РП НОО изобразительное искусство АООП НОО 7.2. 3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»

РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического

УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ «СОШ №13»
№180-О от «30» августа 2023 г.

совета №14 от
«30» августа 2023 г.

Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 3 класса (7.2)

Черемухово 2023

При

изучении

рекомендуется

программы

использовать

по

предмету

учебник

Е.И.

«Изобразительное
Коротеевой,

Б.М.

искусство»
Неменского

«Изобразительное искусство» 3 класс. ФГОС. В 3 классе рисование по-прежнему
оказывает положительное влияние на совершенствование восприятия формы, цвета, и
пространственных

отношений,

формирует

возможности

эмоциональной

оценки

произведений искусства и собственных работ.
Детская

деятельность

разворачивается

в

направлении

искусство-практика

художественного ремесла и художественного творчества, что позволяет формировать
потенциал для активной реализации в настоящем и будущем, улучшать сферу жизненной
компетенции. Этому способствует овладение знаниями из разных видов искусства
(музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками
восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества. В ходе
изучения предмета решаются следующие задачи:


знакомство учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, развитие активного эмоционально-эстетическое
отношения к ним;



формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни
ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и
обыденной жизни;



развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению
элементарных форм художественного ремесла;



формирование единства эмоционального и интеллектуального восприятия на
материале пластических искусств;



формирование умения выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в
творческой деятельности;



применение различных выразительных средств, художественных материалов и техник
в своей творческой деятельности.

На

уроке

ИЗО

учитель

Автоматизируются

ставит общеобразовательные и

навыки

организации

рабочего

воспитательные задачи.
места.

Совершенствуется

правильное восприятие формы, конструкции, величины, цвета предметов, их
положения в пространстве. Коррекционно-развивающая составляющая при обучении
предмету реализуется через:
 нахождение в изображаемом существенных признаков, установление сходства и
различия;

 развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать,
обобщать;
 ориентировка

в

задании

и

планирование

своей

работы,

определение

последовательности выполнения рисунка;
 исправление недостатков моторики и совершенствование зрительно-двигательной
координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся
графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
 формирование навыков рисования с натуры, декоративного рисования;
 развитие у учащихся речи, художественного вкуса, интереса к изобразительной
деятельности.
 развитие произвольной регуляции: умения работать по инструкциям, алгоритму;
планировать деятельность.
 развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
 формирование адекватности чувств;
 формирование умения анализировать свою деятельность;
 - коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
 коррекция мелкой моторики.
Правильно организованные уроки помогают ребенку раскрыться, передать суть
своих переживаний и мыслей с помощью изобразительных средств. Обучение словесному
выражению

эмоций

(восхищение

или

дискомфорт

от

увиденного)

позволяет

препятствовать формированию алекситимии (неспособности говорить о чувствах). Выбор
цвета для выражения чувств дает возможность стабилизировать эмоциональное
состояние.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения ПРП для 3-го класса по учебному предмету
«Изобразительное искусство» оцениваются по следующим направлениям:
Осознание себя как гражданина России проявляется в:


освоении нравственно-эстетического и социально-исторического опыта народов,

проживающих на территории России, отражённого в изобразительной культуре;


знании различных изобразительных промыслах народов России

- проявлении и чувства гордости за культуру и искусство Красноярского края, своего
народа, России;


стремлении создавать окружающую действительность, ориентируясь на значимые

эстетические ценности России,


стремлении пополнить свои знания о различных картинах, художниках России,

мира
Освоение социальной роли ученика проявляется в:


умении организовывать рабочее место и рабочее пространство (рациональная

организация рабочего пространства);


проявлении ответственного поведения (соблюдение требований, выполнение

обещаний);


соблюдении школьных правил (соблюдение правил безопаснойдеятельности);



соответствии поведения дисциплинарным требованиям;



социально одобряемых действиях в отношении к предметам окружающей

действительности;
Сформированность

навыков

продуктивной

межличностной

коммуникации

проявляется в:


умении устанавливать коммуникацию с партнером, учителем для реализации

собственной потребности;


описывать порядок получения результата своей изобразительной деятельности,

говорить об испытываемых эмоциях,


умении вербализовать свои впечатления от наблюдения объектов, иллюстраций,

результатов художественной деятельности мастера;


умении согласованно выполнять необходимые действия в паре и в малой группе, не

разрушая общего замысла;


умении контролировать импульсивные желания, вербальную агрессию;



способности вежливо отказываться от нежелательных предложений;
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется
в:



умении действовать, согласно принятым группой правилам, при выполнении

коллективной работы.


Использовании социально-одобряемых форм речевого этикета в различных

учебных ситуациях;



умении анализировать свои переживания и поступки, ориентируясь в нравственном

содержании собственных поступков и поступков других людей, находить общие
нравственные категории в культуре разных народов.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:


стремлении украшать предметы окружающей действительности,



интересе к произведениям скульптуры, живописи, красоте природы и предметного

мира,
- Проявлении эстетических чувств на основе знакомства с разными видами искусства,
наблюдениями за природой.
-использовании средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и
цвета при выполнении работ на основе законов и правил декоративно-прикладного
искусства и дизайна.


умении самостоятельно замечать красоту в природе, окружающем предметном

мире и в людях.
Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и
позитивного отношения к нему проявляется в:
умении рассматривать и анализировать природные объекты, как универсальный



источник художественных идей для мастера; деятельности человека как создателя
эстетической среды обитания;



осознании важности эстетической красоты окружающего мира;
демонстрировании целостной картины мира,

художественной и духовной

культуры, как продукта творческой изобразительной деятельности человека, осмысления
содержания предметного мира и его единства с миром природы;
- знании функций профессий художественной направленности;
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных
возможностях и ограничениях проявляется в:


осознании своих возможностей при выполнении индивидуальной и коллективной

работы (выбор приемов реализации задуманного),


умении получить одобряемый результат своей изобразительной деятельности

Овладение

основами

художественной

деятельности,

необходимой

в

разных

жизненных сферах проявляется в умениях:


рационально организовывать рабочее место



рационально использовать инструменты и материалы для изобразительной

деятельности в соответствии с их свойствами.



называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений

искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;


осуществлять точные манипуляции с различными предметами, использовать

глазомер, работать с различными источниками информации;


изображать (преобразовать объекты из чувственной формы в изображения,

воссоздавать изображения по памяти, мысленно трансформировать изображения и пр.),
выполнять построение форм с учётом основ геометрии, работать с геометрическими
фигурами, телами;


переживать чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранять и приумножать

её богатства, отражая их в художественных произведениях, предметах декоративноприкладного искусства.


стремиться к добру, самосовершенствованию и самореализации, соблюдать

принципы здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом,
психическом и социально-нравственном здоровье.


сострадать и проявлять милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление

высшей человеческой способности - любви.


понимать ценность художественного творчества как естественного условия

человеческой жизни, испытывать потребности творческой самореализации,
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации проявляется:
- в рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в
результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;
- в интересе к информационной и коммуникативной деятельности,


в способности замечать новое, принимать и использовать социальный опыт;

-в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими
намерениями, для осуществления поставленной задачи.
Метапредметные результаты освоения ПРП для 3-го класса по учебному предмету
«Изобразительное искусство» включают осваиваемые обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.


с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей

обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим
образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в
умении:


оперировать известными понятиями.



