отведённых на изучение изобразительного искусства, составляет 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 3 КЛАСС Модуль «Графика» Эскизы обложки и иллюстраций к детской книге сказок (сказка по выбору). Рисунок буквицы. Макет книги-игрушки. Совмещение изображения и текста. Расположение иллюстраций и текста на развороте книги. Поздравительная открытка. Открытка-пожелание. Композиция открытки: совмещение текста (шрифта) и изображения. Рисунок открытки или аппликация. Эскиз плаката или афиши. Совмещение шрифта и изображения. Особенности композиции плаката. Графические зарисовки карандашами по памяти или на основе наблюдений и фотографий архитектурных достопримечательностей своего города. Транспорт в городе. Рисунки реальных или фантастических машин. Изображение лица человека. Строение, пропорции, взаиморасположение частей лица. Эскиз маски для маскарада: изображение лица – маски персонажа с ярко выраженным характером. Аппликация из цветной бумаги. Модуль «Живопись» Создание сюжетной композиции «В цирке», использование гуаши или карандаша и акварели (по памяти и представлению). Художник в театре: эскиз занавеса (или декораций сцены) для спектакля со сказочным сюжетом (сказка по выбору). Тематическая композиция «Праздник в городе». Гуашь по цветной бумаге, возможно совмещение с наклейками в виде коллажа или аппликации. Натюрморт из простых предметов с натуры или по представлению. «Натюрморт-автопортрет» из предметов, характеризующих личность обучающегося. Пейзаж в живописи. Передача в пейзаже состояний в природе. Выбор для изображения времени года, времени дня, характера погоды и особенностей ландшафта (лес или поле, река или озеро); количество и состояние неба в изображении. Портрет человека по памяти и представлению с опорой на натуру. Выражение в портрете (автопортрете) характера человека, особенностей его личности с использованием выразительных возможностей композиционного размещения в плоскости листа, особенностей пропорций и мимики лица, характера цветового решения, сильного или мягкого контраста, включения в композицию дополнительных предметов. Модуль «Скульптура» Создание игрушки из подручного нехудожественного материала, придание ей одушевлённого образа (добавления деталей лепных или из бумаги, ниток или других материалов). Лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки или создание этого персонажа путём бумагопластики. Освоение знаний о видах скульптуры (по назначению) и жанрах скульптуры (по сюжету изображения). Лепка эскиза парковой скульптуры. Выражение пластики движения в скульптуре. Работа с пластилином или глиной. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Приёмы исполнения орнаментов и выполнение эскизов украшения посуды из дерева и глины в традициях народных художественных промыслов Хохломы и Гжели (или в традициях других промыслов по выбору учителя). Эскизы орнаментов для росписи тканей. Раппорт. Трафарет и создание орнамента при помощи печаток или штампов. Эскизы орнамента для росписи платка: симметрия или асимметрия построения композиции, статика и динамика узора, ритмические чередования мотивов, наличие композиционного центра, роспись по канве. Рассматривание павловопосадских платков. Проектирование (эскизы) декоративных украшений в городе, например, ажурные ограды, украшения фонарей, скамеек, киосков, подставок для цветов. Модуль «Архитектура» Зарисовки исторических памятников и архитектурных достопримечательностей города или села. Работа по наблюдению и по памяти, на основе использования фотографий и образных представлений. Проектирование садово-паркового пространства на плоскости (аппликация, коллаж) или в виде макета с использованием бумаги, картона, пенопласта и других подручных материалов. Графический рисунок (индивидуально) или тематическое панно «Образ моего города» (села) в виде коллективной работы (композиционная склейка-аппликация рисунков зданий и других элементов городского пространства, выполненных индивидуально). Модуль «Восприятие произведений искусства» Иллюстрации в детских книгах и дизайн детской книги. Рассматривание и обсуждение иллюстраций известных российских иллюстраторов детских книг. Восприятие объектов окружающего мира – архитектура, улицы города или села. Памятники архитектуры и архитектурные достопримечательности (по выбору учителя), их значение в современном мире. Виртуальное путешествие: памятники архитектуры в Москве и СанктПетербурге (обзор памятников по выбору учителя). Художественные музеи. Виртуальные путешествия в художественные музеи: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Экскурсии в местные художественные музеи и галереи. Виртуальные экскурсии в знаменитые зарубежные художественные музеи (выбор музеев – за учителем). Осознание значимости и увлекательности посещения музеев; посещение знаменитого музея как событие; интерес к коллекции музея и искусству в целом. Виды пространственных искусств: виды определяются по назначению произведений в жизни людей. Жанры в изобразительном искусстве – в живописи, графике, скульптуре – определяются предметом изображения; классификация и сравнение содержания произведений сходного сюжета (например, портреты, пейзажи). Представления о произведениях крупнейших отечественных художников-пейзажистов: И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. К. Айвазовского и других. Представления о произведениях крупнейших отечественных портретистов: В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. А. Серова и других. Модуль «Азбука цифровой графики» Построение в графическом редакторе различных по эмоциональному восприятию