РП по окружающему миру НОО 4 класс 2023 год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 13"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

приказом МАОУ «СОШ № 13»
№ 180-О от «30» августа 2023 г.

№ 14 от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 821644)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 4 класса

Черемухово 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая

деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания
и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди»,
«Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем
является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ

МИР»

В

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов,
2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской
Федерации – глава государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.
Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День
весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к
культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в
России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце –
ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы

России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на
основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и
озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного
края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи
в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных
местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного
поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и
средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других
средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(поиск
достоверной
информации,
опознавание
государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
 устанавливать последовательность этапов возрастного развития
человека;
 конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного
поведения в среде обитания;

моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение
реки, форма поверхности);
 соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой
природной зоне;
 классифицировать природные объекты по принадлежности к
природной зоне;
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
 использовать умения работать с информацией, представленной в
разных формах; оценивать объективность информации, учитывать
правила безопасного использования электронных образовательных и
информационных ресурсов;
 использовать для уточнения и расширения своих знаний об
окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе
и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях
контролируемого выхода);
 делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе
дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая
в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов;
культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник,
иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
 характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции
различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в
деятельности организма;
 создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и
самочувствия организма вредных привычек;
 описывать
ситуации проявления нравственных качеств –
отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
 составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на
основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон,
пищевых цепей);
 составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
 создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории
нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:


самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;
предвидеть трудности и возможные ошибки;
 контролировать
процесс и результат выполнения задания,
корректировать учебные действия при необходимости;
 адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над
ошибками;
 находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных
ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена большого
коллектива;
 ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
 анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр,
труда, использования инструментов, которые могут стать опасными
для здоровья и жизни других людей.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном
мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям,
их взглядам, признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении
гуманизма,
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
 применение
правил
совместной
деятельности,
проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
Эстетического воспитания:
 понимание
особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
 проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в
том числе с использованием различных информационных средств.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться
в изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое;
причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
 определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану
или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны),
а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации, выбирать
источник получения информации с учётом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную в
явном виде, согласно заданному алгоритму;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её
проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);
 соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;


фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли
текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках
людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
 готовить
небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
 корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить
свою оценку с оценкой учителя;


оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему
миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
 выполнять
правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с
наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России;
 соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
 показывать на физической карте изученные крупные географические
объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие
территорию России);
 показывать на исторической карте места изученных исторических
событий;
 находить место изученных событий на «ленте времени»;
 знать основные права и обязанности гражданина Российской
Федерации;
 соотносить изученные исторические события и исторических
деятелей с веками и периодами истории России;
 рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных
событиях истории России, наиболее известных российских
исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях
столицы России и родного края;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты,
выделяя их существенные признаки, в том числе государственную
символику России и своего региона;
 проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану
или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с
объектами природы с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
 распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы
по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;
 группировать изученные объекты живой и неживой природы,
самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить
простейшие классификации;
 сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних
признаков и известных характерных свойств;
 использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и














ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей
местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного
наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые
высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и
жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании
объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в
театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха,
учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде,
самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и
верифицированной
информации
в
информационнотелекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования
электронных образовательных и информационных ресурсов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина - Российская Федерация

10

1.2

История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта

17

1.3

Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное культурное
наследие

6

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

33

Раздел 2. Человек и природа
2.1

Методы познания окружающей
природы. Солнечная система

5

2.2

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия. Экологические
проблемы

5

2.3

Формы земной поверхности. Водоемы и
их разнообразие

9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

2.4

Природные зоны России: общее
представление, основные природные
зоны

Итого по разделу
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика
3.1
вредных привычек
3.2

Безопасность в городе. Безопасность в
сети Интернет

Библиотека ЦОК

5

https://m.edsoo.ru/7f412850

24
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК

4

Итого по разделу

5

Резервное время

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

https://m.edsoo.ru/7f412850

2

ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

1

2

Тема урока

Как человек изучает
окружающую природу?
Солнце - звезда.

