РП НОО окружающий мир АООП НОО 7.2. 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического

приказом МАОУ «СОШ №13»

совета №14 от

№180-О от «30» августа 2023 г.

«30» августа 2023 г.

Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 4 класса

Черемухово 2023

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(Вариант 7.2.)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий
мир»

(предметная

область

«Обществознание

и

естествознание»

(«Окружающий мир») (далее соответственно – программа по окружающему
миру, окружающий мир) включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по окружающему
миру.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
учебного предмета, характеристику психологических предпосылок к его
изучению обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР); место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
планируемым результатам.
Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии

для

обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершатся перечнем универсальных учебных действий: познавательных,
коммуникативных

и

регулятивных,

которые

возможно

формировать

средствами окружающего мира с учётом возрастных и психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР. В 1, 1 дополнительном и 2 классах
предлагается пропедевтический уровень формирования универсальных
учебных действий, так как их становление на уровне начального общего
образования только начинается.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
2

предметные достижения обучающегося с ЗПР за каждый год обучения на
уровне начального общего образования.

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на
уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на
основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном
государственном

образовательном

стандарте

начального

общего

предметной

области

образования, Федеральной программы воспитания.
Учебный

предмет

«Окружающий

мир»

«Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий
потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения,
познавательные

интересы

и

способности,

создаются

условия

для

самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного
учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с
практической жизнью. У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано
обучение по варианту программы 7.2., мал запас дошкольных знаний и
умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно
встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем
эмоциональная окрашенность большинства тем, яркость иллюстраций
учебников и пособий,
компьютерных

возможность

программ,

которые

видеосопровождения
можно

использовать

и наличие
в

качестве

обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным
для обучающихся с ЗПР.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о
природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём,
соответствует потребностям и интересам обучающихся с ЗПР младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
формировании начальных знаний о природе и обществе, формирование
предпосылок целостного взгляда на мир, начальных знаний о месте в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и
социальную среду обитания); освоение элементарных естественнонаучных,
4

обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета; формирование представлений о
ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности
здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные
знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной с поисковоисследовательской

деятельностью

(наблюдения,

опыты,

трудовая

деятельность); духовно-нравственное развитие и воспитание личности
гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому
государству, определённому этносу; проявление уважения к истории,
культуре, традициям народов РФ; освоение обучающимися с ЗПР основ
мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей,
законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение
духовного опыта обучающихся с ЗПР, развитие способности к социализации
на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение начального
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими

нормами

поведения;

становление

базовых

навыков

повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к
людям,

уважительного

отношения

к

их

взглядам,

мнению

и

индивидуальности.
В ходе изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся с ЗПР
овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе
и

обществе,

окружающем

учатся
мире.

осмысливать

причинно-следственные

Коррекционно-развивающий

потенциал

связи

в

предмета

заключается в развитии способности обучающегося с ЗПР использовать
сформированные представления о мире для решения разнообразных
предметно-практических и коммуникативных задач, развитии активности,
любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с
миром живой и неживой природы.
Предмет обладает широкими возможностями для формирования у
обучающихся фундамента экологической и культурологической грамотности
5

и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в
природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и
людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся с ЗПР
освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в
окружающей

природной

и

социальной

среде,

заложит

основу

для

осмысления личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира
понятными, знакомыми и предсказуемыми, давая обучающемуся с ЗПР
возможность найти свое место в ближайшем окружении, попытаться
прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с
интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое
личное и социальное благополучие, что особенно важно для обучающихся с
ЗПР.
Существенная особенность учебного предмета «Окружающий мир»
состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой
реализации межпредметных связей всех дисциплин начального образования.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся с ЗПР основ здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего
мира, – 336 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 1
дополнительный класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4
класс – 68 часов.

6

7

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР»
Содержание обучения в 4 классе

Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации.
Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент
Российской Федерации – глава государства. Политико-административная
карта

России.

Общая

характеристика

родного

края,

важнейшие

достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.
Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День
весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к
культуре,

истории,

традициям

своего

народа

и

других

народов,

государственным символам России.
История Отечества. «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного
культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и
культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры
своего края.