самостоятельно сравнивать, группировать предметы, объекты



самостоятельно учителя отличать новое от уже известного;



самостоятельно обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.



самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между событиями и

явлениями.
- создавать изображения на основе изобразительных знаний и умений;
-использовать знаково-символические обозначения,
- ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут
необходимы для создания изображения;


осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинноследственные связи, строить рассуждения, ориентироваться в известных понятиях.


сравнивать, группировать, классифицировать предметы, объекты, действия;



понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;

анализировать объекты изобразительной деятельности с выделением их существенных
признаков;


устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;



передавать, искать, преобразовывать, сохранять информацию, использовать

компьютер для поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге
библиотеки
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в
умении:
-самостоятельно определять цель выполнения заданий;


выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;



самостоятельно

ориентироваться

в

задании;

– самостоятельно планировать последовательность выполнения действий при выполнении
заданий;
– контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;

- определять изобразительные приёмы и способы выполнения отдельных этапов
изобразительной деятельности из числа, освоенных, работая по составленному плану,
осуществлять контроль точности выполнения техники изображения;
 исправлять допущенные ошибки, самостоятельно соотносить полученный результат с
образцом и замечать несоответствия.


оценивать результат своих действий.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются
в умении:


вести диалог по обозначенной теме;



договариваться о своей роли в коллективных работах, работе в парах и группах;



приходить в обсуждении к общему решению;



учитывать возможность существования различных точек зрения и права каждого

иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий


использовать

допустимые

адекватные

речевые

средства

для

решения

коммуникативных и познавательных задач;
Предметные результаты
По итогам обучения в 3 классе можно проверять сформированность следующих знаний,
представлений и умений:


добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений

известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома,
Полхов-Майдан и т.д.);


добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева

Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.


узнавать известные центры народных художественных ремесел России;



узнавать ведущие художественные музеи России.



выражать

своё

отношение

к

рассматриваемому

произведению

искусства

(понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает
картина);


соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка,

уточнение общих очертаний и форм);


расписывать готовые изделия согласно эскизу;



применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке,

при изготовлении игрушек на уроках труда;



узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных

художников, называть их авторов;


сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,

декоративно – прикладного искусства)
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».
-различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись»,
«живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;


различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;



чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их

форм, очертаний;
- умение эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать

в

художественно-творческой

деятельности

характер,

эмоциональные

состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
- умение воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание
знакомых произведений;
- умение видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства,
архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и
человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».


применять простейшие правила смешения основных красок для получения более

холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и
сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
- умение создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- умение использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для
воплощения собственного художественно-творческого замысла;


использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике,

круге;


чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;



сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию

симметрии в рисунках с натуры и узорах;


правильно

определять

конструктивное строение, цвет;

и

изображать

форму

предметов,

их

пропорции,



выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером,

цветом главное в рисунке;
- умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для
создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;
- умение использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для
создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности
специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с
учетом местных условий).
-

умении

пользоваться средствами выразительности

языка живописи, графики,

скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в
собственной

художественно-творческой

деятельности;

передавать

разнообразные

эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных
композиций на заданные темы;
- умение моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации
известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа
средствами изобразительного искусства;
- умение выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции,
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
- умение осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;


выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения

форм растительного и животного мира;


творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и

овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении
декоративных ягод, трав;


использовать силуэт и контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной

композиции;
-

умение

выбирать

художественные

материалы,

средства

художественной

выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего
отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы,
цветоведения, усвоенные способы действия;

- умение видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов;
- умение понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о
красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и
мнениям;
- умение изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное
отношение;
- умение изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.
Примеры контрольно-оценочных мероприятий:
Формы контроля:
-Индивидуальный и фронтальный опрос
- Работа в паре, в группе
- Проектная деятельность
- Презентация своей работы
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Контрольное тестирование
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов


активность участия.



умение собеседника прочувствовать суть вопроса.



развернутость ответов, образность, аргументированность.



самостоятельность.



оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как
организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты
изображения, как выражена общая идея и содержание).


Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как

использует выразительные художественные средства в выполнении задания.


Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность

созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.


Аккуратность всей работы.

Текущий контроль:
Дескрипторы и критерии их оценки:
А) оценка качества работы на уроке.

Проводится по следующим параметрам (условная балльная оценка):
Адекватность действий:
5 – выполняет задания, в парной и подгрупповой работе целенаправлен, решает
поставленные задачи адекватным способом.
4 – выполняет задания, в парной и подгрупповой работе может уходить от задания,
решать поставленную задачу недостаточно адекватными способами, но подобные
проявления удалось скорректировать.
3 – затрудняется выполнить задание, но это удается скорректировать. Поведение в парной
и подгрупповой работе не способствует выполнению задания.
2 – задание не выполняет, коррекция не удается. Поведение в парной и подгрупповой
работе препятствует выполнению задания партнерами по взаимодействию.
Правильность действий:
5 – выполняет задание правильно или нужна небольшая (стимулирующая, организующая)
помощь
4 - выполняет задание правильно, но нужна небольшая обучающая помощь
3 – выполняет задание правильно, но нужна существенная обучающая помощь
2 – задание не выполняет, помощь не принимает.
Вербальное оформление ответов:
5 – оформление ответа грамматически и стилистически правильное или с минимальными
недочетами.
4 – недочеты в построении фразы или словоупотреблении, не затрудняющие понимание.
3 – Неточное словоупотребление, смысл фраз улавливается с трудом или шаблонный
ответ, копирование ответа предшественника.
2 – ответ представляет собой отдельные, иногда не связанные по смыслу, слова.
Качество выполнения работы.
5 – работа выполнена аккуратно, точно, внесены творческие эстетические преобразования,
соответствующие общему замыслу
4 – работа выполнена аккуратно с небольшими неточностями, без творческих
эстетических преобразований.
3 – работа выполнена неаккуратно с большими недочетами
2 – работа не выполнена
Итоговая оценка может быть установлена с учетом балльных показателей:
18-20 баллов – «отлично».
13-17 баллов – «хорошо».
10-12 баллов - «удовлетворительно».

8-9 баллов – «неудовлетворительно».
Оценка может выставляться на основе качественной характеристики:
Оценка «5»
- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
-правильно излагает изученный материал и умеет применять полученные знания на
практике;
- тщательно спланированы действия и рационально организовано рабочее место;
- правильно выполнялись приемы художественной техники, самостоятельно и творчески
выполнялась работа;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все
компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное;
- работа выполнена с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его
допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передает в изображении наиболее характерное.
- допущены незначительные недостатки в планировании и организации рабочего места;
- в основном правильно выполняются приемы художественной техники;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или недовыполнена на 10-15 %;
- работа выполнена с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
- имеют место недостатки в планировании и организации рабочего места;
- отдельные приемы художественной техники выполнялись неправильно (восприятия
формы,

конструкции,

величины,

цвета

предметов

корректировку со стороны учителя;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени недовыполнена на 15-20 %;
- работа выполнена с нарушением отдельных требований;

в

пространстве)

и

требуют

- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Текущий контроль должен быть постоянным, а не эпизодическим.
Рубежный контроль (по завершению раздела). Успешность выполнения заданий на
обобщающих уроках, ориентировка в представляемых проектах.
Оценка

«отлично»

ставится

при

основном

соответствии

перечисленным

выше

требованиям текущего контроля.
Оценка «хорошо» ставится при наличии различных недочетов по выделенным
параметрам.
Оценка «удовлетворительно» ставится при соответствии минимальным требованиям по
всем выделенным разделам.
Оценка «неудовлетворительно» означает отсутствие необходимых навыков.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды художественной деятельности (8 часов)
Восприятие произведений искусства. Образная сущность искусства: художественный
образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях
пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение
к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного
искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека,
природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной
культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители
изобразительного искусства народов России (по выбору).
Рисунок. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие
природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного
образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в
живописи.
Скульптура. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная
средствами скульптуры.
Художественное

конструирование

и

дизайн.

