РП НОО изобразительное искусстов АООП НОО 7.2. 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического

приказом МАОУ «СОШ №13»

совета №14 от

№180-О от «30» августа 2023 г.

«30» августа 2023 г.

Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 4 класса

Черемухово 2023

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(Вариант 7.2.)
Рабочая

программа

по

учебному

предмету

«Изобразительное

искусство» (далее соответственно – программа по изобразительному
искусству, изобразительное искусство) включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
изобразительному искусству.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
учебного предмета, характеристику психологических предпосылок к его
изучению обучающимися с ЗПР; место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии

для

обязательного изучения изобразительного искусства на уровне начального
общего образования с учётом распределённых по модулям проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленных в федеральной программе
воспитания. Программа разработана с учётом актуальных целей и задач
обучения и воспитания, развития обучающихся с ЗПР и условий,
необходимых для достижения личностных, метапредментных и предметных
результатов

при

освоении

(Изобразительное искусство).

предметной

области

«Искусство»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по изобразительному искусству на
уровне начального общего образования составлена на основе «Требований
к

результатам

представленных

освоения
в

образовательной
представленных

основной

требованиях
программы

в

к

образовательной
результатам

начального

Федеральном

программы»,

освоения

общего

государственном

основной

образования,
образовательном

стандарте начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, а
также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной программе воспитания.
Содержание программы распределено по годам обучения и модулям с
учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета,
выносимым на промежуточную аттестацию.
Федеральная рабочая программа учитывает особенности развития
обучающихся с ЗПР 7–10 лет, однако содержание занятий может также
адаптироваться с учётом индивидуальных психофизических особенностей
обучающихся.
Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков
аналитико-синтетической
совершенствовать

деятельности

произвольную

регуляцию

мышления,

позволяет

деятельности,

речевое

планирование, а также преодолевать несовершенство ручной моторики,
пространственных

представлений,

зрительно-моторной

координации.

Собственная изобразительная деятельность позволяет ребенку с ЗПР
выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что
поднимает психическое развитие на качественно новую ступень.
Уроки по изобразительному искусству для обучающихся с ЗПР решают
не только образовательные, но и коррекционные задачи.
Основная цель преподавания предмета «Изобразительное искусство»

состоит в формировании художественной культуры обучающихся, развитии
художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям
действительности путём освоения начальных основ художественных знаний,
умений, навыков и развития творческого потенциала.
Специальная цель изучения предмета «Изобразительное искусство»
в соответствии с федеральной адаптированной общеобразовательной
программой начального общего образования для обучающихся с ЗПР
заключается:
 в создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного,
творческого, социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для
успешной социализации в обществе;
 в

приобретении

первоначального

опыта

изобразительной

деятельности на основе овладения знаниями в области искусства,
изобразительными умениями и проектной деятельностью;
 в формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к
искусству и людям творческих профессий.
Общие задачи курса:
 формирование

первоначальных

изобразительного

искусства

в

представлений
жизни

человека,

о
его

роли
духовно-

нравственном развитии;
 формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать
красивое, дифференцировать «красивое» от «некрасивого», умения
высказывать оценочные суждения о произведениях искусства;
 формирование умения выражать собственные мысли и чувства от
воспринятого,

делиться

впечатлениями,

достаточно

адекватно

используя терминологическую и тематическую лексику;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (изобразительного,
декоративно-прикладного и народного искусства, рисунке, живописи,
скульптуре, дизайна и др.), а также в специфических формах

художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
 воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к
произведениям искусства;
 формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире
(как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные
объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоциональнооценочное отношение;
 овладение практическими умениями самовыражения средствами
изобразительного искусства.
Содержание предмета охватывает все основные виды визуальнопространственных искусств: начальные основы графики, живописи и
скульптуры,

декоративно-прикладные

и

народные

виды

искусства,

архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического
восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию
зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой
культуры. Для обучающихся с ЗПР большое значение имеет восприятие
произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать
детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных
средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной
учителем. Такая рефлексия детского творчества носит обучающий характер.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как
отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с
задачами практической творческой работы (при сохранении учебного
времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения
окружающей действительности).
На занятиях обучающиеся с ЗПР знакомятся с многообразием видов
художественной деятельности и технически доступным разнообразием
художественных

материалов.

Практическая

художественно-творческая

деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени.

Предмет «Изобразительное искусство» имеет важное коррекционноразвивающее значение:
 способствует коррекции недостатков познавательной деятельности
обучающихся с ЗПР путем систематического и целенаправленного
воспитания и развития у них правильного восприятия формы,
конструкции,

величины,

цвета

предметов,

их

положения

в

пространстве;
 формирует умение находить в изображаемом существенные признаки,
устанавливать сходство и различие;
 содействует развитию у обучающихся с ЗПР аналитико-синтетической
деятельности, умения сравнивать, обобщать;
 учит ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать
последовательность выполнения рисунка;
 способствует

исправлению

совершенствованию

недостатков

зрительно-двигательной

использования

вариативных

графических

действий

и
с

моторики
координации

многократно
применением

и
путем

повторяющихся
разнообразного

изобразительного материала;
 формирует у обучающихся с ЗПР знания элементарных основ
реалистического рисунка, навыки рисования с натуры, декоративного
рисования;
 знакомит обучающихся с ЗПР с отдельными произведениями
изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства,
воспитывает активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
 развивает у обучающихся с ЗПР речь, художественный вкус, интерес и
любовь к изобразительной деятельности.
Уроки изобразительного искусства при правильной их организации
способствуют формированию личности обучающегося с ЗПР, воспитанию у
него положительных навыков и привычек, вносят свой вклад в формирование
универсальных учебных действий и сферы жизненной компетенции. В