8

Личная ответственность каждого человека за сохранность историкокультурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце
ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники
планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня
и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы
земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России.
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе
наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото);
река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком.
Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны.
Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в
природных зонах.
Некоторые

доступные

для

понимания

экологические

проблемы

взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила

9

нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность

в

городе

(планирование

маршрутов

с

учётом

транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения в
общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила
безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки,
сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката
и

других

средств

индивидуальной

информационно-телекоммуникационной

мобильности.
сети

Безопасность

«Интернет»

в

(поиск

достоверной информации, опознавание государственных образовательных
ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных

учебных

действий:

познавательных

универсальных

учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые
познавательных

логические

и

исследовательские

универсальных

учебных

действия

действий

как

часть

способствуют

формированию умений:
устанавливать

последовательность

этапов

возрастного

развития

человека используя материалы учителя и рабочей тетради; конструировать с
помощью учителя в учебных и игровых ситуациях правила безопасного
поведения в среде обитания; моделировать с опорой на образец и
предложенный план схемы природных объектов (строение почвы; движение
реки, форма поверхности); соотносить объекты природы с принадлежностью
к определённой природной зоне используя дидактические наглядные

10

материалы; классифицировать природные объекты по принадлежности к
природной зоне с опорой на образец.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
использовать умения работать с информацией, представленной в
разных формах; оценивать объективность информации при помощи вопросов
учителя, учитывать правила безопасного использования электронных
образовательных и информационных ресурсов; использовать для уточнения и
расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники,
энциклопедии, в том числе и информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет» (в условиях контролируемого выхода); делать сообщения
(доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации по
предложенному учителем плану, подготавливать презентацию, включая в неё
иллюстрации, таблицы, диаграммы (с помощью взрослых).
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов;
культура, долг, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект
Всемирного природного и культурного наследия; характеризовать человека
как живой организм с опорой на предложенный план и иллюстративнодидактический материал: системы органов; роль нервной системы в
деятельности организма; создавать текст-рассуждение по предложенному
плану: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных
привычек; составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе
(на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон,
пищевых цепей) с опорой на план; создавать небольшие тексты о
знаменательных страницах истории нашей страны с помощью учителя и
информационных источников (в рамках изученного).
Регулятивные

универсальные

учебные

формированию умений:
11

действия

способствуют

планировать под руководством учителя алгоритм решения учебной
задачи; контролировать процесс и результат выполнения задания используя
визуальный план и образец, корректировать учебные действия при
необходимости; адекватно принимать оценку своей работы; планировать под
руководством учителя работу над ошибками; находить ошибки в своей и
чужих работах с использованием справочных материалов, устанавливать их
причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных
ролей: руководителя, подчинённого, напарника, члена большого коллектива;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; анализировать
ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования
инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других
людей.

12

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты

Личностные результаты освоения программы по окружающему миру
характеризуют

готовность

обучающихся

с

ЗПР

руководствоваться

традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности
обучающихся, в части:
1)

гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре
своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные
представления

о человеке

как

члене

общества,

осознание

прав и

ответственности человека как члена общества;
2)

духовно-нравственного воспитания:

проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в
обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения

и

доброжелательности;

применение

правил

совместной

деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям;
13

3)

эстетического воспитания:

понимание

особой

художественной

роли

культуры,

России

проявление

в

развитии

общемировой

уважительного

отношения,

восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в
продуктивной

и

преобразующей

деятельности,

в

разных

видах

художественной деятельности.
4)

физического воспитания, формирования культуры здоровья и

эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в
окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта
эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью;
5)

трудового воспитания:

осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям;
6)

экологического воспитания:

осознание

роли

человека

в

природе

и

обществе,

принятие

экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие
действий, приносящих ей вред;
7)

ценности научного познания:

осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.

14

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
ЗПР к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
участие в социально значимой деятельности;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение

социально-бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной жизни;
владение
социального

навыками

коммуникации

взаимодействия,

в

том

и

принятыми

числе

с

ритуалами

использованием

информационных технологий.
В результате изучения окружающего мира на уровне начального
общего

образования

познавательные

у

обучающегося

универсальные

учебные

с

ЗПР

будут

действия,

сформированы

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.

Метапредметные результаты

У обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
15

понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания) на доступном уровне , проявлять способность
ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений
доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости
между объектами (часть целое; причина – следствие; изменения во времени и
в пространстве) по наводящим вопросам; сравнивать объекты окружающего
мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии по
предложенному плану, опорной схеме; объединять части объекта (объекты)
по определённому признаку; определять существенный признак для
классификации,

классифицировать

предложенные

объекты

после

проведенного анализа/ с опорой на образец; находить закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе
предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения
учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма с
помощью учителя.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
проводить (по предложенному плану) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью
учителя цель предстоящей работы; моделировать с помощью учителя
ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента
времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты
и другое); проводить по предложенному плану под руководством учителя
опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта
изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