Представление

о

возможностях

использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни
человека.

Декоративно-прикладное искусство. Разнообразие форм в природе как основа
декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение
ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.).
Азбука искусства. Как говорит искусство? (7 часов)
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и
перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше,
загораживания.
Цвет. Практическое овладение основами цветоведения.
Линия. Многообразие линий. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с
помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его
характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма.
Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке.
Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в
декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (11 часов)
Земля — наш общий дом. Жанр пейзажа. Использование различных художественных
материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в
природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Родина моя — Россия. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в
украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного
искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира.
Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.
Искусство дарит людям красоту. Художественное конструирование и оформление
помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно - творческой деятельности. (8 часов)
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании. Передача настроения
в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха,
пятна, объёма, фактуры материала.
Использование

в

индивидуальной

и

коллективной

деятельности

различных

художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, компьютерной анимации,
натурной мультипликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых
мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных
материалов.
Участие

в

обсуждении

содержания

и

выразительных

средств

произведений

изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Раздел

п/п

Примерные
уроков

темы Примерное

содержание

уроков

и

основные виды деятельности
1 четверть (8 часов)

1

Виды

Воплощение

художественной

замысла

деятельности
часов)

(8 искусстве.

Актуализация знаний, полученных в
в предыдущих

классах:

беседа

изобразительном

об

искусстве.

Свободное

Повторение пройденного: названия,

рисование

“Мое назначение инструментов и материалов,

впечатления
лете” (1ч.)

о которыми работает художник (может
проходить в разнообразных формах:
викторина,

игра,

отгадывание

кроссворда и др.); правила организации
рабочего места (работа с памяткойинструкцией).Работа

с

учебником:

ориентировка в учебнике (на развороте,
в оглавлении, в словаре), повторение
условных

обозначений.

Поэтапная

демонстрация приемов работы кистью
(мазок,

прикладывание,

Повторение

детьми

линия)
приемов,

показанных учителем. Практическая

работа: рисование картины «Летние
впечатления».

Подведение

итогов,

обмен впечатлениями о полученном
опыте, оценка результатов творческой
деятельности.
Твои

игрушки. Демонстрация

Изготовление
игрушек

видеоролика

фотографий

с

изображениями

из дымковских,

богородских,

пластилина, глины. каргопольских,
(1ч.)

или

филимоновских

игрушек.Беседао видах современного
декоративно-прикладного
искусства.Работа с учебником: анализ
особенностей форм игрушек, сравнение
форм

разных

промыслов

между

собой.Повторениеприемов работы с
пластичными
материалами.Составление
выполнения

работы

плана
на

основе

слайдовых изображений.Практическая
работа:Лепка

игрушки

по

итогов,

обмен

выбору.Подведение

впечатлениями о полученном опыте,
оценка

результатов

творческой

деятельности.
Твои

игрушки. Повторение

Украшение. (1ч.)

пройденного:видеовикторина
(учащиеся

должны

изображению

определить

предмета

по

название

промысла).Демонстрация видеоролика
или

фотографий

различных

с

изображением

элементов

росписей

игрушек. Беседа об увиденном: какие
цвета

используются

промысле?

в

данном

Выявление особенностей

росписи игрушек разных промыслов.

Изучение

нового:

рассказ

учителя,

объясняющий понятия фон, контраст,
сочетание цветов.Составление эскиза
росписи

игрушки.Практическая

работа:

роспись

игрушек

на

предыдущем

соответствии
итогов,

изготовленных

с

уроке

в

эскизом.Подведение

обмен

впечатлениями

о

полученном опыте, оценка результатов
творческой деятельности.
Посуда

у

дома. (1ч.)

тебя Рассматривание
различной

изображений

и

посуды, рассуждение об

увиденном

(анализ

формы,

цвета,

настроения, которое вызывает тот или
иной предмет). Изучение нового:
Разъяснение

особенностей

формы,

цвета предметов посуды от назначения
посуды;

рассказ

учителя

о

художественном промысле - «жостово».
Демонстрация особенностей цветового
решения

и

приемов,

используемых

жостовскими мастерами.Составление
эскиза чайного сервиза. Практическая
работа:

изображение

праздничного

сервиза при помощи гуаши на листе
бумаги. Подведение итогов, обмен
впечатлениями о полученном опыте,
оценка

результатов

творческой

деятельности.
Обои и шторы у Беседа
тебя дома (1ч.)

«Ткани

и

рисунок».Рассматривание

и

нахождение

красоты

тканях

рисунком рассуждение об

с

в

различных

увиденном. Изучение нового: рассказ
учителя с применением иллюстраций о

связи цвета и настроения, роли цвета в
интерьере, необходимости учета его
воздействия на восприятие человека
(яркий

и

веселый

для

-

детской

комнаты,

столовой; строгий

кабинета).

Демонстрация

для

-

приемов

выполнения повторяющегося рисунка.
Словарная
Составление
работы

с

работа:

трафарет.

плана

выполнения

опорой

на

материал

учебнике.

Практическая

Рисование

с

работа:

помощью

(использование

в

трафарета.

фигурных

линеек,

заранее заготовленных трафаретов).
Подведение

итогов,

обмен

впечатлениями о полученном опыте,
оценка

результатов

творческой

деятельности.
Мамин платок Цвет Отгадывание загадок о платке. Беседа
и ритм узора. (1ч.)

«Русский
картин

платок».
с

Рассматривание

изображением

русских

красавиц в платках разных художников
и

нахождение

закономерностей

различий

и
в

изображениях, рассуждение об
увиденном. Изучение нового: рассказ
учителя о работе художника по тканям
- художника декоративно-прикладного
искусства,

о

принципах

платков

(симметричная,

асимметричная),
Закрепление:

росписи

видах

орнаментов

определение

типов

платков по изображению. Беседа о
назначении

платков

(какие

носят

молодые и пожилые женщины, какие на

праздник,

а

какие

Составление

в

эскиза

будни).
платка.

Практическая работа: Изготовление
рисунка « Платок для своей мамы»
Подведение

итогов,

обмен

впечатлениями о полученном опыте,
оценка

результатов

творческой

деятельности, обсуждение и анализ
работ

одноклассников

с

позиций

творческих задач данной темы, с точки
зрения

содержания

и

средств

его

выражения.
Иллюстрация твоей Чтение веселых потешек. Изучение
книжки.

нового: Показ многообразия форм и
видов книг, их конструкции (книжки -

(1ч.)

раскладущки, гармошки); объяснение
нескольких трактовок одного и того же
сюжета

разными

художниками-

иллюстраторами,

концентрация

внимания на разные выразительные
решения иллюстраций одного и того же
произведения разными художниками.
Выбор
(можно

потешки

для

иллюстрации

использовать

учебник

«Литературное

чтение»).

