МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 13" РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета приказом МАОУ «СОШ № 13» № 180-О от «30» августа 2023 г. № 14 от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 821644) учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 4 класса Черемухово 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования. Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру; формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». МЕСТО УЧЕБНОГО УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов. 4 КЛАСС Человек и общество Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Человек и природа Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности. Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека; конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне; классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне; определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов; использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода); делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия; характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма; создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек; описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты, справедливости и др.; составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»; создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного). Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки; контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости; адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками; находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины. Совместная деятельность способствует формированию умений: выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена большого коллектива; ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль и самооценка: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4 КЛАСС К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); показывать на исторической карте места изученных исторических событий; находить место изученных событий на «ленте времени»; знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного); называть экологические проблемы и определять пути их решения; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; соблюдать правила нравственного поведения на природе; осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.); соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате; осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационнотелекоммуникационной сети Интернете; соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и общество 1.1 Наша родина - Российская Федерация 10 1.2 История Отечества. «Лента времени» и историческая карта 17 1.3 Человек - творец культурных ценностей. Всемирное культурное наследие 6 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 33 Раздел 2. Человек и природа 2.1 Методы познания окружающей природы. Солнечная система 5 2.2 Природные и культурные объекты Всемирного наследия. Экологические проблемы 5 2.3 Формы земной поверхности. Водоемы и их разнообразие 9 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 2.4 Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны Итого по разделу Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: профилактика 3.1 вредных привычек 3.2 Безопасность в городе. Безопасность в сети Интернет Библиотека ЦОК 5 https://m.edsoo.ru/7f412850 24 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК 4 Итого по разделу 5 Резервное время 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 https://m.edsoo.ru/7f412850 2 ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А. 4 КЛАСС Количество часов № п/п 1 2 Тема урока Как человек изучает окружающую природу? Солнце - звезда. Планеты Солнечной системы. Луна – спутник Земли Всего Контрольные работы Практические работы Электронные цифровые образовательные ресурсы Планируемые результаты 1 Планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; моделировать схемы природных объектов. Сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии. 1 Сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии. Корректно и аргументированно высказывать свое мнение; Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414eca приводить доказательства своей правоты. 3 4 Смена дня и ночи на Земле как результат вращения планеты вокруг своей оси (практические работы с моделями и схемами) Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов (практические работы с моделями и схемами). Общая характеристика времён года 1 1 1 Проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения. 1 Проводить по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения. Формулировать выводы и подкрепплять их доказательствами на основе результатов наблюдения 5 Мир глазами историка. Историческое время. Что такое «лента времени»? Библиотека ЦОК 1 6 Мир глазами эколога. Экологические проблемы взаимодействия человека и природы 1 7 Входная контрольная работа 1 https://m.edsoo.ru/f8418dc2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415118 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c Различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).Моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе, а также в социуме (лента времени). Читать и интерпретировать графически представленную информацию. Осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией к теку=сту выступления. 8 9 10 Всемирное культурное наследие России. Природные и культурные объекты Всемирного наследия в России Природные и культурные объекты Всемирного наследия за рубежом Знакомство с Международной Красной книгой 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415b9a Понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; 1 Понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; 1 Осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415636 природе, неприятие действий, приносящих ей вред 11 О вредных для здоровья привычках. Правила цифровой грамотности при использовании Интернет Библиотека ЦОК 1 12 Планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры населённого пункта. Безопасное поведение при езде на велосипеде и самокате. Дорожные знаки. 1 13 Правила поведения в общественных местах: 1 https://m.edsoo.ru/f8415da2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416306 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84164be Соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); Соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; Соблюдение правил организации здорового и зонах отдыха, учреждениях культуры и торговых центрах. Контрольная работа. 14 Равнины России: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская (название, общая характеристика, нахождение на карте) 15 Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, место нахождения на карте) безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416996 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416b58 Сравнивать объекты окружающего мира. Использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учетом учебной задачи. Моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); Готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией к тесту выступления. Сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; 16 Водоёмы Земли, их разнообразие. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, болото. Примеры водоёмов в России 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416cfc Сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; Использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационнокоммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода); 17 18 19 Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природной зоне Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне 1 Использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; 1 Соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне; классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне; 1 20 Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне 1 21 Характеристика природных зон России: 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417b34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417d1e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417f08 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84181ce Составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); Составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); Составлять краткие суждения о связях и смешанный лес. Связи в природной зоне 22 23 24 Характеристика природных зон России: степь и полупустыня. Связи в природной зоне "Природные зоны". Контрольная работа. Формы земной поверхности (на примере родного края) зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); Библиотека ЦОК 1 1 1 https://m.edsoo.ru/f84185ac Составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417526 Осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); 25 Искусственные водоёмы: водохранилища, пруды (общая характеристика) 26 Водоёмы и реки родного края. Использование рек и водоемов человеком (хозяйственная деятельность, отдых). Охрана рек и водоемов. 27 28 Полезные ископаемые богатство земных недр Полезные ископаемые родного края: характеристика, использование в хозяйственной деятельности 1 1 Создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); 1 Сравнивать объекты окружающего мира, создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415f50 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416180 Проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. 29 Типы почв. Охрана почвы. 30 Естественные природные сообщества: лес, луг, водоем 31 Естественные природные сообщества: лес, луг, водоем 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416fae Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841580c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 Сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения; осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. На основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектам; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией На основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектам; конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; 32 Естественные природные сообщества: лес, луг, водоем 33 Защита и охрана природных богатств (воздуха, воды, полезных ископаемых, флоры и фауны) 1 На основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами;моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе;осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; 1 Осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. 34 Использование рек и водоёмов человеком (хозяйственная деятельность, отдых). Охрана рек и водоёмов 1 35 "Формы земной поверхности и водоёмы". Контрольная работа. 1 36 Человек - творец культурных ценностей 37 Труд и быт людей в разные исторические времена 38 Новое время: встреча Европы и Америки Осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. 1 1 Коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; 1 Создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419c54 Создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного). 39 40 41 42 Новейшее время: история продолжается сегодня Государство Русь. Страницы общественной и культурной жизни Города России. Древние города России. Страницы истории Государство Русь. Человек - защитник своего Отечества 1 Сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; 1 Проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419894 1 Сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; 1 Сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного). 43 44 45 Московское государство. Страницы общественной и культурной жизни в Московском государстве Образование и культура в Московском государстве Возрождение Руси 1 Сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; 1 Понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; 1 Сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; 46 Страницы истории Российской империи. Пётр I 47 Страницы Российской империи. Преобразования в культуре, науке, быту 48 Образование в Российской империи 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b284 Сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационнокоммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода); 1 Создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного). 1 Создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного). Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b4aa 49 Развитие культуры в Российской империи Российская империя: развитие культуры XVIII века (архитектура, живопись, театр) 50 «Золотой век» русской культуры. Великие поэты и писатели, композиторы и художники XIX века 51 52 Первая Отечественная война: 1812 год. Защита Родины от французских завоевателей Страницы истории России ХХ века 1 Создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного). 1 Создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного). 1 Становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); 1 Становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c56c России в современном мире; 53 54 55 56 Великая Отечественная война 1941-1945 гг: как все начиналось… Великая Отечественная война 1941-1945 гг: главные сражения Всё для фронта – всё для победы. Взятие Берлина. Парад Победы. Первые в космосе 1 Становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; 1 Становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c800 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c9f4 Становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; Осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, 57 "История Отечества". Контрольная работа. 58 Мы живём в Российской Федерации 59 Государственное устройство РФ (общее представление). Конституция РФ. Президент РФ. Политикоадминистративная карта России 60 Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dac0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d188 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d336 Первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); Первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. 61 Родной край. Знаменитые люди родного края 62 Взаимоотношения людей в обществе: доброта и гуманизм, справедливость и уважение 63 Государственные праздники России. Праздник в жизни общества и человека. 64 Праздники и памятные даты своего региона 1 Понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; 1 Проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d8ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dc50 Проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; 65 66 67 Малая Родина гражданина России. Достопримечательности родного края Наша малая Родина: главный город Города России. Городагерои. Страницы истории 1 Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; 1 Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; 1 Проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; 68 Контрольная работа по итогам года. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 68 6 2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Вариант 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Окружающий мир. 4 класс. Методические рекомендации - Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Соловьева А.Е. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОК