РП НОО технология АООП НОО 7.2. 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического

приказом МАОУ «СОШ №13»

совета №14 от

№180-О от «30» августа 2023 г.

«30» августа 2023 г.

Рабочая программа
учебного предмета «Технология»
для обучающихся 4 класса

Черемухово 2023

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(Вариант 7.2.)
ТЕХНОЛОГИЯ
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Технология»
(далее соответственно – программа по технологии, технология) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного
предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению
обучающимися с ЗПР; место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору

содержания,

планируемым

результатам

и

тематическому

планированию.
Содержание
обязательного

обучения

изучения

раскрывает

технологии

на

содержательные
уровне

линии

начального

для

общего

образования с учётом распределённых по модулям проверяемых требований
к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования. Программа разработана с учётом актуальных целей и
задач обучения и воспитания, развития обучающихся с ЗПР и условий,
необходимых для достижения личностных, метапредментных и предметных
результатов при освоении предмета «Технология».

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по технологии на уровне начального
общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения

федеральной

начального

общего

адаптированной

образования,

образовательной

представленных

в

программы
Федеральном

государственном образовательном стандарте начального общего образования
обучающихся с ОВЗ.
Содержание

обучения

раскрывается

через

модули,

которые

предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной
школы.

Приведён

перечень

универсальных

учебных

действий

—

познавательных, коммуникативных и регулятивных, формирование которых
может быть достигнуто средствами учебного предмета «Технология» с
учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР начальных
классов. В первом, первом дополнительном и втором классах предлагается
пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление
универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. В
познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный
раздел «Работа с информацией». С учётом того, что выполнение правил
совместной деятельности строится на интеграции регулятивных УУД
(определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление
терпения

и

доброжелательности

коммуникативных

УУД

при

налаживании

(способность

отношений)

вербальными

и

средствами

устанавливать взаимоотношения), их перечень дан в специальном разделе —
«Совместная деятельность». В зависимости от степени выраженности
нарушений

регуляторных

процессов

младших

школьников

с

ЗПР

регулятивные УУД могут формироваться в более долгие сроки, в связи с чем
допустимым

является

руководящий

контроль

оказание
педагога

помощи
при

обучающимися.

3

организационного

выполнении

учебной

плана

и

работы

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные
результаты

за

период

обучения,

а

также

предметные

достижения

обучающегося с ЗПР за каждый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание
по всем разделам (темам) содержания обучения каждого класса, а также
раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельности, которые целесообразно использовать при изучении той или
иной темы, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР.
Изучение

предмета

«Технология»

представляет

значительные

трудности для обучающихся с ЗПР в силу их психофизических особенностей:
 незрелость

эмоционально-волевой

сферы

приводит

к

сложностям

инициации волевых усилий при начале работы над изделием;
 отставание в сформированности регуляции и саморегуляции поведения
затрудняет процесс длительного сосредоточения на каком-либо одном
действии;
 недостаточное развитие восприятия является основой возникновения
трудностей при выделении существенных (главных) признаках объектов,
построении

целостного

образа,

сложностям

узнавания

известных

предметов в незнакомом ракурсе;
 импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного
этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности приводят
к низкому качеству получаемого изделия, недовольству полученным
результатом;
 нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация,
повышенная отвлекаемость, нередко сопровождающееся повышенной
двигательной и речевой активностью, влечет за собой сложности
понимания технологии работы с тем или иным материалом;
4

 медленное формирование новых навыков требует многократных указаний
и упражнений для их закрепления.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных
понятий

и

терминов;

дифференцированно.

основные

Одни

сведения

факты

изучаются

в

программе

таким

образом,

даются
чтобы

обучающиеся с ЗПР смогли опознать их, опираясь на существенные
признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие
представления. Ряд сведений познается обучающимися с ЗПР в результате
практической деятельности.
В курсе технологии осуществляется реализация широкого спектра
межпредметных связей, что также

способствует лучшему усвоению

образовательной программы обучающимися с ЗПР.
Математика — моделирование, выполнение расчётов, вычислений,
построение

простых

форм

с

учетом

основ

геометрии,

работа

с

геометрическими фигурами, числами.
Изобразительное искусство — использование средств художественной
выразительности, правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий

мир

—

природные

формы

и

конструкции

как

универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера;
природа как источник сырья, этнокультурные традиции.
Родной язык — использование важнейших видов речевой деятельности
и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения
результатов практической деятельности.
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа,
реализуемого в изделии.
Важнейшая особенность уроков технологии в начальной школе —
предметно-практическая

деятельность

как

необходимая

составляющая

целостного процесса интеллектуального, а также духовного и нравственного
развития обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста.
5

