РП по математике НОО 4 класс 2023 год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета
№14

приказом МАОУ «СОШ № 13»
№ 180-О от «30» августа 2023 г.

от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 582762)
учебного предмета «Математика»
для обучающихся 4 класса

п. Черёмухово 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по математике на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на
целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
На уровне начального общего образования изучение математики имеет
особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые им знания, опыт
выполнения предметных и универсальных действий на математическом
материале, первоначальное овладение математическим языком станут
фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также
будут востребованы в жизни. Программа по математике на уровне
начального общего образования направлена на достижение следующих
образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
освоение начальных математических знаний – понимание значения
величин и способов их измерения, использование арифметических способов
для разрешения сюжетных ситуаций, становление умения решать учебные и
практические задачи средствами математики, работа с алгоритмами
выполнения арифметических действий;
формирование
функциональной
математической
грамотности
обучающегося, которая характеризуется наличием у него опыта решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на
понимании и применении математических отношений («часть – целое»,
«больше – меньше», «равно – неравно», «порядок»), смысла арифметических
действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события);
обеспечение математического развития обучающегося – способности к
интеллектуальной
деятельности,
пространственного
воображения,
математической речи, формирование умения строить рассуждения, выбирать
аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные)
утверждения, вести поиск информации;
становление учебно-познавательных мотивов, интереса к изучению и
применению
математики,
важнейших
качеств
интеллектуальной
деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения,
математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых
результатов программы по математике лежат следующие ценности
математики, коррелирующие со становлением личности обучающегося:
понимание математических отношений выступает средством познания
закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и

явлений, происходящих в природе и в обществе (например, хронология
событий, протяжённость по времени, образование целого из частей,
изменение формы, размера);
математические представления о числах, величинах, геометрических
фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и
человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры,
объекты природы);
владение математическим языком, элементами алгоритмического
мышления позволяет обучающемуся совершенствовать коммуникативную
деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические
цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность
предположения).
На уровне начального общего образования математические знания и
умения применяются обучающимся при изучении других учебных предметов
(количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и
прикидка, использование графических форм представления информации).
Приобретённые обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать
рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений,
приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение,
называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических
величин
(длина,
периметр,
площадь)
становятся
показателями
сформированной
функциональной
грамотности
обучающегося
и
предпосылкой успешного дальнейшего обучения на уровне основного
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по математике,
представленные по годам обучения, отражают, в первую очередь,
предметные достижения обучающегося. Также они включают отдельные
результаты в области становления личностных качеств и метапредметных
действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения.
На изучение математики отводится 540 часов: в 1 классе – 132 часа (4
часа в неделю), во 2 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 3 классе – 136
часов (4 часа в неделю), в 4 классе – 136 часов (4 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Основное содержание обучения в программе по математике
представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия»,
«Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические
фигуры», «Математическая информация».
4 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах миллиона: чтение, запись, поразрядное сравнение
упорядочение. Число, большее или меньшее данного числа на заданное число
разрядных единиц, в заданное число раз.
Величины: сравнение объектов по массе, длине, площади, вместимости.
Единицы массы (центнер, тонна)и соотношения между ними.
Единицы времени (сутки, неделя, месяц, год, век), соотношения между
ними.
Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр),
площади (квадратный метр, квадратный сантиметр), вместимости (литр),
скорости (километры в час, метры в минуту, метры в секунду). Соотношение
между единицами в пределах 100 000.
Доля величины времени, массы, длины.
Арифметические действия
Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах
миллиона. Письменное умножение, деление многозначных чисел на
однозначное (двузначное) число в пределах 100 000. Деление с остатком.
Умножение и деление на 10, 100, 1000.
Свойства арифметических действий и их применение для вычислений.
Поиск значения числового выражения, содержащего несколько действий в
пределах 100 000. Проверка результата вычислений, в том числе с помощью
калькулятора.
Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического
действия: запись, нахождение неизвестного компонента.
Умножение и деление величины на однозначное число.
Текстовые задачи
Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2–3 действия:
анализ, представление на модели, планирование и запись решения, проверка
решения и ответа. Анализ зависимостей, характеризующих процессы:
движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность,
время, объём работы), купли-продажи (цена, количество, стоимость) и
решение соответствующих задач. Задачи на установление времени (начало,
продолжительность и окончание события), расчёта количества, расхода,
изменения. Задачи на нахождение доли величины, величины по её доле.