Практическая

работа:

Иллюстрирование русских народных
потешек. Подведение итогов, чтение
потешки

с

выполненной

к

демонстрацией,
ней

иллюстрации,

обсуждение соответствия иллюстрации
теме потешки.
Открытки

Промежуточный

тест

«Виды

(1ч.)

художественной деятельности». Беседа

«Открытки».Рассматривание
открыток различного предназначения
нахождение

закономерностей

и

различий

в

изображениях, рассуждение об
увиденном.

Изучение

нового:

ознакомление

с

кругом,

цветным

контрастными

цветами,

выразительными

их

сочетаниями;

понятия:

орнамент,

элементы

орнамента.

Демонстрация

видов

орнамента. Составление плана работы
для

изготовления

открытки.

Практическая работа: разметка и
вырезание заготовки для открытки,
украшение

лицевой

стороны

орнаментным рисунком. Подведение
итогов,

обмен

впечатлениями

о

полученном опыте, оценка результатов
творческой деятельности, обсуждение и
анализ работ одноклассников с позиций
творческих задач данной темы, с точки
зрения

содержания

и

средств

его

выражения.
2 четверть (7 часов)
2

Азбука искусства. Труд
Как

говорит для

искусство?
(7 ч)

(1ч.)

художника Рассматривание фотографий комнат
твоего

дома. детей,

домашней

обстановки.

Рассматривание картин с изображением
интерьеров

разных

художников

нахождение

закономерностей

различий

в

и
и

изображениях,

рассуждение об увиденном. Изучение
нового:

объяснение

особенностей

профессии художника – дизайнера,
художника

инженера.

Обобщение

знаний

детей

о

украшении

дома,

(демонстрация изображений с заданием
указать где можно использовать данное
украшение).

Изучение

нового:

ознакомление с понятием «витраж»,
способом

создания

Практическая

витража.

работа:

создание

рисунка эскиза витража. Подведение
итогов,

обмен

впечатлениями

о

полученном опыте, оценка результатов
творческой деятельности, обсуждение и
анализ работ одноклассников с позиций
творческих задач данной темы, с точки
зрения

содержания

и

средств

его

выражения.
Памятники

Повторение изученного: зрительная

архитектуры. (1ч.)

викторина

по

промыслы»

теме

«народные

Просмотр

фрагмента

видеоролика «Путешествие породному
городу», нахождение закономерностей
и

различий

в

архитектуре

зданий, рассуждение об

увиденном.

Изучение нового с использованием
учебника:

рассказ

об

архитектуре,

русской

архитектуре,

основных

этого

вида

материалах

изобразительного искусства и формах
(объемной

и

плоской); о

приемах

владения графическими материалами; о
способах рисования по представлению.
Работа

со

архитектуры

словарем:
–

памятники

уточнение значения

словосочетания. Работа с учебником:
рассматривание

памятников

архитектуры. Практическая работа:

учитель предлагает выполнить задание
учебника:

используя

технику

сделать

памятник

аппликации,
архитектуры

из

Подведение

цветной
итогов,

бумаги.
обмен

впечатлениями о полученном опыте,
оценка

результатов

творческой

деятельности, обсуждение и анализ
работ

одноклассников

с

позиций

творческих задач данной темы, с точки
зрения

содержания

и

средств

его

фотографий

с

выражения.
Парки,

скверы, Рассматривание

бульвары. (1ч.)

изображением

парков

и

скверов,

роликов, нахождение закономерностей
и

различий

в

изображениях, рассуждение об
увиденном.

Изучение

нового:

демонстрация изображений планировки
парков,

рассказ

об

эмоционально-

образном характере парков разного
назначения;

знакомство

составляющими

парка

дорожки,

деревья,

по

газоны,

с
плану:
клумбы,

фонтаны, памятники, ограды, мостики,
ворота, фонари. Составление плана
работы.

Практическая

работа:

Изображение на листе бумаги парка,
сквера.
оценивание

Подведение
деятельности

итогов,
по

следующему алгоритму: Что вам нужно
было сделать? Что бы вы хотели
изменить в своей работе? Как вы
оценили свою работу?

Ажурные
(1ч.)

ограды. Объявление темы урока «АЖУРНЫЕ
ОГРАДЫ». Постановка целей:
уроке

должны

сделать

на

красивую

ажурную ограду для парка. Уточнение
значения слова
«ажурный», работа со словарем
Изучение нового: рассказ учителя на
основе презентации о кузнечном деле,
устройстве

кузницы,

профессии

кузнеца.
Демонстрация

фотографий

и

изображений произведений кузнечного
искусства города Санкт- Петербурга,
объяснение

понятия

кружево».

Чтение

Пушкина.,

М.Ю.

«чугунное
стихов

А.С.

Лермонтова,

воспевающих красоту чугунных оград.
Вопрос учащимся: какие произведения
кузнечного дела вы видели на улицах
нашего

города?

(ограды.

решетки,

козырьки) Каким вы хотите видеть наш
город?

Работа

по

учебнику:

рассматривание крылышек бабочки и
стрекозы,

паутинки.

Сопоставление

переплетений с узорами ограждений.
Повторение

правил

ножницами,

способов

работы

с

создания

симметричных повторяющихся узоров
(складывание

гармошки,

вырезание

узоров). С помощью демонстрационных
таблиц детям объясняется поэтапное
выполнение

работы.

Самостоятельная работа учащихся:
складывание
нанесение

базовой
рисунка;

заготовки;
вырезание

элементов

рисунка

развертывание

ограды;

заготовки

и

приклеивание на альбомный лист и
приклеить. Выставка и анализ работ
учащихся
Волшебные

Рассматривание фотографий, роликов,

фонари. (1ч.)

видео

с

изображением

уличных

фонарей разных времен, нахождение
закономерностей

и

различий

в

изображениях, рассуждение об
увиденном.

Изучение

демонстрация

нового:

возможностей

монохромного изображения. Изучение
приемов работы тушью. Практическая
работа:

изображение

фонаря

при

помощи туши и палочки. Подведение
итогов,

обмен

впечатлениями

о

полученном опыте, оценка результатов
творческой деятельности, обсуждение и
анализ

работ подгрупп

с позиций

творческих задач данной темы, с точки
зрения

содержания

и

средств

его

выражения.
Витрины. (1ч.)

Беседа

о

работе

художника-

оформителя, о многообразии способов
оформления витрин, о связях красоты и
пользы, гармонии и целесообразности
оформления.

Демонстрация

изображений витрин. Изучение нового
ознакомление
декоративно

с

разнообразием

оформленных

витрин

магазинов на улицах города, ролью
художника-дизайнера
среде.

в

городской

Практическая

работа:

изготовление плоского эскиза витрины,

украшенной к новогодним праздникам,
способом
итогов,

аппликации.
обмен

Подведение

впечатлениями

о

полученном опыте, оценка результатов
творческой деятельности, обсуждение и
анализ

работ подгрупп

с позиций

творческих задач данной темы, с точки
зрения

содержания

и

средств

его

выражения.
Праздничные

Повторение

и

украшения(1ч.)

пройденного:

инструменты

Обобщающий урок

материалы,

обобщение

которыми

и

работает

художник, возможностях в создании
украшений.

(промежуточное

тестирование,

викторина,

опрос).

