РП ВР Формирование читательской грамотности

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации
Североуральского городского округа
МАОУ "СОШ № 13"
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом
МАОУ "СОШ №13"

Директор МАОУ "СОШ № 13"

________________________

З.А. Железнякова
Приказ № 133-О от «02» сентября
2024 г.

________________________

Протокол № 15 от «30» августа
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
курса «Формирование читательской грамотности.
Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»
для обучающихся 2 классов

п. Черёмухово 2024

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель». предназначена
для реализации на начальном уровне образования и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС HOO), основной образовательной программой начального общего образования (OOП HOO), программы внеурочной деятельности М.К. Антошина «Грамотный читатель». Обучение смысловому чтению» //Сборник рабочих программ по внеурочной деятельности начального, основного и среднего общего образования. М.; «Просвещение», 2020.
Методологическая основа программы — системно-деятельностный подход.
Внеурочная деятельность как часть целостного образовательного и воспитательного
процесса направлена на достижение планируемых результатов обучения (личностных, предметных и метапредметных), формирование универсальных учебных действий и в итоге на
всестороннее развитие личности ребёнка.
Среди учебных предметов, формирующих интеллектуальное развитие школьников,
чтение занимает особое место. В ПOOП HOO смысловое чтение определяется как общеучебное универсальное действие: «...смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных
текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная
ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Как метапредметное учебное действие чтение лежит в основе успешной учебной деятельности вообще. Её качество обусловлено тем, насколько хорошо освоено содержание текста, его смысл. Главными целями смыслового чтения можно назвать максимально полное и
точное понимание содержания и его последующее осмысление. Владение ребёнком смысловым чтением залог развития его устной речи и следующий ступени — речи письменной.
Цель программы внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение
смысловому чтению» — формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка
смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.
Говоря о чтении, современные исследователи указывают на две его стороны: смысловую и техническую. Смысловая сторона чтения включает понимание значения как отдельных слов, так и текста в целом.
Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в устную, то есть зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение. Эти
процессы имеют качественные характеристики, в первую очередь скорость и точность.
Исходя из сказанного, можно сформулировать основную задачу программы — полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности.
Так, развитие смысловой стороны чтения нацелено на освоение содержания текста и
предполагает несколько этапов.
1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.
2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.
3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с
опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
4. Анализ языка произведения и средств художественной выразитель-

ности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения –средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.
5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
Совершенствование технической стороны речи предусматривает поэтапную работу,
направленную на развитие:
a. дыхания;
b. артикуляционного аппарата;
c. дикции;
d. интонационного строя речи.
Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей
младшего школьного возраста. Основная форма организации внеурочной деятельности по
курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» — кружок познавательной
направленности. Занятия кружка имеют комплексный характер и включают разнообразные
виды деятельности детей — познавательные, практические, поисковые, игровые.
1. Познавательная деятельность:
- познавательные беседы;
- познавательные игры;
- дидактический театр;
- экскурсии.
2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения («Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш пауза» и др.).
3. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвящённые морально-этическим
проблемам, поднимаемым в произведениях.
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое
общение):
выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки).
Важное место в развитии навыка смыслового чтения у обучающихся отводится сопровождающему чтению. Тексты произведений, вошедших в учебные пособия, были записаны профессиональными актёрами с соблюдением всех необходимых условий, определяемых
дидактическими задачами.
Деятельность обучающихся предполагает сочетание фронтальной, индивидуальной и
групповой работы.
При разработке программы учтены требования международных исследований PIRLS
и PISA.
Программа может реализовываться в сочетании с учебниками литературного чтения
образовательных
систем
«Школа
России», «Перспектива», а также другими
УMK.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Срок реализации - 4 года: 1класс – 33 часа; 2- 4-классы – по 34 часа; по 1 часу в неделю.
Содержание курса
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения.
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на
слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему
и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение
с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого
этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел,
передавая основную мысль текст.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста.
Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие
изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научнопопулярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление
причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах;
понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником
различного вида информации и формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий
для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт
творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что
обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации
текста.
Результаты освоения курса.
Первый год обучения
Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.
Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический
материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному.
Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения
под руководством учителя.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание текста no плану под руководством взрослого.
Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная /
отрицательная и почему) его поступкам. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на

