МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета № 14 от «30 августа» 2023 г. приказом МАОУ «СОШ № 13» № 180 – О от «30» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 876521) учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 2 классов п. Черёмухово 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования. Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру; формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2 КЛАСС Человек и общество Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила взаимоотношений членов общества. Человек и природа Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в информационнокоммуникационной сети Интернет (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение); определять на основе наблюдения состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное); различать символы РФ; различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного); группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного); различать прошлое, настоящее, будущее. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально; читать информацию, представленную в схеме, таблице; используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы; соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: 1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой: понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион); понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник); понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация). 2. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы; 3. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес – природное сообщество» и др.); 4. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы); 5. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности); 6. описывать современные события от имени их участника. Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи; контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи; оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания. Совместная деятельность способствует формированию умений: строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе; оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику; проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело; определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их разрешения. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль и самооценка: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город; узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края; проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения; приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты); описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты; группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу; создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней; соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро; соблюдать режим дня и питания; безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя (при необходимости). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и общество 1.1 Наша родина – Россия 1.2 Семья. Семейные ценности и традиции 1.3 Правила культурного поведения в общественных местах Итого по разделу 12 Урок "Россия - наша Родина" (Инфоурок) https://infourok.ru/urok-okruzhayuschego-mira-na-temu-rossiya-nasha-rodina-klass1136116.html Презентация "Родная страна" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/urok_1_rodnaja_strana/237-1-0-64270 2 Урок-проект "Моя родословная" (инфоурок) https://infourok.ru/urok-proekt-moya-rodoslovnaya-s-prezentaciej-2-klass-4069923.html "Родословная"(РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5564/train/157336/ 2 Урок с презентацией "Мы - зрители и пассажиры" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-i-prezentaciya-na-temu-mi-zriteli-i-passazhiri-klass2235329.html Урок "Ты и твои друзья. Мы зрители и пассажиры" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3773/start/157392/ Урок "Урок доброты" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-urok-dobroti-klass-1683919.html 16 Раздел 2. Человек и природа 2.1 Методы познания природы. Земля и другие планеты, звезды и созвездия. 7 Презентация "Чему научился человек у природы" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/chemu_chelovek_nauchilsja_u_prirod y/237-1-0-3848 Урок "Твое первое знакомство со звездами. Солнечная система" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayushemu-miru-na-temu-tvoyo-pervoeznakomstvo-so-zvyozdami-i-solnechnaya-sistema-2-klass-5017407.html Презентация "Звездное небо" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/prezentacija_k_uroku_10_po_teme_zv jozdnoe_nebo/237-1-0-64323 Урок "Земля как планета" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/zemlja_kak_planeta/237-1-0-22056 Презентация "Земля - планета солнечной системы" https://shareslide.ru/okruzhayushchiy-mir/prezentatsiya-po-okruzhayushchemu-miruzemlya-planeta-2 Урок "Особенность нашей планеты" (Инфоурок) https://infourok.ru/zhiznosobennost-nashey-planeti-okruzhayuschiy-mir-klass-1337627.html Презентация "Условия жизни на планете Земля" (Учителя.com) https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/40314-prezentaciya-usloviya-zhizni-naplanete-zemlya-2-klass-pnsh.html 2.2 Многообразие растений 2.3 Многообразие животных 8 Урок "Разнообразие растений" (Инфоурок) https://infourok.ru/urok-pookruzhayuschemu-miru-raznoobrazie-rasteniy-3484802.html Презентация "Какие бывают растения" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/prezentacija_k_uroku_14_kakie_byvaj ut_rastenija/237-1-0-64427 Урок "Растения (дерево, куст, трава) (Мультиурок) https://multiurok.ru/files/tema-uroka-rasteniia-derevo-kust-trava.html Презентация "Растения нашего края" http://www.myshared.ru/slide/1019844/ Урок "Хвойные и лиственные растения" (Учителя.com) https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/188884-konspekt-uroka-hvoynye-i-listvennyerasteniya-2-klass-umk-shkola-rossii.html Презентация "Энциклопедия леса. Кустарники" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/interaktivnoe_posobie_ehnciklopedija _lesa_kustarniki/237-1-0-57693 Презентация "Травы" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-pookruzhayuschemu-miru-travi-klass-3045577.html 11 Урок "Разнообразие природы родного края" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5560/conspect/289964/ Презентация "Животные родного края" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya- po-okruzhayushemu-miru-na-temu-zhivotnye-rodnogo-kraya-4040025.html Урок "Насекомые" (Инфоурок) https://infourok.ru/material.html?mid=40868 Урок "Рыбы: внешний вид, среда обитания" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-zhivomu-miru-na-temu-ribi-vneshniy-vid-sredaobitaniya-klass-1709107.html Урок "Птицы" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-pticy-2-klass5127990.html Урок "Земноводные. особенности внешнего вида, питания, условия жизни" (Инфоурок) https://infourok.ru/urok-okruzhayuschego-mira-vo-klasse-po-programmepnsh-tema-zemnovodnie-osobennosti-vneshnego-vida-pitaniya-usloviya-zhizni3812358.html Урок "Пресмыкающиеся" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt_uroka_po_okruzhayuschemu_miru_na_temu_presmykayusc hiesya-464916.htm Урок "Звери" (Открытый урок. 1 сентября) https://urok.1sept.ru/articles/608418 Урок "особенности размножения разных групп животных" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-okruzhayushego-mira-osobennosti-razmnozheniyaraznyh-grupp-zhivotnyh-5013228.html 2.4 Красная книга России. Заповедники и природные парки Итого по разделу 8 Урок и презентация "Красная книга" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-iprezentaciya-po-okruzhayushemu-miru-krasnaya-kniga-2-kl-4583881.html Презентация "Красная книга. Растения" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciyapo-okruzhayushemu-miru-na-temu-krasnaya-kniga-rasteniya-2-klass-shkola-rossii5782738.html Презентация "Животные из Красной книги России" (Копилка уроков) https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiia-proiekta-zhivotnyieiz-krasnoi-knighi-rossii 34 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности 3.1 Здоровый образ жизни школьника 4 Урок "Если хочешь быть здоров. Режим дня" (Открытый урок. 1 сентября) https://yandex.ru/search/?text=2+класс+Окружающий+мир+%09+Здоровый+образ+ж изни.+Режим+дня%3A+чередование+сна%2C+учебных+занятий%2C+двигательно й+активности&lr=101189 Презентация "Режим дня" https://compedu.ru/publication/urok-po-okruzhaiushchemumiru-dlia-2-klassa-rezhim-dnia.html Урок и презентация "Разговор о правильном питании" (Открытый урок. 1 сентября) https://urok.1sept.ru/articles/579103 3.2 Безопасность в школе и общественном транспорте, безопасность в сети Интернет Урок "В школе. Правила вежливости" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5963/conspect/157360/ Урок "Домашние опасности. Пожар" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3729/conspect/157228/ Урок "Домашние опасности" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-domashnie-opasnosti-klass-3478216.html Видеоурок "Безопасное поведение в быту" https://ok.ru/video/1820321057481 Урок "Правила поведения на улице и на дороге" (Инфоурок) https://infourok.ru/urok-pravila-povedeniya-na-ulice-i-doroge-klass-2266306.html 8 Итого по разделу 12 Резервное время 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 5 4 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС Практические работы Тема урока Всего № п/п Контрольные работы Количество часов Электронные ЦОР 1 Наша Родина ‒ Россия, Российская Федерация 1 Урок "Россия - наша Родина" (Инфоурок) https://infourok.ru/urok-okruzhayuschego-mira-natemu-rossiya-nasha-rodina-klass-1136116.html Презентация "Родная страна" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/ur ok_1_rodnaja_strana/237-1-0-64270 2 Народы России. Родная страна 1 Урок «Что такое Родина и что мы знаем о народах России?» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5091/start/118888/ 3 Родной край, его природные достопримечательно сти. Город и село 4 Значимые события истории родного края. Исторические памятники, старинные постройки. Природа 1 1 Презентация "Родной край, его культурные достопримечательности" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemumiru-na-temu-rodnoj-kraj-ego-kulturnyedostoprimechatelnosti-2-klass-6494162.html Урок "Родной край" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-pookruzhayuschemu-miru-rodnoy-kray-klass3438104.html Урок «Первоначальные сведения о родном крае. Название своего села, региона. Твоя малая Родина» (Мультиурок) https://multiurok.ru/files/pervonachalnye-svedeniiao-rodnom-krae-nazvanie-sv.html Презентация Планируемые результаты Предметные: - первоначальное представления о географической карте и глобусе, о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, а о культуре и природе этой страны – как о её национальном достоянии; - умение приблизительно определять место своего посёлка на карте России; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн. Предметные: - знать, что в России живет более 100 народностей; - знать обычаи и традиции народов Севера; - уметь: различать флаг своей страны от других флагов мира. Предметные: - знать отличительные признаки города и села; - рассказывать о своём посёлке по плану. Предметные: Знания понятий Родина и малая Родина. Знания о истории, достопримечательностях, людях края. и предметы, созданные человеком "Особенности труда людей родного края, их профессии. Мы в городе, селе" https://pptcloud.ru/okruzhayushchij-mir/konspekturoka-po-okruzhayuschemu-miru-dlya-1-klassaosobennosti-truda 5 Заповедники России (Остров Врангеля, Большой Арктический заповедник). Охрана природы 1 6 Административная входная контрольная работа. 1 7 Заповедники России. Охрана природы 8 Народы Поволжья и других территорий РФ: традиции, обычаи, праздники. Родной край, город (село) 1 1 Предметные: Презентация "Остров врангеля" (Инфоурок) сформировать у учащихся представления о https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemu- заповедниках; познакомить с климатом, miru-ostrov-vrangelya-2-klass-6240925.html растительным и животным миром. Предметные: Научатся оценивать свои достижения. 