зависимости от степени выраженности нарушений регуляторных процессов
младших школьников с ЗПР регулятивные УУД могут формироваться в
более долгие сроки, в связи с чем допустимым является оказание помощи
организационного плана и руководящий контроль педагога при выполнении
учебной работы обучающимися.
Преподавание

учебного

предмета

«Изобразительное

искусство»

предусматривает предметно-практическую изобразительную деятельность с
учетом характера затруднений и потенциальных возможностей обучающихся
с ЗПР, раскрывает содержание, методы и приемы обучения изобразительным
умениям, учитывает основные положения дифференцированного подхода к
обучающимся.
В урочное время деятельность обучающихся с ЗПР организуется как в
индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования
навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном
плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ учебный
предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область
«Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета
«Изобразительное искусство» структурировано как система тематических
модулей и входит в учебный план 1–4 классов программы начального общего
образования в объёме одного учебного часа в неделю. Изучение содержания
всех модулей в 1–4 классах обязательно.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета
«Изобразительное искусство», — 168 ч (один час в неделю в каждом классе).
1 класс — 33 ч, 1 дополнительный класс — 33 ч, 2 класс — 34 ч, 3
класс — 34 ч, 4 класс — 34 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО»
4 КЛАСС

Модуль «Графика»
Правила линейной и воздушной перспективы: уменьшение размера
изображения по мере удаления от первого плана, смягчения цветового и
тонального контрастов.
Рисунок фигуры человека: основные пропорции и взаимоотношение
частей фигуры, передача движения фигуры на плоскости листа: бег, ходьба,
сидящая и стоящая фигуры.
Графическое изображение героев былин, древних легенд, сказок и
сказаний разных народов.
Изображение города — тематическая графическая композиция;
использование карандаша, мелков, фломастеров (смешанная техника).
Модуль «Живопись»
Красота природы разных климатических зон, создание пейзажных
композиций (горный, степной, среднерусский ландшафт).
Портретные

изображения

человека

по

наблюдению

с

разным

содержанием: женский или мужской портрет, двойной портрет матери и
ребёнка, портрет пожилого человека, детский портрет или автопортрет,
портрет персонажа по представлению (из выбранной культурной эпохи).
Тематические многофигурные композиции: коллективно созданные
панно-аппликации из индивидуальных рисунков и вырезанных персонажей
на темы праздников народов мира или в качестве иллюстраций к сказкам и
легендам.
Модуль «Скульптура»
Знакомство со скульптурными памятниками героям и мемориальными
комплексами.
Создание эскиза памятника народному герою. Работа с пластилином
или глиной. Выражение значительности, трагизма и победительной силы.

Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Орнаменты разных народов. Подчинённость орнамента форме и
назначению

предмета,

применяется.

в

Особенности

художественной
символов

и

обработке

которого

изобразительных

мотивов

он
в

орнаментах разных народов. Орнаменты в архитектуре, на тканях, одежде,
предметах быта и др.
Мотивы и назначение русских народных орнаментов. Деревянная
резьба и роспись, украшение наличников и других элементов избы, вышивка,
декор головных уборов и др.
Орнаментальное украшение каменной архитектуры в памятниках
русской культуры, каменная резьба, росписи стен, изразцы.
Народный костюм. Русский народный праздничный костюм, символы и
обереги в его декоре. Головные уборы. Особенности мужской одежды
разных сословий, связь украшения костюма мужчины с родом его занятий.
Женский и мужской костюмы в традициях разных народов.
Модуль «Архитектура»
Конструкция традиционных народных жилищ, их связь с окружающей
природой: дома из дерева, глины, камня; юрта и её устройство (каркасный
дом); изображение традиционных жилищ.
Деревянная изба, её конструкция и декор. Моделирование избы из
бумаги или изображение на плоскости в технике аппликации её фасада и
традиционного декора. Разные виды изб и надворных построек.
Конструкция и изображение здания каменного собора. Роль собора в
организации жизни древнего города, собор как архитектурная доминанта.
Традиции архитектурной конструкции храмовых построек разных
народов. Изображение типичной конструкции зданий: древнегреческий храм,
готический или романский собор, мечеть, пагода.
Освоение

образа

и

структуры

архитектурного

пространства

древнерусского города. Крепостные стены и башни, торг, посад, главный
собор. Красота и мудрость в организации города, жизнь в городе.

Модуль «Восприятие произведений искусства»
Произведения В.М. Васнецова, Б.М. Кустодиева, А.М. Васнецова, В.И.
Сурикова, К.А. Коровина, А.Г. Венецианова, А.П. Рябушкина, И.Я. Билибина
на темы истории и традиций русской отечественной культуры.
Примеры произведений великих европейских художников: Леонардо
да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо (и других по выбору учителя).
Памятники древнерусского каменного зодчества: Московский Кремль,
Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский кремль (и другие с
учётом местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских).
Памятники русского деревянного зодчества. Архитектурный комплекс на
острове Кижи.
Художественная культура разных эпох и народов. Представления об
архитектурных, декоративных и изобразительных произведениях в культуре
Древней Греции, других культур Древнего мира. Архитектурные памятники
Западной Европы Средних веков и эпохи Возрождения. Произведения
предметно-пространственной культуры, составляющие истоки, основания
национальных культур в современном мире.
Памятники национальным героям. Памятник К. Минину и Д.
Пожарскому скульптора И.П. Мартоса в Москве. Мемориальные ансамбли:
Могила Неизвестного Солдата в Москве; памятник-ансамбль «Героям
Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане (и другие по выбору учителя).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов
геометрических
деревянного

фигур

дома

(избы)

конструкции
и

традиционного

различных

вариантов

крестьянского
его

устройства.

