РП НОО ОРКСЭ АООП НОО 7.2. 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического

приказом МАОУ «СОШ №13»

совета №14 от

№180-О от «30» августа 2023 г.

«30» августа 2023 г.

Рабочая программа
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
для обучающихся 4 класса

Черемухово 2023

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(Вариант 7.2.)
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Федеральная рабочая программа по предметной области (учебному
предмету) «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с
ОВЗ, а также программы воспитания.
Программа по предметной области (учебному предмету) «Основы
религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы ОРКСЭ, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
ОРКСЭ, характеристику психологических предпосылок к его изучению
младшими школьниками с ЗПР, место ОРКСЭ в структуре учебного плана.
Планируемые

результаты

освоения

программы

ОРКСЭ

включают

личностные, метапредметные, предметные результаты за период обучения.
Здесь же представлен перечень универсальных учебных действий (УУД) —
познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами предметной области (учебного предмета) «Основы
религиозных культур и светской этики» с учётом возрастных особенностей
четвероклассников.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в 4 классе начальной школы.
2

В тематическом планировании отражено программное содержание по всем
разделам (темам) курса; раскрывается характеристика основных видов
деятельности обучающихся при изучении той или иной темы.

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая

федеральная

рабочая

конкретизации

требований

образовательного

стандарта

программа

отражает

Федерального
начального

вариант

государственного

общего

образования

для

обучающихся с ОВЗ по ОРКСЭ и обеспечивает его содержательную
составляющую. Предметная область ОРКСЭ состоит из учебных модулей по
выбору «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы
религиозных культур народов России», «Основы светской этики». В
соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» (ч. 2 ст. 87)
выбор

модуля

осуществляется

по

заявлению

родителей

(законных

представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по
каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов
учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и
специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты
содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые
приобретает каждый обучающийся с ЗПР, независимо от изучаемого модуля.
Поскольку предмет изучается один год (4 класс), то все результаты обучения
представляются за этот период. Целью ОРКСЭ является формирование у
обучающегося с ЗПР мотивации к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
—

знакомство

мусульманской,

обучающихся
буддийской,

с

ЗПР

иудейской

с

основами

культур,

православной,

основами

мировых

религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных
представителей);
— развитие представлений обучающихся с ЗПР о значении нравственных
4

норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностносмысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных
особенностей и потребностей семьи;
— развитие способностей обучающихся с ЗПР к общению в полиэтничной,
разномировозренческой

и

многоконфессиональной

среде

на

основе

взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип
реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий
формированию у младших школьников первоначальных представлений о
культуре традиционных религий народов России (православия, ислама,
буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной
на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина
в Российской Федерации.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у
обучающихся с ЗПР представлений о нравственных идеалах и ценностях
религиозных

и

светских

традиций

народов

России,

формированию

ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма,
православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей
страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ
предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности,
принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить

адекватные

вербальные

средства

передачи

информации

и

рефлексии. Особенности речевого и познавательного развития детей с ЗПР
определяют

необходимость

при

данном

подходе

дополнительного

использования смысловых опор, речевых шаблонов, планов речевого
высказывания. Обязательным компонентом уроков должна стать словарная
работа по выяснению лексического значения новых/малознакомых слов и
расширению словарного запаса. В некоторых случаях возможна адаптация
5

речевого материала, упрощение сложности текстов и их объема.
Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности,
осуществляется

в

процессе

активного

взаимодействия

обучающихся,

сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения
и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками с ЗПР содержания курса
являются психологические особенности детей, завершающих обучение в
начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие
авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость
детей

этого

окружающую

возраста,

способность

действительность,

эмоционально
остро

реагировать

реагировать

как

на
на

доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на
проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это
становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и
принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в
процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом
усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения,
поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне
восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или
нарушением

нравственных,

этических норм,

обсуждение

конкретных

жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
В рамках реализации ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей по
основам

религиозных

культур

не

предусматривается

подготовка

обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в
религиозной общине (Письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 №08-250
«О введении учебного курса ОРКСЭ»).
Тематическое планирование включает название раздела (темы) с указание
количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы
учебного модуля, характеристику основных видов деятельности учащихся, в
том

числе

с учётом

рабочей

программы
6

воспитания,

возможность

использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных
ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами в электронном
(цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ,
содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Место ОРКСЭ в учебном плане: ОРКСЭ изучается в 4 классе, один час в
неделю (34 ч).

