МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического приказом МАОУ «СОШ №13» совета №14 от №180-О от «30» августа 2023 г. «30» августа 2023 г. Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающихся 3 класса (7.2) Черемухово 2023 При изучении программы по предмету «Музыка» рекомендуется использовать учебник Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. «Музыка» В 3 классе используется создание художественного контекста. Эта деятельность направлена на развитие музыкальной культуры школьников через «выход» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизнь), то есть на организацию художественно-педагогической среды. Формирование художественно-образного мышления детей достигается за счет размышлений о музыке в разных формах общения с ней. Требуется более широкое творческое применение на практике игры на музыкальных инструментах, с пением, с движением. При этом важно исходить из художественного образа разучиваемого произведения, возможностей детей и педагогической целесообразности. При этом возможно использование метода «забегания» вперед и возвращения к пройденному – важно распространить действие этого метода в рамках урока музыки и на произведения других видов искусства, выделив «золотой фонд» произведений литературы, живописи, возвращаясь к ним периодически на протяжении обучения. В третьем классе возможно увеличение доли пения, вокально-логопедических упражнений. Организацию учебно-воспитательного процесса необходимо строить как сотрудничество и сотворчество педагога и ученика.Педагогическая цель работы на уроках музыки заключается в создании положительного эмоционально-психологического климата, способствующего личностному самовыражению, самоутверждению и характеризуется усилением таких существенных моментов педагогического взаимодействия, как взаимопомощь, доброжелательность, взаимопонимание каждого ученика, что также способствует развитию творческого начала каждого ученика, особенно, если класс объединяется для подготовки концерта или театрализованного урока. Особенности методики и технологии организации работы на уроке музыки: - организация охранительного речевого режима; регуляция эмоционального состояния; развитие моторных систем организма; формирование речевого дыхания, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения -погружение в активный, организационно-творческий процесс с использованием коллективно-индивидуальных форм работы. Для этого на уроках следует: исключать пассивные способы обучения «по образцу»; создавать ситуации для активной деятельности самого ученика; объединять учеников для работы парами, тройками; просить учеников оценить свою работу самостоятельно или провести взаимопроверку с обсуждением; использовать ребусы и кроссворды; просить учеников отвечать на вопросы полными ответами; использовать методы сравнения и наблюдения; просить найти ошибку. Чаще используются следующие виды деятельности: музыкально-ритмические движения, пение, слушание музыки, игра на простейших детских музыкальных инструментах. Музыкальный материал для работы с детьми отличается: простотой и выразительностью; доступностью восприятия и исполнения; небольшим объёмом; частым повторением заданий; коррекционно-развивающей направленностью. Всем этим требованиям соответствуют русские народные мелодии, песни. Содержание текстов русских народных песен доступно детскому восприятию, напевы легко исполняются. Привлечение ритмики в процесс восприятия музыкального произведения помогает детям научиться художественно оформлять свои движения. Выполнение музыкально-ритмических движений при слушании музыки или пении способствует: -активизации развития общей музыкальности; -активизации творческих способностей; -помогает сделать урок более красочным, запоминающимся, -создает нужную эмоциональную реакцию на уроке. Движения должны быть простыми; легко выполнимыми без специальной тренировки; ритмичными; соответствовать настроению музыки. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Личностные результаты освоения ПРП для 3-го класса по учебному предмету «Музыка» оцениваются по следующим направлениям: Осознание себя как гражданина России проявляется в: проявлении чувства гордости за музыкальную культуру и искусство Красноярского края, своего народа, России; осознании своей этнической и национальной принадлежности, на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; целостном, социально ориентированном взгляде на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; понимании историко-географического образа России (территория, границы географические особенности, многонациональность, основные исторические события; государственная символика, гимн, праздники, права и обязанности гражданина. проявлении уважения к семье, к музыкальной культуре своего народа и других народов, населяющих Россию. освоении нравственно-эстетического и социально-исторического опыта народов, проживающих на территории России, отражённого в музыкальной культуре; изучении этнокультурных традиций; уважительном отношении к произведениям музыкального искусства других народов нашей страны и мира в целом; понимании особой роли музыки в жизни общества и каждого отдельного человека; стремлении пополнить свои знания о различных музыкальных произведениях, композиторах России, мира коммуникации с детьми, независимо от их этнокультурной принадлежности. осознавать себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. проявлять чувство любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Освоение социальной роли ученика проявляется в: проявлении ответственного поведения (сдерживание данного слова, выполнение взятых на себя обязательств); стремлении быть успешным (проявлять инициативу в достижении положительного результата, стремление получить максимально возможный положительный результат); подчинении дисциплинарным требованиям; стремлении давать социально одобряемые ответы на вопросы об отношении к музыкальному творчеству; Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в: способности задавать вопросы по теме; умении получать и уточнять информацию от партнера, учителя; умении описывать свои впечатления, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях в отношении музыкальных произведений, исполняемых и прослушанных; умении контролировать импульсивные желания, вербальную агрессию; способности объяснять что-либо, выслушивать объяснение или мнение коммуникативного партнера (ребенка и взрослого, знакомого и малознакомого); способности вежливо отказываться от нежелательных предложений; проявлении внимания к настроению партнера по общению; Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в: использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях; умении анализировать свои переживания и поступки, ориентируясь в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей, находить общие нравственные категории в культуре разных народов. уважительном отношении к чужому мнению; умении сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать согласие (стремление) помочь. развитии доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам одноклассников; уважительном отношении к творческим результатам; уважительном отношении к культурным традициям других народов, понимание того, что каждый музыкальный материал является результатом чьего-то творчества, самовыражения одноклассников, людей. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в: Проявлении эстетических чувств на основе знакомства с разными направлениями музыкального искусства. проявлении интереса к музыкальным произведениям разных жанров и направлений умении самостоятельно замечать красоту музыки проявлении эстетических потребностей, потребностей в общении с музыкальным искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру; Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему проявляется в: осознании важностиэстетической красоты музыки; демонстрировании целостной картины мира, художественной и духовной культуры, как продукта творческой музыкальной деятельности человека, осмысления содержания предметного мира и его единства с миром музыки; - знании функций профессий музыкальной направленности; Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в: - желании успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к музыке; осознании своих затруднений, потребностей; способности анализировать причины успехов и неудач; мотивации к музыкальному творчеству, бережному отношению к художественным и духовным ценностям; адекватных представлениях о собственных возможностях в музыкальном творчестве; стремлении получить одобряемый результат своей деятельности, Овладение основами музыкальной деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях: называть и объяснять свои чувства и ощущения от музыкальных произведений, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; признавать человеческую жизнь и существование живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного сознания. переживать чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранять и приумножать её богатства, отражая их в музыкальном творчестве, стремиться к добру, самосовершенствованию и самореализации, соблюдать принципы здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. сострадать и проявлять милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви. понимать ценность музыкального творчества как естественного условия человеческой жизни, испытывать потребности творческой самореализации, Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется: - в рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества; - в интересе к информационной и коммуникативной деятельности, в способности замечать новое, принимать и использовать социальный опыт; в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими намерениями, для осуществления поставленной задачи. Метапредметные результаты освоения ПРП для 3-го класса по учебному предмету «Музыка» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом. Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в умении: использовать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; позитивно оценивать свои музыкально-творческие возможности; осуществлять смысловое прочтение содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме; осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно- образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.). принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; решать проблемы творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности; понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках; Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в умении: - определять и формулировать цель выполнения заданий под руководством учителя; - выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; контролировать свои действия в процессе выполнения творческих заданий и после их завершения; работая по плану, составленному с учителем, использовать необходимые средства (приспособления и музыкальные инструменты); понимать смысл инструкции учителя; использовать простые музыкальные инструменты (ложки, треугольник, бубен, маракасы); оценивать совместно с учителем или одноклассниками свои действия. Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в умении: продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; осознанно строить речевое высказывание о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; выражать собственное эмоциональное отношение к музыкальному произведению; выражать эмпатию и выявлять выраженные в музыке настроения и чувства, передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке; соблюдать нормы речевого этикета в творческом взаимодействии; принимать участие в коллективных работах, работе в парах и группах; контролировать свои действия при совместной работе; договариваться с партнерами и приходить к общему решению; осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих действий). слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни. Предметные результаты По итогам обучения в классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и умений: –представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; – общее представление о музыкальной картине мира; – знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; – знание основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; –устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; –воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; – эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; –воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач; понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности. Описывать словами разнообразные по содержанию музыкальные произведения: маршевая, плясовая, весёлая, грустная и напевная Музыка в жизни человека воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний; различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки; понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате; эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям; ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора; понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека; передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества. соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д. осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ; владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга. Основные закономерности музыкального искусства слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров; наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки; участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками; узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности; узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов. проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку; импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша; пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминизации; находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения; различать звучание музыкальных инструментов (включая тембр арфы, виолончели, челесты). представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И.Чайковский, А.П. Бородин. Н.А. Римский-Корсаков, Ф.-Й Гайдн, И. -С. Бах, В.-А Моцарт, Э.Григ, Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин и др.) исполнительском творчестве; музыкальными понятиям: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др. Музыкальная картина мира выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения в т.ч. с дирижированием (2\4, 3\4, 4\4. 3\8, 6\8) петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении; различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений; сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов; различать язык музыки разных стран мира. сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении; узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов; приводить примеры известных музыкальных жанров, форм; собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности. Примеры контрольно-оценочных мероприятий: Угадывание музыкального произведения по первым тактам музыки. Проигрывается первая строфа музыкального произведения. Чем раньше дети угадывают, тем лучше. Беседа, направленная на выяснение понимания различных аспектов музыкального произведения. Проводится в зависимости от темы урока и характера музыкального произведения. Важным критерием оценивания является использование в ответе изучаемых терминов. Узнавание звучащего музыкального инструмента. Различает скрипку, фортепиано, духовые инструменты. Запись нотными знаками простой музыкальной фразы. Понимание значения некоторых изучаемых терминов. Текущий контроль: А) оценка качества работы на уроке. Проводится по следующим параметрам (условная балльная оценка): Адекватность действий: 5 – выполняет задания, целенаправлен, решает поставленные задачи адекватным способом. 4 – выполняет задания, может уходить от задания, решать поставленную задачу недостаточно адекватными способами, но подобные проявления удалось скорректировать. 3 – затрудняется выполнить задание, но это удается скорректировать. Поведение не способствует выполнению задания. 2 – задание не выполняет, коррекция не удается. Поведение препятствует выполнению задания партнерами по взаимодействию. Правильность действий: 5 – выполняет задание правильно или нужна небольшая (стимулирующая, организующая) помощь 4 - выполняет задание правильно, но нужна небольшая обучающая помощь 3 – выполняет задание правильно, но нужна существенная обучающая помощь 2 – задание не выполняет, помощь не принимает. Вербальное оформление ответов: 5 – оформление ответа грамматически и стилистически правильное или с минимальными недочетами. 4 – недочеты в построении фразы или словоупотреблении, не затрудняющие понимание. 3 – Неточное словоупотребление, смысл фраз улавливается с трудом или шаблонный ответ, копирование ответа предшественника. 2 – ответ представляет собой отдельные, иногда не связанные по смыслу, слова. Качество выполнения работы. 5 – определяет музыкальные образы произведений, примерное содержание прослушанных музыкальных произведений, основные музыкальные профессии, специальности, жанровые особенности программной музыки, основные понятия и музыкальные термины, эмоционально откликается на музыку разных жанров, самостоятельно выделяет незнакомые слова в текстах песен и выясняет их значения, сопоставляет характер настроения произведений, не нарушает вокальную линию песни. 4 – определяет музыкальные образы любимых сказочных героев, основные понятия и музыкальные термины, знает определения: «песня», «мелодия», «аккомпанемент», различает высокие, низкие, долгие и короткие звуки. 3 –определяет роль музыки в повседневной жизни человека, музыкальные инструменты и их звучание, жанры музыки (песня, танец, марш). Итоговая оценка может быть установлена с учетом балльных показателей: 18-20 баллов – «отлично». 13-17 баллов – «хорошо». 