контекст.
Второй год обучения
Владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении, уметь
переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и
намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное).
Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме,
подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему
и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить
портретные характеристики героев. Пересказывать повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план повествования (вопросный, номинативный).
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам.
Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям.
Находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание,
сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в
собственном высказывании.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей.
Третий год обучения
Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное,
ознакомительное).
Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; отвечать на вопросы
в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить
портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Составлять план текста
(вопросный, номинативный, цитатный). Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато).
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать
взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения.
Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет,
сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в
собственном высказывании.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.
Четвёртый год обучения
Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью,
позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, облюдая паузы); в

соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое).
Воспринимать фактическое содержание художественного, научно- познавательного и
учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы
к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по
прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём рассказывает,
определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность
событий,
находить и самостоятельно составлять портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ
повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам;
устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать
героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям,
а также самостоятельно определять критерии для сравнения.
Находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.
Диагностика достижения планируемых результатовl
Прочитай текст.
Г. А. Скребицкий2
Лесной голосок
Солнечный день в самом начале лета.
Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них
кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу, под берёзами, по траве тоже,
как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.
Солнце и в небе, и на земле... И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.
И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку,
ку-ку!»
Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу — погляжу.
Увы, это оказалось совсем не просто. Я к ней на голос. А она замолчит, и вот снова:
«Ку-ку, ку-ку!», но уже совсем в другом месте.
Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки?
Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи.
Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла, может,
ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то
неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!»
1 Приводится пример диагностики для второго года обучения.
2 Скребицкий Л. А. Лесной голосок // Скребицкий Л. А. Лесной голосок. — М.: ACT,
2019. — С. 5-7.

Я — молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес. А она уже совсем близко: «Ку-ку,
ку-ку!»
Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в
тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится.
Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!»
Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа.
Я как кукукну ей из куста в ответ! С перепугу она чуть с дерева не свалилась, сразу
вниз с сучка метнулась, шмыг куда-то в лесную чащу, только я её и видел.
Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и
сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке.
Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот
уж полвека я брожу зимою и летом по глухим нехоженым тропам и открываю всё новые и
новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы.
Устно ответь на вопросы.
1. Где и когда происходит действие рассказа?
2. Найди в тексте описания. Найди сравнения.
3. Какие чувства испытывает герой-рассказчик, оказавшись в берёзовом перелеске?
Подтверди свой ответ текстом.
1. Охарактеризуй героя-рассказчика.
2. Определи тему и главную мысль произведения.
3. Составь план текста и подготовь его пересказ. Перескажи текст по плану.
4. Придумай свои вопросы к тексту.
5. Объясни значение слова «шмыг».

Тематическое планирование
№
п∕п

Тема занятия

Кол-во
часов

1

Стихотворение
1
И. Асеевой «С Днём знаний».
Готовимся к выразительному
чтению стихотворения
И. Асеевой «С Днём знаний»

2

Стихотворение
Г. Ладонщикова
«С добрым утром!».

1

Характеристика
деятельности обучающихся

Формы
проведения
занятий

ЭОР

Второй год обучения (34 часа)
Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Ана- Мини-концерт
лиз содержания стихотворення.
Анализ средств художественной выразительности: эпитеты,
метафора. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение.
Прогнозирование названия произведения Формирование Мини-концерт
эмоциональной оценки стихотворения. Словарная работа.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Развитие информационного строя
речи. Выразительное чтение стихотворения.

https://youtu.be/lct0rIQ
YJNs?si=NPsGly8XZv
-f18uK

3-5 Удмуртская сказка
«Березка-красавица»

3

6

Чтение по ролям «Берёзка— 1
красавица»

7-8

Китайская сказка
«Жадный Ча»

9

Научнопознавательный
«Дракон».