Моделирование конструкции разных видов традиционных жилищ разных
народов (юрта, каркасный дом и др., в том числе с учётом местных
традиций).
Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов
геометрических фигур конструкций храмовых зданий разных культур:

каменный православный собор, готический или романский собор, пагода,
мечеть.
Построение в графическом редакторе с помощью геометрических
фигур или на линейной основе пропорций фигуры человека, изображение
различных фаз движения.
Создание компьютерной презентации в программе PowerPoint на тему
архитектуры, декоративного и изобразительного искусства выбранной эпохи
или национальной культуры.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностные результаты

В центре федеральной рабочей программы по изобразительному
искусству в соответствии с ФГОС начального общего образования
обучающихся с ОВЗ находится личностное развитие обучающихся с ЗПР,
приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также
социализация личности.
Программа

призвана

обеспечить

достижение

обучающимися

личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к активному участию в
социально-значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на
принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и
интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое

воспитание

осуществляется

через

освоение

школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в
её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном
искусстве.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной
причастности

к

жизни

общества

и

созидающих качеств

личности,

приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры.
Учебный предмет «изобразительное искусство» способствует пониманию
особенностей жизни разных народов. Коллективные творческие работы
создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности,
способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной

ответственности.
Духовно-нравственное

воспитание

является

стержнем

художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как
сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственный поиск человечества.
Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и
воспитание

его

эмоционально-образной

сферы.

Занятия

искусством

помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие
творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя
как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие
развития социально значимых отношений обучающихся, формирования
представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком.
Эстетическое

воспитание

способствует

формированию

ценностных

ориентаций школьников с ЗПР в отношении к окружающим людям, в
стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду,
искусству, культурному наследию.
Ценности

познавательной

деятельности

воспитываются

как

эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит
это в процессе развития навыков восприятия и рефлексии своих наблюдений
в художественно-творческой деятельности.

Навыки исследовательской

деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической
направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства.
Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию
действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое

воспитание

осуществляется

в

процессе

личной

художественно-творческой работы по освоению художественных материалов
и

удовлетворения

от

создания

реального,

практического

продукта.

Воспитываются стремление достичь результат, упорство, а также умения

сотрудничать

с

одноклассниками,

работать

в

команде,

выполнять

коллективную работу.

Метапредметные результаты

1.

Овладение

универсальными

познавательными

действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
ориентироваться в пространстве класса и на плоскости;
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в
пространстве;
характеризовать форму предмета, конструкции по предложенному
плану, вопросам;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном
образе на доступном для обучающегося с ЗПР уровне;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным
основаниям на основе предложенного плана;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и
предметов между собой с помощью учителя;
выявлять и анализировать с помощью учителя ритмические отношения
в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных
основаниях;
соотносить

тональные

отношения

(тёмное

—

светлое)

в

пространственных и плоскостных объектах.
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые
будут необходимы, для выполнения задания или инструкции на основе
изучения данного раздела;
сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и
различие;

понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
анализировать объекты творчества с выделением их существенных
признаков;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
проявлять

исследовательские

действия

в

процессе

освоения

выразительных свойств различных художественных материалов;
проявлять

базовые

экспериментальные

действия

в

процессе

самостоятельного выполнения художественных заданий;
проявлять

начальные

исследовательские

действия

на

основе

определённых учебных установок в процессе восприятия произведений
изобразительного

искусства,

архитектуры

и

продуктов

детского

художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях
объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать под руководством учителя с позиций эстетических
категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни
человека;
формулировать

простейшие

выводы,

соответствующие

учебным

установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать

знаково-символические

средства

для

составления

орнаментов и декоративных композиций;
классифицировать с опорой на образец произведения искусства по
видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
классифицировать с опорой на образец произведения изобразительного
искусства по жанрам;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания.
Работа с информацией:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, от родных, близких,
друзей, других информационных источников;
использовать электронные образовательные ресурсы;
работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать с помощью учителя источник для получения информации:
поисковые

системы

Интернета,

цифровые

электронные

средства,

справочники, художественные альбомы и детские книги;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
готовить информацию с помощью учителя на заданную или выбранную
тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных
презентациях;
осуществлять
памятникам,

в

виртуальные

отечественные

художественные

музеи

путешествия

художественные

(галереи)

на

основе

по
музеи

архитектурным
и

установок

зарубежные
и

квестов,

предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети
Интернет.
2.

Овладение

универсальными

коммуникативными

действиями
участвовать

в

диалоге

или

дискуссии,

проявляя

уважительное

отношение к оппонентам;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих
позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной
деятельности (при необходимости с помощью учителя);
демонстрировать и объяснять (на доступном для обучающегося с ЗПР
уровне) результаты своего творческого, художественного опыта;

анализировать по предложенному плану произведения

детского

художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с
учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности
сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы,
принимать цель совместной деятельности и строить действия по её
достижению,

договариваться,

выполнять

поручения,

подчиняться,

ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3.

Овладение

универсальными

регулятивными

действиями
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные
учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении
задания, при необходимости с опорой на план;
организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя
порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым
материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Предметные результаты

Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе
модульного построения
государственным

содержания

образовательным

в соответствии
стандартом

с

Федеральным

начального

общего

образования обучающихся с ОВЗ.
4 КЛАСС

Модуль «Графика»
Осваивать правила линейной и воздушной перспективы и применять их
в своей практической творческой деятельности.

Изучать основные пропорции фигуры человека, пропорциональные
отношения отдельных частей фигуры и учиться применять эти знания в
своих рисунках.
Приобретать представление о традиционных одеждах разных народов и
представление о красоте человека в разных культурах; применять эти знания
в изображении персонажей сказаний и легенд или просто представителей
народов разных культур.
Создавать

зарисовки

памятников

отечественной

и

мировой

архитектуры.
Модуль «Живопись»
Выполнять живописное изображение пейзажей разных климатических
зон (пейзаж гор, пейзаж степной или пустынной зоны, пейзаж, типичный для
среднерусской природы).
Передавать в изображении народные представления о красоте
человека, создавать образ женщины в русском народном костюме и образ
мужчины в народном костюме.
Приобретать опыт создания портретов женских и мужских, портрета
пожилого человека, детского портрета или автопортрета.
Создавать двойной портрет (например, портрет матери и ребёнка).
Приобретать опыт создания композиции на тему «Древнерусский
город».
Участвовать

в

коллективной

творческой

работе

по

созданию

композиционного панно (аппликации из индивидуальных рисунков) на темы
народных праздников (русского народного праздника и традиционных
праздников у разных народов), в которых выражается обобщённый образ
национальной культуры.
Модуль «Скульптура»
Лепить из пластилина эскиза памятника выбранному герою или
участие в коллективной разработке проекта макета мемориального комплекса
(работа выполняется после освоения собранного материала о мемориальных

комплексах, существующих в нашей стране).
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Исследовать
особенностей,

под

руководством

характерных

для

учителя

орнаментов

и

делать

разных

зарисовки

народов

или

исторических эпох (особенности символов и стилизованных мотивов);
показать в рисунках традиции использования орнаментов в архитектуре,
одежде, оформлении предметов быта у разных народов, в разные эпохи.
Изучать под руководством учителя и показать в практической
творческой работе орнаменты, традиционные мотивы и символы русской
народной культуры (в деревянной резьбе и росписи по дереву, вышивке,
декоре головных уборов, орнаментах, которые характерны для предметов
быта).
Получать представления о красоте русского народного костюма и
головных женских уборов, особенностях мужской одежды разных сословий,
а также о связи украшения костюма мужчины с родом его занятий и
положением в обществе.
Модуль «Архитектура»
Получать представление о конструкции традиционных жилищ у разных
народов, об их связи с окружающей природой.
Знакомиться с конструкцией избы — традиционного деревянного
жилого дома — и надворных построек; уметь строить из бумаги или
изображать конструкцию избы. Иметь представления о конструктивных
особенностях переносного жилища — юрты.
Уметь изображать традиционную конструкцию здания каменного
древнерусского храма; иметь представления о красоте и конструктивных
особенностях памятников русского деревянного зодчества.
Иметь представления об устройстве и красоте древнерусского города,
его архитектурном устройстве и жизни в нём людей.
Иметь

представления

об

основных

конструктивных

чертах

древнегреческого храма, уметь его изобразить; иметь общее представление о

древнегреческой культуре.
Иметь представления об основных характерных чертах храмовых
сооружений, характерных для разных культур: готический (романский) собор
в европейских городах, буддийская пагода, мусульманская мечеть; уметь
изображать их.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Формировать восприятие произведений искусства на темы истории и
традиций русской отечественной культуры (произведения В.М. Васнецова,
А.М. Васнецова,

Б.М. Кустодиева,

В.И. Сурикова,

К.А. Коровина,

А.Г. Венецианова, А.П. Рябушкина, И.Я. Билибина и других по выбору
учителя).
Иметь образные представления о каменном древнерусском зодчестве
(Московский Кремль, Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский
кремль и другие с учётом местных архитектурных комплексов, в том числе
монастырских),

о

памятниках

русского

деревянного

зодчества

(архитектурный комплекс на острове Кижи).
Иметь представления о соборах Московского Кремля, Софийском
соборе в Великом Новгороде, храме Покрова на Нерли.
Уметь называть и объяснять на доступном для учащегося с ЗПР уровне
содержание памятника К. Минину и Д. Пожарскому скульптора И.П.
Мартоса в Москве.
Узнавать основные памятники наиболее значимых мемориальных
ансамблей и иметь представление об их особом значении в жизни людей
(мемориальные ансамбли: Могила

Неизвестного Солдата в Москве;

памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане;
«Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке; Пискарёвский мемориал
в Санкт-Петербурге и другие по выбору учителя); знать о правилах
поведения при посещении мемориальных памятников.
Иметь

представления

об

архитектурных,

декоративных

и

изобразительных произведениях в культуре Древней Греции, других

культурах Древнего мира, в том числе Древнего Востока.
Узнавать, различать общий вид готических (романских) соборов; иметь
представления об архитектурном своеобразии здания буддийской пагоды и
мусульманских мечетей.
Иметь

представления

о

произведениях

великих

европейских

художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо и других (по
выбору учителя).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов
геометрических