ритмов расположения пятен на плоскости: покой (статика), разные направления и ритмы движения (например, собрались, разбежались, догоняют, улетают). Вместо пятен (геометрических фигур) могут быть простые силуэты машинок, птичек, облаков. В графическом редакторе создание рисунка элемента орнамента (паттерна), его копирование, многократное повторение, в том числе с поворотами вокруг оси рисунка, и создание орнамента, в основе которого раппорт. Вариативное создание орнаментов на основе одного и того же элемента. Изображение и изучение мимики лица в программе Paint (или другом графическом редакторе). Совмещение с помощью графического редактора векторного изображения, фотографии и шрифта для создания плаката или поздравительной открытки. Редактирование фотографий в программе PictureManager: изменение яркости, контраста, насыщенности цвета; обрезка, поворот, отражение. Виртуальные путешествия в главные художественные музеи и музеи местные (по выбору учителя). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: уважение и ценностное отношение к своей Родине – России; ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества; духовно-нравственноеразвитие обучающихся; мотивация к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности; позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов. Патриотическое воспитание осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях. Гражданское воспитание осуществляется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты их эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственный поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают обучающемуся обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества. Эстетическое воспитание – важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности. Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу – обязательные требования к определённым заданиям по программе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными познавательными действиями В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Пространственные представления и сенсорные способности: характеризоватьформупредмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщатьформусоставнойконструкции; выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях; передавать обобщённый образ реальности при построении плоской композиции; соотносить тональные отношения (тёмное – светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов; проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества; использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды; анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека; формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения; использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: использоватьэлектронныеобразовательныересурсы; уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями; выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях; осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем; соблюдать правила информационной безопасности при работе в Интернете. Овладение универсальными коммуникативными действиями У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами; вести диалог и участвовать в обсуждении, проявляя уважительное отношение к противоположным мнениям, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности; демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем; признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей; взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. Овладение универсальными регулятивными действиями У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и проявляя бережное отношение к используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству: Модуль «Графика». Приобретать представление о художественном оформлении книги, о дизайне книги, многообразии форм детских книг, о работе художниковиллюстраторов. Получать опыт создания эскиза книжки-игрушки на выбранный сюжет: рисунок обложки с соединением шрифта (текста) и изображения, рисунок заглавной буквицы, создание иллюстраций, размещение текста и иллюстраций на развороте. Узнавать об искусстве шрифта и образных (изобразительных) возможностях надписи, о работе художника над шрифтовой композицией. Создавать практическую творческую работу – поздравительную открытку, совмещая в ней шрифт и изображение. Узнавать о работе художников над плакатами и афишами. Выполнять творческую композицию – эскиз афиши к выбранному спектаклю или фильму. Узнавать основные пропорции лица человека, взаимное расположение частей лица. Приобретать опыт рисования портрета (лица) человека. Создавать маску сказочного персонажа с ярко выраженным характером лица (для карнавала или спектакля). Модуль «Живопись» Осваивать приёмы создания живописной композиции (натюрморта) по наблюдению натуры или по представлению. Рассматривать, эстетически анализировать сюжет и композицию, эмоциональное настроение в натюрмортах известных отечественных художников. Приобретать опыт создания творческой живописной работы – натюрморта с ярко выраженным настроением или «натюрмортаавтопортрета». Изображать красками портрет человека с опорой на натуру или по представлению. Создавать пейзаж, передавая в нём активное состояние природы. Приобрести представление о деятельности художника в театре. Создать красками эскиз занавеса или эскиз декораций к выбранному сюжету. Познакомиться с работой художников по оформлению праздников. Выполнить тематическую композицию «Праздник в городе» на основе наблюдений, по памяти и по представлению. Модуль «Скульптура» Приобрести опыт творческой работы: лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки (или создание этого персонажа в технике бумагопластики, по выбору учителя). Учиться создавать игрушку из подручного нехудожественного материала путём добавления к ней необходимых деталей и тем самым «одушевления образа». Узнавать о видах скульптуры: скульптурные памятники, парковая скульптура, мелкая пластика, рельеф (виды рельефа). Приобретать опыт лепки эскиза парковой скульптуры. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Узнавать о создании глиняной и деревянной посуды: народные художественные промыслы гжель и хохлома. Знакомиться с приёмами исполнения традиционных орнаментов, украшающих посуду гжели и хохломы; осваивать простые кистевые приёмы, свойственные этим промыслам; выполнить эскизы орнаментов, украшающих посуду (по мотивам выбранного художественного промысла). Узнать о сетчатых видах орнаментов и их применении, например, в росписи тканей, стен, уметь рассуждать с опорой на зрительный материал о видах симметрии в сетчатом орнаменте. Осваивать навыки создания орнаментов при помощи штампов и трафаретов. Получить опыт создания композиции орнамента в квадрате (в качестве эскиза росписи женского платка). Модуль «Архитектура» Выполнить зарисовки или творческие рисунки по памяти и по представлению на тему исторических памятников или архитектурных достопримечательностей своего города. Создать эскиз макета паркового пространства или участвовать в коллективной работе по созданию такого макета. Создать в виде рисунков или объёмных аппликаций из цветной бумаги эскизы разнообразных малых архитектурных форм, наполняющих городское пространство. Придумать и нарисовать (или выполнить в технике бумагопластики) транспортное средство. Выполнить творческий рисунок – создать образ своего города или села или участвовать в коллективной работе по созданию образа своего города или села (в виде коллажа). Модуль «Восприятие произведений искусства» Рассматривать и обсуждать содержание работы художника, ценностно и эстетически относиться к иллюстрациям известных отечественных художников детских книг, получая различную визуально-образную информацию; знать имена нескольких художников детской книги. Рассматривать и анализировать архитектурные постройки своего города (села), характерные особенности улиц и площадей, выделять центральные по архитектуре здания и обсуждать их архитектурные особенности, приобретать представления, аналитический и эмоциональный опыт восприятия наиболее известных памятников архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга (для жителей регионов на основе фотографий, телепередач и виртуальных путешествий), уметь обсуждать увиденные памятники. Знать и уметь объяснять назначение основных видов пространственных искусств: изобразительных видов искусства – живописи, графики, скульптуры; архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных видов искусства, а также деятельности художника в кино, в театре, на празднике. Знать и уметь называть основные жанры живописи, графики и скульптуры, определяемые предметом изображения. Знать имена крупнейших отечественных художников-пейзажистов: И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. К. Айвазовского и других (по выбору учителя), приобретать представления об их произведениях. Осуществлять виртуальные интерактивные путешествия в художественные музеи, участвовать в исследовательских квестах, в обсуждении впечатлений от виртуальных путешествий. Знать имена крупнейших отечественных портретистов: В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. А. Серова и других (по выбору учителя), приобретать представления об их произведениях. Понимать значение музеев и называть, указывать, где находятся и чему посвящены их коллекции: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Знать, что в России много замечательных художественных музеев, иметь представление о коллекциях своих региональных музеев. Модуль «Азбука цифровой графики» Осваивать приёмы работы в графическом редакторе с линиями, геометрическими фигурами, инструментами традиционного рисования. Применять получаемые навыки для усвоения определённых учебных тем, например: исследования свойств ритма и построения ритмических композиций, составления орнаментов путём различных повторений рисунка узора, простого повторения (раппорт), экспериментируя на свойствах симметрии; создание паттернов. Осваивать с помощью создания схемы лица человека его конструкцию и пропорции; осваивать с помощью графического редактора схематическое изменение мимики лица. Осваивать приёмы соединения шрифта и векторного изображения при создании, например, поздравительных открыток, афиши. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Количествочасов № п/п 1 2 3 4 5 Наименованиеразделов и темпрограммы Введение Искусство в твоемдоме Искусство на улицах твоего города Художник и зрелище Художник и музей Итоговый контроль (контрольные и проверочные работы) ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 6 Всего Контрольные Практические работы работы Электронные (цифровые) образовательныересурс ы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411892 1 8 8 7 9 1 1 34 1 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Темаурока 1 Изображение, постройка, украшения и материалы: знакомимся с иллюстрациями и дизайном предметов 2 Твои игрушки: создаем игрушки из Всего Практические работы № п/п Контрольные работы Количествочасов Электронныеци фровыеобразов ательныересурс ы Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a 1496ae Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a 14a932 Планируемые