1 Урок и презентация "Охрана природы. Заповедники" https://urok.1sept.ru/articles/562490 Презентация " Байкальский заповедник" (Учителя.com) https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/26363prezentaciya-baykalskiy-zapovednik-2-klass.html Презентация "Кавказский государственный заповедник" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-kavkazskiygosudarstvenniy-zapovednik-klass-1517072.html Урок "Родной край" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-pookruzhayuschemu-miru-rodnoy-kray-klass3438104.html Урок «Первоначальные сведения о родном крае. Название своего села, региона. Твоя малая Родина» (Мультиурок) https://multiurok.ru/files/pervonachalnye-svedeniiao-rodnom-krae-nazvanie-sv.html Презентация "Особенности труда людей родного края, их профессии. Мы в городе, селе" https://pptcloud.ru/okruzhayushchij-mir/konspekturoka-po-okruzhayuschemu-miru-dlya-1-klassaosobennosti-truda Предметные: сформировать у детей представление о заповедниках. Предметные: формирование основ культуры, в том числе на материале исторической культуры родного края. 9 Тематическая самостоятельная работа по разделу "Где мы живём?". Срез знаний 1 Урок «Первоначальные сведения о родном крае. Название своего села, региона. Твоя малая Родина» (Мультиурок) https://multiurok.ru/files/pervonachalnye-svedeniiao-rodnom-krae-nazvanie-sv.html Предметные: повторить сведения о России; узнать полный адрес своего проживания; познакомимся с географической картой 1 Урок «Живая и неживая природа» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/0a12552a-3fc6-4aa08713-fa3369dc6234 Урок "Живая и неживая природа. Явления природы. Что такое погода" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5531/main/155081/ Познавательные: учить формулировать проблемы и решать их; осуществлять поиск необходимой информации и применять ее для выполнения учебных заданий; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Коммуникативные: формировать умение прислушиваться к мнению одноклассников; задавать вопросы; формулировать собственные мнение и позицию; работать в группах; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: демонстрировать осознание роли речи в общении людей; проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству. 1 Урок "Природа и ее сезонные изменения" (1 сентября) https://urok.1sept.ru/articles/658490 Видеоурок "Сезонные изменения в жизни организмов" https://www.youtube.com/watch?v=XL9guLjLn8w Презентация (Инфоурок) "Сезонные изменения в природе" https://infourok.ru/prezentaciya-pookruzhayushemu-miru-na-temu-sezonnyeizmeneniya-v-prirode-1-klass-6414277.html Предметные: научатся определять основные признаки времен года, называть каждое время года и их последовательность; соблюдать правила безопасности на воде в разное время года; одеваться в соответствии с погодными изменениями и условиями. Предметные: понимание значения труда, составление небольшого рассказа по теме. Предметные: научатся находить связи в природе, между 10 Связи в природе: зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Неживая и живая природа. Явления природы 11 Годовой ход изменений в жизни животных. Жизнь животных осенью и зимой. Явления природы 12 Зачем человек трудится? Ценность труда и трудолюбия. Профессии. Все профессии важны 1 Урок «Традиции народов нашей страны» https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/36225konspekt-uroka-tradicii-narodov-nashey-strany-3klass.html Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 13 Зависимость жизни 1 Урок "В гости к осени" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4278/conspect/2235 растений от состояния неживой природы. Жизнь растений осенью и зимой. Невидимые нити природы 52/ Презентация "Годовой ход изменения растений" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciyagodovoj-hod-izmenenij-v-zhizni-rastenij6445875.html 14 Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 15 Контрольная работа за 1 четверть 1 16 Звёздное небо: звёзды и созвездия. Солнечная система: планеты (название, расположение от Солнца, краткая характеристика) 1 Урок "Птицы" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-pticy-2-klass5127990.html Презентация "Класс животных птицы" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/kla ss_zhivotnykh_pticy/237-1-0-3829 природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей. Предметные: познакомить с этимологией слов, обозначающих названия птиц. 1 Урок "Твое первое знакомство со звездами. Солнечная система" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-pookruzhayushemu-miru-na-temu-tvoyo-pervoeznakomstvo-so-zvyozdami-i-solnechnaya-sistema-2klass-5017407.html Презентация "Звездное небо" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/pr ezentacija_k_uroku_10_po_teme_zvjozdnoe_nebo/2 37-1-0-64323 Урок "Земля как планета" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/ze mlja_kak_planeta/237-1-0-22056 Презентация "Земля - планета солнечной системы" https://shareslide.ru/okruzhayushchiymir/prezentatsiya-po-okruzhayushchemu-miruzemlya-planeta-2 Урок "Особенность нашей планеты" (Инфоурок) https://infourok.ru/zhizn-osobennost-nashey-planetiokruzhayuschiy-mir-klass-1337627.html Презентация "Условия жизни на планете Земля" (Учителя.com) Предметные: - Чем различаются звёзды. Почему они разного цвета. - Почему звёзды видятся нам светящимися точками. - Что такое созвездие. - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. - Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. 