Планеты Солнечной
системы. Луна – спутник
Земли

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Планируемые
результаты

1

Планировать
самостоятельно или с
небольшой помощью
учителя действия по
решению учебной задачи;
моделировать схемы
природных объектов.
Сравнивать объекты
окружающего мира,
устанавливать основания
для сравнения,
устанавливать аналогии.

1

Сравнивать объекты
окружающего мира,
устанавливать основания
для сравнения,
устанавливать аналогии.
Корректно и
аргументированно
высказывать свое мнение;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414eca

приводить доказательства
своей правоты.

3

4

Смена дня и ночи на Земле
как результат вращения
планеты вокруг своей оси
(практические работы с
моделями и схемами)

Обращение Земли вокруг
Солнца как причина смены
сезонов (практические
работы с моделями и
схемами). Общая
характеристика времён
года

1

1

1

Проводить (по
предложенному и
самостоятельно
составленному плану или
выдвинутому
предположению)
наблюдения.
Формулировать выводы и
подкреплять их
доказательствами на
основе результатов
проведенного
наблюдения.

1

Проводить по
предложенному и
самостоятельно
составленному плану или
выдвинутому
предположению)
наблюдения.
Формулировать выводы и
подкрепплять их
доказательствами на
основе результатов
наблюдения

5

Мир глазами историка.
Историческое время. Что
такое «лента времени»?

Библиотека ЦОК

1

6

Мир глазами эколога.
Экологические проблемы
взаимодействия человека и
природы

1

7

Входная контрольная
работа

1

https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415118

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

Различать понятия «век»,
«столетие»,
«историческое время»;
соотносить историческое
событие с датой
(историческим
периодом).Моделировать
ситуации на основе
изученного материала о
связях в природе, а также
в социуме (лента
времени). Читать и
интерпретировать
графически
представленную
информацию.
Осознание роли человека
в природе и обществе,
принятие экологических
норм поведения,
бережного отношения к
природе, неприятие
действий, приносящих ей
вред. Готовить небольшие
публичные выступления с
возможной презентацией
к теку=сту выступления.

8

9

10

Всемирное культурное
наследие России.
Природные и культурные
объекты Всемирного
наследия в России

Природные и культурные
объекты Всемирного
наследия за рубежом

Знакомство с
Международной Красной
книгой

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415b9a

Понимание особой роли
России в развитии
общемировой
художественной
культуры, проявление
уважительного
отношения,
восприимчивости и
интереса к разным видам
искусства, традициям и
творчеству своего и
других народов;

1

Понимание особой роли
России в развитии
общемировой
художественной
культуры, проявление
уважительного
отношения,
восприимчивости и
интереса к разным видам
искусства, традициям и
творчеству своего и
других народов;

1

Осознание роли человека
в природе и обществе,
принятие экологических
норм поведения,
бережного отношения к

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415636

природе, неприятие
действий, приносящих ей
вред

11

О вредных для здоровья
привычках. Правила
цифровой грамотности при
использовании Интернет

Библиотека ЦОК

1

12

Планирование маршрутов
с учётом транспортной
инфраструктуры
населённого пункта.
Безопасное поведение при
езде на велосипеде и
самокате. Дорожные знаки.

1

13

Правила поведения в
общественных местах:

1

https://m.edsoo.ru/f8415da2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416306

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84164be

Соблюдение правил
организации здорового и
безопасного (для себя и
других людей) образа
жизни; выполнение
правил безопасного
поведении в окружающей
среде (в том числе
информационной);
Соблюдение правил
организации здорового и
безопасного (для себя и
других людей) образа
жизни; выполнение
правил безопасного
поведении в окружающей
среде (в том числе
информационной);
конструировать в
учебных и игровых
ситуациях правила
безопасного поведения в
среде обитания;
Соблюдение правил
организации здорового и

зонах отдыха, учреждениях
культуры и торговых
центрах. Контрольная
работа.