Основной

целью

предмета

является

успешная

социализация

обучающихся с ЗПР, формирование у них функциональной грамотности на
базе

знакомства

и

освоения

культурологических и

конструкторско-

технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его
создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих
им практических умений, представленных в содержании учебного предмета.
Для реализации основной цели данного предмета необходимо решение
системы приоритетных задач: образовательных, коррекционно-развивающих
и воспитательных.
Образовательные задачи курса:
 формирование общих представлений о культуре и организации
трудовой деятельности как важной части общей культуры человека;
 становление элементарных базовых знаний и представлений о
предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его
взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания,
исторически развивающихся и современных производствах и профессиях;
 формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения
работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж,
эскиз, схема);
 формирование элементарных знаний и представлений о различных
материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений.
Воспитательные задачи:
 воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным
традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в
материальном мире;
 развитие социально ценных личностных качеств: организованности,
аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе,
взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
 воспитание интереса к продуктивной созидательной деятельности,
мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
6

 становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого
отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного
мира с миром природы;
 воспитание положительного отношения к коллективному труду,
применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и
мнению других людей.
Коррекционно-развивающее

значение

учебного

предмета

«Технология»
Обучающиеся с ЗПР характеризуются существенными индивидуальнотипологическими различиями, которые проявляются устойчивостью учебных
затруднений (из-за дефицита познавательных способностей), мотивационноповеденческими

особенностями,

степенью

проявления

дисфункций

(нарушений ручной моторики, глазомера, возможностей произвольной
концентрации и удержания внимания). В связи с этим от учителя требуется
обеспечение

индивидуального

подхода

к

обучающимся.

На

уроках

технологии для всех обучающихся с ЗПР необходимо:
при анализе образца изделий уточнять название и конкретизировать
значение каждой детали;
выбирать для изготовления изделие с простой конструкцией, которое
можно изготовить за одно занятие;
осуществлять постоянную смену деятельности для профилактики
утомления и пресыщения;
трудности в проведении сравнения выполняемой работы с образцом,
предметно-инструкционным

или

графическим

планом

требуют

предварительного обучения указанным действиям.
Кроме того недостаточное овладение разными видами контроля
результата (глазомерный, инструментальный) повышают роль педагога как
внешнего

регулятора

деятельности

и

помощника

в

формировании

необходимых навыков, а недостаточность пространственной ориентировки,
недоразвитие моторных функций (нарушены моторика пальцев и кисти рук,
7

зрительно-двигательная координация, регуляция мышечного усилия) требует
действий, направленных на коррекцию этих дисфункций не только от
учителя,

но

и

от

других

специалистов

психолого-педагогического

сопровождения.
Психокоррекционная направленность учебного предмета «Технология»
заключается в расширении и уточнении представлений обучающихся с ЗПР
об

окружающей

предметной

и

социальной

действительности,

что

реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес
младшего школьника с ЗПР к себе и к миру. Требования речевых отчетов и
речевого планирования, постоянно включаемые процесс выполнения работы,
способствуют появлению и совершенствованию рефлексивных умений,
которые рассматриваются как одно из важнейших психологических
новообразований младшего школьного возраста. Коррекция отдельных
сторон психической деятельности происходит через развитие восприятия,
зрительной памяти и внимания. Уточняются представления о свойствах
предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования.
Выполнение различных операций осуществляет пропедевтическую функцию,
обеспечивающую усвоение таких тем как измерение, единицы измерения,
геометрические фигуры и их свойства, симметрия и др.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ учебный
предмет «Технология» входит в предметную область «Технология» и
является обязательным для изучения. Содержание предмета «Технология»
структурировано как система тематических модулей и входит в учебный
план 1–4 классов программы начального общего образования в объёме
одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1–4
классах обязательно.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета
«Технология», — 168 ч (один час в неделю в каждом классе).
8

1 класс — 33 ч, 1 дополнительный класс — 33 ч, 2 класс — 34 ч, 3
класс — 34 ч, 4 класс — 34 ч.

9

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Содержание программы начинается с характеристики основных
структурных единиц курса «Технология», которые соответствуют ФГОС
НОО и являются общими для каждого года обучения. Вместе с тем их
содержательное наполнение развивается и обогащается концентрически от
класса к классу. При этом учитывается, что собственная логика данного
учебного курса не является столь же жёсткой, как в ряде других учебных
курсов, в которых порядок изучения тем и их развития требует строгой и
единой последовательности. На уроках технологии этот порядок и
конкретное наполнение разделов в определённых пределах могут быть более
свободными

и

учитывать

индивидуальные

особенности

и

особые

образовательные потребности обучающихся с ЗПР.
Основные модули курса «Технология»:
1.

Технологии, профессии и производства.

2.

Технологии ручной обработки материалов:



технологии работы с бумагой и картоном;



технологии работы с пластичными материалами;



технологии работы с природным материалом;



технологии работы с текстильными материалами;



технологии работы с другими доступными материалами 1.

3.

Конструирование и моделирование:



работа с «Конструктором»2*;



конструирование

и

моделирование

из

бумаги,

картона,

пластичных материалов, природных и текстильных материалов;

4.

робототехника*.
Информационно-коммуникативные технологии*.

1

Например, пластик, поролон, фольга, солома и др.
Звёздочками отмечены модули, реализуемые с учётом возможностей материально-технической базы
образовательной организации».
2

10

4 КЛАСС

Модуль «Технологии, профессии и производства» (12 ч)
Профессии

и

технологии

современного

мира.