17 Как человек познаёт окружающую природу? Особенности разных методов познания окружающего мира 1 https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/40314prezentaciya-usloviya-zhizni-na-planete-zemlya-2klass-pnsh.html Практическая работа "Глобус - модель Земли" (Инфоурок) https://infourok.ru/okruzhayuschiy-miry-klass-urok-tema-globus-model-zemliprakticheskaya-rabota-429999.html Практическая работа "Ориентирование на местности по компасу" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-poznaniyumira-na-temu-orientirovanie-po-kompasuprakticheskoe-zanyatie-klass-518342.html Презентация "Ориентирование на местности" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/pr ezentacija_k_uroku_52_po_temeorientirovanie_na_ mestnosti/237-1-0-66454 1 Урок "Особенность нашей планеты" (Инфоурок) https://infourok.ru/zhizn-osobennost-nashey-planetiokruzhayuschiy-mir-klass-1337627.html Презентация "Условия жизни на планете Земля" (Учителя.com) https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/40314prezentaciya-usloviya-zhizni-na-planete-zemlya-2klass-pnsh.html 19 Почему на Земле есть жизнь? Условия жизни на Земле. Водные богатства Земли 1 Урок "Особенность нашей планеты" (Инфоурок) https://infourok.ru/zhizn-osobennost-nashey-planetiokruzhayuschiy-mir-klass-1337627.html Презентация "Условия жизни на планете Земля" (Учителя.com) https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/40314prezentaciya-usloviya-zhizni-na-planete-zemlya-2klass-pnsh.html 20 Деревья, 1 Урок "Разнообразие растений" (Инфоурок) 18 Земля – живая планета Солнечной системы Предметные: Научить учащихся отличать человека от других живых существ, различать внешность человека и его внутренний мир, познакомить учащихся с ступеньками познания (восприятие, память, мышление, воображение) Предметные: научить осознавать нашу планету как часть Солнечной системы и ее подчиненность сложным космическим законам. Понимать роль снимков из космоса как наиболее убедительные доказательства шарообразности Земли; понимать значение движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца для жизни на Земле; осмысливать личностную ценность знаний о смене сезонов года, осмысливать значения формы и размеров Земли для жизни человечества Предметные: - ученик узнает о значении воды для всего живого, необходимости бережного использования воды, источниках пресной воды на планете; - научится сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки; - получит возможность научиться моделировать схему реки, схему соотношения воды и суши на Земле Предметные: кустарники, травы родного края (узнавание, называние, краткое описание). Какие бывают растения 21 Деревья лиственные и хвойные. Сравнение лиственных и хвойных деревьев: общее и различия 22 Многообразие животных родного края и разных территорий России. Какие бывают животные https://infourok.ru/urok-po-okruzhayuschemu-miruraznoobrazie-rasteniy-3484802.html Презентация "Какие бывают растения" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/pr ezentacija_k_uroku_14_kakie_byvajut_rastenija/2371-0-64427 Урок "Растения (дерево, куст, трава) (Мультиурок) https://multiurok.ru/files/tema-urokarasteniia-derevo-kust-trava.html Презентация "Растения нашего края"http://www.myshared.ru/slide/1019844/ Урок "Хвойные и лиственные растения" (Учителя.com) https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/188884konspekt-uroka-hvoynye-i-listvennye-rasteniya-2klass-umk-shkola-rossii.html Презентация "Энциклопедия леса. Кустарники" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/int eraktivnoe_posobie_ehnciklopedija_lesa_kustarniki/ 237-1-0-57693 Презентация "Травы" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-pookruzhayuschemu-miru-travi-klass-3045577.html 1 Урок "Лиственные и хвойные растения" (Инфоурок) https://infourok.ru/urok-pookruzhayuschemu-miru-dlya-klassa-listvennie-ihvoynie-rasteniya-1975006.html Урок "Такие разные листья" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4043/train/117461/ Видеоурок "Лиственные и хвойные растения" https://yandex.ru/video/preview/1573124111372133 6936 1 Урок "Разнообразие природы родного края" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5560/conspect/2899 64/ Презентация "Животные родного края" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-pookruzhayushemu-miru-na-temu-zhivotnye-rodnogokraya-4040025.html Урок «Такие разные животные?» (РЭШ) - сформировать у младших школьников представления о многообразии растений,; учить группировать их: деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения; - познакомить с представителями каждой группы, встречающимися в родном крае; учить распознавать их. Предметные: научиться различать лиственные и хвойные деревья; сравнивать ель и сосну; получат возможность научиться описывать дерево по плану; определять деревья с помощью атласа- определителя; понимать учебную задачу урока; стремиться её выполнять; работать в паре; используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои знания. Предметные: научатся классифицировать животных по отличительным признакам, получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать нужную информацию из учебника. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3940/start/154258/ Видеоурок "Такие разные животные" https://www.youtube.com/watch?v=k1txDuCp6d0 23 Мир животных: насекомые. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 24 Мир животных: рыбы. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 25 Зависимость жизни растений от состояния неживой природы. Жизнь растений весной и летом. Невидимые нити. Впереди лето 26 Растения дикорастущие и культурные: общее и различия 1 27 Мир животных: 1 1 Урок "Насекомые" (Инфоурок) https://infourok.ru/material.html?mid=40868 Презентация "Класс животных - насекомые" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/kla ss_zhivotnykh_nasekomye/237-1-0-3823 1 Урок "Рыбы: внешний вид, среда обитания" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-pozhivomu-miru-na-temu-ribi-vneshniy-vid-sredaobitaniya-klass-1709107.html 1 Урок "Живая и неживая природа. явления природы. Что такое погода" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5531/conspect/1550 76/ Урок "Изменение жизни диких животных осенью" (Инфоурок) https://infourok.ru/urokprirodovedeniya-na-temu-izmenenie-zhizni-dikihzhivotnih-osenyu-klass-658338.html Урок "Животные весной" (Открытый урок. 1 сентября) https://urok.1sept.ru/articles/512560 Урок "Дикорастущие и культурные растения" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-iprezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temudikorastuschie-i-kulturnie-rasteniya-klass1515718.html Урок "Дикорастущие и культурные растения" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3708/conspect/2236 81/ Урок "Земноводные. особенности внешнего вида, Предметные: научатся называть характерные признаки насекомых, группировать виды насекомых. Предметные: научатся делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных. Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира животных Предметные: научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей. Получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы. Предметные: научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в тексте. Получат возможность научиться осознавать роль растений в жизни человека Предметные: знакомиться с разнообразием земноводные и пресмыкающиеся. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние, описание питания, условия жизни" (Инфоурок) https://infourok.ru/urok-okruzhayuschego-mira-voklasse-po-programme-pnsh-tema-zemnovodnieosobennosti-vneshnego-vida-pitaniya-usloviyazhizni-3812358.html Урок "Пресмыкающиеся" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt_uroka_po_okruzhayusc hemu_miru_na_temu_presmykayuschiesya464916.htm 28 Многообразие растений по месту обитания, внешнему виду. Сравнение растений разных климатических условий. Комнатные растения 29 Многообразие животных. Дикие и домашние животные 1 30 Мир животных: звери 1 1 Урок "Как ухаживать за комнатными растениями" (Мультиурок) https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-tema-kakukhazhivat-za-komnatnymi-r.html Урок "Комнатные растения, правила содержания и ухода" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemumiru-na-temu-komnatnye-rasteniya-pravilasoderzhaniya-i-uhoda-1-klass-6253680.html Урок "Комнатные растения. Правила ухода" (Продленка) https://www.prodlenka.org/metodicheskierazrabotki/487867-temakomnatnye-rastenijapravilauhoda-za-komn Урок «Царство Животные» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/bb301165-36be-4f7e9dfd-af44a99792d4 Урок «Такие разные животные?» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3940/start/154258/ Видеоурок "Такие разные животные" https://www.youtube.com/watch?v=k1txDuCp6d0 Урок "Дикие и домашние животные" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-s-prezentacieydikie-i-domashnie-zhivotnie-okruzhayuschiy-mirklass-822260.html Урок «Почему мы любим кошек и собак? Мои домашние питомцы» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3664/start/154781/ Урок "Звери или млекопитающие" (Инфоурок) https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-urokapo-teme-zveri-ili-mlekopitayushie-2-klass- животных, находить информацию о них, выступать с сообщениями; — сравнивать животных, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке; Предметные: научатся узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями. Получат возможность научиться делать выводы из изученного материала Предметные: научатся различать диких и домашних животных; рассказывать о значении домашних животных для человека. Получать возможность научиться пользоваться дополнительной литературой. Предметные: научаться характеризовать зверей по внешним признакам, распределять на группы по способу питания (млекопитающие). Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 31 Контрольная работа за 1 полугодие 32 Отдельные представители растений Красной книги России (включая представителей растительного мира региона): узнавание, называние и описание 33 Отдельные представители животных Красной книги России (включая представителей животного мира региона): узнавание, называние и описание 34 Красная книга России. Её значение в сохранении и охране редких растений и 4406178.html (насекомоядные, растительноядные, хищники, всеядные) 1 Урок и презентация "Красная книга" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-i-prezentaciya-pookruzhayushemu-miru-krasnaya-kniga-2-kl4583881.html Презентация "Красная книга. Растения" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-pookruzhayushemu-miru-na-temu-krasnaya-knigarasteniya-2-klass-shkola-rossii-5782738.html Предметные: научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы. Научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы. Получат возможность научиться находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения. 1 Презентация "Животные из Красной книги России" (Копилка уроков) https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii /priezientatsiia-proiekta-zhivotnyie-iz-krasnoiknighi-rossii Предметные: учащиеся осознают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу; научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы из изученного материала; работать в группе. 1 Урок и презентация "Красная книга" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-i-prezentaciya-pookruzhayushemu-miru-krasnaya-kniga-2-kl4583881.html Урок "Красная книга" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5536/conspect/1568 Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; рассказывать о редких растениях и животных; 1 1 животных 56/ Видеурок "Красная книга России, её значение, отдельные представители" (Рутуб) https://rutube.ru/video/05b0601fb9fe9bc1be392253e 1ced29d/ 35 Какие задачи решают сотрудники заповедника. Правила поведения на территории заповедника 36 Заповедники: значение для охраны природы Резервный урок. Срез знаний по разделу "Человек и природа" 1 37 Мир профессий 1 1 Урок и презентация "Охрана природы. Заповедники" https://urok.1sept.ru/articles/562490 Урок "Заповедники родного края" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-pookruzhayuschemu-miru-zapovedniki-rodnogo-kraya1171404.html Презентация "Остров врангеля" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemumiru-ostrov-vrangelya-2-klass-6240925.html Презентация "Кавказский государственный заповедник" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-kavkazskiygosudarstvenniy-zapovednik-klass-1517072.html Презентация " Байкальский заповедник" (Учителя.com) https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/26363prezentaciya-baykalskiy-zapovednik-2-klass.html Урок "Заповедники родного края" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-pookruzhayuschemu-miru-zapovedniki-rodnogo-kraya1171404.html Презентация "Заповедники на карте Правила поведения в