Разные способы решения некоторых видов изученных задач. Оформление
решения по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового
выражения.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Наглядные представления о симметрии.
Окружность, круг: распознавание и изображение. Построение
окружности заданного радиуса. Построение изученных геометрических
фигур с помощью линейки, угольника, циркуля. Различение, называние
пространственных геометрических фигур (тел): шар, куб, цилиндр, конус,
пирамида.
Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты),
составление фигур из прямоугольников или квадратов.
Периметр, площадь фигуры, составленной из двух – трёх
прямоугольников (квадратов).
Математическая информация
Работа с утверждениями: конструирование, проверка истинности.
Составление и проверка логических рассуждений при решении задач.
Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира,
представленные на диаграммах, схемах, в таблицах, текстах. Сбор
математических данных о заданном объекте (числе, величине,
геометрической фигуре). Поиск информации в справочной литературе,
Интернете. Запись информации в предложенной таблице, на столбчатой
диаграмме.
Доступные электронные средства обучения, пособия, тренажёры, их
использование под руководством педагога и самостоятельное. Правила
безопасной работы с электронными источниками информации (электронная
форма учебника, электронные словари, образовательные сайты,
ориентированные на обучающихся начального общего образования).
Алгоритмы решения изученных учебных и практических задач.
Изучение математики в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
ориентироваться в изученной математической терминологии,
использовать её в высказываниях и рассуждениях;
сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические
фигуры), записывать признак сравнения;

выбирать метод решения математической задачи (алгоритм действия,
приём вычисления, способ решения, моделирование ситуации, перебор
вариантов);
обнаруживать модели изученных геометрических фигур в окружающем
мире;
конструировать геометрическую фигуру, обладающую заданным
свойством (отрезок заданной длины, ломаная определённой длины, квадрат с
заданным периметром);
классифицировать объекты по 1–2 выбранным признакам;
составлять модель математической задачи, проверять её соответствие
условиям задачи;
определять с помощью цифровых и аналоговых приборов: массу
предмета (электронные и гиревые весы), температуру (градусник), скорость
движения транспортного средства (макет спидометра), вместимость
(измерительные сосуды).
У обучающегося будут сформированы следующие информационные
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
представлять информацию в разных формах;
извлекать и интерпретировать информацию, представленную в таблице,
на диаграмме;
использовать справочную литературу для поиска информации, в том
числе Интернет (в условиях контролируемого выхода).
У обучающегося будут сформированы следующие действия общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
использовать математическую терминологию для записи решения
предметной или практической задачи;
приводить примеры и контрпримеры для подтверждения или
опровержения вывода, гипотезы;
конструировать, читать числовое выражение;
описывать практическую ситуацию с использованием изученной
терминологии;
характеризовать математические объекты, явления и события с
помощью изученных величин;
составлять инструкцию, записывать рассуждение;
инициировать обсуждение разных способов выполнения задания, поиск
ошибок в решении.
У обучающегося будут сформированы следующие действия
самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных
учебных действий:

контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма
арифметического действия, решения текстовой задачи, построения
геометрической фигуры, измерения;
самостоятельно выполнять прикидку и оценку результата измерений;
находить, исправлять, прогнозировать ошибки и трудности в решении
учебной задачи.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
участвовать в совместной деятельности: договариваться о способе
решения, распределять работу между членами группы (например, в случае
решения задач, требующих перебора большого количества вариантов),
согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального
способа;
договариваться с одноклассниками в ходе организации проектной
работы с величинами (составление расписания, подсчёт денег, оценка
стоимости и покупки, приближённая оценка расстояний и временных
интервалов, взвешивание, измерение температуры воздуха и воды),
геометрическими фигурами (выбор формы и деталей при конструировании,
расчёт и разметка, прикидка и оценка конечного результата).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
МАТЕМАТИКЕ
НА
УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по математике на уровне
начального общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения математики на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
осознавать необходимость изучения математики для адаптации к
жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности
мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или
опровергать их;

применять правила совместной деятельности со сверстниками,
проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям,
осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в
общий результат;
осваивать
навыки
организации
безопасного
поведения
в
информационной среде;
применять математику для решения практических задач в повседневной
жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего
возраста, взрослым и пожилым людям;
работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических
отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному
труду и уверенность в своих силах при решении поставленных задач, умение
преодолевать трудности;
оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения
возможности применения математики для рационального и эффективного
решения учебных и жизненных проблем;
характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться
углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения
трудностей;
пользоваться разнообразными информационными средствами для
решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем,
задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
устанавливать связи и зависимости между математическими объектами
(«часть – целое», «причина – следствие», «протяжённость»);
применять базовые логические универсальные действия: сравнение,
анализ, классификация (группировка), обобщение;
приобретать практические графические и измерительные навыки для
успешного решения учебных и житейских задач;
представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы,
арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной
проблемой.
Базовые исследовательские действия:
проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных
разделов курса математики;