Использование

достижений науки в развитии технического прогресса. Изобретение и
использование синтетических материалов с определёнными заданными
свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное
сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и
др.).
Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты, химики
и др.).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность
людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности
человека на окружающую среду, способы её защиты.
Бережное и уважительное отношение людей к культурным традициям.
Изготовление изделий с учётом традиционных правил и современных
технологий (лепка, вязание, шитьё, вышивка и др.).
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация
заданного или собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и
технологических решений). Коллективные, групповые и индивидуальные
проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение учебного
года.
Модуль «Технологии ручной обработки материалов» (6 ч)
Синтетические материалы — ткани, полимеры (пластик, поролон). Их
свойства. Создание синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения
практических задач. Внесение дополнений и изменений в условные
графические изображения в соответствии с дополнительными/изменёнными
требованиями к изделию.
Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в
соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение
11

оптимальных способов разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов
отделки. Комбинирование разных материалов в одном изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с
помощью чертёжных инструментов. Освоение доступных художественных
техник.
Технология

обработки

текстильных

материалов.

Обобщённое

представление о видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические),
их свойствах и областей использования. Дизайн одежды в зависимости от её
назначения, моды, времени. Раскрой деталей по несложным готовым лекалам
(выкройкам). Строчка петельного стежка и её варианты («тамбур» и др.), её
назначение (соединение и отделка деталей) и/или строчки петлеобразного и
крестообразного стежков (соединительные и отделочные). Подбор ручных
строчек для сшивания и отделки изделий. Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон,
полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств.
Комбинированное использование разных материалов.
Модуль «Конструирование и моделирование» (10 ч)
Современные требования к техническим устройствам (экологичность,
безопасность, эргономичность и др.).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов,
в том числе наборов «Конструктор» по проектному заданию.
Робототехника.

Конструктивные,

соединительные

элементы

и

основные узлы робота. Инструменты и детали для создания робота.
Конструирование

робота.

Составление

алгоритма

действий

робота.

Программирование, тестирование робота. Преобразование конструкции
робота. Презентация робота.
Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (6 ч)

12

Работа с доступной информацией в Интернете 3 и на цифровых
носителях информации.
Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской,
проектной, предметной преобразующей деятельности. Работа с готовыми
цифровыми материалами. Поиск дополнительной информации по тематике
творческих и проектных работ, использование рисунков из ресурса
компьютера в оформлении изделий и др. Создание презентаций в программе
PowerPoint или другой.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
 ориентироваться

в

терминах,

используемых

в

технологии,

использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах
изученного);
 анализировать с опорой на план конструкции предложенных
образцов изделий;
 конструировать и моделировать изделия из различных материалов
по образцу, рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием
общепринятых условных обозначений и по заданным условиям, при
необходимости обращаясь к помощи учителя;
 выстраивать с опорой на образец последовательность практических
действий и технологических операций; подбирать материал и инструменты;
выполнять экономную разметку; сборку, отделку изделия;
 решать простые задачи на преобразование конструкции;
 выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или
письменной;
 соотносить с помощью учителя результат работы с заданным
алгоритмом,

проверять

изделия

в

3

действии,

вносить

необходимые

Практическая работа на персональном компьютере организуется в соответствии с материально-техническими
возможностями образовательной организации.

13

дополнения и изменения;
 классифицировать с опорой на образец изделия по существенному
признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ
сборки);
 выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации
предметов/изделий с учётом указанных критериев;
 анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку,
выделять с опорой на образец основные и второстепенные составляющие
конструкции.
Работа с информацией:
 находить необходимую для выполнения работы информацию,
пользуясь различными источниками, анализировать её и отбирать в
соответствии с решаемой задачей под руководством учителя;
 использовать знаково-символические средства для решения задач в
умственной

или

материализованной

форме,

выполнять

действия

моделирования, работать с моделями;
 осуществлять поиск дополнительной информации по тематике
творческих и проектных работ под руководством учителя;
 использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении
изделий и др.;
 использовать

средства

информационно-коммуникационных

технологий для решения учебных и практических задач, в том числе
Интернет под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
 соблюдать

правила

участия

в

диалоге:

задавать

вопросы,

аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому
мнению (на доступном для обучающихся с ЗПР уровне);
14

 создавать тексты-рассуждения с опорой на план: раскрывать
последовательность операций при работе с разными материалами;
 осознавать

культурно-исторический

смысл

и

назначение

праздников, их роль в жизни каждого человека; ориентироваться в традициях
организации и оформления праздников.
Регулятивные УУД:
 понимать и принимать учебную задачу, определять цели учебнопознавательной деятельности под руководством учителя;
 планировать практическую работу в соответствии с поставленной
целью и выполнять её в соответствии с планом;
 выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки; процесса и
результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия;
 проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
 организовывать под руководством учителя совместную работу в
группе:

распределять

роли,

выполнять

функции

руководителя

или

подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество, взаимопомощь;
 проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам
их работы; в доброжелательной форме оценивать их достижения;
 в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать
свои предложения и пожелания; выслушивать и принимать к сведению
мнение одноклассников, их советы и пожелания; с уважением относиться к
разной оценке своих достижений

15

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты

В результате изучения предмета «Технология» в начальной школе у
обучающегося

с

ЗПР

будут

сформированы

следующие

личностные

новообразования:
 первоначальные представления о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к
труду и творчеству мастеров;
 проявление положительного отношения и интереса к различным
видам творческой преобразующей деятельности; мотивация к творческому
труду, работе на результат; способность к различным видам практической
преобразующей деятельности;
 проявление
саморегуляции:

устойчивых волевых качества и способность к

организованность,

аккуратность,

трудолюбие,

умение

справляться с доступными проблемами;
 готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом
этики общения; проявление толерантности и доброжелательности.