10-12 баллов - «удовлетворительно». Текущий контроль должен быть постоянным, а не эпизодическим. Рубежный контроль (по завершению раздела). Успешность выполнения заданий на обобщающих уроках, ориентировка в представляемых проектах. Оценка «отлично» ставится при основном соответствии перечисленным выше требованиям текущего контроля. Оценка «хорошо» ставится при наличии различных недочетов по выделенным параметрам. Оценка «удовлетворительно» ставится при соответствии минимальным требованиям по всем выделенным разделам. Оценка «неудовлетворительно» означает отсутствие необходимых навыков. Форма проведения занятий – комбинированный урок. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Музыка в жизни человека. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные закономерности музыкального искусства. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Музыкальная картина мира. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Количествочасов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательныересурсы ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1.НароднаямузыкаРоссии 1.1 Край, в котором ты живёшь: русская народная песня «Степь, да степь кругом»; «Рондо на русские темы»; Е.П.Крылатов «Крылатые качели» 1 1.2 Русский фольклор: «Среди долины ровныя», «Пойду ль я, выйду ль я»; кант «Радуйся, Роско земле»; марш «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!» 1 1.3 Русские народные музыкальные инструменты и народные песни: «Пошла млада за водой», «Ах, улица, улица широкая». Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии 1 1.4 Жанры музыкального фольклора: русские народные песни «Ах ты, степь», «Я на горку шла» 1 1.5 Фольклор народов России: «Апипа», татарская народная песня; «Сказочка», марийская народная песня 1 1.6 Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов: А.Эшпай «Песни горных и луговых мари» 1 Итого по разделу Раздел 2.Классическаямузыка 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.1 Композитор – исполнитель – слушатель: концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского (фрагменты), песня Леля «Туча со громом сговаривалась» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова 1 2.2 Композиторы – детям: Ю.М.Чичков «Детство — это я и ты»; А.П. Бородин, А.К. Лядов, Ц.А. Кюи, Н.А. РимскийКорсаков «Парафразы»; пьеса «Детского альбома», П.И. Чайковский «Игра в лошадки» 1 2.3 Музыкальные инструменты. Фортепиано: «Гном», «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского; «Школьные годы» муз. Д. Кабалевского, сл.Е.Долматовского 1 2.4 Вокальная музыка: «Детская» — вокальный цикл М.П. Мусоргского; С.С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» 1 2.5 Инструментальная музыка: «Тюильрийский сад», фортепианный цикл «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского 1 2.6 Русские композиторы-классики: М.И. Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила»: П.И. Чайковский «Спящая красавица»; А.П. Бородин. Опера «КнязьИгорь» (фрагменты) 1 2.7 Европейские композиторы-классики: В. Моцарт. Симфония № 40 (2 и 3 части); К.В. Глюк опера «Орфей и Эвридика»; Эдвард Григ музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Л. ван Бетховен «Лунная соната», «К Элизе», «Сурок»; канон В.А. Моцарта «Слава солнцу, слава миру» 1 2.8 Мастерство исполнителя: песня Баяна из оперы М.И. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК Глинки «Руслан и Людмила», песни гусляра Садко в оперебылине «Садко» Н.А. Римского-Корсакова Итого по разделу https://m.edsoo.ru/7f411bf8 8 Раздел 3.Музыка в жизни человека 3.1 Музыкальные пейзажи: «Утро» Э. Грига, Вечерняя песня М.П. Мусоргского, «Запевки» Г. Свиридова симфоническая музыкальная картина С.С. Прокофьева «Шествие солнца». «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» 1 3.2 Танцы, игры и веселье: Муз. Ю.Чичкова, сл.Ю.Энтина «Песенка про жирафа»; М.И.Глинка «Вальс-фантазия, «Камаринская» для симфонического оркестра. Мелодии масленичного гулянья из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Контрданссельскийтанец – пьеса Л. ван Бетховена 1 3.3 Музыка на войне, музыка о войне: песни Великой Отечественной войны – песни Великой Победы 1 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3 ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1.Музыка народов мира Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов: «Мама» русского композитора 1.1 В. Гаврилина и итальянского — Ч.Биксио; C.В. Рахманинов «Не пой, красавица при мне» и Ж.Бизе Фарандола из 2-й сюиты «Арлезианка» 1.2 Образы других культур в музыке русских композиторов: М. Мусоргский Танец персидок из оперы «Хованщина». 2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 А.Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» 1.3 Русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов: П. Сарасате «Москвичка». И.Штраус «Русский марш» Итого по разделу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 4 Раздел 2.Духовнаямузыка 2.1 Религиозные праздники: вербное воскресенье: «Вербочки» русского поэта А. Блока. Выучи и спой песни А. Гречанинова и Р. Глиэра 1 2.2 Троица: летние народные обрядовые песни, детские песни о березках («Березонька кудрявая» и др.) 1 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2 Раздел 3.Музыка театра и кино 3.1 Патриотическая и народная тема в театре и кино: Симфония № 3 «Героическая» Людвига ван Бетховена. опера «Война и мир»; музыка к кинофильму «Александр Невский» С.С. Прокофьева, оперы «Борис Годунов» и другие произведения 2 3.2 Сюжет музыкального спектакля: мюзиклы «Семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова, «Звуки музыки» Р. Роджерса 2 3.3 Кто создаёт музыкальный спектакль: В. Моцарт опера «Волшебная флейта» (фрагменты) 1 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 5 Раздел 4.Современная музыкальная культура 4.1 Исполнители современной музыки: SHAMAN исполняет песню «Конь», музыка И. Матвиенко, стихи А. Шаганова; 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 пьесы В. Малярова из сюиты «В монастыре» «У иконы Богородицы», «Величит душа моя Господа» в рамках фестиваля современной музыки 4.2 Особенности джаза: «Колыбельная» из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс» 1 4.3 Электронные музыкальные инструменты: Э.