понимать и адекватно использовать математическую терминологию:
различать, характеризовать, использовать для решения учебных и
практических задач;
применять изученные методы познания (измерение, моделирование,
перебор вариантов).
Работа с информацией:
находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую информацию в разных источниках информационной среды;
читать, интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу,
текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с
требованиями учебной задачи;
принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные
средства и источники информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
конструировать утверждения, проверять их истинность;
использовать текст задания для объяснения способа и хода решения
математической задачи;
комментировать процесс вычисления, построения, решения;
объяснять
полученный
ответ
с
использованием
изученной
терминологии;
в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать
вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников,
приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида –
описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при
решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять
деформированные;
самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым
изученным.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
планировать
этапы
предстоящей
работы,
определять
последовательность учебных действий;

выполнять правила безопасного использования электронных средств,
предлагаемых в процессе обучения.
Самоконтроль (рефлексия):
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести
поиск путей преодоления ошибок;
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов,
обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе
электронным);
оценивать рациональность своих действий, давать им качественную
характеристику.
Совместная деятельность:
участвовать в совместной деятельности: распределять работу между
членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора
большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров),
согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального
способа, анализа информации;
осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий,
предвидеть
возможность
возникновения
ошибок
и
трудностей,
предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе у обучающегося будут сформированы
следующие умения:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа;
находить число большее или меньшее данного числа на заданное число,
в заданное число раз;
выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с
многозначными числами письменно (в пределах 100 – устно), умножение и
деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно
(в пределах 100 – устно), деление с остатком – письменно (в пределах 1000);
вычислять значение числового выражения (со скобками или без скобок),
содержащего 2–4 арифметических действия, использовать при вычислениях
изученные свойства арифметических действий;
выполнять прикидку результата вычислений, проверку полученного
ответа по критериям: достоверность (реальность), соответствие правилу
(алгоритму), а также с помощью калькулятора;
находить долю величины, величину по её доле;

находить неизвестный компонент арифметического действия;
использовать единицы величин при решении задач (длина, масса, время,
вместимость, стоимость, площадь, скорость);
использовать при решении задач единицы длины (миллиметр,
сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер,
тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год),
вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль), площади (квадратный метр,
квадратный дециметр, квадратный сантиметр), скорости (километр в час);
использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях
соотношения между скоростью, временем и пройденным путём, между
производительностью, временем и объёмом работы;
определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу
предмета, температуру (например, воды, воздуха в помещении), вместимость
с помощью измерительных сосудов, прикидку и оценку результата
измерений;
решать текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять преобразование
заданных величин, выбирать при решении подходящие способы вычисления,
сочетая устные и письменные вычисления и используя, при необходимости,
вычислительные устройства, оценивать полученный результат по критериям:
реальность, соответствие условию;
решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью
(например, покупка товара, определение времени, выполнение расчётов), в
том числе с избыточными данными, находить недостающую информацию
(например, из таблиц, схем), находить различные способы решения;
различать окружность и круг, изображать с помощью циркуля и
линейки окружность заданного радиуса;
различать изображения простейших пространственных фигур (шар, куб,
цилиндр, конус, пирамида), распознавать в простейших случаях проекции
предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену);
выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшей
составной фигуры на прямоугольники (квадраты), находить периметр и
площадь фигур, составленных из двух-трёх прямоугольников (квадратов);
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения,
приводить пример, контрпример;
формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения
(двух-трёхшаговые);
классифицировать объекты по заданным или самостоятельно
установленным одному-двум признакам;
извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач
информацию, представленную на простейших столбчатых диаграммах, в
таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира

(например, календарь, расписание), в предметах повседневной жизни
(например, счёт, меню, прайс-лист, объявление);
заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму;
использовать формализованные описания последовательности действий
(алгоритм, план, схема) в практических и учебных ситуациях, дополнять
алгоритм, упорядочивать шаги алгоритма;
составлять модель текстовой задачи, числовое выражение;
выбирать рациональное решение задачи, находить все верные решения
из предложенных.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Числа и величины
1.1