Метапредметные результаты

К концу обучения в начальной школе у обучающегося с ЗПР
формируются следующие универсальные учебные действия.
Познавательные УУД:
 ориентироваться

в

терминах

и

понятиях,

используемых

в

технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию
в своих устных и письменных высказываниях на доступном уровне;
 осуществлять

анализ

объектов

и

изделий

с

существенных и несущественных признаков с опорой на план;
16

выделением

 сравнивать с опорой на план группы объектов/изделий, выделять в
них общее и различия;
 использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной
практической творческой деятельности;
 использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в
соответствии

с

технической,

технологической

или

декоративно-

художественной задачей;
 понимать необходимость поиска новых технологий на основе
изучения объектов и законов природы, доступного исторического и
современного опыта технологической деятельности.
Работа с информацией:
 осуществлять под руководством учителя поиск необходимой для
выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках,
анализировать её по предложенному плану;
 анализировать и использовать знаково-символические средства
представления

информации

для

решения

задач

в

умственной

и

материализованной форме;
 использовать

средства

информационно-коммуникационных

технологий для решения учебных и практических задач (в том числе
Интернет с контролируемым выходом);
 следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
представленным в других информационных источниках.
Коммуникативные УУД:
 вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы; формулировать
собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать на доступном
уровне; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
 создавать по плану тексты-описания на основе наблюдений
(рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов
России;
17

 строить по плану простые суждения (небольшие тексты) об
объекте, его строении, свойствах и способах создания;
 объяснять

с

опорой

на

план,

схему

последовательность

совершаемых действий при создании изделия.
Регулятивные УУД:
 организовывать

свою

работу

(подготовка

рабочего

места,

поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
 выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
 планировать работу, соотносить свои действия с поставленной
целью с опорой на план;
 устанавливать
выполняемыми

простые

действиями

и

причинно-следственные
их результатами,

связи

между

прогнозировать

под

руководством учителя действия для получения необходимых результатов;
 выполнять действия контроля и оценки;
 проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
 организовывать под руководством учителя совместную работу в
группе: принимать участие в обсуждении задачи, распределять роли,
выполнять функции руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять
продуктивное сотрудничество;
 проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения; оказывать при необходимости
помощь;
 понимать

особенности

проектной

деятельности,

выдвигать

несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий; предъявлять
аргументы для защиты продукта проектной деятельности.

18

Предметные результаты
4 КЛАСС

К концу обучения в четвёртом классе обучающийся с ЗПР научится:
 формировать

общее

представление

о

мире

профессий,

их

социальном значении; о творчестве и творческих профессиях, о мировых
достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о
наиболее значимых окружающих производствах;
 на основе технологической карты организовывать рабочее место в
зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового
процесса;
 самостоятельно планировать и выполнять практическое задание
(практическую работу) с опорой на инструкционную (технологическую)
карту;
 понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять
доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего
труда;
 выполнять под руководством учителя более сложные виды работ и
приёмы обработки различных материалов (например, плетение, шитьё и
вышивание, тиснение по фольге и пр.); оформлять изделия и соединять
детали освоенными ручными строчками с опорой на образец;
 понимать и создавать с опорой на образец простейшие виды
технической документации (чертёж развёртки, эскиз, технический рисунок,
схему) и выполнять по ней работу;
 создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с
использованием изображений на экране компьютера; оформлять текст
(выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца) под
руководством учителя;
 работать под руководством учителя в программах Word, Power
Point;
 осуществлять сотрудничество в различных видах совместной
19

деятельности; предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к
мнению товарищей, договариваться; участвовать в распределении ролей,
координировать собственную работу в общем процессе.

20

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС (34 часа)
Тематические модули

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Профессии и технологии современного Соблюдать правила безопасной работы, выбирать инструменты и
1. Технологии,

мира. Использование достижений науки в приспособления в зависимости от технологии изготавливаемых

профессии и

развитии

производства

Изобретение

(12 ч)

технического
и

синтетических

прогресса. изделий.
использование Рационально и безопасно использовать и хранить инструменты.

материалов

с Классифицировать с опорой на образец инструменты по

определёнными заданными свойствами в назначению: режущие, колющие, чертёжные.
различных отраслях и профессиях. Нефть Проверять и определять исправность инструментов.
как универсальное сырьё. Материалы, Изучать возможности использования изучаемых инструментов и
получаемые
стеклоткань,

из

нефти

пенопласт

(пластик, приспособлений людьми разных профессий.
и

др.). Самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от

Профессии, связанные с опасностями вида работы и выбранных материалов.
(пожарные, космонавты, химики и др.). Поддерживать порядок во время работы; убирать рабочее место
Информационный мир, его место и по окончании практической работы.
влияние на жизнь и деятельность людей. Изучать важность подготовки, организации, уборки, поддержания
Влияние

современных

технологий

и порядка рабочего места людьми разных профессий.