результаты Личностные Освоение обучающимися содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративноприкладном и изобразительном искусстве. Метапредметные Уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и проявляя бережное отношение к используемым материалам; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей Предметные Знать и уметь объяснять назначение основных видов пространственных искусств: изобразительных видов искусства – живописи, графики, скульптуры; архитектуры, дизайна, декоративноприкладных видов искусства, а также деятельности художника в кино, в театре, на празднике. Личностные Развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Метапредметные Использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды; анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека Предметные Учиться создавать игрушку из подручного нехудожественного материала путём добавления к ней необходимых деталей и тем самым «одушевления образа». подручного нехудожественного материала и/или из пластилина/глины 3 Посуда у тебя дома: изображаем орнаменты и эскизы украшения посуды в традициях народных художественных промыслов 4 Обои и шторы у тебя дома: создаем орнаменты для обоев и штор. Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a 14af2c Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a 14b166 Личностные Освоение обучающимися содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративноприкладном и изобразительном искусстве. Метапредметные Соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций Предметные Узнавать о создании глиняной и деревянной посуды: народные художественные промыслы Гжель и Хохлома. Знакомиться с приёмами исполнения традиционных орнаментов, украшающих посуду Гжели и Хохломы; осваивать простые кистевые приёмы, свойственные этим промыслам; выполнить эскизы орнаментов, украшающих посуду (по мотивам выбранного художественного промысла). Личностные Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Метапредметные 5 Орнаменты для обоев и штор: создаем орнаменты в графическом редакторе. 6 Мамин платок: создаем орнамент в квадрате 7 Твои книжки: создаем эскизы обложки, Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a 14cd18 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a 14b2c4 Библиотека ЦОК 1 Использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций Предметные Применять получаемые навыки для усвоения определённых учебных тем, например: исследования свойств ритма и построения ритмических композиций, составления орнаментов путём различных повторений рисунка узора, простого повторения (раппорт), экспериментируя на свойствах симметрии; создание паттернов. https://m.edsoo.ru/8a 1494d8https://m.edso Личностные Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают обучающемуся обрести социально значимые знания Метапредметные Понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами; использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций Предметные Узнать о сетчатых видах орнаментов и их применении, например, в росписи тканей, стен, уметь рассуждать с опорой на зрительный материал о видах симметрии в сетчатом орнаменте. Личностные Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, в заглавной буквицы и иллюстраций к детской книге сказок 8 Открытки: создаем поздравительную открытку. Тематический срез знаний по теме «Искусство в твоём доме» 9 Труд художника для твоего дома: рассматриваем работы художников над o.ru/8a14c0e8 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a 14929e Презентация 1 https://infourok.ru/pr ezentaciya-trudhudozhnika-dlyatvoego-doma- стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию. Метапредметные Проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных Предметные Приобретать представление о художественном оформлении книги, о дизайне книги, многообразии форм детских книг, о работе художников - иллюстраторов. Получать опыт создания эскиза книжки-игрушки на выбранный сюжет: рисунок обложки с соединением шрифта (текста) и изображения, рисунок заглавной буквицы, создание иллюстраций, размещение текста и иллюстраций на развороте. Узнавать об искусстве шрифта и образных (изобразительных) возможностях надписи, о работе художника над шрифтовой композицией. Личностные Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественнотворческой деятельности. Метапредметные Классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений Предметные Осваивать приёмы соединения шрифта и векторного изображения при создании, например, поздравительных открыток, афиши. Личностные Эстетическое воспитание – важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Метапредметные предметами быта. 10 Памятникиархитектур ы: виртуальноепутешеств ие 11 Исторические и архитектурные памятники: рисуем достопримечательност и города или села obobshenie-temy5544197.html Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a 14c35e Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a 14b490 Анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах. Предметные Рассматривать и обсуждать содержание работы художника, ценностно и эстетически относиться к иллюстрациям известных отечественных художников детских книг, получая различную визуально-образную информацию; знать имена нескольких художников детской книги. Личностные Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственный поиск человечества. Метапредметные Осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем Предметные Рассматривать и анализировать архитектурные постройки своего города (села), характерные особенности улиц и площадей, выделять центральные по архитектуре здания и обсуждать их архитектурные особенности, приобретать представления, аналитический и эмоциональный опыт восприятия наиболее известных памятников архитектуры. Личностные Метапредметные Использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды. Предметные Создать в виде рисунков или объёмных аппликаций из цветной бумаги эскизы разнообразных малых архитектурных форм, наполняющих городское пространство. 