Деление на группы. Постановка цели:
создать необычное елочное украшение,
используя

изученные

Практическая
объемных

способы.

работа:

елочных

создание

игрушек

из

различных материалов.
Подведение

итогов,

обмен

впечатлениями о полученном опыте,
оценка

результатов

творческой

деятельности, украшение класса, елки
3 четверть (11 часов)
3

Значимые

темы Удивительный

Викторина «Транспорт». Беседа об

искусства. О чём транспорт. (1ч.)

оформлении

транспорта,

говорит

красоты

пользы,

искусство? (11 ч)

целесообразности

конструкции.

Изучение

демонстрация

и

нового:

о

связях

гармонии

и

изображений городского транспорта,
анализ

форм

сложного

объекта

(техники), его составляющих, цветовой
гаммы окраски кузова в соответствии с

назначением.

Рассказ

о

рекламных

рекламе,

возможностях.

Практическая работа: изображение
фантастической

машины,

используя

восковые мелки. Подведение итогов,
обмен впечатлениями о полученном
опыте, оценка результатов творческой
деятельности, обсуждение и анализ
работс

позиций

данной

темы,

творческих
с

точки

задач
зрения

содержания и средств его выражения.
Труд художника на

Просмотр презентации «Украшения на

улицах твоего

улицах

города... (1ч.)

работают над обликом города? (мастер

города».

Какие

мастера

Изображения, мастер Украшения и
мастер

Постройки).

Деление

на

группы. Повторение правил работы в
группе. Изучение нового: рассказ об
архитектурном жанре о выражении
художником-оформителем,
художником-архитектором
настроения

через

Составление

характера,

форму

зданий.

плана

работы.

Практическая коллективная работа:
создание панно «улицы города» с
использованием рисования акварелью,
объемной
итогов,

аппликации.
обмен

Подведение

впечатлениями

о

полученном опыте, оценка результатов
творческой деятельности
Художник в цирке.

Проверка

(1ч.)

организация

готовности
рабочего

к

уроку,
места.

Отгадывание загадки о цирке. Беседа
о цирковых профессиях, особенностях
работы

художника

по

костюмам.

Демонстрация приемов изображения
клоуна. Практическая работа:
Изображение с использованием гуаши
клоуна

по

представленному

картинному плану. Подведение итогов,
обмен впечатлениями о полученном
опыте, оценка результатов творческой
деятельности.
Образ театрального

Беседа о кукольном театре. изучение

героя. (1ч.)

нового:

рассказ

об

истоках

театрального искусства, ознакомление с
театром

кукол

разновидностей

(одной
театра),

из

который

существует с давних времен у всех
народов

мира,

теневым

Демонстрация

театром.

последовательности

изготовления

театральной

куклы.

понятия

эскиз.

Повторение

Практическая работа изображение
эскиза театральной куклы. Подведение
итогов,

обмен

впечатлениями

о

полученном опыте, оценка результатов
творческой деятельности.
Театр кукол. (1ч.)

Беседа

«Кукольных

дел

мастера»

особенности профессии мастера по
изготовлению кукол. Демонстрация
последовательности

и

приемов

создания головы пальчиковой куклы из
соленого

теста

(пластилина).

Практическая работа: Изготовление
головы для пальчиковой куклы из
соленого теста (пластилина) по эскизу,
созданному на

предыдущем

уроке.

Роспись изготовленной головы.
Подведение

итогов,

обмен

впечатлениями о полученном опыте,
оценка

результатов

творческой

деятельности, обсуждение и анализ
работс

позиций

данной

темы,

творческих
с

задач

точки

зрения

содержания и средств его выражения.
Театр кукол. (1ч.)

Демонстрация изображений и анализ
костюмов

театральных

кукол

(фотографии,

реальные

объекты).Составление

плана

работы

для выполнения костюма пальчиковой
куклы из текстильных материалов или
картона

по

работа:

эскизу.

Практическая

изготовление

куклы

пальчиковой

(создание

костюма,

прикрепление к голове, на основе
эскиза, созданного на первом уроке по
данной

теме).

Подведение

итогов,

обмен впечатлениями о полученном
опыте, оценка результатов творческой
деятельности
Театральные маски. Повторение:

Викторина

по

теме

Изготовление

«Театр». Демонстрация изображений с

эскиза маски (1ч.)

различной

мимикой

людей.

Игра

«Крокодил»» (показ эмоций). Изучение
нового:

рассказ

о

карнавальных

древних ритуалах; о специфике работы
художника в театре, показ на примерах
усиления эмоционального состояния в
маске

-

контрастность,

яркая

декоративность. Составление плана
работы.

Практическая

работа:

изображение эскиза театральной маски.
Подведение

итогов,

обмен

впечатлениями о полученном опыте,

оценка

результатов

творческой

деятельности.
Художник в театре.

Беседа: Обобщение знаний о работе

(1ч.)

художника в театре. Изучение нового:
рассказ

об

эволюции

театрального

помещения от древнего амфитеатра до
современного, о способах изображения
эскизов

театрального

занавеса.

Практическая работа изображение
эскиза

декораций,

театрального

занавеса. Подведение итогов, обмен
впечатлениями о полученном опыте,
оценка

результатов

творческой

деятельности, обсуждение и анализ
работ с позиций творческих задач
данной

темы,

с

точки

зрения

содержания и средств его выражения.
Художник в театре.

Беседа обобщение знаний о работе

(1ч.)

художника-декоратора.

Изучение

нового: демонстрация с объяснением
назначения

составных

частей

декораций в театре: задник, кулисы,
ширма, рампа. Деление на группы.
Составление эскизов макета декораций
к выбранной сказке. Практическая
работа:

коллективное

изготовление

макетов декораций к выбранной сказке.
Подведение

итогов,

обмен

впечатлениями о полученном опыте,
оценка

результатов

творческой

деятельности, обсуждение и анализ
работ с позиций творческих задач
данной

темы,

с

точки

зрения

содержания и средств его выражения.

Афиша и плакат.

Повторение: викторина «Художник в

(1ч.)

театре». Актуализация знаний: Как
мы

узнаем

о

спектаклях?

Где располагаются в городе объявления
о будущих спектаклях? Как называются
объявления о спектакле? (афиша.)
Рассматривание различных плакатов и
театральных афиш и рассуждение об
увиденном.

Изучение

нового:

знакомство с плакатом как видом
графики

и

с

работой

художника-

графика в жанре афишного плаката;
объяснение

возможности

использования художественных средств
выразительности для создания своего
варианта

плаката.

Практическая

работа: изображение эскиза плакатаафиши
итогов,

к

спектаклю.
обмен

Подведение

впечатлениями

о

полученном опыте, оценка результатов
творческой деятельности
Обобщающий урок

Промежуточное тестирование «О чем

по разделу.

говорит

искусство?»

самооценка
организация

Проверка

готовности

к

рабочего

и

уроку,
места.

Постановка цели урока (по табличке:
узнаем…, изучим…, повторим…) на
основе изображений или картинного
плана. Демонстрация презентации с
целью обобщения знаний6 виды кукол,
деятельность художника в театре.
Практическая работа: изображение
наиболее

понравившегося

вида

деятельности художника в театре (эскиз
куклы, занавеса, декораций, афиши).

Подведение

итогов,

обмен

впечатлениями о полученном опыте,
оценка

результатов

творческой

деятельности
4 четверть (8 часов)
4

Опыт

Праздник смеха

Актуализация

художественно­

(1ч.)