фигур

конструкцию

традиционного

крестьянского

деревянного дома (избы) и различные варианты его устройства.
Использовать поисковую систему для знакомства с разными видами
деревянного дома на основе избы и традициями и её украшений.
Осваивать строение юрты, моделируя её конструкцию в графическом
редакторе с помощью инструментов геометрических фигур, находить в
поисковой системе разнообразные модели юрты, её украшения, внешний и
внутренний вид юрты.
Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов
геометрических фигур конструкции храмовых зданий разных культур
(каменный православный собор с закомарами, со сводами-нефами, главой,
куполом; готический или романский собор; пагода; мечеть).
Строить пропорции фигуры человека в графическом редакторе с
помощью геометрических фигур или на линейной основе; изображать
различные фазы движения.
Осваивать и создавать под руководством учителя компьютерные
презентации в программе PowerPoint по темам изучаемого материала,
собирая в поисковых системах нужный материал, или на основе собственных
фотографий и фотографий своих рисунков; делать шрифтовые надписи
наиболее важных определений, названий, положений, которые надо помнить
и знать.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое
содержательных

планирование
модулей:

«Декоративно-прикладное

составлено

«Графика»,
искусство»,

на

«Живопись»,

основе

семи

«Скульптура»,

«Архитектура»,

«Восприятие

произведений искусства», «Азбука цифровой графики». Содержание всех
модулей присутствует в каждом классе, развиваясь из года в год с учётом
особых образовательных потребностей обучаюихся с ЗПР и требований к
результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную
аттестацию.
Важнейшим

принципом

предмета

«Изобразительное

искусство»

является приоритет практической творческой работы с художественными
материалами. Однако некоторые уроки и учебные задания могут быть даны и
на основе компьютерных средств (по выбору учителя и в зависимости от
технических условий проведения урока).
Задачи модуля «Восприятие произведений искусства» рассматриваются
шире: и как эстетическое восприятие окружающего мира, природы, ведь
искусство учит эстетически, художественно видеть мир вокруг и «внутри
себя».
Учебным темам по этому модулю могут быть посвящены отдельные
уроки, но в основном следует объединять задачи восприятия с задачами
практической творческой работы (при общем сохранении учебного времени
на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения
окружающей действительности).
Значительные возможности знакомства с отечественным и мировым
искусством предоставляют виртуальные путешествия по художественным
музеям, к историко-архитектурным памятникам. Однако это не заменяет
реального посещения музеев и памятных мест (во внеурочное время, но в
соответствии с изучаемым материалом).

4 КЛАСС (34 часа)
Модуль
Модуль «Графика»

Программное содержание
Освоение

правил

линейной

и

воздушной

Основные виды деятельности обучающихся
Осваивать правила линейной и воздушной перспективы и

перспективы: уменьшение размера изображения

применять их в своей практической деятельности.

по мере удаления от первого плана, смягчение

Изучать

цветового и тонального контрастов.

человека.

Рисунок фигуры человека: основные пропорции

Осваивать

и взаимоотношение частей фигуры, передача

частей фигуры человека и учиться применять эти знания в

движения фигуры в плоскости листа: бег,

своих рисунках.

ходьба, сидящая и стоящая фигура.

Приобретать опыт

Графическое

изображение

героев

былин,

и

осваивать

основные

пропорциональные

пропорции

отношения

изображения фигуры

фигуры

отдельных

человека в

движении.

древних легенд, сказок и сказаний разных

Получать представления о традиционных одеждах разных

народов.

народов и о красоте человека в разных культурах.

Изображение

города

—

графическая

композиция;

тематическая Учиться передавать в рисунках характерные особенности
использование архитектурных построек разных народов и культурных

карандаша, мелков, фломастеров (смешанная эпох.
Создать творческую композицию: изображение старинного

техника).

города, характерного для отечественной культуры или
культур других народов с опорой на зрительные образы.
Модуль «Живопись»

Красота природы разных климатических зон, Выполнять живописное изображение пейзажей разных
создание

пейзажных

композиций

(горный, климатических зон (пейзаж гор, пейзаж степной или

степной, среднерусский ландшафт).

пустынной зоны, пейзаж, типичный для среднерусской

Изображение красоты человека в традициях природы).
русской культуры. Изображение национального Приобретать опыт изображения народных представлений о
образа человека и его одежды в разных красоте человека, опыт создания образа женщины в русском
культурах.
Портретные

народном костюме и мужского традиционного народного
изображения

человека

по образа.

наблюдению с разным содержанием: женский Выполнять несколько портретных изображений (с опорой на
или мужской портрет, двойной портрет матери и натуру): женский, мужской, двойной портрет матери и
ребёнка, портрет пожилого человека, детский ребёнка, портрет пожилого человека, детский портрет или
портрет или автопортрет.
Тематические

автопортрет).

многофигурные

композиции: Выполнять рисунки характерных особенностей памятников

коллективно созданные панно-аппликации из материальной культуры выбранной культурной эпохи или
индивидуальных

рисунков

и

вырезанных народа.

персонажей на темы праздников народов мира Участвовать

в

коллективной

работе

по

созданию

или в качестве иллюстраций к сказкам и тематической композиции на темы праздников разных
народов.

легендам
Модуль
«Скульптура»

Знакомство со скульптурными памятниками Совершить
героям и мемориальными комплексами.

виртуальное

путешествие

к

наиболее

значительным мемориальным комплексам нашей страны, а

Создание эскиза памятника народному герою. также к региональным памятникам (с учётом места
Работа с пластилином или глиной. Выражение проживания ребёнка).
значительности,

трагизма

и

победительной Создать из пластилина свой эскиз памятника выбранному
герою или участвовать в коллективной разработке проекта

силы.
Модуль

макета мемориального комплекса

Орнаменты разных народов. Подчинённость Показать в рисунках традиции использования орнаментов в

«Декоративно-прикладное

орнамента форме и назначению предмета, в архитектуре,

искусство»

художественной

обработке

которого

оформлении

предметов

быта

он выбранной народной культуры или исторической эпохи.

