РП по окружающему миру НОО 4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 13"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

приказом МАОУ «СОШ № 13»
№ 180-О от «30» августа 2023 г.

№ 14 от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 821644)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 4 класса

Черемухово 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая

деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания
и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди»,
«Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем
является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ

МИР»

В

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов,
2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской
Федерации – глава государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.
Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День
весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к
культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в
России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце –
ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы

России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на
основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и
озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного
края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи
в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных
местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного
поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и
средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других
средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(поиск
достоверной
информации,
опознавание
государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
 устанавливать последовательность этапов возрастного развития
человека;
 конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного
поведения в среде обитания;

моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение
реки, форма поверхности);
 соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой
природной зоне;
 классифицировать природные объекты по принадлежности к
природной зоне;
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
 использовать умения работать с информацией, представленной в
разных формах; оценивать объективность информации, учитывать
правила безопасного использования электронных образовательных и
информационных ресурсов;
 использовать для уточнения и расширения своих знаний об
окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе
и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях
контролируемого выхода);
 делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе
дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая
в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов;
культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник,
иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
 характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции
различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в
деятельности организма;
 создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и
самочувствия организма вредных привычек;
 описывать
ситуации проявления нравственных качеств –
отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
 составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на
основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон,
пищевых цепей);
 составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
 создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории
нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:


самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;
предвидеть трудности и возможные ошибки;
 контролировать
процесс и результат выполнения задания,
корректировать учебные действия при необходимости;
 адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над
ошибками;
 находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных
ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена большого
коллектива;
 ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
 анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр,
труда, использования инструментов, которые могут стать опасными
для здоровья и жизни других людей.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном
мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям,
их взглядам, признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении
гуманизма,
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
 применение
правил
совместной
деятельности,
проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
Эстетического воспитания:
 понимание
особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
 проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в
том числе с использованием различных информационных средств.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться
в изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое;
причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
 определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану
или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны),
а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации, выбирать
источник получения информации с учётом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную в
явном виде, согласно заданному алгоритму;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её
проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);
 соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;



фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли
текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках
людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
 готовить
небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
 корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить
свою оценку с оценкой учителя;


оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему
миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
 выполнять
правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с
наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России;
 соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
 показывать на физической карте изученные крупные географические
объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие
территорию России);
 показывать на исторической карте места изученных исторических
событий;
 находить место изученных событий на «ленте времени»;
 знать основные права и обязанности гражданина Российской
Федерации;
 соотносить изученные исторические события и исторических
деятелей с веками и периодами истории России;
 рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных
событиях истории России, наиболее известных российских
исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях
столицы России и родного края;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты,
выделяя их существенные признаки, в том числе государственную
символику России и своего региона;
 проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану
или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с
объектами природы с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
 распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы
по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;
 группировать изученные объекты живой и неживой природы,
самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить
простейшие классификации;
 сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних
признаков и известных характерных свойств;
 использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и














ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей
местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного
наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые
высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и
жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании
объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в
театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха,
учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде,
самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и
верифицированной
информации
в
информационнотелекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования
электронных образовательных и информационных ресурсов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина - Российская Федерация

10

1.2

История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта

17

1.3

Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное культурное
наследие

6

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

33

Раздел 2. Человек и природа
2.1

Методы познания окружающей
природы. Солнечная система

5

2.2

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия. Экологические
проблемы

5

2.3

Формы земной поверхности. Водоемы и
их разнообразие

9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

2.4

Природные зоны России: общее
представление, основные природные
зоны

Итого по разделу
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика
3.1
вредных привычек
3.2

Безопасность в городе. Безопасность в
сети Интернет

Библиотека ЦОК

5

https://m.edsoo.ru/7f412850

24
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК

4

Итого по разделу

5

Резервное время

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

https://m.edsoo.ru/7f412850

2

ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.
4 КЛАСС
№
п/п

1

2

Количество часов
Тема урока

Как человек изучает
окружающую природу?
Солнце - звезда.