16

формулировать выводы на основе результатов проведённого наблюдения
(опыта, измерения, исследования) по наводящим вопросам.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать под руководством учителя различные источники для
поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом
учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать
достоверную и недостоверную информацию на основе предложенного
учителем способа её проверки; находить и использовать с помощью
взрослых

для

решения

учебных

задач

текстовую,

графическую,

аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать с помощью
учителя

графически

представленную

информацию:

схему,

таблицу,

иллюстрацию; соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет»

(с

помощью

учителя);

создавать

текстовую,

видео-,

графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма) с помощью
взрослых.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно
высказывать своё мнение; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое
чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной
жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и
письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на доступном
уровне; конструировать обобщения и выводы на основе полученных
17

результатов

наблюдений

и

опытной

работы,

подкреплять

их

доказательствами с помощью взрослых; находить ошибки и восстанавливать
деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы,
событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с
возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту
выступления с помощью взрослых.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций по
опорному плану.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоконтроля и самооценки как части регулятивных универсальных учебных
действий:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности по
предложенному алгоритму; находить ошибки в своей работе и устанавливать
их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя); объективно оценивать результаты своей деятельности,
соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать при помощи учителя
целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения
учебной

(практической)

задачи;

участвовать

в

формулировании

краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе
изученного материала по окружающему миру) по наводящим вопросам;
участвовать в коллективной деятельности по достижению общей цели:
распределять

роли,

договариваться,

обсуждать

процесс

и

результат

совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
18

подчиняться;

выполнять правила совместной деятельности: справедливо

распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием
разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно
разрешать их (при необходимости обращаясь с помощи взрослого);
ответственно выполнять свою часть работы.

19

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
4 класс

К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме; показывать с
помощью учителя на физической карте изученные крупные географические
объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию
России); показывать с помощью учителя на исторической карте места
изученных исторических событий; иметь представление о месте изученных
событий на «ленте времени»; иметь представление об основных правах и
обязанностях гражданина Российской Федерации; иметь представление о
соотнесении изученных исторических событий и исторических деятелей с
веками и периодами истории России;

рассказывать с

опорой на

план/опорные слова о государственных праздниках России, наиболее важных
событиях истории России, наиболее известных российских исторических
деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и
родного края; описывать на основе предложенного плана/опорных слов
изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе
государственную символику России и своего региона; проводить по
предложенному плану несложные наблюдения, опыты с объектами природы
с

использованием

простейшего

лабораторного

оборудования

и

измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; распознавать
изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; группировать с
опорой на образец изученные объекты живой и неживой природы,
самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие
классификации (при необходимости при помощи учителя); сравнивать с
порой на образец/алгоритм/схему объекты живой и неживой природы на
основе их внешних признаков и известных характерных свойств (после
20

предварительного анализа); использовать знания о взаимосвязях в природе
для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе
смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей
местности, причины смены природных зон) с опорой на наглядные
дидактические материалы; иметь представление о наиболее значимых
природных объектах Всемирного наследия в России и за рубежом (в
пределах изученного); иметь представление о экологических проблемах и
путях их решения; создавать по заданному плану собственные высказывания
о природе и обществе; использовать под руководством учителя различные
источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на
вопросы; соблюдать правила нравственного поведения на природе;

иметь

представление о возможных последствиях вредных привычек для здоровья и
жизни

человека;

соблюдать

правила

безопасного

поведения

при

использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта,
в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха,
учреждениях культуры (музеях, библиотеках и других); соблюдать правила
безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате и других средствах
индивидуальной

мобильности;

осуществлять

образовательных

ресурсов

верифицированной

и

безопасный

поиск

информации

в

информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» под руководством
учителя/родителей;

соблюдать

правила

безопасного

для

здоровья

использования электронных образовательных и информационных ресурсов.

21

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс (68 часов)

№
1

Тема, раздел курса
Человек и общество.
33 часа

Программное содержание

Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся

Государственное
устройство
РФ
(общее
представление). Конституция — основной закон
Российской Федерации. Права и обязанности
гражданина Российской Федерации. Президент
Российский Федерации — глава государства.
Политико-административная карта России.
Города России.
Общая характеристика родного края: природа,
главный
город,
важнейшие
достопримечательности,
знаменитые
соотечественники. Государственные праздники в
жизни российского общества: Новый год, День
защитника Отечества, Международный женский
день, День весны и труда, День Победы, День
России, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего
региона.
Характеристика
отдельных
исторических событий, связанных с ним.