применяется.

Исследовать под руководством учителя и показать в

Особенности

символов

мотивов

орнаментах

в

одежде,

и

изобразительных практической творческой работе орнаменты, характерные
разных

народов. для традиций отечественной культуры.

Орнаменты в архитектуре, на тканях, одежде, Исследовать под руководством учителя и показать в своей
предметах быта и др.
Мотивы

и

творческой работе традиционные мотивы и символы

назначение

русских

народных русской народной культуры (деревянная резьба и роспись по

орнаментов. Деревянная резьба и роспись, дереву, вышивка, декор головных уборов, орнаменты,
украшение наличников и других элементов характерные для предметов быта).
избы, вышивка, декор головных уборов и др.
Орнаментальное

украшение

Создать изображение русской красавицы в народном

каменной костюме.

архитектуры в памятниках русской культуры, Изобразить особенности мужской одежды разных сословий,
каменная резьба, роспись стен, изразцы.
Народный

костюм.

Русский

демонстрируя связь украшения костюма мужчины с родом

народный его занятий.

праздничный костюм, символы и обереги в его
декоре. Головные уборы. Особенности мужской
одежды разных сословий, связь украшения
костюма мужчины с родом его занятий.
Модуль

Конструкция традиционных народных жилищ, Иметь

представление об

архитектурных

особенностях

«Архитектура»

их связь с окружающей природой: дома из традиционных жилых построек у разных народов.
дерева, глины, камня; юрта и её устройство Понимать связь архитектуры жилого дома с природным
(каркасный дом); изображение традиционных строительным материалом, характером труда и быта.
жилищ.

Получать представление об устройстве деревянной избы, а

Деревянная изба, её конструкция и декор. также юрты, иметь представление о жилых постройках
Моделирование
изображение

избы
на

из

бумаги

плоскости

в

или других народов.

технике Узнавать о конструктивных особенностях переносного

аппликации её фасада и традиционного декора. жилища — юрты.
Разные виды изб и надворных построек.

Изобразить или построить из бумаги конструкцию избы,

Конструкция и изображение здания каменного других деревянных построек традиционной деревни.
собора. Роль собора в организации жизни Учиться изображать традиционную конструкцию здания
древнего города,

собор как архитектурная каменного древнерусского храма.

доминанта.

Приобретать представление о красоте и конструктивных

Традиции
храмовых

архитектурной
построек

разных

конструкции особенностях русского деревянного зодчества.
народов. Иметь

представление

о

конструктивных

чертах

Изображение типичной конструкции зданий: древнегреческого храма, уметь его изобразить.
древнегреческий

храм,

готический

романский собор, мечеть, пагода.

или Уметь изобразить характерные черты храмовых сооружений
разных

культур:

готический

(романский)

собор

в

Освоение образа и структуры архитектурного европейских городах, буддийская пагода, мусульманская
пространства

древнерусского

города. мечеть.

Крепостные стены и башни, торг, посад, Получать образное представление о древнерусском городе,
главный собор.

его архитектурном устройстве и жизни людей.

Модуль

Произведения

«Восприятие

Б.М. Кустодиева,

А.М.

В.И. Сурикова,

К.А.

произведений искусства»

В.М.

А.Г. Венецианова,

Васнецова, Воспринимать произведения на темы истории и традиций
Васнецова, русской

отечественной

культуры:

образ

русского

Коровина, средневекового города в произведениях А.М. Васнецова,

А.П.

Рябушкина, И.Я. Билибина, А.П. Рябушкина, К.А. Коровина; образ

И.Я. Билибина на темы истории и традиций русского
русской отечественной культуры.

народного

праздника

в

произведениях

Б.М. Кустодиева; образ традиционной крестьянской жизни в

Примеры произведений великих европейских произведениях

Б.М.

Кустодиева,

А.Г.

Венецианова,

художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, В.И. Сурикова.
Рембрандта, Пикассо (и других по выбору Получать

образные

представления

о

каменном

учителя). Памятники древнерусского каменного древнерусском зодчестве, смотреть Московский Кремль,
зодчества: Московский Кремль, Новгородский Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский кремль
детинец, Псковский кром, Казанский кремль (и и др.
другие

с

учётом

комплексов,

в

местных

архитектурных Узнавать, уметь называть и объяснять (на доступном для

числе

монастырских). учащегося с ЗПР уровне) содержание памятника К. Минину

том

Памятники русского деревянного зодчества. и Д. Пожарскому скульптора И.П. Мартоса.
Архитектурный комплекс на острове Кижи.
Художественная
народов.

культура

разных

Представления об

декоративных

и

эпох

Иметь представление о соборах Московского Кремля,
и Софийском соборе в Великом Новгороде, храме Покрова на

архитектурных, Нерли.
изобразительных Узнавать

древнегреческий

храм

Парфенон,

произведениях в культуре Древней Греции, древнегреческого Акрополя.
других культур Древнего мира. Архитектурные Узнавать общий вид готических (романских) соборов.
памятники Западной Европы Средних веков и Получать знания об архитектуре мусульманских мечетей.

вид

эпохи Возрождения.
Произведения

Получать представления об архитектурном своеобразии

предметно-пространственной буддийских пагод.