преобразующей деятельности человека Рассматривать
на окружающую среду,

способы

под

руководством

учителя

возможности

её использования синтетических материалов с определёнными
21

защиты. Сохранение и развитие традиций заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
прошлого в
мастеров.

Бережное

отношение

людей

традициям.
учётом

творчестве современных Рассматривать
и

использование

нефти

в

производстве

как

уважительное универсального сырья. Иметь представление о материалах,

к

Изготовление

традиционных

культурным получаемые из нефти.
изделий

с Изготавливать изделия с учётом традиционных правил и

правил

и современных технологий (лепка, шитьё, вышивка и др.).

современных технологий (лепка, вязание, Определять этапы выполнения изделия на основе анализа
шитьё, вышивка и др.). Элементарная образца, графической инструкции.
творческая и проектная деятельность Выбирать в зависимости от свойств материалов технологические
(реализация заданного или собственного приёмы их обработки.
замысла,

поиск

конструктивных

и

оптимальных Рассматривать профессии и технологии современного мира,
технологических использование достижений науки в развитии технического

решений). Коллективные, групповые и прогресса.
индивидуальные

проекты

на

основе Изучать влияние современных технологий и преобразующей

содержания материала, изучаемого в деятельности человека на окружающую среду, способы её
течение учебного года.

защиты.
Приводить примеры традиций и праздников народов России,
ремёсел, обычаев и производств, связанных с изучаемыми
материалами и производствами

Синтетические

материалы

—

ткани, Самостоятельно
22

организовывать

свою

деятельность:

2. Технологии ручной

полимеры

(пластик,

обработки материалов

свойства.

Создание

(6 ч):

поролон).

Их подготавливать рабочее место для работы с бумагой и картоном,

синтетических правильно и рационально размещать инструменты и материалы, в

материалов с заданными свойствами. процессе выполнения изделия самостоятельно контролировать и
Использование измерений, вычислений и при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте.

— технологии работы
с бумагой
и картоном

построений для решения элементарных Осознанно соблюдать правила рационального и безопасного
практических

задач.

Внесение использования инструментов.

дополнений и изменений в условные Осваивать отдельные новые доступные приёмы работы с бумагой
графические изображения в соответствии и
с

картоном

(например,

гофрированная

бумага

и

картон,

дополнительными/изменёнными салфеточная, креповая и др.).

требованиями к изделию. Технология Читать простые графические схемы изготовления изделия и
обработки бумаги и картона. Подбор выполнять изделие по заданной схеме.
материалов в соответствии с замыслом, Выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия,
особенностями
Определение

конструкции
оптимальных

изделия. ориентируясь на образец, эскиз, технический рисунок или чертёж.
способов Выстраивать

простые

чертежи/эскизы

развёртки

изделия.

разметки деталей, сборки изделия. Выбор Выполнять разметку деталей с опорой на простейший чертёж,
способов

отделки.

Комбинирование эскиз.

разных материалов в одном изделии. Выполнять изделия на основе знаний и представлений о
Совершенствование умений выполнять технологическом
разные способы разметки с помощью назначение
чертёжных

инструментов.

доступных

художественных

процессе;

изделия;

анализировать

выстраивать

устройство

и

последовательность

Освоение практических действий и технологических операций; подбирать
техник. материалы и инструменты; выполнять экономную разметку,
23

Технология

обработки

материалов.

Пластик,

полиэтилен.

Общее

синтетических обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия,
поролон, проверку изделия в действии, внесение необходимых дополнений
знакомство, и изменений.

сравнение свойств.

Планировать и изготавливать изделие с опорой на инструкцию.
Применять известные способы и приёмы работы с пластичными
материалами для реализации собственного замысла.
Определять место того или иного пластичного материала в общем
композиционном

замысле

и

конструктивном

решении.

Изготавливать плоскостные и объёмные изделия, модели, макеты
сложных форм.
Выполнять моделирование, понимать и создавать простейшие
виды технической документации (чертёж развёртки, эскиз,
технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу
Самостоятельно

организовывать

свою

деятельность:

подготавливать рабочее место для работы с пластичными

— технологии работы с

материалами, правильно и рационально размещать инструменты

пластичными

и материалы, в процессе выполнения изделия самостоятельно

материалами

проверять и восстанавливать порядок на рабочем месте.
Наблюдать

за

декоративно-прикладными

возможностями

использования пластических масс в творческих работах мастеров.
Систематизировать знания о свойствах пластичных материалов.
24

Под руководством учителя анализировать образцы изделий:
конструктивные

особенности

и

технологию

изготовления;

изготавливать изделия по собственному замыслу.
Иметь представление об используемых мастерами материалах в
наиболее распространённых традиционных народных промыслах
и ремёслах, культурных традициях своего региона и России.
Узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические
приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их
свойств.
Использовать пластические массы для изготовления композиций
(как для изготовления деталей, так и в качестве соединительного
материала)
Применять известные способы и приёмы работы с пластичными
материалами для реализации собственного замысла.
Изготавливать плоскостные и объёмные изделия, модели, макеты.
Самостоятельно
подготавливать