14

Равнины России:
Восточно-Европейская,
Западно-Сибирская
(название, общая
характеристика,
нахождение на карте)

15

Горные системы России:
Урал, Кавказ, Алтай
(краткая характеристика,
главные вершины, место
нахождения на карте)

безопасного (для себя и
других людей) образа
жизни; выполнение
правил безопасного
поведении в окружающей
среде (в том числе
информационной);

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416996

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416b58

Сравнивать объекты
окружающего мира.
Использовать различные
источники для поиска
информации, выбирать
источник получения
информации с учетом
учебной задачи.
Моделировать схемы
природных объектов
(строение почвы;
движение реки, форма
поверхности); Готовить
небольшие публичные
выступления с возможной
презентацией к тесту
выступления.
Сравнивать объекты
окружающего мира,
устанавливать основания
для сравнения,
устанавливать аналогии;

моделировать схемы
природных объектов
(строение почвы;
движение реки, форма
поверхности);
использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах;

16

Водоёмы Земли, их
разнообразие.
Естественные водоёмы:
океан, море, озеро, болото.
Примеры водоёмов в
России

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416cfc

Сравнивать объекты
окружающего мира,
устанавливать основания
для сравнения,
устанавливать аналогии;
Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах; использовать для
уточнения и расширения
своих знаний об
окружающем мире
словари, справочники,
энциклопедии, в том
числе и информационнокоммуникационную сеть
Интернет (в условиях
контролируемого
выхода);

17

18

19

Крупнейшие реки России:
название, нахождение на
карте

Характеристика
природных зон России:
арктическая пустыня.
Связи в природной зоне

Характеристика
природных зон России:
тундра. Связи в природной
зоне

1

Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах;

1

Соотносить объекты
природы с
принадлежностью к
определённой природной
зоне; классифицировать
природные объекты по
принадлежности к
природной зоне;

1

20

Характеристика
природных зон России:
тайга. Связи в природной
зоне

1

21

Характеристика
природных зон России:

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417b34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417d1e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417f08

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84181ce

Составлять краткие
суждения о связях и
зависимостях в природе
(на основе сезонных
изменений, особенностей
жизни природных зон,
пищевых цепей);
Составлять краткие
суждения о связях и
зависимостях в природе
(на основе сезонных
изменений, особенностей
жизни природных зон,
пищевых цепей);
Составлять краткие
суждения о связях и

смешанный лес. Связи в
природной зоне

22

23

24

Характеристика
природных зон России:
степь и полупустыня.
Связи в природной зоне
"Природные зоны".
Контрольная работа.

Формы земной
поверхности (на примере
родного края)

зависимостях в природе
(на основе сезонных
изменений, особенностей
жизни природных зон,
пищевых цепей);

Библиотека ЦОК

1

1

1

https://m.edsoo.ru/f84185ac

Составлять краткие
суждения о связях и
зависимостях в природе
(на основе сезонных
изменений, особенностей
жизни природных зон,
пищевых цепей);

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417526

Осознание ценности
трудовой деятельности в
жизни человека и
общества, ответственное
потребление и бережное
отношение к результатам
труда, навыки участия в
различных видах
трудовой деятельности,
интерес к различным
профессиям.моделировать
схемы природных
объектов (строение

почвы; движение реки,
форма поверхности);
25

Искусственные водоёмы:
водохранилища, пруды
(общая характеристика)

26

Водоёмы и реки родного
края. Использование рек и
водоемов человеком
(хозяйственная
деятельность, отдых).
Охрана рек и водоемов.

27

28

Полезные ископаемые богатство земных недр

Полезные ископаемые
родного края:
характеристика,
использование в
хозяйственной
деятельности

1

1

Создавать устные и
письменные тексты
(описание, рассуждение,
повествование);

1

Сравнивать объекты
окружающего мира,
создавать устные и
письменные тексты
(описание, рассуждение,
повествование);
осуществлять контроль
процесса и результата
своей деятельности;

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415f50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180

Проявление
познавательного
интереса, активности,
инициативности,
любознательности и
самостоятельности в
расширении своих
знаний, в том числе с

использованием
различных
информационных
средств.

29

Типы почв. Охрана почвы.