загадок, викторины, шутки. Изучение

творческой

нового:

деятельности (8ч).

элементов

знаний:

рассказ

об

единого

загадывание
особенностях

стилистического

оформления, созданных художником в
соответствии с тематикой праздника:
плакаты, украшения, костюм, реквизит.
Деление

на

критериев

группы.

Составление

оценивания

результата.

Практическая работа: «День смеха».
Изготовление

украшений

интерьера

помещения,

атрибутов

одежды.

Подведение итогов, защита проектов,
оценка по выдвинутым критериям в
соответствии с памяткой
Музей в жизни

Беседа о музеях, интерьере музея.

города (1ч.)

Видеоэкскурсия. Изучение нового:
Рассказ о музеях, в которых хранятся
лучшие

произведения

подлинники

авторов,

об

искусства,
интерьере

музея в соответствии с видом музея.
Составление

плана

работы.

Практическая работа: изображение
интерьера музея. Подведение итогов,
обмен впечатлениями о полученном
опыте, оценка результатов творческой
деятельности
Картина-особый

Рассматривание картин художников

мир (1ч.)

мирового значения и рассуждение об

увиденном. Беседа о способах передачи
в

собственной

художественной

деятельности разнообразия и красоты
форм

и

настроений.

Повторение:

картинная викторина «В каком музее
ты

находишься?»,

Практическая

«Виды

работа:

картин».
создание

картины в любом жанре (по выбору)
для

картинной

Подведение
выставки.

галереи

итогов,

класса.

оформление

Домашнее

задание:

подготовка рассказа экскурсовода по
картинной галерее класса.
Картина - пейзаж

Повторение:

(1ч.)

Особенности изображения пейзажей,
виды

что

такое

пейзажей.

пейзажей

пейзаж?

Рассматривание

художников

мирового

значения и рассуждение об увиденном.
Наблюдение и выявление особенностей
и

закономерностей

Прослушивание

жанра.

стихотворений

о

весне. Повторение: цветовая гамма
весны,

составление

Практическая
весеннего

композиции.

работа

изображение

пейзажа

на

правополушарного
Подведение

основе
рисования.

итогов,

обмен

впечатлениями о полученном опыте,
оценка

результатов

творческой

деятельности
Картина - портрет

Рассматривание

(1ч.)

художников

автопортретов

мирового

и рассуждение об

значения
увиденном.

Наблюдение и выявление особенностей
и закономерностей жанра. Изучение

нового: знакомство с жанром портрета,
его разновидностями, с творчеством
отдельных художников-портретистов, с
изображением человека в жанровых,
исторических картинах; с парадным
портретом как разновидностью жанра,
применением парадного портрета в
разные

исторические

Повторение:

порядок

изображения

периоды.
выполнения

лица

человека.

Практическая работа: изображение
автопортрета.

Подведение

итогов,

обмен впечатлениями о полученном
опыте, оценка результатов творческой
деятельности.
Картина-

Рассматривание

натюрморт (1ч.)

художников

натюрмортов

мирового

и рассуждение об

значения
увиденном.

Наблюдение и выявление особенностей
и закономерностей жанра натюрморт.
Изучение

нового:

знакомство

сквозной

прорисовкой,

со

линейным

построением, светотенью, элементами
перспективы, способами рисования от
общего к деталям и комбинирования
деталей;

чувство

пропорции,

соразмерности; приемами рисования с
натуры или по представлению. Анализ
представленной

для

изображения

композиции. Практическая работа:
Изображение натюрморта. Подведение
итогов,

обмен

впечатлениями

о

полученном опыте, оценка результатов
творческой деятельности.
Обобщающий урок

Контрольное тестирование.

(1ч.)

Практическая работа: рисование на
тему «Мы играем» с использованием
понравившихся
итогов,

техник.

обмен

Подведение

впечатлениями

о

полученном опыте, оценка результатов
творческой деятельности.
Музеи народного

Знакомство

декоративно-

прикладного искусства как отдельной

прикладного

разновидностью музеев, о важности

искусства. (1ч.)

музеев

Урок –

наследия человечества, с местными

видеоэкскурсия.

художественными

как

с

музеем

хранилищ

декоративно-

культурного

музеями

и

выставками. Создание выставки-музея
своих работ.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС

Темаурока

1

Изображение, постройка,
украшения и материалы:
знакомимся с
иллюстрациями и дизайном
предметов

2

Твои игрушки: создаем
игрушки из подручного
нехудожественного
материала и/или из
пластилина/глины

Всего

Практические
работы

№
п/п

Контрольные
работы

Количествочасов

Электронныеци
фровыеобразов
ательныересурс
ы

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a
1496ae

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a
14a932

Планируемые результаты

Личностные
Освоение обучающимися содержания традиций отечественной
культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративноприкладном и изобразительном искусстве.
Метапредметные
Уметь организовывать своё рабочее место для практической работы,
сохраняя порядок в окружающем пространстве и проявляя бережное
отношение к используемым материалам;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно,
по назначению в жизни людей
Предметные
Знать и уметь объяснять назначение основных видов
пространственных искусств: изобразительных видов искусства –
живописи, графики, скульптуры; архитектуры, дизайна, декоративноприкладных видов искусства, а также деятельности художника в кино,
в театре, на празднике.
Личностные
Развитие чувства личной причастности к жизни общества и
созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям
отечественной и мировой культуры.
Метапредметные

Использовать наблюдения для получения информации об особенностях
объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской
среды; анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий
явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека
Предметные
Учиться создавать игрушку из подручного нехудожественного
материала путём добавления к ней необходимых деталей и тем самым
«одушевления образа».

3

Посуда у тебя дома:
изображаем орнаменты и
эскизы украшения посуды в
традициях народных
художественных промыслов

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a
14af2c

Библиотека ЦОК

4

Обои и шторы у тебя дома:
создаем орнаменты для
обоев и штор.

https://m.edsoo.ru/8a
14b166

1

Личностные
Освоение обучающимися содержания традиций отечественной
культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративноприкладном и изобразительном искусстве.
Метапредметные
Соблюдать последовательность учебных действий при выполнении
задания; использовать знаково-символические средства для
составления орнаментов и декоративных композиций
Предметные
Узнавать о создании глиняной и деревянной посуды: народные
художественные промыслы Гжель и Хохлома. Знакомиться с приёмами
исполнения традиционных орнаментов, украшающих посуду Гжели и
Хохломы; осваивать простые кистевые приёмы, свойственные этим
промыслам; выполнить эскизы орнаментов, украшающих посуду (по
мотивам выбранного художественного промысла).
Личностные
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной
художественно-творческой работы по освоению художественных
материалов и удовлетворения от создания реального, практического
продукта.
Метапредметные
Использовать знаково-символические средства для составления
орнаментов и декоративных композиций

5

6

7

Орнаменты для обоев и
штор: создаем орнаменты в
графическом редакторе.