Числа

11

1.2

Величины

12

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36

23

Раздел 2. Арифметические действия
2.1

Вычисления

25

2.2

Числовые выражения

12

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36

37

Раздел 3. Текстовые задачи
3.1

Решение текстовых задач

Итого по разделу

20

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36

20

Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры
4.1

Геометрические фигуры

12

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f411f36

4.2

Геометрические величины

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

8

https://m.edsoo.ru/7f411f36

20

Раздел 5. Математическая информация
5.1

Математическая информация

Библиотека ЦОК

15

https://m.edsoo.ru/7f411f36

Итого по разделу

15

Повторение пройденного материала

14

Итоговый контроль (контрольные и проверочные работы)

7

7

136

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36

11

ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК
«МАТЕМАТИКА. 1-4 КЛАСС В 2 ЧАСТЯХ. М.И. МОРО И ДР.»
№
п/
п

4 КЛАСС
Тема урока

Количество часов
Всего

Контроль
ные
работы

Практическ
ие работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Планируемые результаты

1

ориентироваться в изученной
математической термино-логии,
использовать её в выска-зываниях и
рассужде-ниях

2

Числа от 1 до 1000: чтение,
запись, сравнение

1

сравнивать математические объекты
(числа), записывать признак
сравнения

3

Числа от 1 до 1000:
установление
закономерности в
последовательности,
упорядочение,
классификация

1

классифицировать объекты по 1–2
выбранным признакам

4

Установление порядка
выполнения действий в
числовом выражении (без
скобок), содержащем 2-4
действия

1

составлять инструкцию, записывать
рассуждение;

5

Установление порядка

1

составлять инструкцию, записывать

1

Числа от 1 до 1000: чтение,
запись, сравнение

выполнения действий в
числовом выражении (со
скобками), содержащем 2-4
действия

6

Периметр фигуры,
составленной из двух-трёх
прямоугольников
(квадратов)

7

Повторение изученного в 3
классе. Алгоритм
умножения на однозначное
число

рассуждение; конструировать, читать
числовое выражение;

1

конструировать геометри-ческую
фигуру, обладающую заданным
свойством

1

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
арифметического действия

1

планировать этапы предстоящей
работы, определять
последовательность учебных
действий;

8

Входная контрольная
работа

9

Повторение изученного в 3
классе. Алгоритм деления на
однозначное число

1

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
арифметического действия

10

Приемы прикидки
результата и оценки
правильности выполнения
деления

1

самостоятельно выполнять прикидку
и оценку результата измерений

1

выбирать метод решения
математической задачи (алгоритм
действия, приём вычисления, способ
решения, моделирование ситуации,
перебор вариантов);

11

Анализ текстовой задачи:
данные и отношения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e27
670

12

Правила работы с
электронными
техническими средствами.
Применение электронных
средств для закрепления
алгоритмов вычислений

13

Представление текстовой
задачи на модели

14

Столбчатая диаграмма:
чтение, дополнение

15

Числа в пределах миллиона:
увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц
разряда

16

Составление числового
выражения (суммы,
разности) с
комментированием,
нахождение его значения

17

Решение задачи разными
способами

1

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
арифметического действия.

1

выбирать метод решения
математической задачи (алгоритм
действия, приём вычисления, способ
решения, моделирование ситуации,
перебор вариантов);

1

извлекать и интерпретировать
информацию, представленную на
диаграмме;
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/c4e19
444

извлекать и интерпретировать
информацию, представленную в
таблице

1

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
арифметического действия,

1

представлять текстовую задачу, её
решение в виде модели, схемы,
арифметической записи, текста в
соответствии с предло-женной
учебной проблемой.

18

Оценка решения задачи на
достоверность и логичность

19

Числа в пределах миллиона:
чтение, запись

1

20

Запись решения задачи с
помощью числового
выражения

1

21

Числа в пределах миллиона:
представление
многозначного числа в виде
суммы разрядных слагаемых

22

Сравнение чисел в пределах
миллиона

23

Общее группы
многозначных чисел.
Классификация чисел. Класс
миллионов. Класс
миллиардов

24

Контрольная работа за 1
четверть

осуществлять контроль процесса и
результата своей деятельности;

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e19
25a

представ-лять текстовую задачу, её
решение в виде модели, схемы
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/c4e19
5ca

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e19
73c

25

осуществлять контроль процесса и
результата своей деятельности;
применять базовые логические
универсальные действия: сравнение,
анализ, классификация (группировка)

1

применять базовые логические
универсальные действия: сравнение,
анализ, классификация (группировка)

1

планировать этапы предстоящей
работы, опреде-лять
последовательность учебных
действий

1
Библиотека ЦОК

Сравнение и упорядочение
чисел

сравнивать математические объекты
(числа), записывать признак
сравнения;