30

Естественные природные
сообщества: лес, луг,
водоем

31

Естественные природные
сообщества: лес, луг,
водоем

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416fae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841580c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Сравнивать объекты
окружающего мира,
устанавливать основания
для сравнения; осознание
роли человека в природе
и обществе, принятие
экологических норм
поведения, бережного
отношения к природе,
неприятие действий,
приносящих ей вред.
На основе наблюдений
доступных объектов
окружающего мира
устанавливать связи и
зависимости между
объектам; готовить
небольшие публичные
выступления с возможной
презентацией
На основе наблюдений
доступных объектов
окружающего мира
устанавливать связи и

зависимости между
объектам; конструировать
обобщения и выводы на
основе полученных
результатов наблюдений
и опытной работы,
подкреплять их
доказательствами;

32

Естественные природные
сообщества: лес, луг,
водоем

33

Защита и охрана
природных богатств
(воздуха, воды, полезных
ископаемых, флоры и
фауны)

1

На основе наблюдений
доступных объектов
окружающего мира
устанавливать связи и
зависимости между
объектами;моделировать
ситуации на основе
изученного материала о
связях в
природе;осуществлять
контроль процесса и
результата своей
деятельности; находить
ошибки в своей работе и
устанавливать их
причины;

1

Осознание роли человека
в природе и обществе,
принятие экологических
норм поведения,
бережного отношения к

природе, неприятие
действий, приносящих ей
вред.

34

Использование рек и
водоёмов человеком
(хозяйственная
деятельность, отдых).
Охрана рек и водоёмов

1

35

"Формы земной
поверхности и водоёмы".
Контрольная работа.

1

36

Человек - творец
культурных ценностей

37

Труд и быт людей в разные
исторические времена

38

Новое время: встреча
Европы и Америки

Осознание роли человека
в природе и обществе,
принятие экологических
норм поведения,
бережного отношения к
природе, неприятие
действий, приносящих ей
вред.
1

1

Коллективно строить
действия по достижению
общей цели: распределять
роли, договариваться,
обсуждать процесс и
результат совместной
работы;

1

Создавать устные и
письменные тексты
(описание, рассуждение,
повествование);

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54

Создавать небольшие
тексты о знаменательных
страницах истории нашей

страны (в рамках
изученного).

39

40

41

42

Новейшее время: история
продолжается сегодня

Государство Русь.
Страницы общественной и
культурной жизни

Города России. Древние
города России. Страницы
истории

Государство Русь. Человек
- защитник своего
Отечества

1

Сопричастность к
прошлому, настоящему и
будущему своей страны и
родного края;

1

Проявление интереса к
истории и
многонациональной
культуре своей страны,
уважения к своему и
другим народам;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419894

1

Сопричастность к
прошлому, настоящему и
будущему своей страны и
родного
края;использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах;

1

Сопричастность к
прошлому, настоящему и
будущему своей страны и
родного края; создавать
небольшие тексты о
знаменательных
страницах истории нашей

страны (в рамках
изученного).

43

44

45

Московское государство.
Страницы общественной и
культурной жизни в
Московском государстве

Образование и культура в
Московском государстве

Возрождение Руси

1

Сопричастность к
прошлому, настоящему и
будущему своей страны и
родного края;
использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах;

1

Понимание особой роли
России в развитии
общемировой
художественной
культуры, проявление
уважительного
отношения,
восприимчивости и
интереса к разным видам
искусства, традициям и
творчеству своего и
других народов;

1

Сопричастность к
прошлому, настоящему и
будущему своей страны и
родного края;

46

Страницы истории
Российской империи. Пётр
I

47

Страницы Российской
империи. Преобразования
в культуре, науке, быту

48

Образование в Российской
империи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b284

Сопричастность к
прошлому, настоящему и
будущему своей страны и
родного края;
использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах; использовать для
уточнения и расширения
своих знаний об
окружающем мире
словари, справочники,
энциклопедии, в том
числе и информационнокоммуникационную сеть
Интернет (в условиях
контролируемого
выхода);

1

Создавать небольшие
тексты о знаменательных
страницах истории нашей
страны (в рамках
изученного).