— технологии работы

организовывать
рабочее

место

для

свою
работы

деятельность:
с

природным

с природным

материалом, правильно и рационально размещать инструменты и

материалом

материалы, в процессе выполнения изделия самостоятельно
контролировать и при необходимости восстанавливать порядок
на рабочем месте.
25

Систематизировать общие знания и представления о древесных
материалах. Иметь представления о свойствах природного
материала — древесины; иметь представление об особенностях
использования древесины в декоративно-прикладном искусстве и
промышленности.
Объяснять выбор видов природных материалов для изготовления
изделий декоративного и бытового характера на доступном для
обучающегося с ЗПР уровне.
Технология
— технологии работы с
текстильными
материалами

обработки

текстильных Самостоятельно

организовывать

свою

деятельность:

материалов. Обобщённое представление подготавливать рабочее место для работы с текстильными
о

видах

тканей

искусственные,

(натуральные, материалами, правильно и рационально размещать инструменты

синтетические),

их и материалы, в процессе выполнения изделия самостоятельно

свойствах и областей использования. контролировать и при необходимости восстанавливать порядок
Дизайн одежды в зависимости от её на рабочем месте.
назначения,

моды,

времени.

Раскрой Применять освоенные правила безопасной работы инструментами

деталей по несложным готовым лекалам и аккуратной работы с материалами.
(выкройкам). Строчка петельного стежка Иметь представление о различиях натуральных (растительного и
и её варианты («тамбур» и др.), её животного происхождения) и химических (искусственные и
назначение

(соединение

и

отделка синтетические) тканей, свойствах синтетических тканей.

деталей) и/или строчки петлеобразного и Понимать возможности использования специфических свойств
крестообразного

стежков синтетических тканей для изготовления специальной одежды.
26

(соединительные и отделочные). Подбор Сравнивать

под

руководством

учителя

ткани

различного

ручных строчек для сшивания и отделки происхождения (внешний вид, толщина, прозрачность, гладкость,
изделий. Простейший ремонт изделий.

намокаемость).
Понимать особенности материалов одежды разных времён.
Самостоятельно выполнять практическую работу с опорой на
рисунки, схемы, чертежи.
Понимать технологию обработки текстильных материалов.
Подбирать ручные строчки для сшивания и отделки изделий.
Выполнять раскрой деталей по готовым несложным лекалам
(выкройкам).
Выполнять

отделку

изделия

аппликацией,

вышивкой

и

отделочными материалами.
Выполнять работу над изделием в группах.
Иметь представление о дизайне одежды в зависимости от её
назначения, моды, времени, изготовление моделей народного или
исторического костюма народов России.
Самостоятельно

организовывать

свою

деятельность:

— технологии работы

подготавливать рабочее место для работы с материалом по

с другими доступными

выбору учителя (например, пластик, поролон, пенопласт, соломка

материалами

или пластиковые трубочки и др.), правильно и рационально
размещать инструменты и материалы, в процессе выполнения
27

изделия самостоятельно контролировать и при необходимости
восстанавливать порядок на рабочем месте.
Осознанно соблюдать правила рационального и безопасного
использования инструментов.
Наблюдать и исследовать под руководством учителя свойства
выбранного материала в сравнении со свойствами ранее
изученных материалов (бумаги, картона, природного материала и
др.). В ходе исследования определять способы разметки,
выделения и соединения деталей, выполнения сборки и отделки
изделия с учётом ранее освоенных умений.
Современные требования к техническим Самостоятельно
3. Конструирование и
моделирование
(10 ч):
— работа с
«Конструктором» *

устройствам

организовывать

свою

деятельность:

(экологичность, подготавливать рабочее место для работы с конструктором,

безопасность, эргономичность и др.). правильно и рационально размещать инструменты и материалы, в
Конструирование

и

моделирование процессе выполнения изделия самостоятельно контролировать и

изделий из различных материалов, в том при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте.
числе

наборов

проектному

«Конструктор»

заданию.

Конструктивные,
элементы

и

основные

по Использовать в практической работе основные инструменты и

Робототехника. приспособления для ручного труда (гаечный ключ, отвёртка),
соединительные применяя правила безопасной и аккуратной работы.
узлы

робота. На

основе

анализа

образца

самостоятельно

выбирать

Инструменты и детали для создания необходимые детали на каждом этапе сборки, виды соединений
робота.

Конструирование

робота. (подвижное или неподвижное).
28

Составление алгоритма действий робота. Выполнять соединения металлических деталей при помощи
Программирование, тестирование робота. гаечного
Преобразование

конструкции

ключа

и

отвёртки,

используя

винты

и

гайки,

робота. использовать изученные способы соединения деталей.
Определять основные этапы конструирования изделий с опорой

Презентация робота

на готовую модель, схему, план работы, заданным условиям.
Применять навыки работы с металлическим конструктором.
Презентовать готовые конструкции при выполнении творческих и
коллективных проектных работ.
Анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, схеме,
готовому образцу; выделять детали, форму и способы соединения

— конструирование и
моделирование из

деталей.

бумаги, картона,

Повторять в конструкции изделия конструктивные особенности
реальных предметов и объектов с опорой на образец.