Планеты Солнечной
системы. Луна – спутник
Земли

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Планируемые
результаты

1

Планировать
самостоятельно или с
небольшой помощью
учителя действия по
решению учебной задачи;
моделировать схемы
природных объектов.
Сравнивать объекты
окружающего мира,
устанавливать основания
для сравнения,
устанавливать аналогии.

1

Сравнивать объекты
окружающего мира,
устанавливать основания
для сравнения,
устанавливать аналогии.
Корректно и
аргументированно
высказывать свое мнение;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414eca

приводить доказательства
своей правоты.

3

4

Смена дня и ночи на Земле
как результат вращения
планеты вокруг своей оси
(практические работы с
моделями и схемами)

Обращение Земли вокруг
Солнца как причина смены
сезонов (практические
работы с моделями и
схемами). Общая
характеристика времён
года

1

1

1

Проводить (по
предложенному и
самостоятельно
составленному плану или
выдвинутому
предположению)
наблюдения.
Формулировать выводы и
подкреплять их
доказательствами на
основе результатов
проведенного
наблюдения.

1

Проводить по
предложенному и
самостоятельно
составленному плану или
выдвинутому
предположению)
наблюдения.
Формулировать выводы и
подкрепплять их
доказательствами на
основе результатов
наблюдения

5

Мир глазами историка.
Историческое время. Что
такое «лента времени»?

Библиотека ЦОК

1

6

Мир глазами эколога.
Экологические проблемы
взаимодействия человека и
природы

1

7

Входная контрольная
работа

1

https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415118

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

Различать понятия «век»,
«столетие»,
«историческое время»;
соотносить историческое
событие с датой
(историческим
периодом).Моделировать
ситуации на основе
изученного материала о
связях в природе, а также
в социуме (лента
времени). Читать и
интерпретировать
графически
представленную
информацию.
Осознание роли человека
в природе и обществе,
принятие экологических
норм поведения,
бережного отношения к
природе, неприятие
действий, приносящих ей
вред. Готовить небольшие
публичные выступления с
возможной презентацией
к теку=сту выступления.

8

9

10

Всемирное культурное
наследие России.
Природные и культурные
объекты Всемирного
наследия в России

Природные и культурные
объекты Всемирного
наследия за рубежом

Знакомство с
Международной Красной
книгой

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415b9a

Понимание особой роли
России в развитии
общемировой
художественной
культуры, проявление
уважительного
отношения,
восприимчивости и
интереса к разным видам
искусства, традициям и
творчеству своего и
других народов;

1

Понимание особой роли
России в развитии
общемировой
художественной
культуры, проявление
уважительного
отношения,
восприимчивости и
интереса к разным видам
искусства, традициям и
творчеству своего и
других народов;

1

Осознание роли человека
в природе и обществе,
принятие экологических
норм поведения,
бережного отношения к

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415636

природе, неприятие
действий, приносящих ей
вред

11

О вредных для здоровья
привычках. Правила
цифровой грамотности при
использовании Интернет

Библиотека ЦОК

1

12

Планирование маршрутов
с учётом транспортной
инфраструктуры
населённого пункта.
Безопасное поведение при
езде на велосипеде и
самокате. Дорожные знаки.

1

13

Правила поведения в
общественных местах:

1

https://m.edsoo.ru/f8415da2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416306

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84164be

Соблюдение правил
организации здорового и
безопасного (для себя и
других людей) образа
жизни; выполнение
правил безопасного
поведении в окружающей
среде (в том числе
информационной);
Соблюдение правил
организации здорового и
безопасного (для себя и
других людей) образа
жизни; выполнение
правил безопасного
поведении в окружающей
среде (в том числе
информационной);
конструировать в
учебных и игровых
ситуациях правила
безопасного поведения в
среде обитания;
Соблюдение правил
организации здорового и

зонах отдыха, учреждениях
культуры и торговых
центрах. Контрольная
работа.