1

1.https://m.edsoo.ru/c4e1
989a
2)https://m.edsoo.ru/c4e1

применять базовые логичес-кие
универсальные действия: сравнение,
анализ

9de0

26

Решение задач на работу

27

Составление высказываний
о свойствах числа. Запись
признаков сравнения чисел

28

Умножение на 10, 100, 1000

составлять модель математической
задачи, проверять её соответствие
условиям задачи

1
Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e1a
40c

использовать математическую
терминологию для записи решения
предметной или практической задачи

1

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
арифметического действия

29

Деление на 10, 100, 1000

1

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
арифметического действия

30

Наглядные представления о
симметрии. Фигуры,
имеющие ось симметрии

1

конструировать геометрические
фигуры

31

Работа с утверждениями
(одно-/двухшаговые) с
использованием изученных
связок: конструирование,
проверка
истинности(верные
(истинные) и неверные
(ложные))

1

находить, исправлять,
прогнозировать ошибки и трудности
в решении учебной задачи

32

Сравнение объектов по
длине. Соотношения между
величинами длины, их
применение

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e1b
2f8

применять базовые логические
универсальные действия: сравнение,
анализ, классификация (группировка), обобщение;

33

Применение соотношений
между единицами длины в
практических и учебных
ситуациях

34

Сравнение объектов по
площади. Соотношения
между единицами площади,
их применение

35

Применение соотношений
между единицами площади
в практических и учебных
ситуациях

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/c4e1b
488

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e1b
60e

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/c4e1b
78a

участвовать в совместной
деятельности: договари-ваться о
способе решения, распределять
работу между членами группы
применять базовые логические
универсальные действия: сравнение,
анализ, классификация (группировка), обобщение;
находить, исправлять,
прогнозировать ошибки и трудности
в решении учебной задачи

1

выбирать метод решения
математической задачи (алгоритм
действия, приём вычисления, способ
решения, моделирование ситуации,
перебор вариантов)

1

инициировать обсуждение разных
способов выполнения задания, поиск
ошибок в решении.

36

Решение задач на
нахождение площади

37

Нахождение площади
фигуры разными способами:
палетка, разбиение на
прямоугольники или
единичные квадраты

38

Сравнение объектов по
массе. Соотношения между
величинами массы, их
применение

1

1

39

Применение соотношений
между единицами массы в

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1a
89e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1a

участвовать в совместной
деятельности: договари-ваться о
способе решения, распределять
работу между членами группы
приобретать практи-ческие
графические и измери-тельные

практических и учебных
ситуациях

40

Сравнение протяженности
по времени. Соотношения
между единицами времени,
их применение

41

Применение соотношений
между единицами времени в
практических и учебных
ситуациях

42

Решение задач на расчет
времени

43

Доля величины времени,
массы, длины

1

e2a

навыки для успешного решения
учебных и житейских задач

Библиотека ЦОК

сравнивать математические объекты
(величины) записывать признак
сравнения

https://m.edsoo.ru/c4e1a
fe2

1

приобретать практические
графические и измери-тельные
навыки для успешного решения
учебных и житейских задач

1

планировать действия по решению
учебной задачи для получения
результата

1
Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e1b
e92

Библиотека ЦОК

44

Сравнение величин,
упорядочение величин

1

45

Закрепление. Таблица
единиц времени

1

46

Административная
контрольная работа за
полугодие

1

47

Применение представлений

1

https://m.edsoo.ru/c4e1a
704

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1b
168

1

объяснять полученный ответ с
использованием изученной
терминологии;
применять базовые логические
универсальные действия: сравнение,
анализ, классификация
(группировка), обобщение
осуществлять контроль процесса и
результата своей деятельности
планировать этапы предстоящей
работы, определять
последовательность учебных
действий;
приобретать практические

о площади для решения
задач

графические и измери-тельные
навыки для успешного решения
учебных и житейских задач

1

приобретать практические
графические и измери-тельные
навыки для успешного решения
учебных и житейских задач

1

применять изученные методы
познания (измерение, моделирование,
перебор вариантов).