пластичных материалов,
природных и

Составлять на основе анализа готового образца план выполнения

текстильных

изделия.

материалов

Создавать изделие по собственному замыслу.
Соблюдать правила безопасной работы.
Организовывать рабочее место.

— робототехника*

Распознавать

конструктивные,

соединительные элементы и

основные узлы робота.
Подбирать необходимые инструменты и детали для создания
29

робота.
Конструировать робота в соответствии со схемой, чертежом,
образцом, инструкцией.
Составлять простой алгоритм действий робота. Программировать
робота выполнять простейшие доступные операции.
Сравнивать с образцом и тестировать робота.
Презентовать робота (в том числе с использованием средств ИКТ)
Работа с доступной информацией в Понимать и самостоятельно соблюдать правила пользования
4. Информационно-

Интернете и на цифровых носителях персональным компьютером. Называть и определять назначение

коммуникативные

информации.

технологии* (6 ч)

медиаресурсы

Электронные
в

и основных устройств компьютера (с которыми работали на

художественно- уроках).

конструкторской, проектной, предметной Находить и отбирать разные виды информации в Интернете по
преобразующей деятельности. Работа с заданным критериям, для презентации проекта под руководством
готовыми

цифровыми

материалами. учителя.

Поиск дополнительной информации по Использовать

различные

способы

получения,

передачи

и

тематике творческих и проектных работ, хранения информации.
использование

рисунков

из

ресурса Использовать

компьютер

для

поиска,

хранения

и

создавать

печатные

публикации

с

компьютера в оформлении изделий и др. воспроизведения информации.
Создание

презентаций

в

программе С

PowerPoint или другой.

помощью

учителя

использованием изображений на экране компьютера; оформлять
слайды презентации (выбор шрифта, размера, цвета шрифта);
30

работать в программе PowerPoint (или другой).
Осваивать правила работы в программе PowerPоint (или другой).
Создавать и сохранять слайды презентации в программе
PowerPоint (или другой).
Набирать текст и размещать его на слайде программы PowerPoint
(или другой), размещать иллюстративный материал на слайде,
выбирать дизайн слайда.

31

Поурочное планирование
№
п/п

4 КЛАСС

Количество часов
Всего

Тема урока

1

Повторение и обобщение
изученного в третьем классе

1

2

Информация. Интернет

1

3

Графический редактор

1

4

Проектное задание по истории
развития техники

1

5

Робототехника. Виды роботов

1

6

Конструирование робота.

1

Практи
ческие
работы

Контрольн
ые работы

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

РЭШ
https://resh.edu.ru

РЭШ
https://resh.edu.ru

1

РЭШ
https://resh.edu.ru

РЭШ
https://resh.edu.ru

РЭШ
https://resh.edu.ru

1
32

РЭШ

Планируемые результаты

- первоначальные представления о
созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и
общества, уважительное отношение к
труду и творчеству мастеров;
- осуществлять поиск необходимой для
выполнения работы информации в
учебнике и других доступных
источниках, анализировать её и
отбирать в соответствии с решаемой
задачей;
- ориентироваться в терминах и
понятиях, используемых в технологии
(в пределах изученного), использовать
изученную терминологию в своих
устных и письменных высказываниях;
- понимать особенности проектной
деятельности,
- использовать средства
информационно - коммуникационных
технологий для решения учебных и
практических задач (в том числе
Интернет с контролируемым выходом),
- осуществлять анализ объектов и
изделий с выделением существенных и
несущественных признаков;
- планировать работу, соотносить свои

Преобразование конструкции
робота

https://resh.edu.ru

7

Электронные устройства.
Контроллер, двигатель

1

8

Программирование робота

1

1

9

Испытания и презентация робота

1

1

10

Конструирование сложной
открытки

1

1

РЭШ
https://resh.edu.ru

11

Конструирование папки-футляра

1

1

12

Конструирование альбома
(например, альбом класса)

1

1

13

Конструирование объемного
изделия военной тематики

1

1

33

РЭШ
https://resh.edu.ru

РЭШ
https://resh.edu.ru

РЭШ
https://resh.edu.ru

РЭШ
https://resh.edu.ru

РЭШ
https://resh.edu.ru

РЭШ
https://resh.edu.ru

действия с поставленной целью;
- осуществлять анализ объектов и
изделий с выделением существенных и
несущественных признаков;
- использовать схемы, модели и
простейшие чертежи в собственной
практической творческой
деятельности;
- выполнять действия контроля и
оценки, вносить необходимые
коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок;
- планировать работу, соотносить свои
действия с поставленной целью;
- рационально организовывать свою
работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка,
уборка после работы); выполнять
правила безопасности труда при
выполнении работы;
- следовать при выполнении работы
инструкциям учителя или
представленным в других
информационных источниках
- следовать при выполнении работы
инструкциям учителя или
представленным в других
информационных источниках

14

Конструирование объемного
изделия – подарок женщине,
девочке

1

15

Изменение форм деталей
объемных изделий. Изменение
размеров деталей развертки
(упаковки)

1

16

Построение развертки с
помощью линейки и циркуля
(пирамида)