Работа с политико-административной картой Российской Федерации:
определение местонахождения республик Российской Федерации, краёв,
крупнейших областей и городов России. Чтение статей Конституции
Российской Федерации о правах граждан Российской Федерации.
Рассказ учителя «Президент – глава государства и гарант благополучия
страны».
Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя. Рассказ
учителя о важнейших страницах истории родного края. Обсуждение
докладов и презентаций учащихся (дифференцированное задание) по
теме, например, «Мой родной край».
Учебный диалог по теме, например, «Государственные праздники
России». Работа в парах по теме, например, «Рассказ о любом празднике
Российской Федерации или своего региона». Составление календарей
праздников и памятных дат.

История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта.
Наиболее
важные
и
яркие
события
общественной и культурной жизни страны в
разные исторические периоды: государство Русь,
Московское государство, Российская империя,
СССР, Российская Федерация. Картины быта,
труда; духовно-нравственные и культурные
традиции людей в разные исторические времена.
Выдающиеся люди разных эпох как носители
базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного
культурного наследия в России и за рубежом (3—

Практическая работа по теме, например, «Определение по «ленте
времени» времени (века), в котором происходили исторические
события».
Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест важнейших
исторических событий в жизни России. Обсуждение рассказов учителя,
текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси. Экскурсия в
художественный
музей
(при
наличии
условий),
просмотр
видеофрагментов, иллюстраций и других материалов на темы
«Искусство Древней Руси», «Ремёсла в Древней Руси», «Образование от
Древней Руси до XIX века», «Московское государство».
Учебный диалог по теме, например, «Как выполняли свой долг защиты
Отечества в разные исторические времена граждане России (на примере
Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны (1941—

22

2

Человек и природа. 24 часа

4 объекта). Охрана памятников истории и
культуры. Посильное участие в охране
памятников истории и культуры своего края.
Правила нравственного поведения, культурные
традиции людей в разные исторические времена.

1945)».
Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов учебников
(по выбору) на тему «Объекты Всемирного культурного наследия в
России и за рубежом». Рассказ учителя о памятниках Всемирного
наследия (например, в России — Московский Кремль, памятники
Новгорода, Кижи, в мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме,
Акрополь в Греции). Учебный диалог по теме, например, «Как
охраняются памятники истории и культуры». Обсуждение докладов
учащихся о значимых объектах культурного наследия России
(дифференцированное задание).

Солнце — ближайшая к нам звезда, источник
света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы.
Естественные спутники планет. Смена дня и
ночи на Земле. Вращение Земли как причина
смены дня и ночи.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён
года.
Формы земной поверхности: равнины, горы,
холмы, овраги (общее представление, условное
обозначение равнин и гор на карте). Равнины и
горы России. Особенности поверхности родного
края (краткая характеристика на основе
наблюдений).

Выступления учащихся (дифференцированное задание) о планетах.
Рассматривание и обсуждение схемы «Вращение Земли вокруг своей
оси — причина смены дня и ночи». Составление схем «Вращение земли
вокруг своей оси», «Вращение земли вокруг солнца».
Работа с картой: равнины и горы на территории Российской Федерации,
крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию. Практическая
работа в контурной карте (условные обозначения, нанесение горных
массивов, равнин, морей и рек).
Рассказ учителя об объектах родного края: название, место
расположения, общая характеристика.

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро,
пруд); река как водный поток. Крупнейшие реки и
озёра России, моря, омывающие её берега,
океаны. Использование человеком водоёмов и
рек. Водоёмы и реки родного края: названия,
краткая характеристика.
Наиболее значимые природные объекты списка
Всемирного наследия в России и за рубежом.
Охрана природных богатств: воды, воздуха,
полезных
ископаемых,
растительного
и
животного мира. Международная Красная книга
(3—4
примера).
Правила
нравственного

Учебный диалог по теме, например, «Как люди используют водоёмы и
реки для хозяйственной деятельности». Рассказ учителя по теме «Чем
море отличается от озера». Работа с картой «Покажи моря и океаны».
Работа с контурной картой.
Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные
объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (например,
в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские
столбы. Проектная деятельность по теме, например, «Объекты
Всемирного наследия в России».
Рассказ учителя о Международной Красной книге. Работа в группах по
теме, например, «Составление памятки «Правила поведения в природе».

23

поведения в природе.

3

Правила
безопасной
жизнедеятельности.
5 часов

Природные зоны России: общее представление об
основных природных зонах России: климат,
растительный и животный мир, особенности
труда и быта людей, охрана природы. Связи в
природной зоне.