14

Равнины России:
Восточно-Европейская,
Западно-Сибирская
(название, общая
характеристика,
нахождение на карте)

15

Горные системы России:
Урал, Кавказ, Алтай
(краткая характеристика,
главные вершины, место
нахождения на карте)

безопасного (для себя и
других людей) образа
жизни; выполнение
правил безопасного
поведении в окружающей
среде (в том числе
информационной);

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416996

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416b58

Сравнивать объекты
окружающего мира.
Использовать различные
источники для поиска
информации, выбирать
источник получения
информации с учетом
учебной задачи.
Моделировать схемы
природных объектов
(строение почвы;
движение реки, форма
поверхности); Готовить
небольшие публичные
выступления с возможной
презентацией к тесту
выступления.
Сравнивать объекты
окружающего мира,
устанавливать основания
для сравнения,
устанавливать аналогии;

моделировать схемы
природных объектов
(строение почвы;
движение реки, форма
поверхности);
использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах;

16

Водоёмы Земли, их
разнообразие.
Естественные водоёмы:
океан, море, озеро, болото.
Примеры водоёмов в
России

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416cfc

Сравнивать объекты
окружающего мира,
устанавливать основания
для сравнения,
устанавливать аналогии;
Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах; использовать для
уточнения и расширения
своих знаний об
окружающем мире
словари, справочники,
энциклопедии, в том
числе и информационнокоммуникационную сеть
Интернет (в условиях
контролируемого
выхода);

17

18

19

Крупнейшие реки России:
название, нахождение на
карте

Характеристика
природных зон России:
арктическая пустыня.
Связи в природной зоне

Характеристика
природных зон России:
тундра. Связи в природной
зоне

1

Использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах;

1

Соотносить объекты
природы с
принадлежностью к
определённой природной
зоне; классифицировать
природные объекты по
принадлежности к
природной зоне;

1

20

Характеристика
природных зон России:
тайга. Связи в природной
зоне

1

21

Характеристика
природных зон России:

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417b34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417d1e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417f08

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84181ce

Составлять краткие
суждения о связях и
зависимостях в природе
(на основе сезонных
изменений, особенностей
жизни природных зон,
пищевых цепей);
Составлять краткие
суждения о связях и
зависимостях в природе
(на основе сезонных
изменений, особенностей
жизни природных зон,
пищевых цепей);
Составлять краткие
суждения о связях и

смешанный лес. Связи в
природной зоне

22

23

24

Характеристика
природных зон России:
степь и полупустыня.
Связи в природной зоне
"Природные зоны".
Контрольная работа.

Формы земной
поверхности (на примере
родного края)

зависимостях в природе
(на основе сезонных
изменений, особенностей
жизни природных зон,
пищевых цепей);

Библиотека ЦОК

1

1

1

https://m.edsoo.ru/f84185ac

Составлять краткие
суждения о связях и
зависимостях в природе
(на основе сезонных
изменений, особенностей
жизни природных зон,
пищевых цепей);

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417526

Осознание ценности
трудовой деятельности в
жизни человека и
общества, ответственное
потребление и бережное
отношение к результатам
труда, навыки участия в
различных видах
трудовой деятельности,
интерес к различным
профессиям.моделировать
схемы природных
объектов (строение

почвы; движение реки,
форма поверхности);
25

Искусственные водоёмы:
водохранилища, пруды
(общая характеристика)

26

Водоёмы и реки родного
края. Использование рек и
водоемов человеком
(хозяйственная
деятельность, отдых).
Охрана рек и водоемов.

27

28

Полезные ископаемые богатство земных недр

Полезные ископаемые
родного края:
характеристика,
использование в
хозяйственной
деятельности

1

1

Создавать устные и
письменные тексты
(описание, рассуждение,
повествование);

1

Сравнивать объекты
окружающего мира,
создавать устные и
письменные тексты
(описание, рассуждение,
повествование);
осуществлять контроль
процесса и результата
своей деятельности;

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415f50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180

Проявление
познавательного
интереса, активности,
инициативности,
любознательности и
самостоятельности в
расширении своих
знаний, в том числе с

использованием
различных
информационных
средств.

29

Типы почв. Охрана почвы.