7

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ (УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА) «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И
СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Модуль «Основы православной культуры»

Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение
к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в
России. Православный храм и другие святыни. Символический язык
православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное
пение,

прикладное

искусство),

православный

календарь.

Праздники.

Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы исламской культуры»

Россия — наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и
религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в
исламской традиции. Во что верят мусульмане. Добро и зло в исламской
традиции. Нравственные основы ислама. Любовь к ближнему. Отношение к
труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама.
Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть.
Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в
исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и
особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы буддийской культуры»

Россия — наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию.
Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и
бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России.
8

Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские
ритуалы.

Буддийские

святыни.

Буддийские

священные

сооружения.

Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы иудейской культуры»

Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию.
Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты
иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской
культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции
иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности.
Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в
иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»

Россия — наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов
России. Мировые религии и иудаизм. Их основатели. Священные книги
христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Хранители предания в религиях.
Человек в религиозных традициях народов России. Добро и зло. Священные
сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религия и мораль.
Нравственные заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Обычаи и
обряды. Праздники и календари в религиях. Семья, семейные ценности.
Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных
религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
9

многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы светской этики»

Россия — наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники
как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре
Отечества, в культурах разных народов России. Государство и мораль
гражданина, основной закон (Конституция) в государстве как источник
российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше
время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали.
Семейные ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как
нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

10

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И
СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты

В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» в 4 классе у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие
личностные результаты:
понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать
чувство гордости за свою Родину;
формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать
свою этническую и национальную принадлежность;
понимать

значение

гуманистических

и

демократических ценностных

ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни
личности, семьи, общества;
осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную
религию или не исповедовать никакой религии;
строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты,
уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к
религии или к атеизму;
соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов
России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в
общении, желание при необходимости прийти на помощь;
понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной
культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных
11

поступков и действий, оскорбляющих других людей;
понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты:

овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять и находить наиболее эффективные способы

достижения

результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации
на

основе

оценки

и

учёта

характера

ошибок,

понимать

причины

успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; уметь подбирать и использовать соизмеримые
с

ситуацией

речевые

средства

и

средства

информационно-

коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникации;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь
свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
совершенствовать

организационные

умения
12

в

области

коллективной

деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
ориентироваться
общества —

в

понятиях,

мораль,

этика,

отражающих
этикет,

нравственные

справедливость,

ценности
гуманизм,

благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах
изученного);
использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого
фактического материала;
признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать
свои суждения, приводить убедительные доказательства;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
Работа с информацией:
воспроизводить

на

доступном

уровне

прослушанную

(прочитанную)

информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии
и/или к гражданской этике;
использовать под руководством педагога разные средства для получения
информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую,
графическую, видео);
находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в
разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях
контролируемого входа);
анализировать,
источниках,

с

сравнивать
помощью

информацию,
учителя,
13

представленную

оценивать

её

в

разных

объективность

и

правильность.
Коммуникативные УУД:
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных
притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы,
анализа

и

оценки

жизненных

ситуаций,

раскрывающих

проблемы

нравственности, этики, речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать
вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к
собеседнику с учётом особенностей участников общения;
создавать после совместного анализа небольшие тексты-описания, текстырассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей,
представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
соблюдать этические нормы и дисциплинарные требования, корректировать
свое поведение в соответствии с правилами, в ответ на замечание;
проявлять

самостоятельность,

инициативность,

организованность

в

осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях;
контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия,
предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их
предупреждения;
проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь
на нравственные правила и нормы современного российского общества;
проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;
анализировать

ситуации,

отражающие

примеры

положительного

и

негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам
трудовой деятельности);
выражать

своё

отношение

к

анализируемым

событиям,

поступкам,

действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление
несправедливости, жадности, нечестности, зла;
проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
14

желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и
этикета.
Совместная деятельность:
выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно
принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному

материалу

с

иллюстративным

материалом

и

видеопрезентацией.