Рассказ учителя по теме, например, «Почему меняются природные
зоны?». Работа с текстом учебника: особенности разных природных зон.
Работа в паре: анализ схем, иллюстраций по теме, например, «Какие
организмы обитают в природных зонах», составление рассказарассуждения по теме, например, «Как животные приспосабливаются к
условиям жизни». Учебный диалог по теме, например, «Экологические
связи в природной зоне». Моделирование характерных цепей питания в
изучаемой природной зоне.
Рассказ учителя об освоении природных богатств в природных зонах и
возникших вследствие этого экологических проблемах.
Работа в группах: создание описания одной из природных зон по
самостоятельно
составленному
плану
(с
использованием
дополнительной информации, в том числе из информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»)

Здоровый образ жизни: профилактика вредных
привычек.
Безопасность в городе. Планирование безопасных
маршрутов
с
учётом
транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного
поведения велосипедиста (дорожные знаки,
дорожная разметка, сигналы и средства защиты
велосипедиста). Безопасность в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (поиск
достоверной
информации
опознание
государственных образовательных ресурсов и
детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет».

Учебный диалог по теме, например, «Послушаем друг друга: как я
выполняю правила безопасной жизни». Работа в группах: составление
текста по теме, например, «Какие опасности можно встретить на улице,
в зонах отдыха, в общественных местах». Анализ ситуаций по теме,
например, «Что может произойти, если…». Ролевая игра по теме,
например, «Знаем ли мы правила езды на велосипеде (роли:
велосипедисты, сотрудники ГИБДД, маленькие дети). Рассказ учителя
по теме, например, «Чем может быть опасна информационнотелекоммуникационная сеть «Интернет». Как правильно искать
информацию
в
информационно-телекоммуникационной
сети
«Интернет».

Резерв: 6 часов
Последовательность тематических блоков и выделенное количество учебных часов на их изучение носят рекомендательный характер и
могут быть скорректированы с учётом резервных уроков для обеспечения возможности реализации дифференциации содержания с учётом
образовательных потребностей и интересов обучающихся.

24

ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Как человек изучает
окружающую природу?
Солнце - звезда.

1

2

Планеты Солнечной
системы. Луна – спутник
Земли

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414eca

25

Планируемые
результаты

Планировать
самостоятельно или с
небольшой помощью
учителя действия по
решению учебной задачи;
моделировать схемы
природных объектов.
Сравнивать объекты
окружающего мира,
устанавливать основания
для сравнения,
устанавливать аналогии.
Сравнивать объекты
окружающего мира,
устанавливать основания
для сравнения,
устанавливать аналогии.
Корректно и
аргументированно
высказывать свое мнение;
приводить доказательства

3

Смена дня и ночи на Земле
как результат вращения
планеты вокруг своей оси
(практические работы с
моделями и схемами)

1

1

4

Обращение Земли вокруг
Солнца как причина смены
сезонов (практические
работы с моделями и
схемами). Общая
характеристика времён года

1

1

5

Мир глазами историка.
Историческое время. Что
такое «лента времени»?

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2

26

своей правоты.
Проводить (по
предложенному и
самостоятельно
составленному плану или
выдвинутому
предположению)
наблюдения.
Формулировать выводы и
подкреплять их
доказательствами на
основе результатов
проведенного
наблюдения.
Проводить по
предложенному и
самостоятельно
составленному плану или
выдвинутому
предположению)
наблюдения.
Формулировать выводы и
подкрепплять их
доказательствами на
основе результатов
наблюдения
Различать понятия «век»,
«столетие»,
«историческое время»;
соотносить историческое

6

Мир глазами эколога.
Экологические проблемы
взаимодействия человека и
природы

1

7

Входная контрольная работа

1

8

Всемирное культурное
наследие России.
Природные и культурные
объекты Всемирного
наследия в России

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415118

событие с датой
(историческим
периодом).Моделировать
ситуации на основе
изученного материала о
связях в природе, а также
в социуме (лента
времени). Читать и
интерпретировать
графически
представленную
информацию.
Осознание роли человека
в природе и обществе,
принятие экологических
норм поведения,
бережного отношения к
природе, неприятие
действий, приносящих ей
вред. Готовить небольшие
публичные выступления с
возможной презентацией
к теку=сту выступления.

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8414d1c

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8415b9a

27

Понимание особой роли
России в развитии
общемировой
художественной
культуры, проявление

9

Природные и культурные
объекты Всемирного
наследия за рубежом

1

10

Знакомство с
Международной Красной
книгой

1

11

О вредных для здоровья
привычках. Правила
цифровой грамотности при

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415636

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415da2

28

уважительного
отношения,
восприимчивости и
интереса к разным видам
искусства, традициям и
творчеству своего и
других народов;
Понимание особой роли
России в развитии
общемировой
художественной
культуры, проявление
уважительного
отношения,
восприимчивости и
интереса к разным видам
искусства, традициям и
творчеству своего и
других народов;
Осознание роли человека
в природе и обществе,
принятие экологических
норм поведения,
бережного отношения к
природе, неприятие
действий, приносящих ей
вред
Соблюдение правил
организации здорового и
безопасного (для себя и

использовании Интернет

12

Планирование маршрутов с
учётом транспортной
инфраструктуры
населённого пункта.
Безопасное поведение при
езде на велосипеде и
самокате. Дорожные знаки.

