РП ВД Орлята России

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета
№ 15 от «30 августа» 2024г.

Директор
________________________
/З. А. Железнякова/
Приказ № 133 - О
от «02» сентября 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«ОРЛЯТА РОССИИ»
для обучающихся 1-4 класса

Черёмухово. 2024г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом
Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята
России» ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орлёнок». Это позволяет обеспечить
единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в
урочной и внеурочной деятельности.
Актуальность и назначение программы
Внедрение программы «Орлята России» в практику школ Российской Федерации
позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования –
сохранение и развитие единого образовательного пространства России. Актуальность
продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с
усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально - значимой
деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего
образования, так и в Федеральной рабочей программе воспитания, в которой указывается,
что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве
«основной традиции воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и
его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира
на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
 воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России;
 воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего
народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности;
 формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать
творческие способности и эстетический вкус;
 воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать
интерес к физической культуре;
 воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей;
 содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения
к окружающему миру;
 формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую и исследовательскую деятельность.
Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане школы
На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю в 1- 4
классах начальной школы. Программа рассчитана на 4 года (1 класс - 33 недели; 2-4 класс
- 34 учебных недели в год).
Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная
прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания
исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры,
учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в
музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация
проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы.

2

Форма промежуточной аттестации – ролевая игра.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с
федеральной образовательной программой начального общего образования. Это позволяет
на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное
развитие ребёнка.
Это проявляется:
 в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
 в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
 в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их
вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3-4 классы
Трек «Орлёнок – Лидер». Ценности, значимые качества трека: дружба, команда
Символ трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети
приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале
учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в
начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и
осуществления опыта чередования творческих поручений.
Трек «Орлёнок – Эрудит». Ценности, значимые качества трека: познание Символ
трека – конверт- копилка. Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй
четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных
олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными
способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том
числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее
высокая мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер». Ценности, значимые качества трека: познание Символ
трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно
быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации
трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части
трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или
страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец». Ценности, значимые качества трека: милосердие,
доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый
год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как
эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту
детей в течение всего учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен». Ценности, значимые качества трека: здоровый
образ жизни Символ трека – чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено
необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного
года накапливается определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и
учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные
мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.

3

Трек «Орлёнок – Эколог». Ценности, значимые качества трека: природа, Родина
Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок
– Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на
природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти». Ценности, значимые
качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом. «Мы – хранители» Данный трек
является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит
ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть
для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного
края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
 уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке
как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей
страны.
Духовно-нравственное воспитание:
 понимание связи человека с окружающим миром;
 бережное отношение к среде обитания;
 проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
 признание индивидуальности каждого человека;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям;
 выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений.
Эстетическое воспитание:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
 стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям.
Экологическое воспитание:
 бережное отношение к природе;
 неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:

4

 первоначальные представления о научной картине мира;
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
 проявление желания обогащать свои знания, способность к поисковоисследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
 способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного
опыта;
 способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои
мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;
 умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление,
классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
 умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под
руководством педагога);
 умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие,
благотворительность (под руководством педагога);
 умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
 понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга,
фото, видео.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
 умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
 умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора,
руководителя, исполнителя;
 умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс
решения поставленных задач, проявлять этику общения;
 участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска
ответа;
 умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками,
работая в группе;
 умение высказывать и отстаивать свое мнение;
 умение рассуждать, вести повествование, строить своё высказывание в
соответствии с поставленной задачей или вопросом;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах
взаимоуважения и помощи;
 признание возможности существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
 умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя
аргументы;
 умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно
по отношению к окружающим;
 умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности.
Универсальные учебные регулятивные действия:
 умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать
проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;
 умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность
действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя;

5

 умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств
её достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного обсуждения,
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
 формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;
 формирование умения применять свои знания в практической деятельности.
Предметные результаты:
3-4 классы
 понимание понятия «Лидер», знание способов выявления лидеров в коллективе,
качества и характеристики человека- лидера;
 умение строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить
логические рассуждения;
 расширение знания о разнообразии профессий и их роли;
 знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтёр», «добровольчество», с
качествами волонтёра и теми добрыми делами, которые волонтёры совершают со
смыслами деятельности волонтёра (безвозмездность и дело для других – помощь, забота);
 знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение
систематизировать основные составляющие здорового образа жизни;
 усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости
соблюдения правил экологического поведения на природе;
знакомство с понятиями “хранитель”, «хранитель исторической памяти», умение
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям;
понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства гордости за
достижения малой Родины.