Предметные результаты
Модуль «Основы светской этики»

Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений

о

себе,

людях,

окружающей

действительности

(при

необходимости с использованием плана речевого высказывания);
выражать

своими

словами

понимание

значимости

нравственного

самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры по образцу;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основы духовного
развития, нравственного совершенствования;
рассказывать по плану о российской светской (гражданской) этике как
общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и
поведения людей, основанных на российских традиционных духовных
15

ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и
гражданина в России;
раскрывать с помощью педагогического работника основное содержание
нравственных категорий российской светской этики (справедливость,
совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой
жизни,

взаимоуважение,

вера

в добро,

человеколюбие,

милосердие,

добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском
обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в
жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать
нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций российской светской
(гражданской) этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления об основных
нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине,
российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение
памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей
народов России, российского общества; уважение чести, достоинства,
доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных,
охрана окружающей среды;
рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа,
общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные,
семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории
и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных
традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не
менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на
основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз
мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни,
16

рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и
забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по
возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
распознавать российскую государственную символику, символику своего
региона,

объяснять

её

значение;

выражать

уважение

российской

государственности, законов в российском обществе, законных интересов и
прав людей, сограждан;
рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой
деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную
ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся,
результатам труда;
рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о
культурных и природных достопримечательностях своего региона;
раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики
на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и
патриотизма в истории России;
объяснять своими словами на доступном уровне роль светской (гражданской)
этики в становлении российской государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского
общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её
результатов;
приводить по образцу примеры нравственных поступков, совершаемых с
опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и
внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
выражать своими словами на доступном уровне понимание свободы
мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к
религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского

общенародного

(общенационального,
17

гражданского)

патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить
примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.

18

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Модуль «Основы светской этики» (34 часа)
Тема

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Россия — наша
Родина (1 ч)

Россия — многонациональное
государство. Культурные
традиции. Культурное
многообразие России. Народы
и религии в России.

Использовать ключевые понятия учебной темы в устной и письменной речи,
применять их при анализе и оценке явлений и фактов действительности.
Рассказывать о роли культурных традиций в жизни народов России, о
значении культурных традиций в жизни человека, семьи, народа, общества.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Приводить примеры единения народов России (например, праздники).

Этика и её
значение в жизни
человека.
Нормы морали.
Нравственные
ценности, идеалы,
принципы.
(8 ч)

Этика в отношениях людей в
обществе. Добро и зло как
основные категории этики.
Культура и религия. Нормы
морали. «Золотое правило
этики». Нравственные
ценности, идеалы, принципы в
культуре народов России.

Использовать основные понятия темы в устной и письменной речи,
рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями.
Составлять по предварительно составленному плану и ключевым словам
небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла.
Высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в
жизни человека, семьи, народа, общества, государства.
Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм в
жизни человека, общества, раскрывать понимание «золотого правила этики».
Размышлять и рассуждать на морально-этические темы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Государство и
мораль
гражданина.
Основной Закон
(Конституция) в
государстве как
источник
российской

Нравственный долг и
ответственность человека в
обществе. Мораль в культуре
народов России. Государство и
мораль гражданина. Основной
Закон (Конституция) в России
как источник общепринятых
норм гражданкой этики в

Читать и понимать учебный текст, объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст учебника.
Выражать понимание нравственного долга и ответственности человека в
российском обществе, государстве.
Рассказывать о российской гражданской этике как общепринятых в
российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей,
основанных на конституционных правах, свободах, обязанностях человека.
Раскрывать основное содержание норм российской гражданской этики

19

Тема

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

гражданской
этики (1 ч)

российском обществе.

(справедливость, ответственность, ценность и достоинство человеческой
жизни, взаимоуважение, уважение к старшим, к труду, свобода совести,
свобода вероисповедания, забота о природе, историческом и культурном
наследии и др.).
Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Образцы
нравственности в
культуре
Отечества,
народов России.
Природа и
человек (8 ч)

Образцы нравственности в
культуре Отечества, народов
России. Справедливость,
дружба, труд, помощь
нуждающимся, служение
своему народу, России.
Народные сказки, пословицы,
поговорки о нравственности.
Отношение к природе как
нравственная категория.

Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни в
обществе.
Рассуждать о нравственных нормах на примерах образцов поведения людей,
исторических и литературных героев, защитников Отечества в истории России
и современности.
Рассуждать о возможности и необходимости бережного отношения к природе
и личной ответственности за это каждого человека.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Составлять коллективно небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы
нравственного поведения в культуре Отечества».
Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и
окружающему миру, для осмысления примеров нравственного поведения
людей в истории и культуре Отечества.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

20

Тема

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Праздники как
одна из форм
исторической
памяти (2 ч)

Народные, государственные
праздники в России.
Нравственное значение
праздника, значение
праздников для укрепления
единства народа, сохранения
исторической памяти.

Объяснять значение праздников как одной из форм исторической памяти
народа, общества, их значение для укрепления единства народа, общества.
Рассказывать о российских праздниках (государственные, народные,
религиозные, семейные), День народного единства, День защитников
Отечества и др., о праздниках в своём регионе, местности проживания.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов,
участвовать в беседе.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Семейные
ценности. Этика
семейных
отношений (1 ч)

Семья как ценность. Семейные
ценности в России. Этика
семейных отношений.
Традиционные семейные
ценности народов России.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст.
Раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на
основе взаимной любви и уважения, любовь и забота родителей о детях;
любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение
старших.
Рассказывать о семейных традициях народов России, приводить примеры.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Трудовая мораль.
Нравственные
традиции
предпринимательс
тва (3 ч)

Труд как ценность. Уважение
труда, трудящихся людей в
культуре народов России.
Нравственные
традиции
предпринимательства
в
России, благотворительность.

Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний.
Рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой
деятельности, предпринимательства в России, приводить примеры.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст.
Высказывать суждения оценочного характера о трудолюбии, честном труде,
об уважении к труду, к трудящимся людям, результатам труда (своего и
других людей).
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Что значит быть

Нравственность общества и

Выражать своими словами понятия урока с опорой на учебник.

21

Тема

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

нравственным
в наше время.
Методы
нравственного
самосовершенство
вания (6 ч)

нравственность
личности,
человека.
Нравственные
требования в наше время.
Воспитание
нравственной
культуры в обществе и
самовоспитание
человека.
Нравственный
выбор.
Нравственное
самосовершенствование.

Приводить примеры нравственных поступков, оценивать поступки свои и
других людей.
Соотносить нравственные нормы с анализом личного опыта поведения.
Составлять коллективно небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы
нравственного поведения людей в современной жизни».
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Этикет (2 ч)

Понятие этикета. Этика и
этикет в отношениях к
старшим,
учителям,
в
коллективе, дома и в школе, в
разных жизненных ситуациях.
Речевой этикет.

Размышлять и рассуждать на темы правил поведения в обществе.
Различать нравственные нормы и правила этикета, приводить примеры.
Объяснять взаимосвязь этики и этикета, целесообразность правил этикета.
Рассказывать о правилах этикета в разных жизненных ситуациях, приводить
примеры, использовать народные пословицы и поговорки.
Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета в разных ситуациях.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Применять навыки осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с коммуникативными задачами.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Любовь и
уважение к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и многоконфесси-

Служение человека обществу,
Родине, Отечеству в культуре
народов России. Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального
народа России.

Закреплять и систематизировать представления о российской светской этике,
духовно-нравственной культуре многонационального народа России, их
значении в жизни человека, семьи, российского общества.
Сопоставлять понятия «патриотизм», «Отечество», «многонациональный
народ России», «служение», соотносить определения с понятиями, делать
выводы.
Использовать основные понятия темы в устной и письменной речи.

22

Тема

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

онального народа
России (2 ч)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4
КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные работы

Практические
работы

1

Россия – наша Родина

1

0

0

2

Этика в отношениях
людей в обществе.

1

0

0

1

0

0

1

0

0

3

4

Добро и зло как
основные
категории этики.
Добро и зло как
основные

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162

23

Планируемые результаты
Планируемые результ ат ы

- понимать основы российской
гражданской идентичности,
испытывать чувство гордости за свою
Родину
- ориентироваться в понятиях,
отражающих нравственные ценности
общества – мораль, этика, этикет,
справедливость, гуманизм,
благотворительность
- применять логические действия и
операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать,
делать выводы на основе изучаемого
фактического материала
- признавать возможность
существования разных точек зрения;
обосновывать свои суждения,

приводить убедительные
доказательства

категории этики.

5

Культура и религия.

1

0

0

6

Нормы морали.

1

0

0

7

«Золотое правило этики».