Артемьев «Поход» из к/ф «Сибириада», «Слушая Баха» из к/ф «Солярис» 1 4.4 Итоговый контроль (контрольные и проверочные работы) Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 3 1 Раздел 5.Музыкальнаяграмота 5.1 Интонация: К. Сен-Санс пьесы из сюиты «Карнавал животных»: «Королевский марш льва», «Аквариум», «Лебедь» и др. 1 5.2 Ритм: И. Штраус-отец Радецки-марш, И. Штраус-сын Полька-пиццикато, вальс «На прекрасном голубом Дунае» (фрагменты) 1 Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2 34 1 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Количествочасов Контрольные работы Всего Темаурока Практические работы № п/п Электронныеци фровыеобразова тельныересурсы Планируемые результаты Народная музыка России 1 1 Край, в котором ты живёшь 2 https://m.edsoo.ru/f 5e9668a 1 1 Русские народные музыкальные инструменты и народные песни 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5e92d78 1 Жанры музыкального Презентация https://infourok.ru/p rezentaciya-politeraturnomuchteniyu-na-temuustnoe-narodnoetvorchestvo-3klass-5283385.html Русский фольклор 3 Библиотека ЦОК Презентация Личностные 1) в области гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; 2) в области духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; в области эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов;умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой. Метапредметные Находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма. На основе предложенных учителем вопросов определять разрыв фольклора 5 https://infourok.ru/p rezentaciya-pomuzike-na-temufolklornie-zhanriklass-476329.html 1 Фольклор народов России 6 Презентация https://infourok.ru/p rezentaciya-natemu-muzykalnyjfolklor-narodovrossii-6210824.html 1 Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов. Тематический срез знаний по разделу «Народная музыка России» Презентация https://infourok.ru/p rezentaciya-pomuzyke-folklor-vproizvedeniyahrusskihkompozitorov5523233.html между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков. Воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания. Предметные Определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России. Определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты. Группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные. Определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов – народных и академических. Создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни. исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения. Участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров. Классическая музыка 7 8 Композитор – исполнитель – слушатель 1 Композиторы – детям. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5e946aa Презентация https://infourok.ru/p Личностные 6) в области трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и rezentaciya-kuroku-muziki-natemu-kompozitoridetyam-klass2639264.html 9 1 Музыкальные инструменты. Фортепиано 10 https://multiurok.ru/ files/prezentatsiiana-temufortepiano.html 1 Вокальная музыка 11 13 Презентация https://infourok.ru/v okalnaya-muzikaprezentaciya438417.html 1 Инструментальная музыка 12 Презентация Презентация https://infourok.ru/p rezentaciya-pomuzykeinstrumentalnayamuzyka5207788.html Русские композиторыклассики 1 Европейские композиторы-классики 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5e96b94 Презентация https://infourok.ru/p rezentaciya-pomuzike-velikihkompozitorov- искусства; 4) в области научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Метапредметные Анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей. Анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные)по предложенному учителем алгоритму. Осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении. Корректно и аргументированно высказывать своё мнение. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование). Устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности. Корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Предметные Различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав. Различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков. Различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерныеи симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры. Исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) klassicheskoymuziki-klass3383909.html 14 Мастерство исполнителя. Тематический тест по разделу «Классическая музыка» 1 Презентация https://infourok.ru/p rezentaciya-kuroku-muzikimasterstvoispolnitelya1870604.html сочинения композиторов-классиков. Воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия. Характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств. Музыка в жизни человека 15 1 Музыкальные пейзажи 16 https://znanio.ru/me dia/prezentatsiya_p o_muzyke_tema_ur oka_pejzazh_v_mu zyke_3_klass271957 1 Танцы, игры и веселье 17 Музыка на войне, музыка о войне. Тематический тест по разделу «Музыка в жизни человека» Презентация Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 5e92bb6https://m.e dsoo.ru/f5e986ce 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f 2a35116 Личностные 1) в области гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; 3) в области эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; 5) в области физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос). Метапредметные Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования). Анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные)по предложенному учителем алгоритму. Предметные Воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом). Осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей. Музыка народов мира 18 19 20 21 Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов 1 Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов 1 Образы других культур в музыке русских композиторов 1 Русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных 1 РЭШ https://resh.edu.ru/s ubject/lesson/7421/ conspect/ РЭШ https://resh.edu.ru/s ubject/lesson/7421/ conspect/ Презентация https://infourok.ru/p rezentaciya-pomuzike-na-temutema-vostoka-vtvorchestverusskihkompozitorov2368174.html РЭШ https://resh.edu.ru/s ubject/lesson/4610/ Личностные 3) в области эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства. 4) в области научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира. Метапредметные Определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы). Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы. С помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования. выбирать источник получения информации. Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. композиторов. Тематический тест по разделу «Музыка народов мира» conspect/ Предметные Различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран. Определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов. Различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров). Различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки. РЭШ Личностные 1) в области гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; 2) в области духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека. Метапредметные Выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы. Передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению. Предметные Определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение; исполнять доступные образцы духовной музыки. Рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других Духовная музыка 22 Религиозные праздники 1 https://resh.edu.ru/s ubject/lesson/3994/ conspect/226648/ 23 Троица 1 Презентация https://infourok.ru/p rezentaciya-ikonspekt-pomuzyke-narodnyeprazdniki-troica5670182.html конфессий согласно региональной религиозной традиции). Музыка театра и кино 24 25 26 27 28 Патриотическая и народная тема в театре и кино 1 Патриотическая и народная тема в театре и кино 1 Сюжет музыкального спектакля 1 Сюжет музыкального спектакля 1 Кто создаёт музыкальный спектакль. 1 Презентация https://infourok.ru/p rezentaciya-pomuzike-na-temugeroikopatriotiches kaya-tematika-vnarodnoy-iavtorskoy-muzikeklass-2179157.html Презентация https://infourok.ru/p rezentaciya-pomuzike-na-temugeroikopatriotiches kaya-tematika-vnarodnoy-iavtorskoy-muzikeklass-2179157.html Презентация https://infourok.ru/ material.html?mid= 140256 Презентация https://infourok.ru/ material.html?mid= 140256 Презентация https://infourok.ru/ Личностные 1) в области гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;уважение к достижениям отечественных мастеров культуры. Метапредметные Проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть – целое, причина – следствие). Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования). Соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете. Предметные Определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл). Различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и так далее), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов. Различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, Тематический тест по разделу «Музыка театра и кино» material.html?mid= 140256 хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, определять их на слух. Отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе. Презентация Личностные 3) в области эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства. 4) в области научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира. Метапредметные Определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы). Находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма. Предметные Различать разнообразные виды и жанры, современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза). Анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно Современная музыкальная культура 29 30 Исполнители современной музыки 1 Особенности джаза 1 https://nsportal.ru/n achalnayashkola/muzyka/201 7/02/19/vsovremennyhritmah-myuziklyurok-v-3-klasse Видеоурок https://yandex.ru/vi deo/preview/15913 300903107328245 31 Итоговая контрольная работа 1 32 Электронные музыкальные инструменты 1 1 Презентация https://infourok.ru/e lektronnyemuzykalnyeinstrumenty4753785.html пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении; исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука. Музыкальная грамота 33 Интонация. 1 1 Презентация https://infourok.ru/p rezentaciya_po_mu zyke_intonaciya_3_ klass-156004.htm 34 Ритм. 1 Презентация https://infourok.ru /prezentaciya-ikonspekt-urokapo-muzike-natemu-ritm-vmuzike-klass1193065.html Личностные 6) в области трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей 7) в области экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Метапредметные Сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры, устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку. Признавать возможность существования разных точек зрения;корректно и аргументированно высказывать своё мнение;строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);готовить небольшие публичные выступления. Предметные Классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие. Различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и другое), уметь объяснить значение соответствующих терминов. Различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций. Различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование. Понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы – двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации. Ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Музыка, 3 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Поурочные разработки по музыке. 3 класс. - 4-е изд. - М.: ВАКО, 2020. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://urok.apkpro.ru/