48

Решение задач на
нахождение величины
(массы, длины)

49

Задачи на нахождение
величины (массы, длины)

50

Письменное сложение
многозначных чисел

51

Решение задач на
нахождение длины

1

планировать действия по решению
учебной задачи для получения
результата

52

Приемы прикидки
результата и оценки
правильности выполнения
сложения

1

самостоятельно выполнять прикидку
и оценку результата измерений

53

Разностное и кратное
сравнение величин

1

осуществлять контроль процесса и
результата своей деятельности

54

Письменное вычитание
многозначных чисел

1

55

Приемы прикидки
результата и оценки
правильности выполнения

1

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e1c
022

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1c
1b2

планировать действия по решению
учебной задачи для получения
результата

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
арифметического действия
самостоятельно выполнять прикидку
и оценку результата измерений

вычитания

56

Устные приемы
вычислений: сложение и
вычитание многозначных
чисел

57

Дополнение многозначного
числа до заданного круглого
числа

58

Нахождение неизвестного
компонента действия
сложения (с
комментированием)

59

Нахождение неизвестного
компонента действия
вычитания (с
комментированием)

60

Примеры и контрпримеры

61

Изображение фигуры,
симметричной заданной

62

Вычисление доли величины

63

Применение представлений
о доле величины для
решения практических задач

1

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
арифметического действия

1

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
арифметического действия
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/c4e1f
61e

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e1f
7c2

находить, исправлять,
прогнозировать ошибки и трудности
в решении учебной задачи.
планировать действия по решению
учебной задачи для получения
результата

1

приводить примеры и контрпримеры
для подтверждения или
опровержения вывода, гипотезы;

1

конструировать геометрическую
фигуру, обладающую заданным
свойством

1

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
арифметического действия

1

выбирать метод решения
математической задачи (алгоритм
действия, приём вычисления, способ)

(в одно действие)
64

Планирование хода решения
задачи арифметическим
способом

65

Сравнение математических
объектов (общее, различное,
уникальное/специфичное)

решения,
Библиотека ЦОК
1

1

сравнивать математические объекты
(числа, величины, геометрические
фигуры), записывать признак
сравнения;
планировать этапы предстоящей
работы, определять
последовательность учебных
действий;

66

Контрольная работа
за 3 четверть

1

67

Арифметические действия с
величинами: сложение,
вычитание

1

68

Поиск и использование
данных для решения
практических задач

69

Задачи на нахождение цены,
количества, стоимости
товара

70

Запись решения задачи по
действиям с пояснениями и
с помощью числового
выражения

https://m.edsoo.ru/c4e21
482

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
арифметического действия

1

осуществлять контроль процесса и
результата своей деятельности;
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/c4e21
2de

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/c4e22
abc

планировать действия по решению
учебной задачи для получения
результата;
выбирать метод решения
математической задачи (алгоритм
действия, приём вычисления, способ
решения, моделирование ситуации,
перебор вариантов)
выбирать метод решения
математической задачи (алгоритм
действия, приём вычисления, способ
решения, моделирование ситуации,
перебор вариантов)

71

Применение представлений
о сложении, вычитании для
решения практических задач
(в одно действие)

1

приобретать практические
графические и измерительные
навыки для успешного решения
учебных и житейских задач

72

Задачи с недостаточными
данными

1

использовать текст задания для
объяснения способа и хода решения
математической задачи

73

Таблица: чтение,
дополнение

1

читать, интерпретировать графически
представленную информацию (схему,
таблицу, диаграмму, другую модель);

74

Конструирование: разбиение
фигуры на прямоугольники
(квадраты),
конструирование фигуры из
прямоугольников.
Выполнение построений

75

Устные приемы
вычислений: умножение и
деление с многозначным
числом

76

Умножение на однозначное
число в пределах 100000

77

Увеличение значения
величины в несколько раз
(умножение на однозначное
число)

1

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
арифметического действия

78

Составление числового

1

конструировать, читать числовое

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e25
582

ориентироваться в алгоритмах:
воспроизводить, дополнять,
исправлять деформированные

1
Библиотека ЦОК
1

применять изученные методы
познания (измерение, моделирование,
перебор вариантов).

https://m.edsoo.ru/c4e1c
4aa

осуществлять контроль процесса и
результата своей деятельности

выражения (произведения,
частного) с
комментированием,
нахождение его значения

79

Взаимное расположение
геометрических фигур на
чертеже

80

Нахождение неизвестного
компонента действия
умножения (с
комментированием)

81

Нахождение неизвестного
компонента действия
деления (с
комментированием)

выражение

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
построения геометрической фигуры,
измерения

1

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e1f
970

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e1f
b1e

описывать практическую ситуацию с
использованием изученной
терминологии;
описывать практическую ситуацию с
использованием изученной
терминологии;

1

применять базовые логические
универсальные действия: сравнение,
анализ, классификация
(группировка), обобщение

83

Закрепление по теме
"Равенство, содержащее
неизвестный компонент
арифметического действия:
запись, нахождение
неизвестного компонента"

1

находить, исправлять,
прогнозировать ошибки и трудности
в решении учебной задачи.