2

текст

1011

Чувашская сказка
«Откуда взялась река»

2

12

Экскурсия в библиотеку

1

13

Постановка сказки
«Откуда взялась река»

1

14

Занятие в
компьютерном классе

1

Формирование эмоциональной оценки сказки. Анализ сюжета. Составление плана и подготовка к пересказу.
Характеристика героев. Анализ нравственного содержания
сказки. Определение главной мысли. Логические упражнения. Словарная работа
Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее
чтение. Развитие интонационного строя речи.
Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение по ролям. Взаимная оценка
Формирование эмоциональной оценки сказки. Анализ сюжета. Составление плана и подготовка к пересказу. Анализ
нравственного содержания сказки. Определение
главной мысли. Творческое задание: придумать свой финал сказки. Составление вопросов к сказке
Составление вопросов к научно- познавательному тексту.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя
речи. Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение отрывка из сказки. Взаимная оценка
Анализ сюжета сказки. Анализ нравственного содержания
сказки. Составление плана и подготовка к пересказу.
Словарная работа

Творческая мастер- ская.
allforchildren.ru›ft/sk_udm
urt02.php

Миниспектакль.
Творческая vk.com›@watashiwavikonaмастер- ская.
zhadnyi-chakitaiskaya-…

Творческая мастерhttp://www.edu.
ская. ru/

Дискуссия

Работа со словарями и энциклопедиями. Поиск словарей и Экскурсия
энциклопедий в каталоге. Поиск нужной информации в словарях и энциклопедиях
Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее Постановка
чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровожда- спектак- ля
ющее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Инсценировка
сказки. Взаимная оценка
Поиск нужной информации в Интернет. Сайты:
www.slovari.ru, www.gramota.ru, www.academic.ru
(словари
и
энциклопедии);
www.ya-uznayu.ru,
www.poznaiko.ru, www.potomy.ru
(энциклопедии для школьников)

nfourok.ru›Начальные
классы

http://www.edu. ru/

15

Рассказ Н. Сладкова
«Воздушный замок»

1

16

Научнопознавательный
текст
«Паук- серебрянка»

1

17

Н. Сладков
«Воздушный замок»

1819

Рассказ Н. Сладкова
«Болтливые окуни»

20

Чтение по ролям рассказа Ни- 1
колая Сладкова «Болтливые
окуни»

2

Рассказ В. Осеевой
«Долг»

1

22

Готовимся к чтению
по ролям рассказа В. Осеевой «Долг»

1

23

Рассказ В. Осеевой
«Картинки»

1

21

Актуализация знаний об авторе. Прогнозирование содержания произведения. Формирование эмоциональной оценки
рассказа. Анализ сюжета рассказа.
Выявление и анализ средств художественной выразительности: описание, сравнение. Словарная работа
Сопоставление
художественного и научно- познавательного текстов.
Словарная работа

Устный
журнал.

Анализ сюжета рассказа. Анализ нравственного содержания
рассказа. Словарная работа.
Определение главной мысли
Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее
чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа по ролям.
Взаимная оценка

Дискуссия infourok.ru›Начальные

Научноhttp://www.tatar
познаватель ovo.ru/sound.ht ml
ная конференция.
kidslitera.ru›Сладков
Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее Игра
чтение. Развитие интонационного строя речи.. Сопровожда«Чит Н.И.›Воздушный замок
ющее чтение. Выразительное чтение рассказа. Взаимная аем
цеinfourok.ru›Начальные
оценка
почкой»
классы

Анализ нравственного содержания рассказа.
Составление вопросов к рассказу. Творческое задание: придумать свой финал рассказа. Словарная работа.
Определение главной мысли рассказа
Развитие технической стороны чтения. Развитие интонационного строя речи.
Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка
Анализ нравственного содержания рассказа.
Формирование эмоциональной оценки рассказа. Словарная
работа. Определение главной мысли рассказа.