12 Парки, скверы, бульвары: создаем эскиз макета паркового пространства 13 Ажурные ограды: проектируем декоративные украшения в городе 14 Волшебные фонари: создаем малые архитектурные формы Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a 14b6e8 Видеоурок 1 https://yandex.ru/vid eo/preview/ Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a 14b8e6 Личностные Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию. Метапредметные Анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека. Предметные Создать эскиз макета паркового пространства или участвовать в коллективной работе по созданию такого макета. Личностные Патриотическое воспитание осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Метапредметные Формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения; использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций. Предметные Узнать о сетчатых видах орнаментов и их применении, например, в росписи тканей, стен, уметь рассуждать с опорой на зрительный материал о видах симметрии в сетчатом орнаменте. Личностные Гражданское воспитание осуществляется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Метапредметные Классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Предметные Узнавать о видах скульптуры: скульптурные памятники, парковая скульптура, мелкая пластика, рельеф (виды рельефа). Приобретать опыт лепки эскиза парковой скульптуры. для города (фонари) Презентация 15 16 Витрины: создаем витрины - малые архитектурные формы для города. Удивительный транспорт: рисуем или создаем в бумагопластике фантастический транспорт 1 https://infourok.ru/pr ezentaciya-poizobrazitelnomuiskusstvu-na-temuvitrini-klass3153933.html Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a 14ba1c Личностные Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы.Занятия искусством помогают обучающемуся обрести социально значимые знания. Метапредметные Проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий. Предметные Осваивать навыки создания орнаментов при помощи штампов и трафаретов. Личностные Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Метапредметные Использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды. Предметные Придумать и нарисовать (или выполнить в технике бумагопластики) транспортное средство. 17 Труд художника на улицах твоего города: создаем панно «Образ моего города». Тематический срез знаний по разделу « Искусство на улицах твоего города» 18 Художник в цирке: рисуем на тему «В цирке» 19 Художник в театре: создаем эскиз занавеса или декораций сцены Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a 14bd46 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a 14a19e Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a 14a45a Личностные Гражданское воспитание осуществляется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Метапредметные Анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека. Предметные Выполнить творческий рисунок – создать образ своего города или села или участвовать в коллективной работе по созданию образа своего города или села (в виде коллажа). Личностные Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственный поиск человечества. Метапредметные Классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей. Предметные Знать и уметь объяснять назначение основных видов пространственных искусств: изобразительных видов искусства – живописи, графики, скульптуры; архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных видов искусства, а также деятельности художника в кино, в театре, на празднике. Личностные Эстетическое воспитание – важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Метапредметные Использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды Предметные Приобрести представление о деятельности художника в театре. Создать красками эскиз занавеса или эскиз декораций к выбранному сюжету. 20 21 Театр кукол: создаем сказочного персонажа из пластилина или в бумагопластике. Маска: создаем маски сказочных персонажей с характерным выражением лица Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a 14a7f2 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a 14996a Личностные Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию. Метапредметные Проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий. Предметные Приобрести опыт творческой работы: лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки (или создание этого персонажа в технике бумагопластики, по выбору учителя). Личностные Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественнотворческой деятельности. Метапредметные Демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; Предметные Создавать маску сказочного персонажа с ярко выраженным характером лица (для карнавала или спектакля). 