заповедниках" https://theslide.ru/uncategorized/zapovedniki-nakartepravila-povedeniya-vzapovednikahvyhodzapovedniki https://videouroki.net/razrabotki/proverochnayarabota-po-okruzhayushchemu-miru-po-razdeluchelovek-i-priroda.html Урок "Профессии нашего края" использовать дополнительную литературу для поиска необходимой информации; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний. Предметные: представления о природных объектах как компонентах единого мира; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения. Предметные: называть заповедники, национальные парки России, время создания, их местонахождение; выделять характерные особенности каждого заповедника и национального парка. Предметные: Научатся определять названия жителей нашего региона 38 Резервный урок. Из чего что сделано 39 Наш регион, какой он? Культура родного края. Родной край, его культурные достопримечательно сти 40 Здоровый образ жизни. Режим дня: чередование сна, учебных занятий, двигательной активности. Если хочешь быть здоров 41 Рациональное питание: количество приёмов пищи и рацион питания. Витамины и здоровье ребёнка https://www.prodlenka.org/scenariiprazdnikov/drugie-prazdniki/12774-professiinashego-kraja 1 Презентация "Родной край, его культурные достопримечательности" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemumiru-na-temu-rodnoj-kraj-ego-kulturnyedostoprimechatelnosti-2-klass-6494162.html 1 1 1 профессий по характеру деятельности; узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи. Получат возможность научиться обсуждать прочитанное. Предметные: узнают, какие природные материалы люди используют для изготовления изделий; научатся составлять простейшие производственные цепочки. 1 Урок "Если хочешь быть здоров. Режим дня" (Открытый урок. 1 сентября) https://yandex.ru/search/?text=2+класс+Окружающ ий+мир+%09+Здоровый+образ+жизни.+Режим+д ня%3A+чередование+сна%2C+учебных+занятий %2C+двигательной+активности&lr=101189 Презентация "Режим дня" https://compedu.ru/publication/urok-pookruzhaiushchemu-miru-dlia-2-klassa-rezhimdnia.html Урок и презентация "Разговор о правильном питании" (Открытый урок. 1 сентября) https://urok.1sept.ru/articles/579103 Урок "Если хочешь быть здоров. Режим дня" (Открытый урок. 1 сентября) https://yandex.ru/search/?text=2+класс+Окружающ ий+мир+%09+Здоровый+образ+жизни.+Режим+д ня%3A+чередование+сна%2C+учебных+занятий %2C+двигательной+активности&lr=101189 Презентация "Режим дня" https://compedu.ru/publication/urok-pookruzhaiushchemu-miru-dlia-2-klassa-rezhim- Предметные: научатся осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня Предметные: научатся соблюдать правила питания, объяснять понятия «здоровая пища», «вредные продукты», «полезные продукты», соблюдать культуру поведения за столом. dnia.html Урок и презентация "Разговор о правильном питании" (Открытый урок. 1 сентября) https://urok.1sept.ru/articles/579103 42 Правила безопасности в школе: маршрут до школы, поведение на занятиях, переменах, при приеме пищи; на пришкольной территории 43 Правила безопасного поведения в быту. Безопасное пользование электроприборами, газовой плитой. Безопасность при разогреве пищи. Номера телефонов экстренной помощи. Домашние опасности 44 Физическая культура, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья 1 Урок "В школе. Правила вежливости" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5963/conspect/1573 60/ Урок "Домашние опасности. Пожар" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3729/conspect/1572 28/ Урок "Домашние опасности" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-domashnieopasnosti-klass-3478216.html Предметные: научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива 1 Видеоурок "Безопасное поведение в быту" https://ok.ru/video/1820321057481 Урок «Правила безопасного поведения. Пожарная безопасность» (Инфоурок) https://iu.ru/videolessons/c99a9aed-9121-4789-8a1a-ed0347ae8466 Предметные: познакомить и обучить пользоваться основным правилам обращения с газом, электричеством Правила противопожарной безопасности Номера телефонов экстренной помощи 1 Урок "Укрепляем здоровье - закаливанием" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/6010/conspect/1905 74/ Презентация "Если хочешь быть здоров" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/pr ezentacija_k_uroku_36_po_teme_esli_khochesh_byt _zdorov/237-1-0-65635 Презентация "Закаливание. основа здорового существования" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-pookruzhayuschemu-miru-zakalivanie-osnovazdorovogo-suschestvovaniya-kl-3287087.html 45 Безопасное поведение на прогулках: правила поведения на игровых площадках; езда на велосипедах (санках, самокатах) и качелях. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы 46 Правила культурного поведения в общественных местах. Что такое этикет 47 Подробнее о лесных опасностях 48 Семейные ценности и традиции. Труд, досуг, занятия членов семьи. Наша дружная семья 1 1 Урок "Правила поведения на улице и на дороге" (Инфоурок) https://infourok.ru/urok-pravilapovedeniya-na-ulice-i-doroge-klass-2266306.html Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Урок "Правила поведения людей в обществе" (Мультиурок) https://multiurok.ru/files/konspekturoka-s-aspektnym-analizom-urok-okruzhaiu.html Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Предметные: дать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, уметь использовать полученные знания в повседневной жизни; формировать убеждение о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности; способствовать сплочению коллектива, формируя нравственные качества учеников: умение дружить, общаться; развивать навыки сотрудничества. Предметные: Познакомить с правилами поведения в общественных местах. Развивать умение правильно оценивать себя и других в различных ситуациях. Воспитывать уважение к окружающим людям. Прививать потребность в соблюдении правил этикета. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 1 Урок "Моя семья в прошлом и настоящем" https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotkavneklassnogo-meropriyatiya-na-temu-moya-semyav-proshlom-nastoyaschem-i-buduschem3191125.html Видеоурок "Я и моя семья" https://www.youtube.com/watch?v=wO08YH8BSGI Урок «Как живёт семья? Моя семья!» (РЭШ) Предметные: - Выяснить, какие опасности могут подстерегать человека в лесу. - Обогатить знания детей о съедобных и несъедобных грибах и растениях, опасных животных. Предметные: Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия Уметь различать родственные взаимосвязи. Определять роль в жизни человека культуры семейного общения 49 Главные правила взаимоотношений членов общества: доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению 1 50 Контрольная работа за 3 четверть 1 51 Безопасное пользование Интернетом. Ты и твои друзья 52 Правила поведения при пользовании компьютером: посадка, время отдыха, обязательность отдыха и другие 53 Правила безопасного поведения https://resh.edu.ru/subject/lesson/3632/start/122820/ Урок «Я и моя семья» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/37e05727-4c98-472b97cf-c0295e78882c Урок "Уважительное отношение к старшим" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-pookruzhayuschemu-miru-uvazhitelnoe-otnoshenie-kstarshim-1798554.html Урок "Урок доброты" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-urok-dobroti-klass1683919.html Урок «Как живёт семья? Моя семья!» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3632/start/122820/ Урок «Я и моя семья» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/37e05727-4c98-472b97cf-c0295e78882c Предметные: Научить раскрывать значение понятий «честность», «ложь», «спра ведливость», «несправедливость»; развивать умение объективно оценивать поведение людей в разных жизненных ситуациях; воспитывать ответственность за чистоту своих мыслей, слов и поступков 1 1 Презентация "Безопасный интернет с фиксиками" https://pptcloud.ru/2klass/informatika/internet Предметные: Формирование представлений о безопасном поведении детей в Интернете, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование мировоззрения учащихся, формирование умения распознавать опасные явление в сети Интернет, формирование навыков правильно оценивать степень безопасности ресурсов сети Интернет и основных приемов безопасного поведения в сети. 1 Презентация "Правила поведения в компьютерном классе" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-po-informatike-natemu-pravila-povedeniya-v-kompyuternom-klasseklass-909338.html Предметные: научатся соблюдать изученные правила безопасности, осознавать необходимость соблюдения правил. 1 Урок "Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта" (Инфоурок) https://infourok.ru/pravila-bezopasnogo-povedeniyapassazhira-nazemnogo-transporta-6541212.html Предметные: Соблюдать правила поведения находить правильный выход из какой либо ситуации, применяя правила культурного пассажира наземного транспорта. Мы – пассажиры. Знаки безопасности на общественном транспорте 54 Правила безопасного поведения пассажира метро. Знаки безопасности в метро 55 Родословная. Родословное древо, история семьи. Предшествующие поколения 56 Модели Земли глобус, карта, план. Практическая работа 57 Карта мира. Материки и океаны. Практическая работа Презентация "Мы пассажиры" https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_pdd_my_pa ssazhiry_2klass-232115 Урок "Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае" https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-pookruzhaiushchemu-miru-2-klass-18.html Презентация "Правила поведения в общественном транспорте" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-pravilapovedeniya-v-obshestvennom-transporte-1-2-klass6320609.html Урок "Ты и твои друзья. Мы зрители и пассажиры" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3773/conspect/1573 91/ Презентация "Мы пассажиры" https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_pdd_my_pa ssazhiry_2klass-232115 Буклет "Правила безопасного поведения в метро" (Урок.рф) https://урок.рф/library/pravila_bezopasnogo_povede niya_v_metro_165612.html 1 1 Урок-проект "Моя родословная" (инфоурок) https://infourok.ru/urok-proekt-moya-rodoslovnayas-prezentaciej-2-klass-4069923.html "Родословная"(РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5564/train/157336/ 1 1 Практическая работа "Глобус - модель Земли" (Инфоурок) https://infourok.ru/okruzhayuschiy-miry-klass-urok-tema-globus-model-zemliprakticheskaya-rabota-429999.html 1 Практическая работа "Ориентирование на местности" (Инфоурок) https://infourok.ru/prakticheskaya-rabota-pookruzhayuschemu-miru-na-temu-orientirovanie-namestnosti-klass-3571431.html 1 поведения в обществе. Формирующиеся знания о правилах поведения в общественном транспорте Предметные: знать основные опасные зоны метрополитена; уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций в метро, проявлять предосторожность для предотвращения опасных ситуаций; уметь принимать обоснованные решения в опасных ситуациях. Предметные: научатся объяснять, что такое культура общения. научатся составлять родословное древо своей семьи. Получат возможность научиться собирать информацию. Предметные: формирование представлений о глобусекак модели Земли, познакомиться с особенностями глобуса, его назначением. Предметные: Учатся пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции, осознанно выполнять заданные правила взаимодействия. Знание определение «карта». Знание истории возникновения карты. Знание возникновения карты России. 58 Ориентирование на местности по местным природным признакам и с использованием компаса. Практическая работа 59 Животные и их потомство. Размножение животных. Стадии развития насекомого, земноводных 60 Москва ‒ столица России. Герб Москвы 61 Достопримечательно сти Москвы: Большой театр, МГУ, Московский цирк, Театр кукол имени С.В. Образцова. 1 1 1 Практическая работа "Ориентирование на местности по компасу" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-poznaniyumira-na-temu-orientirovanie-po-kompasuprakticheskoe-zanyatie-klass-518342.html Презентация "Ориентирование на местности" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/p rezentacija_k_uroku_52_po_temeorientirovanie_na _mestnosti/237-1-0-66454 Урок «Царство Животные» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/bb301165-36be-4f7e9dfd-af44a99792d4 Урок «Такие разные животные?» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3940/start/154258/ Видеоурок "Такие разные животные" https://www.youtube.com/watch?v=k1txDuCp6d0 1 Урок "Москва -столица - России" (Педсовет) https://pedsovet.su/load/241-1-0-26146 Презентация "Москва - столица нашей Родины" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-pookruzhayuschemu-miru-na-temu-moskva-stolicanashey-rodini-klass-474666.html 1 Урок "Путешествие по Москве" (Педсовет) https://pedsovet.su/load/241-1-0-51817 Презентация "Достопримечательности Москвы" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemumiru-na-temu-dostoprimechatelnosti-moskvy-2klass-4409854.html Умение читать карту.Умение ориентироваться на карте. Знание условных обозначений. Применение знаний на практике. Предметные: Знать: линии горизонта; стороны горизонта; главные направления север, юг, запад, восток; уметь: находить и формировать проблему урока вместе с учителем; слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы; отличать стороны свет; означат стороны горизонта на схеме; Предметные: знать способы размножения и стадии развития животных; Предметные: умение показывать расположение Москвы на карте России знать названия достопримечательностей Москвы определять символический смысл московского герба, называть его главные цвета, определять их символический смысл. Предметные: Научатся находить Москву на карте России; называть основные достопримечательности столицы. формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края Путешествие по Москве 62 Строительство Московского Кремля. Московский Кремль и Красная площадь 63 Санкт-Петербург ‒ северная столица. Достопримечательно сти города 64 Кустарники нашего края: узнавание, название, краткое описание Урок "Москва - столица России. Страницы истории. Достопримечательности" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemumiru-na-temu-moskva-stolica-rossii-stranicy-istoriidostoprimechatelnosti-dlya-2-klassa-6232929.html Видеоурок "Как строилась Москва. Достопримечательности Москвы" https://www.youtube.com/watch?v=1WM_aKMY6c w 1 Предметные: Научатся рассказывать о достопримечательностя х Кремля и Красной площади; осознают значение Кремля для жителей России. Предметные: Научатся находить Санкт-Петербург на карте России; находить в тексте нужную информацию. Получат возможность научиться предлагать вопросы по содержанию текста. Предметные: Формировать представление о деревьях и кустарниках, как об объектах живой природы. Закреплять знания о деревьях родного края. Учить анализировать объекты природы (деревья, кустарники), выделять существенные признаки (корень, ствол, ветви, листья). Познакомить с изменениями в жизни растений в разные времена года (созревание плодов и семян, изменение окраски листьев). 1 Урок и презентация "Санкт-Петербург" (Инфоурок) https://infourok.ru/konspekt-uroka-iprezentaciya-po-okruzhayushemu-miru-na-temusankt-peterburg-2-klass-4915888.html 1 Презентация "Энциклопедия леса. Кустарники" (Современный учительский портал) https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/int eraktivnoe_posobie_ehnciklopedija_lesa_kustarniki/ 237-1-0-57693 Урок "Итоговая контрольная работа по окружающему миру" (Инфоурок) https://infourok.ru/itogovaya-kontrolnaya-rabota-pookruzhayuschemu-miru-za-klass-a-pleshakov-umkshkola-rossii-1876839.html Урок "КИМ по окружающему миру" (Инфоурок) https://infourok.ru/kim-po-okruzhayushemu-miru-2klass-6627618.html Предметные: научаться оценивать свои достижения Презентация "Травы" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-pookruzhayuschemu-miru-travi-klass-3045577.html Предметные: Формировать представление о деревьях и кустарниках, как об объектах живой 65 Итоговая контрольная работа 1 66 Травы нашего края: многообразие. Внешний вид, 1 1 условия жизни (называние, краткое описание) природы. Закреплять знаний о деревьях родного края. учить анализировать объекты природы (деревья, кустарники), выделять существенные признаки (корень, ствол, ветви, листья). Познакомить с изменениями в жизни растений в разные времена года (созревание плодов и семян, изменение окраски листьев). развивать кругозор детей при ознакомлении с окружающим миром; развивать наблюдательность в природе. 1 Урок "Впереди лето" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5964/conspect/2960 44/ Урок "Весеннее пробуждение растений" (Открытый урок. 1 сентября) https://urok.1sept.ru/articles/644120 Презентация "Характеристика сезонных изменений в мире растений" http://www.myshared.ru/slide/1415148/ Предметные: познакомить с сезонными изменениями в жизни животных весной; познакомить с ключевыми компетентности; воспитывать интерес к жизни животных. Резервный урок. Древние кремлёвские города: Нижний Новгород, Псков, Смоленск. Города России 1 Презентация "Кремлевские города" (Инфоурок) https://infourok.ru/prezentaciya-pookruzhayuschemu-miru-tema-kremlyovskie-gorodamaterial-sozdanniy-na-osnove-servisov-veb2948103.html Презентация "Кремлевские города" https://shareslide.ru/detskieprezentatsii/prezentatsiya-po-okruzhayushchemumiru-tema-kremlyovskie Предметные: различать (соотносить):прошлое — настоящее — будущее; год — век (столетие); характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте России — Москву, свой регион и его главный город; различать прошлое, настоящее, будущее; воспроизводить названия основных древних городов Руси и России (не менее 3-4) ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 67 68 Годовой ход изменений в жизни животных. Жизнь животных весной и летом. Явления природы. В гости к весне. Впереди лето 5 4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методические рекомендации, поурочное планирование ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://school-collection.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ – РЭШ http://nachalka.edu.ru/ – Портал "Начальная школа" http://nachalka.seminfo.ru/ http://www.nachalka.com/biblioteka – Библиотека материалов для начальной школы https://infourok.ru – Инфоурок Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)