культуры, составляющие истоки, основания Узнавать
национальных культур в современном мире.

основные

памятники

наиболее

значимых

мемориальных ансамблей и уметь объяснять их особое

Памятники национальным героям. Памятник К. значение в жизни людей.
Минину

и

Д.

И. П. Мартоса

в

Пожарскому
Москве.

скульптора Узнавать

о

правилах

поведения

при

посещении

Мемориальные мемориальных памятников.

ансамбли: Могила Неизвестного Солдата в
Москве;

памятник-ансамбль

героям

Сталинградской битвы «Мамаев курган» (и
другие по выбору учителя)
Модуль

Моделирование в графическом редакторе с Осваивать знания о конструкции крестьянской деревянной

«Азбука

помощью инструментов геометрических фигур избы и её разных видах, моделируя строение избы в

цифровой

конструкции

графики»

деревянного дома (избы) и различных вариантов геометрических фигур.

традиционного

крестьянского графическом

его устройства.
Моделирование

редакторе

с

помощью

инструментов

Использовать поисковую систему для знакомства с разными
конструкции

разных

видов видами избы и её украшений.

традиционных жилищ разных народов (юрта, Осваивать строение юрты, моделируя её конструкцию в
каркасный дом и др., в том числе с учётом графическом
местных традиций).

редакторе

с

помощью

инструментов

геометрических фигур.

Моделирование в графическом редакторе с Находить в поисковой системе разнообразные модели юрты,
помощью инструментов геометрических фигур её украшения, внешний вид и внутренний уклад жилища.

конструкций храмовых зданий разных культур: Осваивать

моделирование

с

помощью

инструментов

каменный православный собор, готический или графического редактора, копирования и трансформации
романский собор, пагода, мечеть.
Построение
помощью

в

графическом

геометрических

геометрических фигур строения храмовых зданий разных
редакторе

фигур

или

с культур.
на Осваивать строение фигуры человека и её пропорции с

линейной основе пропорций фигуры человека, помощью инструментов графического редактора (фигура
изображение различных фаз движения.
Создание

компьютерной

презентации

человека строится из геометрических фигур или с помощью
в только линий, исследуются пропорции частей и способы

программе PowerPoint на тему архитектуры, движения фигуры человека при ходьбе и беге).
декоративного и изобразительного искусства Осваивать
выбранной эпохи или национальной культуры.

и

создавать

под

руководством

учителя

компьютерные презентации в программе PowerPoint по
темам изучаемого материала, собирая в поисковых системах
нужный материал или используя собственные фотографии и
фотографии своих рисунков, делая шрифтовые надписи
наиболее

важных

определений,

названий,

положений,

которые надо запомнить.
Собрать свою коллекцию презентаций по изучаемым темам.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема урока

1

Каждый народ строит,
украшает, изображает:
рассматриваем и
обсуждаем произведения
великих художников,
скульпторов, архитекторов

4 КЛАСС

Количество часов
Контроль
Всего
ные
работы

Практич
еские
работы

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14fe78

2

Пейзаж родной земли:
рисуем пейзаж по
правилам линейной и
воздушной перспективы
красками

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14d4ca
https://m.edsoo.ru/8a14dd4e
https://m.edsoo.ru/8a150e90

3

Деревянный мир: создаем
макет избы из бумаги

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14f630

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a151070

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14eafa

1

1

4

5
6

Изображение избы: рисуем
и моделируем избу в
графическом редакторе
Деревня: создаем
коллективное панно
«Деревня»
Красота человека: создаем

Планируемые результаты

Пространственные представления и
сенсорные способности:
характеризовать форму предмета,
конструкции;
ставить и использовать вопросы как
исследовательский инструмент
познания.
выявлять доминантные черты
(характерные особенности) в
визуальном образе
передавать обобщенный образ
реальности при построении
плоской композиции;
сравнивать плоскостные и
пространственные объекты по
заданным основаниям;
обобщать форму составной
конструкции;
находить ассоциативные связи

7

портрет русской
красавицы (в
национальном костюме с
учетом этнокультурных
особенностей региона)
Красота человека:
изображаем фигуру
человека в национальном
костюме

между визуальными образами
разных форм и предметов

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14ec6c
https://m.edsoo.ru/8a14ede8

8

Народные праздники:
создаем панно на тему
народных праздников

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14e302

9

Родной угол: изображаем и
моделируем башни и
крепостные стены

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14fcca

10

Родной край: создаем
макет «Древний город»

1

1

11

Древние соборы:
изображаем древнерусский
храм

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14f838

12

Города Русской земли:
рисуем древнерусский
город или историческую

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14db64

сопоставлять части и целое в
видимом образе, предмете,
конструкции;
проявлять исследовательские,
экспериментальные действия в
процессе освоения выразительных
свойств различных
художественных материалов;
анализировать пропорциональные
отношения частей внутри целого и
предметов между собой;
проявлять творческие
экспериментальные действия в
процессе самостоятельного
выполнения художественных
заданий;
выявлять и анализировать
ритмические отношения в
пространстве и в изображении
(визуальном образе) на
установленных основаниях;
проявлять исследовательские и
аналитические действия на основе
определённых учебных установок