1

Создавать небольшие
тексты о знаменательных
страницах истории нашей
страны (в рамках
изученного).

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b4aa

49

Развитие культуры в
Российской империи
Российская империя:
развитие культуры XVIII
века (архитектура,
живопись, театр)

50

«Золотой век» русской
культуры. Великие поэты и
писатели, композиторы и
художники XIX века

51

52

Первая Отечественная
война: 1812 год. Защита
Родины от французских
завоевателей

Страницы истории России
ХХ века

1

Создавать небольшие
тексты о знаменательных
страницах истории нашей
страны (в рамках
изученного).

1

Создавать небольшие
тексты о знаменательных
страницах истории нашей
страны (в рамках
изученного).

1

Становление ценностного
отношения к своей
Родине – России;
понимание особой роли
многонациональной
России в современном
мире; читать и
интерпретировать
графически
представленную
информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);

1

Становление ценностного
отношения к своей
Родине – России;
понимание особой роли
многонациональной

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c56c

России в современном
мире;

53

54

55

56

Великая Отечественная
война 1941-1945 гг: как все
начиналось…

Великая Отечественная
война 1941-1945 гг:
главные сражения

Всё для фронта – всё для
победы. Взятие Берлина.
Парад Победы.

Первые в космосе

1

Становление ценностного
отношения к своей
Родине – России;
понимание особой роли
многонациональной
России в современном
мире;

1

Становление ценностного
отношения к своей
Родине – России;
понимание особой роли
многонациональной
России в современном
мире;

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c800

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c9f4

Становление ценностного
отношения к своей
Родине – России;
понимание особой роли
многонациональной
России в современном
мире;
Осознание ценности
трудовой деятельности в
жизни человека и
общества, ответственное
потребление и бережное

отношение к результатам
труда,
57

"История Отечества".
Контрольная работа.

58

Мы живём в Российской
Федерации

59

Государственное
устройство РФ (общее
представление).
Конституция РФ.
Президент РФ. Политикоадминистративная карта
России

60

Права и обязанности
гражданина Российской
Федерации. Права ребёнка

1

1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dac0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d188

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d336

Первоначальные
представления о человеке
как члене общества,
осознание прав и
ответственности человека
как члена общества.
читать и
интерпретировать
графически
представленную
информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);
Первоначальные
представления о человеке
как члене общества,
осознание прав и
ответственности человека
как члена общества.
Первоначальные
представления о человеке
как члене общества,
осознание прав и

ответственности человека
как члена общества.

61

Родной край. Знаменитые
люди родного края

62

Взаимоотношения людей в
обществе: доброта и
гуманизм, справедливость
и уважение

63

Государственные
праздники России.
Праздник в жизни
общества и человека.

64

Праздники и памятные
даты своего региона

1

Понимание особой роли
России в развитии
общемировой
художественной
культуры, проявление
уважительного
отношения,
восприимчивости и
интереса к разным видам
искусства, традициям и
творчеству своего и
других народов;

1

Проявление культуры
общения, уважительного
отношения к людям, их
взглядам, признанию их
индивидуальности;

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d8ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dc50

Проявление интереса к
истории и
многонациональной
культуре своей страны,
уважения к своему и
другим народам;
Осознание своей
этнокультурной и
российской гражданской

идентичности,
принадлежности к
российскому народу, к
своей национальной
общности;

65

66

67

Малая Родина гражданина
России.
Достопримечательности
родного края

Наша малая Родина:
главный город

Города России. Городагерои. Страницы истории

1

Осознание своей
этнокультурной и
российской гражданской
идентичности,
принадлежности к
российскому народу, к
своей национальной
общности;

1

Осознание своей
этнокультурной и
российской гражданской
идентичности,
принадлежности к
российскому народу, к
своей национальной
общности;

1

Проявление интереса к
истории и
многонациональной
культуре своей страны,
уважения к своему и
другим народам;

68

Контрольная работа по
итогам года.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1

1

68

6

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Крючкова Е.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Вариант 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Окружающий мир. 4 класс. Методические рекомендации - Плешаков А.А.,
Крючкова Е.А., Соловьева А.Е.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».