1

17

Развертка многогранной
пирамиды циркулем
Проверочная работа

1

18

Декор интерьера.
Художественная техника
декупаж

1

19

Природные мотивы в декоре
интерьера

1

20

Конструирование и

1

1

РЭШ
https://resh.edu.ru

РЭШ
https://resh.edu.ru

1

РЭШ
https://resh.edu.ru

РЭШ

1

https://resh.edu.ru

РЭШ
https://resh.edu.ru

РЭШ
https://resh.edu.ru

1
34

РЭШ

- устанавливать причинноследственные связи между
выполняемыми действиями и их
результатами, прогнозировать действия
для получения необходимых
результатов;
- выполнять действия контроля и
оценки, вносить необходимые
коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок;
- следовать при выполнении работы
инструкциям учителя или
представленным в других
информационных источниках
- рационально организовывать свою
работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка,
уборка после работы); выполнять
правила безопасности труда при
выполнении работы;
- рационально организовывать свою
работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка,
уборка после работы); выполнять
правила безопасности труда при
выполнении работы;
- осуществлять анализ объектов и
изделий с выделением существенных и
несущественных признаков;
- следовать при выполнении работы

моделирование изделий из
различных материалов.
Подвижное соединение деталей
на проволоку (толстую нитку)

https://resh.edu.ru

21

Полимеры. Виды полимерных
материалов, их свойства

1

РЭШ

22

Технология обработки
полимерных материалов (на
выбор, например)

1

23

Конструирование сложных форм
из пластиковых трубочек

1

1

24

Конструирование объемных
геометрических конструкций из
разных материалов

1

1

25

Синтетические ткани. Их
свойства

1

26

Мода, одежда и ткани разных
времен. Ткани натурального и
искусственного происхождения

1

https://resh.edu.ru

РЭШ
https://resh.edu.ru

РЭШ
https://resh.edu.ru

РЭШ
https://resh.edu.ru

РЭШ
https://resh.edu.ru

РЭШ
https://resh.edu.ru

35

инструкциям учителя или
представленным в других
информационных источниках
- сравнивать группы объектов
(изделий), выделять в них общее и
различия;
- осуществлять поиск необходимой для
выполнения работы информации в
учебнике и других доступных
источниках, анализировать её и
отбирать в соответствии с решаемой
задачей;
- планировать работу, соотносить свои
действия с поставленной целью;
-проявлять волевую саморегуляцию
при выполнении работы
- планировать работу, соотносить свои
действия с поставленной целью;
-проявлять волевую саморегуляцию
при выполнении работы
- сравнивать группы объектов
(изделий), выделять в них общее и
различия;
- вступать в диалог, задавать
собеседнику вопросы, использовать
реплики уточнения и дополнения,
формулировать собственное мнение и
идеи, аргументированно их излагать,
выслушивать разные мнения,
учитывать их в диалоге;

27

Способ драпировки тканей.
Исторический костюм

1

28

Одежда народов России.
Составные части костюмов и
платьев, их конструктивные и
декоративные особенности

1

29

Строчка крестообразного стежка.
Строчка петлеобразного стежка.
Аксессуары в одежде

1

30

Строчка крестообразного стежка.
Строчка петлеобразного стежка.
Аксессуары в одежде

1

31

Конструкция «пружина» из полос
картона или металлических
деталей наборов типа
«Конструктор»

1

РЭШ
https://resh.edu.ru

1

РЭШ
https://resh.edu.ru

РЭШ
https://resh.edu.ru

РЭШ
https://resh.edu.ru

РЭШ
https://resh.edu.ru

36

- сравнивать группы объектов
(изделий), выделять в них общее и
различия;
- следовать при выполнении работы
инструкциям учителя или
представленным в других
информационных источниках
- сравнивать группы объектов
(изделий), выделять в них общее и
различия;
- рационально организовывать свою
работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка,
уборка после работы); выполнять
правила безопасности труда при
выполнении работы;
- рационально организовывать свою
работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка,
уборка после работы); выполнять
правила безопасности труда при
выполнении работы;
- Совместная деятельность:
организовывать под руководством
учителя и самостоятельно совместную
работу в группе: обсуждать задачу,
распределять роли, выполнять функции
руководителя (лидера) и подчинённого,
осуществлять продуктивное
сотрудничество;

32

Качающиеся конструкции

1

1

33

Конструкции со сдвижной
деталью

1

1

34

Контрольная работа

1

1

34

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

16

37

РЭШ
https://resh.edu.ru

РЭШ
https://resh.edu.ru

- планировать работу, соотносить свои
действия с поставленной целью;
-проявлять волевую саморегуляцию
при выполнении работы
- следовать при выполнении работы
инструкциям учителя или
представленным в других
информационных источниках
- рационально организовывать свою
работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка,
уборка после работы); выполнять
правила безопасности труда при
выполнении работы; планировать
работу, соотносить свои действия с
поставленной целью;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Технология, 4 класс/ Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. и другие, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ https://resh.edu.ru

38

При разработке рабочей программы в тематическом планировании
должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых)
образовательных

ресурсов,

являющихся

учебно-методическими

материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и
задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые
программы,
используемыми

коллекции
для

цифровых

обучения

и

образовательных
воспитания

ресурсов),

различных

групп

пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и
реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых
соответствует законодательству об образовании.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».