84

Деление на однозначное
число в пределах 100000

1

82

Сравнение геометрических
фигур

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1c

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма

f90

арифметического действия

85

Составление числового
выражения, содержащего 2
действия, нахождение его
значения

1

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
арифметического действия

86

Уменьшение значения
величины в несколько раз
(деление на однозначное
число)

1

находить, исправлять,
прогнозировать ошибки и трудности
в решении учебной задачи.

1

планировать действия по решению
учебной задачи для получения
результата

87

Контрольная работа

88

Число, большее или
меньшее данного числа в
заданное число раз

1

применять базовые логические
универсальные действия: сравнение,
анализ, классификация
(группировка), обобщение;

89

Применение представлений
об умножении, делении для
решения практических задач
(в одно действие)

1

выбирать и при необходимости
корректировать способы действий;

90

Повторение пройденного по
разделу "Нумерация"

1

находить ошибки в своей работе,
устанавливать их причины, вести
поиск путей преодоления ошибок;

91

Сравнение значений
числовых выражений с
одним арифметическим
действием

1

применять базовые логические
универсальные действия: сравнение,
анализ, классификация
(группировка), обобщение;

92

Разные приемы записи

1

1

Библиотека ЦОК

выбирать и при необходимости

решения задачи

93

Работа с утверждениями:
составление и проверка
логических рассуждений
при решении задач,
формулирование вывода

https://m.edsoo.ru/c4e23
58e

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e21
5ea

корректировать способы действий;

комментировать процесс вычисления,
построения, решения;
представлять текстовую задачу, её
решение в виде модели, схемы,
арифметической записи, текста в
соответствии с предложенной
учебной проблемой.

94

Решение задач на
нахождение периметра
прямоугольника (квадрата)

95

Решение задач, отражающих
ситуацию купли-продажи

96

Закрепление изученного по
разделу "Арифметические
действия"

1

оценивать рациональность своих
действий, давать им качественную
характеристику.

97

Периметр многоугольника

1

выбирать и при необходимости
корректировать способы действий;

1

представлять текстовую задачу, её
решение в виде модели, схемы,
арифметической записи, текста в
соответствии с предложенной
учебной проблемой

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e25
97e

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e22
abc

Библиотека ЦОК
98

Решение задач на движение

99

Решение расчетных задач
(расходы, изменения)

1

https://m.edsoo.ru/c4e22
26a

использовать текст задания для
объяснения способа и хода решения
математической задачи;

представлять текстовую задачу, её
решение в виде модели, схемы,
арифметической записи, текста в

соответствии с предложенной
учебной проблемой

100

Использование данных
таблицы, диаграммы, схемы,
рисунка для ответов на
вопросы, проверки
истинности утверждений

101

Разные формы
представления одной и той
же информации

102

Модели пространственных
геометрических фигур в
окружающем мире (шар,
куб)

1

103

Проекции предметов
окружающего мира на
плоскость

1

конструировать геометрическую
фигуру, обладающую заданным
свойством

104

Применение алгоритмов для
вычислений

1

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
арифметического действия

1

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
арифметического действия

1

принимать правила, безопасно
использовать предлагаемые
электронные средства и источники
информации.

105

Деление с остатком

106

Правила работы с
электронными
техническими средствами.
Применение электронных
средств для закрепления

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e25
e42

читать, интерпретировать графически
представленную информацию (схему,
таблицу, диаграмму, другую модель);
читать, интерпретировать графически
представленную информацию (схему,
таблицу, диаграмму, другую модель);

1

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e24
736

конструировать геометрическую
фигуру, обладающую заданным
свойством

умения решать текстовые
задачи
107

Нахождение значения
числового выражения,
содержащего 2-4 действия

1

находить, исправлять,
прогнозировать ошибки и трудности
в решении учебной задачи.

108

Правила работы с
электронными
техническими средствами.
Применение электронных
средств для закрепления
умения конструировать с
использованием
геометрических фигур

1

принимать правила, безопасно
использовать предлагаемые
электронные средства и источники
информации.