22 Афиша и плакат: создаем эскиз афиши к спектаклю или фильму Библиотека ЦОК 1 23 Праздник в городе: создаем композицию «Праздник в городе» 1 24 Школьный карнавал: украшаем школу, 1 https://m.edsoo.ru/8a 14982a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a 14a626 Личностные Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. Метапредметные Самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях. Предметные Узнавать о работе художников над плакатами и афишами. Выполнять творческую композицию – эскиз афиши к выбранному спектаклю или фильму. Личностные Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Метапредметные Проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества Предметные Выполнить тематическую композицию «Праздник в городе» на основе наблюдений, по памяти и по представлению. Личностные Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу – обязательные требования к определённым заданиям по программе. Метапредметные Демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта. Предметные проводим выставку наших работ. Тематический тест по разделу «Художник и зрелище» Презентация 25 26 Музей в жизни города: виртуальное путешествие Картина – особый мир: восприятие картин различных жанров в музеях 1 https://infourok.ru/pr ezentaciya-poizobrazitelnomuiskusstvu-muzei-vzhizni-goroda-klass2806621.html Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a 14c71e Личностные Патриотическое воспитание осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Метапредметные Осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем. Предметные Знать и уметь называть основные жанры живописи, графики и скульптуры, определяемые предметом изображения Личностные Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственный поиск человечества. Метапредметные Сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов. Предметные Знать имена крупнейших отечественных художников-пейзажистов: И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.К. Айвазовского и других (по выбору учителя), приобретать представления об их произведениях. 27 Музеи искусства: участвуем в виртуальном интерактивном путешествии в художественные музеи Библиотека ЦОК 1 28 Картина-пейзаж: рисуем пейзаж, отображаем состояние природы 1 29 Картина-портрет: 1 https://m.edsoo.ru/8a 14d0d8https://m.edso o.ru/8a14ca48 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a 149c3ahttps://m.edso o.ru/8a14c890 Презентация Личностные Эстетическое воспитание – важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Метапредметные Осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем. Предметные Понимать значение музеев и называть, указывать, где находятся и чему посвящены их коллекции: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Личностные Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественнотворческой деятельности. Метапредметные Пространственные представления и сенсорные способности: характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе. Предметные Создавать пейзаж, передавая в нём активное состояние природы. Личностные рассматриваем произведения портретистов, сочиняем рассказы к портретам. Изображение портрета: рисуем портрет человека красками. 30 31 Картина-натюрморт: рисуемнатюрморт Картины исторические и бытовые: создаем композицию историческую или бытовую https://infourok.ru/ prezentaciya-poizobrazitelnomuiskusstvu-na-temuportret-3-klass4235749.html Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a 149eb0 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a 149abe Презентация 1 https://infourok.ru/pr ezentaciya-poizobrazitelnomuiskusstvu-na-temukartini-istoricheskiei-bitovie-klass3136217.html Эстетическое воспитание – важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Метапредметные Передавать обобщенный образ реальности при построении плоской композиции; соотносить тональные отношения (тёмное – светлое) в пространственных и плоскостных объектах. Предметные Изображать красками портрет человека с опорой на натуру или по представлению. Личностные Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию. Метапредметные Выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении. Предметные Приобретать опыт создания творческой живописной работы – натюрморта с ярко выраженным настроением или «натюрмортаавтопортрета».Приобретать опыт рисования портрета (лица) человека. Личностные Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. Метапредметные Сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой. Предметные Знать имена крупнейших отечественных портретистов: В.И. Сурикова, И.Е. Репина, В.А. Серова и других (по выбору учителя), приобретать представления об их произведениях. 32 Итоговая контрольная работа 06.05.2024 33 Скульптура в музее и на улице: лепим эскиз парковой скульптуры 34 Художественная выставка: организуем художественную выставку работ обучающихся 1 Метапредметные Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. 1 Библиотека ЦОК 1 1 https://m.edsoo.ru/8a 14acca Личностные Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Метапредметные Классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Предметные Узнавать о видах скульптуры: скульптурные памятники, парковая скульптура, мелкая пластика, рельеф (виды рельефа). Приобретать опыт лепки эскиза парковой скульптуры Личностные Гражданское воспитание осуществляется через развитие чувства личной причастности к жизни общества. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности. Метапредметные Признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей; взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению Предметные Познакомиться с работой художников по оформлению праздников. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Изобразительное искусство: 3-й класс: учебник, 3 класс/ Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. и другие; под ред. Неменского Б. М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://urok.apkpro.ru/