часть современного города

13

Древнерусские воинызащитники: рисуем героев
былин, древних легенд,
сказок

1

14

Великий Новгород:
знакомимся с памятниками
древнерусского зодчества

1

15

Псков: знакомимся с
памятниками
древнерусского зодчества

1

16

Владимир и Суздаль:
знакомимся с памятниками
древнерусского зодчества

1

17

Москва: знакомимся с
памятниками
древнерусского зодчества

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14d7b8

в процессе восприятия
произведений изобразительного
искусства, архитектуры и
продуктов детского
художественного творчества;
выбирать источник для получения
информации: поисковые системы
Интернета, цифровые электронные
средства, справочники,
художественные альбомы и
детские книги;
использовать наблюдения для
получения информации об
особенностях объектов и
состояния природы, предметного
мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с
позиций эстетических категорий
явления природы и предметнопространственную среду жизни
человека
формулировать выводы,
соответствующие эстетическим,
аналитическим и другим учебным
установкам по результатам
проведённого наблюдения
самостоятельно готовить
информацию на заданную или
выбранную тему и представлять её
в различных видах: рисунках и

18

Узорочье теремов:
выполняем зарисовки
народных орнаментов

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14ec6c
https://m.edsoo.ru/8a14e938

1

1

19

Пир в теремных палатах:
выполняем творческую
работу «Пир в теремных
палатах»

1

1

20

Страна восходящего
солнца: изображаем
японский сад

1

1

21

Страна восходящего
солнца: изображаем
японок в национальной
одежде и создаем панно
«Праздник в Японии»

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14f036

22

Народы гор и степей:
моделируем юрту в
графическом редакторе

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14f270

23

Народы гор и степей:
рисуем степной или
горный пейзаж с
традиционными

1

1

эскизах, электронных
презентациях;
соотносить тональные отношения
(тёмное – светлое) в
пространственных и плоскостных
объектах
классифицировать произведения
искусства по видам и,
соответственно, по назначению в
жизни людей;
осуществлять виртуальные
путешествия по архитектурным
памятникам, в отечественные
художественные музеи и
зарубежные художественные музеи
(галереи) на основе установок и
квестов, предложенных учителем;
выявлять и анализировать
эмоциональное воздействие
цветовых отношений в
пространственной среде и
плоскостном изображении.
использовать знаковосимволические средства для
составления орнаментов и
декоративных композиций
внимательно относиться и
выполнять учебные задачи,
поставленные учителем;

24

постройками
Города в пустыне: создаём
образ города в пустыне с
его архитектурными
особенностями

1

соблюдать последовательность
учебных действий при
выполнении задания;

1

25

Древняя Эллада:
изображаем олимпийцев в
графике

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a151584

26

Древняя Эллада: создаем
панно «Олимпийские игры
в Древней Греции»

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a15074c

27

Европейские города:
рисуем площадь
средневекового города

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a15088c
https://m.edsoo.ru/8a14faa4
https://m.edsoo.ru/8a150a80

28

29

Многообразие
художественных культур в
мире: создаем
презентацию на тему
архитектуры, искусства
выбранной эпохи или
этнокультурных традиций
народов России
Материнство: изображаем
двойной портрет матери и

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a151a7a
https://m.edsoo.ru/8a151318

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a15006c

классифицировать произведения
искусства по видам и,
соответственно, по назначению в
жизни людей;
анализировать, интерпретировать,
обобщать и систематизировать
информацию, представленную в
произведениях искусства, текстах,
таблицах и схемах;
анализировать произведения
детского художественного
творчества с позиций их
содержания и в соответствии с
учебной задачей, поставленной
учителем;
понимать искусство в качестве
особого языка общения –
межличностного (автор – зритель),
между поколениями, между
народами;
вести диалог и участвовать в
обсуждении, проявляя

ребенка

30

Мудрость старости:
создаем живописный
портрет пожилого
человека

1

1

31

Сопереживание:
выполняем тематическую
композицию
«Сопереживание»

1

1

32

Герои-защитники: создаем
презентацию памятника
героям и защитникам
Отечества, героям Великой
Отечественной войны

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a150cb0
https://m.edsoo.ru/8a14e4c4

уважительное отношение к
противоположным мнениям,
сопоставлять свои суждения с
суждениями участников общения,
выявляя и корректно отстаивая
свои позиции в оценке и
понимании обсуждаемого явления;
вести диалог и участвовать в
обсуждении, проявляя
уважительное отношение к
противоположным мнениям,
сопоставлять свои суждения с
суждениями участников общения,
выявляя и корректно отстаивая
свои позиции в оценке и
понимании обсуждаемого явления;
признавать своё и чужое право на
ошибку, развивать свои
способности сопереживать,
понимать намерения и
переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в
процессе коллективной работы,
принимать цель совместной
деятельности и строить действия
по её достижению, договариваться,
выполнять поручения,
подчиняться, ответственно
относиться к своей задаче по
достижению общего результата.

33

Герои-защитники: лепим
из пластилина эскиз
памятника героям или
мемориального комплекса
ко Дню Победы в Великой
Отечественной войне

1

34

Контрольная работа.
Юность и надежды:
создаем живописный
детский портрет

1

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

1

1

28

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14e6b8

уметь организовывать своё рабочее
место для практической работы,
сохраняя порядок в окружающем
пространстве и проявляя бережное
отношение к используемым
материалам;
соотносить свои действия с
планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей
деятельности в процессе
достижения результата.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство: 4-й класс: учебник, 4 класс/ Неменская Л. А.;
под ред. Неменского Б. М., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.
https://catalog.prosv.ru/attachment/1af29532-4d54-11db-9da7-00304874af64.pdf
Учебник по изобразительному искусству Л.А. Неменская. Изобразительное
искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1-4 класс
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК РЭШ https://resh.edu.ru/subject/7/2/

При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности
использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории,
игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания
различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические
возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».