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3-4 классы
№
ТЕМА
п/п
1
Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия
в Программе

2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16

Кол-во
часов
1

«Орленок-лидер» -5 часов
«Лидер – это …»
1
«Я могу быть лидером!» «В команде рождается лидер»
1
«КЛАССный выходной» «От идеи – к делу!»
1
КТД «Вместе мы сможем всё!» «Встреча с тем, кто умеет вести за
1
собой»
«Мы дружный класс!»
1
«Орлёнок – Эрудит» – 4 часа
«Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...»
1
«Игра – это полезно и интересно», «Эрудит – это широкий кругозор»
1
«Твори! Выдумывай! Пробуй!», КТД «Играй, учись и узнавай»
1
Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё знать».
1
Итоги трека «На старте новых открытий»

«Орлёнок – Мастер» - 5 часов
«Мастер – это…»
1
«Россия мастеровая»
1
«Город Мастеров», «В гости к мастерам»
1
«От идеи – к делу», КТД «Мастер своего дела»
1
«Мастер – это звучит гордо!», «Путь в мастерство» – подводим итоги.
1
«Орленок – доброволец» – 4 часа
«От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!»
1

ЦОР ЭОР
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg

https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg
https://m.vk.com/orlyata_rus

Серия «Эрудит» анимационного сериала
«Смешарики»
https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q
Серии юмористического киножурнала
«Ералаш» №190
https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig
«Кроссворд»
Презентация «10 великих изобретений
русских учёных».
Презентация учителя о 10 самых известных
мастерах
родного края России
https://m.vk.com/orlyata_rus

Просмотр мультфильма «Рука помощи»

17

КТД «Создай хорошее настроение», «С заботой о старших»

1

18

Подготовка КТД «От идеи – к делу» КТД «Подари улыбку миру!»

1

19
20

«Доброволец – это доброе сердце», «Портрет добровольца»
1
«Орлёнок – спортсмен» – 5 часов
«Движение – жизнь!»
1

21

«Основы ЗОЖ» «Мы гордимся нашими спортсменами»

1

22

«Сто затей для друзей», КТД «Спортивное»

1

23

Спортивная игра «Книга рекордов», «Встреча – подарок»

1

24

«Азбука здоровья»

1

https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw
https://www.youtube.com/watch?v=hr2rCo2tpmA
Мультфильм о волонтёрах
https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw

Танец «Нука-нака»
https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng
На зарядку-становись!
https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw
Мультфильм Спортландия 1 серия
https://yandex.ru/video /preview/?text=
мультик%20про%20зож%20
Спортландия&path=
wizard&parent-reqid=1645931995773862-9
789962654526820843-vla1-5795-vla-l7-balancer8080-BAL-9679&wiz_type=vital&filmId=
106997987816168707715
https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU8Q
Спортландия зарядка - https://disk.yandex.ru/i/iArRmQXsyDGEw
Танец «Двигайся»
https://disk.yandex.ru/d/pyZTA2ypajLFKg

«Орлёнок – Эколог» - 4 часа
25
26
27
28
29

«ЭКОЛОГиЯ », «Страна экологии»

1

Презентация/видео о работе экологов
(добровольцев, профессионалов, взрослых и
детей).
«Мой след на планете», КТД «Знаю, умею, действую!»
1
Видео о красоте природы РФ.
https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA
Экологический квест «Ключи природы»
1
Работа экологов России мультфильм «Мальчик
и Земля»
Игра по станциям «Путешествие в природу»
1
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 6 часов
«Орлёнок– Хранитель исторической памяти»
1

8

30
31
32
33
34

«Традиции моей страны», Кодекс «Орлёнка – хранителя»
«Знать, чтобы хранить», КТД «История становится ближе»
КТД «Мы хранители памяти», «Расскажи мне о России»
«Мы – хранители»
Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году

ИТОГО:

1
1
1
1
1

Мультфильм «Мульти-Россия»
«Мульти-Россия» (второе официальное
название «Мы живем в России») — цикл
мультипликационных роликов о разных
регионах, городах и народностях
России. Является совместным проектом
продюсерской компании «Аэроплан» и студии
«Пилот». Работа над данным сериалом была
начата в 2006 году.

34ч

9

Учебно-методическое обеспечение программы
Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами, размещенными на
сайте Корпоративного университета Российского движения школьников.
Материалы для обучающихся
Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далее следовать
инструкции.
. Онлайн-курс «Академия гражданина»
. Онлайн-курс «Основы социального проектирования»
. Онлайн-курс «Анимация онлайн (анимируй с РДШ)»
. Онлайн-курс «Фотостудия с РДШ»
. Онлайн-курс «Экологическое мышление»
. Онлайн-курс «Совместное лидерство»
. Онлайн-курс «В порядке»
. Онлайн-курс «Медиа школа»
Материалы для педагога
Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далее следовать
инструкции.
Курс «Организация воспитательной работы на основе мероприятий РДШ»
. Онлайн курс «Академия гражданина» (для педагогов)
. Онлайн курс «Российское движение школьников: планирование и организация
работы»
. Онлайн-курс «Формирование гражданской идентичности у обучающихся411классов».
. Онлайн-курс «Как поддержать деятельность добровольческого отряда»
. Онлайн-курс «Школа классных кураторов»
. Контент-агрегатор воспитательных практик «Ежедневно с РДШ»
. Методическое сопровождение программы развития социальной активности
«Орлята России»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».