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

8

9

10

Нравственные
ценности, идеалы,
принципы

Нравственные
ценности, идеалы,
принципы

Государство и мораль
гражданина.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162

24

- осознавать право гражданина РФ
исповедовать любую традиционную
религию или не исповедовать никакой
религии
- понимать значение нравственных
норм и ценностей как условия жизни
личности, семьи, общества
- понимать необходимость обогащать
свои знания о духовнонравственной
культуре, стремиться анализировать
своё поведение, избегать негативных
поступков и действий, оскорбляющих
других людей
- строить своё поведение с учётом
нравственных норм и правил;
проявлять в повседневной жизни
доброту, справедливость,
доброжелательность в общении,
желание при необходимости прийти на
помощь
- строить своё поведение с учётом
нравственных норм и правил;
проявлять в повседневной жизни
доброту, справедливость,
доброжелательность в общении,
желание при необходимости прийти на
помощь
- выражать своё отношение к
анализируемым событиям, поступкам,
действиям: одобрять нравственные
нормы поведения;

11

Образцы нравственности в
культуре Отечества,
народовРоссии.

1

0

0

12

Образцы нравственности в
культуре Отечества,
народов России.

1

0

0

13

Справедливость, дружба,
труд, помощь
нуждающимся, служение
своему народу, России.

1

0

0

1

0

0

1

0

0

14

15

Справедливость,
дружба, труд, помощь
нуждающимся,
служение
своему народу, России.
Народные сказки,
пословицы,
поговорки о
нравственности.

Библиотека ЦОК

- выражать своё отношение к
https://m.edsoo.ru/f840c162 анализируемым событиям, поступкам,
действиям: одобрять нравственные
нормы поведения;
Библиотека ЦОК

- выражать своё отношение к
анализируемым
событиям, поступкам,
https://m.edsoo.ru/f840c162
действиям: одобрять нравственные
нормы поведения;
Библиотека ЦОК

- проявлять готовность изменять себя,

оценивать свои поступки,
ориентируясь на нравственные правила
и нормы современного российского
общества;
- строить своё общение, совместную
Библиотека ЦОК
деятельность на основе правил
https://m.edsoo.ru/f840c162 коммуникации: умения договариваться,
мирно разрешать конфликты, уважать
другое мнение независимо от
принадлежности собеседников к
религии или к атеизму;
- использовать смысловое чтение для
Библиотека ЦОК
выделения
главной мысли религиозных
https://m.edsoo.ru/f840c162
притч, сказаний, произведений
фольклора и художественной
литературы, анализа и оценки
жизненных ситуаций, раскрывающих
проблемы нравственности, этики,
речевого этикета;
https://m.edsoo.ru/f840c162

25

16

17

18

19

20

Народные сказки,
пословицы,
поговорки о
нравственности.

Народные сказки,
пословицы,
поговорки о
нравственности.

Отношение к
природе как
нравственная
категория
Народные,
государственные
праздники в
России.
Праздники как одна
из форм
исторической
памяти

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК

- использовать смысловое чтение для
выделения главной мысли
религиозных притч, сказаний,
произведений фольклора и
художественной литературы, анализа
и оценки жизненных ситуаций,
раскрывающих проблемы
нравственности, этики, речевого
этикета;
Библиотека ЦОК
- использовать смысловое чтение для
выделения главной мысли
https://m.edsoo.ru/f840c162
религиозных притч, сказаний,
произведений фольклора и
художественной литературы, анализа
и оценки жизненных ситуаций,
раскрывающих проблемы
нравственности, этики, речевого
этикета;
- анализировать ситуации, отражающие
Библиотека ЦОК
примеры положительного и
https://m.edsoo.ru/f840c162
негативного отношения к
окружающему миру (природе, людям,
предметам трудовой деятельности);
- формировать национальную и
Библиотека ЦОК
гражданскую
самоидентичность,
https://m.edsoo.ru/f840c162
осознавать свою этническую и
национальную принадлежность
https://m.edsoo.ru/f840c162

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162

26

- формировать национальную и
гражданскую самоидентичность,
осознавать свою этническую и
национальную принадлежность

21

22

23

24

25

26

Семейные
ценности. Этика
семейных
отношений
Трудовая мораль.

Уважение труда,
трудящихся людей в
культуре народов России.

Нравственные
традиции
предпринимательства
в России,
благотворительность
Нравственность
общества и
нравственность
личности,
человека.
Что значит быть
нравственным внаше
время.