классы

Игра
«Чит
аем
цепочкой».
Творческая allforchildren.ru›prose/print
мастер- ская.
/sk_oseeva19.php

Дискуссия

Устный
журнал.

detionline.com›audioskazki/val
entina-oseeva/…

24

В. Осеева
«Картинки»

2526

Рассказ
Л. Каминского
«Послушный Петя»

2

27

Л. Каминского
«Послушный Петя»

1

28

Стихотворение И.
Бродского «История двойки»

1

29

И. Бродского «История двойки»

1

3032

Рассказ
В. Голявкина «Вот что интересно!»

33

Подготовка к чтению по ролям
отрывка рассказа В. Голявкина
«Вот что интересно!»

Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение рассказа по ролям.
Актуализация знаний об авторе. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание и сравнения. Анализ содержания.
Работа над художественным приёмом (омофоны). Словарная
работа.
Развитие технической стороны чтения. Соревнование по
произнесению скороговорок.
Сопровождающее чтение. Чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка.
Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения.
Анализ нравственного содержания стихотворения. Формулирование главной мысли.
Прогнозирование содержания произведения. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка
Актуализация знаний об авторе. Анализ сюжета рассказа.
Характеристика героев рассказа. Анализ нравственного содержания рассказа. Словарная работа.
Определение главной мысли рассказа. Составление плана и
подготовка к пересказу. Составление вопросов к рассказу.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение по ролям.

Соревнован
ие
по произнесению
роговорок.
Творческая infourok.ru›Начальные
мастер- ская.
классы

Игра
«Читаем
цепочкой».
Минитеатр
infourok.ru›Начальные
классы

Игра
«Читаем
цепочкой».
Творческая YouTube
мастер- ская.

Детские библиотеки Тольятт

Игра.«Сорев
нование по
произнесени
ю
скороговоро
к. Чита- ем
цепочкой».

34

Стихотворение 3. Письман «В 1
летние каникулы».

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Ана- Творческая мастер- ская.
лиз содержания стихотворения.
Выявление средств художественной выразительности: сравнения. Составление своих сравнений.
Словарная работа. Развитие технической стороны чтения.
Соревнование по произнесению скороговорок.
Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения.

Методическое обеспечение курса.
1. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. Аудиоприложение. 1-2 классы (Антошин М. К.)
2. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. Учебное пособие. 3-4 классы (Антошин М. К.)
3. Вебинар https://www.youtube.com/watch?v=S3spZRB0EK4
Список литературы.
Дополнительная литература для учащихся:












Анишина Н. Чем пахнет лето. – http//www.stihi.ru/2006/07/15-1102
Демьянов И. Считалки, скороговорки, загадки, дразнилки. – М.:Речь, 2017.
Каминский Л.Д. Падежи Юры Серёжкина. Рассказы о школе и школьниках.- Ростов
н/Д: Проф-Пресс, 2016.
Носов Н.Н. Сборник рассказов.- М.: Издательство Дом Мещерякова, 2017.
Пантелеев Л. Рассказы о войне для детей. – М.: Стрекоза,2017.
Саломатов А.В. Фантастические рассказы. – М.: Самовар, 2007.
Скребицкий Г.А. Длиннохвостые разбойники. – М.: Детская литература, 2018.
Сладков Н.И. В подводном лесу. – М.: Детская литература, 2018.
Смирнова М.В. Скороговорки для развития речи. – М.: Литера, 2016.
Усачёв А.А. Сто стихов на круглый год. – М.: Росмэн, 2017.
Яснов М. Жили-были Линь и Язь: тридцать три скороговорки. – М.: Текст,2017.

Дополнительная литература для учителя:
 Бочкарева, Н.И. Как воспитать талантливого читателя / М. И. Бочкарева / / Детская
библиотека. – 1999
 Ионова, Е. М. Учить читать трудно, а переучивать еще труднее / Е. Н. Ионова / /
Начальная школа. - 2000.
 Лифинцева, Н. И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников.
Программа развития читательского опыта / Н. И. Лифинцева / / Начальное образование. – 2004
 Мокина, М. Чтение - основа грамотности / М. Мокина / / Этносфера. – 2008
 Первова Г. М. Формирование круга детского чтения учителем / Г. М. Первова / /
Начальная школа. – 1999.
 Светловская М. М. Обучение чтению и законы формирования читателя / М. М. Светловская / / Начальная школа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».