Мамин платок: создаем
орнамент в квадрате

Твои книжки: создаем
эскизы обложки, заглавной
буквицы и иллюстраций к
детской книге сказок

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a
14cd18

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a
14b2c4

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a
1494d8https://m.edso
o.ru/8a14c0e8

Предметные
Применять получаемые навыки для усвоения определённых учебных
тем, например: исследования свойств ритма и построения ритмических
композиций, составления орнаментов путём различных повторений
рисунка узора, простого повторения (раппорт), экспериментируя на
свойствах симметрии; создание паттернов.
Личностные
Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира
обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной
сферы. Занятия искусством помогают обучающемуся обрести
социально значимые знания
Метапредметные
Понимать искусство в качестве особого языка общения –
межличностного (автор – зритель), между поколениями, между
народами;
использовать знаково-символические средства для составления
орнаментов и декоративных композиций
Предметные
Узнать о сетчатых видах орнаментов и их применении, например, в
росписи тканей, стен, уметь рассуждать с опорой на зрительный
материал о видах симметрии в сетчатом орнаменте.
Личностные
Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных
ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, в
стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе,
труду, искусству, культурному наследию.
Метапредметные
Проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе
освоения выразительных свойств различных художественных
Предметные

Приобретать представление о художественном оформлении книги, о
дизайне книги, многообразии форм детских книг, о работе художников
- иллюстраторов. Получать опыт создания эскиза книжки-игрушки на
выбранный сюжет: рисунок обложки с соединением шрифта (текста) и
изображения, рисунок заглавной буквицы, создание иллюстраций,
размещение текста и иллюстраций на развороте. Узнавать об искусстве
шрифта и образных (изобразительных) возможностях надписи, о работе
художника над шрифтовой композицией.

8

Открытки: создаем
поздравительную открытку.
Тематический срез знаний по
теме «Искусство в твоём
доме»

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a
14929e

Презентация

9

Труд художника для твоего
дома: рассматриваем работы
художников над предметами
быта.

1

https://infourok.ru/pr
ezentaciya-trudhudozhnika-dlyatvoego-domaobobshenie-temy5544197.html

Личностные
Ценности познавательной деятельности воспитываются как
эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы.
Происходит это в процессе развития навыков восприятия и
художественной рефлексии своих наблюдений в художественнотворческой деятельности.
Метапредметные
Классифицировать произведения изобразительного искусства по
жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений
Предметные
Осваивать приёмы соединения шрифта и векторного изображения при
создании, например, поздравительных открыток, афиши.
Личностные
Эстетическое воспитание – важнейший компонент и условие развития
социально значимых отношений обучающихся, формирования
представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком.
Метапредметные
Анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в произведениях искусства, текстах,
таблицах и схемах.
Предметные
Рассматривать и обсуждать содержание работы художника, ценностно
и эстетически относиться к иллюстрациям известных отечественных

художников детских книг, получая различную визуально-образную
информацию; знать имена нескольких художников детской книги.

10

Памятникиархитектуры:
виртуальноепутешествие

11

Исторические и
архитектурные памятники:
рисуем
достопримечательности
города или села

12

Парки, скверы, бульвары:
создаем эскиз макета
паркового пространства

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a
14c35e

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a
14b490

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a
14b6e8

Личностные
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного
развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере,
концентрирующей в себе духовно-нравственный поиск человечества.
Метапредметные
Осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным
памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные
художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов,
предложенных учителем
Предметные
Рассматривать и анализировать архитектурные постройки своего
города (села), характерные особенности улиц и площадей, выделять
центральные по архитектуре здания и обсуждать их архитектурные
особенности, приобретать представления, аналитический и
эмоциональный опыт восприятия наиболее известных памятников
архитектуры.
Личностные
Метапредметные
Использовать наблюдения для получения информации об особенностях
объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской
среды.
Предметные
Создать в виде рисунков или объёмных аппликаций из цветной бумаги
эскизы разнообразных малых архитектурных форм, наполняющих
городское пространство.
Личностные
Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных
ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, в
стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе,

труду, искусству, культурному наследию.
Метапредметные
Анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления
природы и предметно-пространственную среду жизни человека.
Предметные
Создать эскиз макета паркового пространства или участвовать в
коллективной работе по созданию такого макета.

13

14

Ажурные ограды:
проектируем декоративные
украшения в городе

Волшебные фонари: создаем
малые архитектурные формы
для города (фонари)

Видеоурок
1

https://yandex.ru/vid
eo/preview/

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a
14b8e6

Личностные
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение
обучающимися содержания традиций отечественной культуры,
выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и
изобразительном искусстве.
Метапредметные
Формулировать выводы, соответствующие эстетическим,
аналитическим и другим учебным установкам по результатам
проведённого наблюдения; использовать знаково-символические
средства для составления орнаментов и декоративных композиций.
Предметные
Узнать о сетчатых видах орнаментов и их применении, например, в
росписи тканей, стен, уметь рассуждать с опорой на зрительный
материал о видах симметрии в сетчатом орнаменте.
Личностные
Гражданское воспитание осуществляется через развитие чувства
личной причастности к жизни общества и созидающих качеств
личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и
мировой культуры.
Метапредметные
Классифицировать произведения изобразительного искусства по
жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания.

Предметные
Узнавать о видах скульптуры: скульптурные памятники, парковая
скульптура, мелкая пластика, рельеф (виды рельефа). Приобретать опыт
лепки эскиза парковой скульптуры.

Презентация

15

Витрины: создаем витрины малые архитектурные формы
для города.

16

Удивительный транспорт:
рисуем или создаем в
бумагопластике
фантастический транспорт

17

Труд художника на улицах
твоего города: создаем панно
«Образ моего города».
Тематический срез знаний по

1

https://infourok.ru/pr
ezentaciya-poizobrazitelnomuiskusstvu-na-temuvitrini-klass3153933.html

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a
14ba1c

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a
14bd46

Личностные
Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира
обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной
сферы.Занятия искусством помогают обучающемуся обрести социально
значимые знания.
Метапредметные
Проявлять творческие экспериментальные действия в процессе
самостоятельного выполнения художественных заданий.
Предметные
Осваивать навыки создания орнаментов при помощи штампов и
трафаретов.
Личностные
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной
художественно-творческой работы по освоению художественных
материалов и удовлетворения от создания реального, практического
продукта.
Метапредметные
Использовать наблюдения для получения информации об особенностях
объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской
среды.
Предметные
Придумать и нарисовать (или выполнить в технике бумагопластики)
транспортное средство.
Личностные
Гражданское воспитание осуществляется через развитие чувства
личной причастности к жизни общества и созидающих качеств
личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и

разделу « Искусство на
улицах твоего города»

18

19

Художник в цирке: рисуем
на тему «В цирке»

Художник в театре: создаем
эскиз занавеса или
декораций сцены

мировой культуры.
Метапредметные
Анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления
природы и предметно-пространственную среду жизни человека.
Предметные
Выполнить творческий рисунок – создать образ своего города или села
или участвовать в коллективной работе по созданию образа своего
города или села (в виде коллажа).

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a
14a19e

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a
14a45a

Личностные
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного
развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере,
концентрирующей в себе духовно-нравственный поиск человечества.
Метапредметные
Классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно,
по назначению в жизни людей.
Предметные
Знать и уметь объяснять назначение основных видов пространственных
искусств: изобразительных видов искусства – живописи, графики,
скульптуры; архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных видов
искусства, а также деятельности художника в кино, в театре, на
празднике.
Личностные
Эстетическое воспитание – важнейший компонент и условие развития
социально значимых отношений обучающихся, формирования
представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком.
Метапредметные
Использовать наблюдения для получения информации об особенностях
объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской
среды
Предметные
Приобрести представление о деятельности художника в театре. Создать

красками эскиз занавеса или эскиз декораций к выбранному сюжету.