30

Естественные природные
сообщества: лес, луг,
водоем

31

Естественные природные
сообщества: лес, луг,
водоем

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416fae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841580c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Сравнивать объекты
окружающего мира,
устанавливать основания
для сравнения; осознание
роли человека в природе
и обществе, принятие
экологических норм
поведения, бережного
отношения к природе,
неприятие действий,
приносящих ей вред.
На основе наблюдений
доступных объектов
окружающего мира
устанавливать связи и
зависимости между
объектам; готовить
небольшие публичные
выступления с возможной
презентацией
На основе наблюдений
доступных объектов
окружающего мира
устанавливать связи и

зависимости между
объектам; конструировать
обобщения и выводы на
основе полученных
результатов наблюдений
и опытной работы,
подкреплять их
доказательствами;

32

Естественные природные
сообщества: лес, луг,
водоем

33

Защита и охрана
природных богатств
(воздуха, воды, полезных
ископаемых, флоры и
фауны)

1

На основе наблюдений
доступных объектов
окружающего мира
устанавливать связи и
зависимости между
объектами;моделировать
ситуации на основе
изученного материала о
связях в
природе;осуществлять
контроль процесса и
результата своей
деятельности; находить
ошибки в своей работе и
устанавливать их
причины;

1

Осознание роли человека
в природе и обществе,
принятие экологических
норм поведения,
бережного отношения к

природе, неприятие
действий, приносящих ей
вред.

34

Использование рек и
водоёмов человеком
(хозяйственная
деятельность, отдых).
Охрана рек и водоёмов

1

35

"Формы земной
поверхности и водоёмы".
Контрольная работа.

1

36

Человек - творец
культурных ценностей

37

Труд и быт людей в разные
исторические времена

38

Новое время: встреча
Европы и Америки

Осознание роли человека
в природе и обществе,
принятие экологических
норм поведения,
бережного отношения к
природе, неприятие
действий, приносящих ей
вред.
1

1

Коллективно строить
действия по достижению
общей цели: распределять
роли, договариваться,
обсуждать процесс и
результат совместной
работы;

1

Создавать устные и
письменные тексты
(описание, рассуждение,
повествование);

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54

Создавать небольшие
тексты о знаменательных
страницах истории нашей

страны (в рамках
изученного).

39

40

41

42

Новейшее время: история
продолжается сегодня

Государство Русь.
Страницы общественной и
культурной жизни

Города России. Древние
города России. Страницы
истории

Государство Русь. Человек
- защитник своего
Отечества

1

Сопричастность к
прошлому, настоящему и
будущему своей страны и
родного края;

1

Проявление интереса к
истории и
многонациональной
культуре своей страны,
уважения к своему и
другим народам;

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419894

1

Сопричастность к
прошлому, настоящему и
будущему своей страны и
родного
края;использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах;

1

Сопричастность к
прошлому, настоящему и
будущему своей страны и
родного края; создавать
небольшие тексты о
знаменательных
страницах истории нашей

страны (в рамках
изученного).

43

44

45

Московское государство.
Страницы общественной и
культурной жизни в
Московском государстве

Образование и культура в
Московском государстве

Возрождение Руси

1

Сопричастность к
прошлому, настоящему и
будущему своей страны и
родного края;
использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах;

1

Понимание особой роли
России в развитии
общемировой
художественной
культуры, проявление
уважительного
отношения,
восприимчивости и
интереса к разным видам
искусства, традициям и
творчеству своего и
других народов;

1

Сопричастность к
прошлому, настоящему и
будущему своей страны и
родного края;

46

Страницы истории
Российской империи. Пётр
I

47

Страницы Российской
империи. Преобразования
в культуре, науке, быту

48

Образование в Российской
империи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b284

Сопричастность к
прошлому, настоящему и
будущему своей страны и
родного края;
использовать умения
работать с информацией,
представленной в разных
формах; использовать для
уточнения и расширения
своих знаний об
окружающем мире
словари, справочники,
энциклопедии, в том
числе и информационнокоммуникационную сеть
Интернет (в условиях
контролируемого
выхода);

1

Создавать небольшие
тексты о знаменательных
страницах истории нашей
страны (в рамках
изученного).

1

Создавать небольшие
тексты о знаменательных
страницах истории нашей
страны (в рамках
изученного).

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b4aa

49

Развитие культуры в
Российской империи
Российская империя:
развитие культуры XVIII
века (архитектура,
живопись, театр)

50

«Золотой век» русской
культуры. Великие поэты и
писатели, композиторы и
художники XIX века

51

52

Первая Отечественная
война: 1812 год. Защита
Родины от французских
завоевателей

Страницы истории России
ХХ века

1

Создавать небольшие
тексты о знаменательных
страницах истории нашей
страны (в рамках
изученного).

1

Создавать небольшие
тексты о знаменательных
страницах истории нашей
страны (в рамках
изученного).

1

Становление ценностного
отношения к своей
Родине – России;
понимание особой роли
многонациональной
России в современном
мире; читать и
интерпретировать
графически
представленную
информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);

1

Становление ценностного
отношения к своей
Родине – России;
понимание особой роли
многонациональной

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c56c

России в современном
мире;

53

54

55

56

Великая Отечественная
война 1941-1945 гг: как все
начиналось…

Великая Отечественная
война 1941-1945 гг:
главные сражения

Всё для фронта – всё для
победы. Взятие Берлина.
Парад Победы.

Первые в космосе

1

Становление ценностного
отношения к своей
Родине – России;
понимание особой роли
многонациональной
России в современном
мире;

1

Становление ценностного
отношения к своей
Родине – России;
понимание особой роли
многонациональной
России в современном
мире;

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c800

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c9f4

Становление ценностного
отношения к своей
Родине – России;
понимание особой роли
многонациональной
России в современном
мире;
Осознание ценности
трудовой деятельности в
жизни человека и
общества, ответственное
потребление и бережное

отношение к результатам
труда,
57

"История Отечества".
Контрольная работа.

58

Мы живём в Российской
Федерации

59

Государственное
устройство РФ (общее
представление).
Конституция РФ.
Президент РФ. Политикоадминистративная карта
России

60

Права и обязанности
гражданина Российской
Федерации. Права ребёнка

1

1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dac0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d188

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d336

Первоначальные
представления о человеке
как члене общества,
осознание прав и
ответственности человека
как члена общества.
читать и
интерпретировать
графически
представленную
информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);
Первоначальные
представления о человеке
как члене общества,
осознание прав и
ответственности человека
как члена общества.
Первоначальные
представления о человеке
как члене общества,
осознание прав и

ответственности человека
как члена общества.

61

Родной край. Знаменитые
люди родного края

62

Взаимоотношения людей в
обществе: доброта и
гуманизм, справедливость
и уважение

63

Государственные
праздники России.
Праздник в жизни
общества и человека.

64

Праздники и памятные
даты своего региона

1

Понимание особой роли
России в развитии
общемировой
художественной
культуры, проявление
уважительного
отношения,
восприимчивости и
интереса к разным видам
искусства, традициям и
творчеству своего и
других народов;

1

Проявление культуры
общения, уважительного
отношения к людям, их
взглядам, признанию их
индивидуальности;

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d8ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dc50

Проявление интереса к
истории и
многонациональной
культуре своей страны,
уважения к своему и
другим народам;
Осознание своей
этнокультурной и
российской гражданской

идентичности,
принадлежности к
российскому народу, к
своей национальной
общности;

65

66

67

Малая Родина гражданина
России.
Достопримечательности
родного края

Наша малая Родина:
главный город

Города России. Городагерои. Страницы истории

1

Осознание своей
этнокультурной и
российской гражданской
идентичности,
принадлежности к
российскому народу, к
своей национальной
общности;

1

Осознание своей
этнокультурной и
российской гражданской
идентичности,
принадлежности к
российскому народу, к
своей национальной
общности;

1

Проявление интереса к
истории и
многонациональной
культуре своей страны,
уважения к своему и
другим народам;

68

Контрольная работа по
итогам года.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1

1

68

6

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Крючкова Е.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Вариант 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Окружающий мир. 4 класс. Методические рекомендации - Плешаков А.А.,
Крючкова Е.А., Соловьева А.Е.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».