1

13

Правила поведения в
общественных местах: зонах
отдыха, учреждениях
культуры и торговых
центрах. Контрольная
работа.

1

14

Равнины России: Восточно-

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416306

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f84164be

Библиотека ЦОК

29

других людей) образа
жизни; выполнение
правил безопасного
поведении в окружающей
среде (в том числе
информационной);
Соблюдение правил
организации здорового и
безопасного (для себя и
других людей) образа
жизни; выполнение
правил безопасного
поведении в окружающей
среде (в том числе
информационной);
конструировать в
учебных и игровых
ситуациях правила
безопасного поведения в
среде обитания;
Соблюдение правил
организации здорового и
безопасного (для себя и
других людей) образа
жизни; выполнение
правил безопасного
поведении в окружающей
среде (в том числе
информационной);
Сравнивать объекты

Европейская, ЗападноСибирская (название, общая
характеристика, нахождение
на карте)

15

Горные системы России:
Урал, Кавказ, Алтай
(краткая характеристика,
главные вершины, место
нахождения на карте)

https://m.edsoo.ru/f8416996

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8416b58

30

окружающего мира.
Использовать различные
источники для поиска
информации, выбирать
источник получения
информации с учетом
учебной задачи.
Моделировать схемы
природных объектов
(строение почвы;
движение реки, форма
поверхности); Готовить
небольшие публичные
выступления с возможной
презентацией к тесту
выступления.
Сравнивать объекты
окружающего мира,
устанавливать основания
для сравнения,
устанавливать аналогии;
моделировать схемы
природных объектов
(строение почвы;
движение реки, форма
поверхности);
использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах;

16

Водоёмы Земли, их
разнообразие. Естественные
водоёмы: океан, море, озеро,
болото. Примеры водоёмов в
России

1

17

Крупнейшие реки России:
название, нахождение на
карте

1

18

Характеристика природных
зон России: арктическая
пустыня. Связи в природной
зоне

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416cfc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417b34

31

Сравнивать объекты
окружающего мира,
устанавливать основания
для сравнения,
устанавливать аналогии;
Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах; использовать для
уточнения и расширения
своих знаний об
окружающем мире
словари, справочники,
энциклопедии, в том
числе и информационнокоммуникационную сеть
Интернет (в условиях
контролируемого
выхода);
Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах;
Соотносить объекты
природы с
принадлежностью к
определённой природной
зоне; классифицировать
природные объекты по
принадлежности к

19

Характеристика природных
зон России: тундра. Связи в
природной зоне

1

20

Характеристика природных
зон России: тайга. Связи в
природной зоне

1

21

Характеристика природных
зон России: смешанный лес.
Связи в природной зоне

1

22

Характеристика природных
зон России: степь и
полупустыня. Связи в
природной зоне

1

23

"Природные зоны".

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417d1e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417f08

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84181ce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84185ac

1

32

природной зоне;
Составлять краткие
суждения о связях и
зависимостях в природе
(на основе сезонных
изменений, особенностей
жизни природных зон,
пищевых цепей);
Составлять краткие
суждения о связях и
зависимостях в природе
(на основе сезонных
изменений, особенностей
жизни природных зон,
пищевых цепей);
Составлять краткие
суждения о связях и
зависимостях в природе
(на основе сезонных
изменений, особенностей
жизни природных зон,
пищевых цепей);
Составлять краткие
суждения о связях и
зависимостях в природе
(на основе сезонных
изменений, особенностей
жизни природных зон,
пищевых цепей);

Контрольная работа.

24

25

26

27

Формы земной поверхности
(на примере родного края)

Искусственные водоёмы:
водохранилища, пруды
(общая характеристика)
Водоёмы и реки родного
края. Использование рек и
водоемов человеком
(хозяйственная
деятельность, отдых).
Охрана рек и водоемов.
Полезные ископаемые богатство земных недр

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8417526

Осознание ценности
трудовой деятельности в
жизни человека и
общества, ответственное
потребление и бережное
отношение к результатам
труда, навыки участия в
различных видах
трудовой деятельности,
интерес к различным
профессиям.моделировать
схемы природных
объектов (строение
почвы; движение реки,
форма поверхности);

1

1

Создавать устные и
письменные тексты
(описание, рассуждение,
повествование);

1

Сравнивать объекты
окружающего мира,
создавать устные и
письменные тексты
(описание, рассуждение,

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415f50

33

28

Полезные ископаемые
родного края:
характеристика,
использование в
хозяйственной деятельности

1

29

Типы почв. Охрана почвы.