20

21

22

Театр кукол: создаем
сказочного персонажа из
пластилина или в
бумагопластике.

Маска: создаем маски
сказочных персонажей с
характерным выражением
лица

Афиша и плакат: создаем
эскиз афиши к спектаклю
или фильму

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a
14a7f2

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a
14996a

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a
14982a

Личностные
Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных
ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, в
стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе,
труду, искусству, культурному наследию.
Метапредметные
Проявлять творческие экспериментальные действия в процессе
самостоятельного выполнения художественных заданий.
Предметные
Приобрести опыт творческой работы: лепка сказочного персонажа на
основе сюжета известной сказки (или создание этого персонажа в
технике бумагопластики, по выбору учителя).
Личностные
Ценности познавательной деятельности воспитываются как
эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы.
Происходит это в процессе развития навыков восприятия и
художественной рефлексии своих наблюдений в художественнотворческой деятельности.
Метапредметные
Демонстрировать и объяснять результаты своего творческого,
художественного или исследовательского опыта;
Предметные
Создавать маску сказочного персонажа с ярко выраженным характером
лица (для карнавала или спектакля).
Личностные
Экологическое воспитание происходит в процессе
художественноэстетического наблюдения природы и её образа в
произведениях искусства. Формирование эстетических чувств
способствует активному неприятию действий, приносящих вред
окружающей среде.

Метапредметные
Самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную
тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах,
электронных презентациях.
Предметные
Узнавать о работе художников над плакатами и афишами. Выполнять
творческую композицию – эскиз афиши к выбранному спектаклю или
фильму.

23

24

Праздник в городе: создаем
композицию «Праздник в
городе»

Школьный карнавал:
украшаем школу, проводим
выставку наших работ.
Тематический тест по
разделу «Художник и
зрелище»

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/8a
14a626

Личностные
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной
художественно-творческой работы по освоению художественных
материалов и удовлетворения от создания реального, практического
продукта.
Метапредметные
Проявлять творческие экспериментальные действия в процессе
самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять
исследовательские и аналитические действия на основе определённых
учебных установок в процессе восприятия произведений
изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского
художественного творчества
Предметные
Выполнить тематическую композицию «Праздник в городе» на основе
наблюдений, по памяти и по представлению.
Личностные
Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая
инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также
умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде,
выполнять коллективную работу – обязательные требования к
определённым заданиям по программе.
Метапредметные
Демонстрировать и объяснять результаты своего творческого,

художественного или исследовательского опыта.
Предметные

Презентация

25

Музей в жизни города:
виртуальное путешествие

26

Картина – особый мир:
восприятие картин
различных жанров в музеях

27

Музеи искусства: участвуем
в виртуальном
интерактивном путешествии

1

https://infourok.ru/pr
ezentaciya-poizobrazitelnomuiskusstvu-muzei-vzhizni-goroda-klass2806621.html

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a
14c71e

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a
14d0d8https://m.edso

Личностные
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение
обучающимися содержания традиций отечественной культуры,
выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и
изобразительном искусстве.
Метапредметные
Осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным
памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные
художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов,
предложенных учителем.
Предметные
Знать и уметь называть основные жанры живописи, графики и
скульптуры, определяемые предметом изображения
Личностные
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного
развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере,
концентрирующей в себе духовно-нравственный поиск человечества.
Метапредметные
Сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным
основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными
образами разных форм и предметов.
Предметные
Знать имена крупнейших отечественных художников-пейзажистов:
И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.К.
Айвазовского и других (по выбору учителя), приобретать
представления об их произведениях.
Личностные
Эстетическое воспитание – важнейший компонент и условие развития
социально значимых отношений обучающихся, формирования

в художественные музеи

28

Картина-пейзаж: рисуем
пейзаж, отображаем
состояние природы

29

Картина-портрет:
рассматриваем произведения
портретистов, сочиняем
рассказы к портретам.
Изображение портрета:
рисуем портрет человека
красками.

o.ru/8a14ca48

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/8a
149c3ahttps://m.edso
o.ru/8a14c890

Презентация
https://infourok.ru/
prezentaciya-poizobrazitelnomuiskusstvu-na-temuportret-3-klass4235749.html

представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком.
Метапредметные
Осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным
памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные
художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов,
предложенных учителем.
Предметные
Понимать значение музеев и называть, указывать, где находятся и чему
посвящены их коллекции: Государственная Третьяковская галерея,
Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей,
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина.
Личностные
Ценности познавательной деятельности воспитываются как
эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы.
Происходит это в процессе развития навыков восприятия и
художественной рефлексии своих наблюдений в художественнотворческой деятельности.
Метапредметные
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять доминантные
черты (характерные особенности) в визуальном образе.
Предметные
Создавать пейзаж, передавая в нём активное состояние природы.
Личностные
Эстетическое воспитание – важнейший компонент и условие развития
социально значимых отношений обучающихся, формирования
представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком.
Метапредметные
Передавать обобщенный образ реальности при построении плоской
композиции; соотносить тональные отношения (тёмное – светлое) в

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
149eb0

30

Картина-натюрморт: рисуем
натюрморт

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8a
149abe

Презентация

31

Картины исторические и
бытовые: создаем
композицию историческую
или бытовую

32

Итоговая контрольная
работа 06.05.2024

https://infourok.ru/pr
ezentaciya-poizobrazitelnomuiskusstvu-na-temukartini-istoricheskiei-bitovie-klass3136217.html

1

1

1

пространственных и плоскостных объектах.
Предметные
Изображать красками портрет человека с опорой на натуру или по
представлению.
Личностные
Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных
ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, в
стремлении к их пониманию.
Метапредметные
Выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых
отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
Предметные
Приобретать опыт создания творческой живописной работы –
натюрморта с ярко выраженным настроением или «натюрмортаавтопортрета».Приобретать опыт рисования портрета (лица) человека.
Личностные
Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы и её образа в произведениях
искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному
неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Метапредметные
Сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и
предметов между собой.
Предметные
Знать имена крупнейших отечественных портретистов: В.И. Сурикова,
И.Е. Репина, В.А. Серова и других (по выбору учителя), приобретать
представления об их произведениях.
Метапредметные
Соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения

результата.

33

34

Скульптура в музее и на
улице: лепим эскиз парковой
скульптуры

Художественная выставка:
организуем художественную
выставку работ
обучающихся

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/8a
14acca

Личностные
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной
художественно-творческой работы по освоению художественных
материалов и удовлетворения от создания реального, практического
продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство,
творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности.
Метапредметные
Классифицировать произведения изобразительного искусства по
жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания.
Предметные
Узнавать о видах скульптуры: скульптурные памятники, парковая
скульптура, мелкая пластика, рельеф (виды рельефа). Приобретать опыт
лепки эскиза парковой скульптуры
Личностные
Гражданское воспитание осуществляется через развитие чувства
личной причастности к жизни общества. Коллективные творческие
работы создают условия для разных форм художественно-творческой
деятельности.
Метапредметные
Признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности
сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других
людей; взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной
работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия
по её достижению
Предметные
Познакомиться с работой художников по оформлению праздников.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

1

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство: 3-й класс: учебник, 3 класс/ Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. и другие; под ред. Неменского Б. М.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК https://urok.apkpro.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».