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162

- понимать значение нравственных
норм и ценностей как условия жизни
личности, семьи, общества

- анализировать ситуации, отражающие
примеры положительного и
https://m.edsoo.ru/f840c162
негативного отношения к
окружающему миру (природе, людям,
предметам трудовой деятельности);
Библиотека ЦОК
- анализировать ситуации,
отражающие примеры
https://m.edsoo.ru/f840c162
положительного и негативного
отношения к окружающему миру
(природе, людям, предметам
трудовой деятельности);
Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

- анализировать ситуации, отражающие
примеры положительного и
негативного отношения к
окружающему миру (природе, людям,
предметам трудовой деятельности);
- выражать своё отношение к
Библиотека ЦОК
анализируемым событиям, поступкам,
https://m.edsoo.ru/f840c162
действиям: одобрять нравственные
нормы поведения; осуждать
проявление несправедливости,
жадности, нечестности, зла
Библиотека ЦОК
- проявлять готовность изменять
https://m.edsoo.ru/f840c162
себя, оценивать свои поступки,
ориентируясь на нравственные
правила и нормы современного
российского общества; проявлять
https://m.edsoo.ru/f840c162

27

способность к сознательному
самоограничению в поведении
27

28

Нравственные
требования в наше
время.
Воспитание
нравственной
культуры в
обществе и
самовоспитание человека.

1

0

0

1

0

0

29

Нравственный выбор.

1

0

0

30

Нравственное
самосовершенствование

1

0

0

31

Понятие этикета.

1

0

0

- понимать значение гуманистических
и демократических ценностных
https://m.edsoo.ru/f840c162
ориентаций; осознавать ценность
человеческой жизни
- понимать значение нравственных
Библиотека ЦОК
норм и ценностей как условия жизни
https://m.edsoo.ru/f840c162
личности, семьи, общества
Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162

Библиотека ЦОК

- проявлять готовность изменять
себя, оценивать свои поступки,
ориентируясь на нравственные
правила и нормы современного
российского общества;

- проявлять готовность изменять себя,

оценивать свои поступки,
ориентируясь на нравственные правила
и нормы современного российского
общества; проявлять способность к
сознательному самоограничению в
поведении
– понимать необходимость обогащать
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162 свои знания о духовно-нравственной
культуре, стремиться анализировать
своё поведение, избегать негативных
поступков и действий, оскорбляющих
других людей;
https://m.edsoo.ru/f840c162

28

32

33

34

Этика и этикет в
отношениях клюдям,
в разных жизненных
ситуациях. Речевой этикет

Служение человека
обществу,
Родине, Отечеству в
культуре народов
России.

Патриотизм
многонационального и
многоконфессиональног
о народа
России

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

0

0

1

0

0

1

0

0

34

0

0

– строить своё поведение с учётом
нравственных норм и правил;
https://m.edsoo.ru/f840c162
проявлять в повседневной жизни
доброту, справедливость,
доброжелательность в общении,
желание при необходимости прийти на
помощь
- понимать основы российской
Библиотека ЦОК
гражданской идентичности,
https://m.edsoo.ru/f840c162 испытывать чувство гордости за свою
Родину
- приводить примеры нравственных
поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы российской светской
(гражданской) этики и внутреннюю
установку личности поступать
согласно своей совести
Библиотека ЦОК

- строить своё общение, совместную
деятельность на основе правил
https://m.edsoo.ru/f840c162 коммуникации: умения договариваться,
мирно разрешать конфликты, уважать
другое мнение независимо от
принадлежности собеседников к
религии или к атеизму
Библиотека ЦОК

29

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики:
4-й класс: учебник, 4 класс/ Шемшурина А.И., Шемшурин А.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы светской этики. 4 класс. Савченко Ксения Владимировна, Доцент
кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования, автор УМК «Основы религиозной культуры и светской
этики», Шапошникова Татьяна Дмитриевна, Кандидат педагогических
наук, ведущий научный сотрудник Института истории и теории
педагогики РАО, Емельянова Татьяна Валентиновна
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/osnovy-svetskoy-etiki-4-klass-metodicheskoe-posobie/

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840c162

Основы религиозных культур и светской этики - http://orkce.apkpro.ru

30

При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны
быть

учтены

возможности

использования

электронных

(цифровых)

образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные

программы,

электронные

учебники

и

задачники,

электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для
обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности
ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».