109

Алгоритм умножения на
двузначное число в пределах
100000

110

Практическая работа
"Конструирование:
разбиение фигуры на
прямоугольники (квадраты),
составление фигур из
прямоугольников/квадратов
". Повторение

1

111

Приемы прикидки
результата и оценки
правильности выполнения
умножения

1

самостоятельно выполнять прикидку
и оценку результата измерений;

112

Умножение на двузначное

1

находить, исправлять,

1

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e1c
6f8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e25
410

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
арифметического действия

объяснять полученный ответ с
использованием изученной
терминологии;

число в пределах 100000

прогнозировать ошибки и трудности
в решении учебной задачи.
планировать этапы предстоящей
работы, определять
последовательность учебных
действий

113

Контрольная работа

114

Модели пространственных
геометрических фигур в
окружающем мире
(цилиндр, пирамида, конус)

115

Применение алгоритмов для
построения геометрической
фигуры, измерения длины
отрезка

1

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
арифметического действия, решения
текстовой задачи, построения
геометрической фигуры, измерения;

116

Письменное умножение и
деление многозначных
чисел

1

выбирать и при необходимости
корректировать способы действий

117

Классификация объектов по
одному-двум признакам

1

классифицировать объекты по 1–2
выбранным признакам

118

Закрепление по теме
"Письменные вычисления"

1

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
арифметического действия

119

Закрепление по теме
"Задачи на установление
времени, расчёта
количества, расхода,
изменения"

1

1

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e25
29e

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e23
16a

обнаруживать модели изученных
геометрических фигур в
окружающем мире;

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
арифметического действия, решения
текстовой задачи.

120

Суммирование данных
строки, столбца данной
таблицы

121

Алгоритм деления на
двузначное число в пределах
100000

1

122

Деление на двузначное
число в пределах 100000

1

123

Окружность, круг:
распознавание и
изображение

124

Задачи на нахождение
производительности труда,
времени работы, объема
выполненной работы

125

Задачи с избыточными и
недостающими данными

126

Окружность и круг:
построение, нахождение
радиуса

127

Применение представлений
о периметре многоугольника
для решения задач

Итоговая
128 (административная)
контрольная работа

извлекать и интерпретировать
информацию, представленную в
таблице

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1d
544

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
арифметического действия
выбирать и при необходимости
корректировать способы действий

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e24
1f0

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e22
968

участвовать в совместной
деятельности: распределять работу
между членами группы
находить и использовать для решения
учебных задач текстовую,
графическую информацию в разных
источниках информационной среды;
находить и использовать для решения
учебных задач текстовую,
графическую информацию в разных
источниках информационной среды;

1

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e24
33a

конструировать геометрическую
фигуру, обладающую заданным
свойством

1

конструировать геометрическую
фигуру, обладающую заданным
свойством

1

планировать этапы предстоящей
работы, определять
последовательность учебных

1

действий

129

Закрепление. Практическая
работа по теме
"Окружность, круг:
распознавание и
изображение; построение
окружности заданного
радиуса". Повторение по
теме "Геометрические
фигуры"

130

Закрепление по теме
"Разные способы решения
некоторых видов изученных
задач"

131

Задачи на нахождение
скорости, времени,
пройденного пути

132

Закрепление. Работа с
текстовой задачей

133

Закрепление по теме
"Задачи на нахождение доли
величины, величины по её
доле". Материал для
расширения и углубления

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/c4e29
6aa

конструировать геометрическую
фигуру, обладающую заданным
свойством

1

выбирать метод решения
математической задачи (алгоритм
действия, приём вычисления, способ
решения, моделирование ситуации,
перебор вариантов);

1

выбирать метод решения
математической задачи (алгоритм
действия, приём вычисления, способ
решения, моделирование ситуации,
перебор вариантов);

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e29
11e

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e29
510

Библиотека ЦОК
1

1. https://m.edsoo
.ru/c4e20b40
2)https://m.eds
oo.ru/c4e20cee

контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
решения текстовой задачи,
контролировать правильность и
полноту выполнения алгоритма
арифметического действия, решения
текстовой задачи,

знаний

134

Построение изученных
геометрических фигур
заданными измерениями) с
помощью чертежных
инструментов: линейки,
угольника, циркуля

135

Пространственные
геометрические фигуры
(тела): шар, куб, цилиндр,
конус, пирамида; их
различение, называние

136

Составление числового
выражения, содержащего 12 действия и нахождение его
значения

137

Закрепление по теме
"Пространственные
геометрические фигуры
(тела)"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/c4e24
4a2

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e25
154

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/c4e28
8ea

Библиотека ЦОК
1

137

https://m.edsoo.ru/c4e29
9ca

7

11

конструировать геометрическую
фигуру, обладающую заданным
свойством

конструировать геометрическую
фигуру, обладающую заданным
свойством

выбирать и при необходимости
корректировать способы действий
находить, исправлять,
прогнозировать ошибки и трудности
в решении учебной задачи.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Математика: 4-й класс: учебник: в 2 частях, 4 класс/ Моро М.И., Бантова
М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А. Математика. Методические
рекомендации 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://urok.apkpro.ru
Библиотека ЦОК


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».