1

30

Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоем

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416fae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841580c

34

повествование);
осуществлять контроль
процесса и результата
своей деятельности;
Проявление
познавательного
интереса, активности,
инициативности,
любознательности и
самостоятельности в
расширении своих
знаний, в том числе с
использованием
различных
информационных
средств.
Сравнивать объекты
окружающего мира,
устанавливать основания
для сравнения; осознание
роли человека в природе
и обществе, принятие
экологических норм
поведения, бережного
отношения к природе,
неприятие действий,
приносящих ей вред.
На основе наблюдений
доступных объектов
окружающего мира

31

Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоем

1

32

Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоем

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2

35

устанавливать связи и
зависимости между
объектам; готовить
небольшие публичные
выступления с возможной
презентацией
На основе наблюдений
доступных объектов
окружающего мира
устанавливать связи и
зависимости между
объектам; конструировать
обобщения и выводы на
основе полученных
результатов наблюдений
и опытной работы,
подкреплять их
доказательствами;
На основе наблюдений
доступных объектов
окружающего мира
устанавливать связи и
зависимости между
объектами;моделировать
ситуации на основе
изученного материала о
связях в
природе;осуществлять
контроль процесса и
результата своей

33

Защита и охрана природных
богатств (воздуха, воды,
полезных ископаемых,
флоры и фауны)

1

34

Использование рек и
водоёмов человеком
(хозяйственная
деятельность, отдых).
Охрана рек и водоёмов

1

35

36

"Формы земной поверхности
и водоёмы". Контрольная
работа.

Человек - творец
культурных ценностей

1

деятельности; находить
ошибки в своей работе и
устанавливать их
причины;
Осознание роли человека
в природе и обществе,
принятие экологических
норм поведения,
бережного отношения к
природе, неприятие
действий, приносящих ей
вред.
Осознание роли человека
в природе и обществе,
принятие экологических
норм поведения,
бережного отношения к
природе, неприятие
действий, приносящих ей
вред.
1
Коллективно строить
действия по достижению
общей цели: распределять
роли, договариваться,
обсуждать процесс и
результат совместной
работы;

1

36

37

Труд и быт людей в разные
исторические времена

1

38

Новое время: встреча
Европы и Америки

1

39

Новейшее время: история
продолжается сегодня

1

40

Государство Русь. Страницы
общественной и культурной
жизни

1

41

Города России. Древние
города России. Страницы
истории

1

42

Государство Русь. Человек защитник своего Отечества

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419894

37

Создавать устные и
письменные тексты
(описание, рассуждение,
повествование);
Создавать небольшие
тексты о знаменательных
страницах истории нашей
страны (в рамках
изученного).
Сопричастность к
прошлому, настоящему и
будущему своей страны и
родного края;
Проявление интереса к
истории и
многонациональной
культуре своей страны,
уважения к своему и
другим народам;
Сопричастность к
прошлому, настоящему и
будущему своей страны и
родного
края;использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах;
Сопричастность к
прошлому, настоящему и
будущему своей страны и

43

Московское государство.
Страницы общественной и
культурной жизни в
Московском государстве

1

44

Образование и культура в
Московском государстве

1

45

Возрождение Руси

1

родного края; создавать
небольшие тексты о
знаменательных
страницах истории нашей
страны (в рамках
изученного).
Сопричастность к
прошлому, настоящему и
будущему своей страны и
родного края;
использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах;
Понимание особой роли
России в развитии
общемировой
художественной
культуры, проявление
уважительного
отношения,
восприимчивости и
интереса к разным видам
искусства, традициям и
творчеству своего и
других народов;
Сопричастность к
прошлому, настоящему и
будущему своей страны и
родного края;

38

46

Страницы истории
Российской империи. Пётр I

1

47

Страницы Российской
империи. Преобразования в
культуре, науке, быту

1

48

Образование в Российской
империи

1

49

Развитие культуры в
Российской империи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b284

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b4aa

39

Сопричастность к
прошлому, настоящему и
будущему своей страны и
родного края;
использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах; использовать для
уточнения и расширения
своих знаний об
окружающем мире
словари, справочники,
энциклопедии, в том
числе и информационнокоммуникационную сеть
Интернет (в условиях
контролируемого
выхода);
Создавать небольшие
тексты о знаменательных
страницах истории нашей
страны (в рамках
изученного).
Создавать небольшие
тексты о знаменательных
страницах истории нашей
страны (в рамках
изученного).
Создавать небольшие
тексты о знаменательных

Российская империя:
развитие культуры XVIII
века (архитектура,
живопись, театр)

страницах истории нашей
страны (в рамках
изученного).

50

«Золотой век» русской
культуры. Великие поэты и
писатели, композиторы и
художники XIX века

1

51

Первая Отечественная
война: 1812 год. Защита
Родины от французских
завоевателей

1

52

Страницы истории России
ХХ века

1

53

Великая Отечественная
война 1941-1945 гг: как все

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c56c

40

Создавать небольшие
тексты о знаменательных
страницах истории нашей
страны (в рамках
изученного).
Становление ценностного
отношения к своей
Родине – России;
понимание особой роли
многонациональной
России в современном
мире; читать и
интерпретировать
графически
представленную
информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);
Становление ценностного
отношения к своей
Родине – России;
понимание особой роли
многонациональной
России в современном
мире;
Становление ценностного
отношения к своей

начиналось…

54

Великая Отечественная
война 1941-1945 гг: главные
сражения

1

55

Всё для фронта – всё для
победы. Взятие Берлина.
Парад Победы.

1

56

Первые в космосе

1

57
58

"История Отечества".
Контрольная работа.
Мы живём в Российской
Федерации

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c800

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c9f4

Родине – России;
понимание особой роли
многонациональной
России в современном
мире;
Становление ценностного
отношения к своей
Родине – России;
понимание особой роли
многонациональной
России в современном
мире;
Становление ценностного
отношения к своей
Родине – России;
понимание особой роли
многонациональной
России в современном
мире;
Осознание ценности
трудовой деятельности в
жизни человека и
общества, ответственное
потребление и бережное
отношение к результатам
труда,

1
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f841dac0

41

Первоначальные
представления о человеке

59

Государственное устройство
РФ (общее представление).
Конституция РФ. Президент
РФ. Политикоадминистративная карта
России

1

60

Права и обязанности
гражданина Российской
Федерации. Права ребёнка

1

61

Родной край. Знаменитые
люди родного края

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d188

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d336

42

как члене общества,
осознание прав и
ответственности человека
как члена общества.
читать и
интерпретировать
графически
представленную
информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);
Первоначальные
представления о человеке
как члене общества,
осознание прав и
ответственности человека
как члена общества.
Первоначальные
представления о человеке
как члене общества,
осознание прав и
ответственности человека
как члена общества.
Понимание особой роли
России в развитии
общемировой
художественной
культуры, проявление
уважительного
отношения,
восприимчивости и

62

Взаимоотношения людей в
обществе: доброта и
гуманизм, справедливость и
уважение

1

63

Государственные праздники
России. Праздник в жизни
общества и человека.

1

64

Праздники и памятные даты
своего региона

1

65

Малая Родина гражданина
России.
Достопримечательности
родного края

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d8ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dc50

43

интереса к разным видам
искусства, традициям и
творчеству своего и
других народов;
Проявление культуры
общения, уважительного
отношения к людям, их
взглядам, признанию их
индивидуальности;
Проявление интереса к
истории и
многонациональной
культуре своей страны,
уважения к своему и
другим народам;
Осознание своей
этнокультурной и
российской гражданской
идентичности,
принадлежности к
российскому народу, к
своей национальной
общности;
Осознание своей
этнокультурной и
российской гражданской
идентичности,
принадлежности к
российскому народу, к
своей национальной

66

Наша малая Родина:
главный город

1

67

Города России. Городагерои. Страницы истории

1

Контрольная работа по
итогам года.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

68

общности;
Осознание своей
этнокультурной и
российской гражданской
идентичности,
принадлежности к
российскому народу, к
своей национальной
общности;
Проявление интереса к
истории и
многонациональной
культуре своей страны,
уважения к своему и
другим народам;

1

1

68

6

2

44

45

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
Вариант 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Окружающий мир. 4 класс. Методические рекомендации - Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Соловьева
А.Е.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК

При разработке Федеральной рабочей программы учебного предмета
«Окружающий

мир»

федеральной

адаптированной

образовательной

программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР в
тематическом

планировании

использования

электронных

являющихся

должны

быть

(цифровых)

учебно-методическими

учтены

возможности

образовательных

материалами

ресурсов,

(мультимедийные

программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки,
виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания
различных

групп

пользователей,

представленными

в

электронном

(цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ,
содержание которых соответствует законодательству об образовании.

47

48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».