МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета № 14 от «30 августа» 2023 г. приказом МАОУ «СОШ №13» № 180 – О от «30» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3709358) учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 2 классов п. Черёмухово 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Цель программы по изобразительному искусству состоит в формировании художественной культуры обучающихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала обучающихся. Программа по изобразительному искусству направлена на развитие духовной культуры обучающихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей. Содержание программы по изобразительному искусству охватывает все основные виды визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности). Программа по изобразительному искусству знакомит обучающихся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач. Содержание программы по изобразительному искусству структурировано как система тематических модулей. Изучение содержания всех модулей в 1–4 классах обязательно. Общее число часов, отведённых на изучение изобразительного искусства, составляет 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 2 КЛАСС Модуль «Графика» Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы для линейного рисунка и их свойства. Развитие навыков линейного рисунка. Пастель и мелки – особенности и выразительные свойства графических материалов, приёмы работы. Ритм пятен: освоение основ композиции. Расположение пятна на плоскости листа: сгущение, разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и движение. Пропорции – соотношение частей и целого. Развитие аналитических навыков видения пропорций. Выразительные свойства пропорций (на основе рисунков птиц). Рисунок с натуры простого предмета. Расположение предмета на листе бумаги. Определение формы предмета. Соотношение частей предмета. Светлые и тёмные части предмета, тень под предметом. Штриховка. Умение внимательно рассматривать и анализировать форму натурного предмета. Графический рисунок животного с активным выражением его характера. Рассматривание графических произведений анималистического жанра. Модуль «Живопись» Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и получения нового цвета. Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков и движений кистью. Пастозное, плотное и прозрачное нанесение краски. Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы акварелью. Цвет тёплый и холодный – цветовой контраст. Цвет тёмный и светлый (тональные отношения). Затемнение цвета с помощью тёмной краски и осветление цвета. Эмоциональная выразительность цветовых состояний и отношений. Цвет открытый – звонкий и приглушённый, тихий. Эмоциональная выразительность цвета. Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро, гроза, буря, ветер – по выбору учителя). Произведения И. К. Айвазовского. Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером (образ мужской или женский). Модуль «Скульптура» Лепка из пластилина или глины игрушки – сказочного животного по мотивам выбранного художественного народного промысла (филимоновская игрушка, дымковский петух, каргопольский Полкан и другие по выбору учителя с учётом местных промыслов). Способ лепки в соответствии с традициями промысла. Лепка животных (например, кошки, собаки, медвежонка) с передачей характерной пластики движения. Соблюдение цельности формы, её преобразование и добавление деталей. Изображение движения и статики в скульптуре: лепка из пластилина тяжёлой, неповоротливой и лёгкой, стремительной формы. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях урока), например, снежинки, паутинки, росы на листьях. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства (например, кружево, вышивка, ювелирные изделия). Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки. Декоративная композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации. Поделки из подручных нехудожественных материалов. Декоративные изображения животных в игрушках народных промыслов; филимоновские, дымковские, каргопольские игрушки (и другие по выбору учителя с учётом местных художественных промыслов). Декор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные народные женские и мужские украшения. Назначение украшений и их роль в жизни людей. Модуль «Архитектура» Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные варианты складывания, закручивания, надрезания. Макетирование пространства детской площадки. Построение игрового сказочного города из бумаги (на основе сворачивания геометрических тел – параллелепипедов разной высоты, цилиндров с прорезями и наклейками); завивание, скручивание и складывание полоски бумаги (например, гармошкой). Образ здания. Памятники отечественной архитектуры с ярко выраженным характером здания. Рисунок дома для доброго или злого сказочного персонажа (иллюстрация сказки по выбору учителя). Модуль «Восприятие произведений искусства». Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. Художественное наблюдение природы и красивых природных деталей, анализ их конструкции и эмоционального воздействия. Сопоставление их с рукотворными произведениями. Восприятие орнаментальных произведений прикладного искусства (например, кружево, шитьё, резьба и роспись). Восприятие произведений живописи с активным выражением цветового состояния в природе. Произведения И. И. Левитана, И. И. Шишкина, Н. П. Крымова. Восприятие произведений анималистического жанра в графике (например, произведений В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина) и в скульптуре (произведения В. В. Ватагина). Наблюдение животных с точки зрения их пропорций, характера движения, пластики. Модуль «Азбука цифровой графики». Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint или другом графическом редакторе). Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими фигурами. Трансформация и копирование геометрических фигур в программе Paint. Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка, ластик, заливка и другие) в программе Paint на основе простых сюжетов (например, образ дерева). Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint на основе темы «Тёплый и холодный цвета» (например, «Горящий костёр в синей ночи», «Перо жарптицы»). Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Масштаб. Доминанта. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: уважение и ценностное отношение к своей Родине – России; ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуальноличностные позиции и социально значимые личностные качества; духовно-нравственное развитие обучающихся; мотивация к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности; позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов. Патриотическое воспитание осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях. Гражданское воспитание осуществляется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты их эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовнонравственный поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают обучающемуся обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества. Эстетическое воспитание – важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественнотворческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности. Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественнотворческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу – обязательные требования к определённым заданиям по программе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными познавательными действиями В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Пространственные представления и сенсорные способности: характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать форму составной конструкции; выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях; передавать обобщённый образ реальности при построении плоской композиции; соотносить тональные отношения (тёмное – светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов; проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества; использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды; анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека; формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения; использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями; выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях; осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем; соблюдать правила информационной безопасности при работе в Интернете. Овладение универсальными коммуникативными действиями У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами; вести диалог и участвовать в обсуждении, проявляя уважительное отношение к противоположным мнениям, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности; демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем; признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей; взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. Овладение универсальными регулятивными действиями У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и проявляя бережное отношение к используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству: Модуль «Графика» Осваивать особенности и приёмы работы новыми графическими художественными материалами; осваивать выразительные свойства твёрдых, сухих, мягких и жидких графических материалов. Приобретать навыки изображения на основе разной по характеру и способу наложения линии. Овладевать понятием «ритм» и навыками ритмической организации изображения как необходимой композиционной основы выражения содержания. Осваивать навык визуального сравнения пространственных величин, приобретать умения соотносить пропорции в рисунках птиц и животных (с опорой на зрительские впечатления и анализ). Приобретать умение вести рисунок с натуры, видеть пропорции объекта, расположение его в пространстве; располагать изображение на листе, соблюдая этапы ведения рисунка, осваивая навык штриховки. Модуль «Живопись» Осваивать навыки работы цветом, навыки смешения красок, пастозное плотное и прозрачное нанесение краски; осваивать разный характер мазков и движений кистью, навыки создания выразительной фактуры и кроющие качества гуаши. Приобретать опыт работы акварельной краской и понимать особенности работы прозрачной краской. Знать названия основных и составных цветов и способы получения разных оттенков составного цвета. Различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета; осваивать смешение цветных красок с белой и чёрной (для изменения их тона). Знать о делении цветов на тёплые и холодные; уметь различать и сравнивать тёплые и холодные оттенки цвета. Осваивать эмоциональную выразительность цвета: цвет звонкий и яркий, радостный; цвет мягкий, «глухой» и мрачный и другое. Приобретать опыт создания пейзажей, передающих разные состояния погоды (например, туман, грозу) на основе изменения тонального звучания цвета, приобретать опыт передачи разного цветового состояния моря. Уметь в изображении сказочных персонажей выразить их характер (герои сказок добрые и злые, нежные и грозные); обсуждать, объяснять, какими художественными средствами удалось показать характер сказочных персонажей. Модуль «Скульптура» Познакомиться с традиционными игрушками одного из народных художественных промыслов; освоить приёмы и последовательность лепки игрушки в традициях выбранного промысла; выполнить в технике лепки фигурку сказочного зверя по мотивам традиций выбранного промысла (по выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учётом местных промыслов). Знать об изменениях скульптурного образа при осмотре произведения с разных сторон. Приобретать в процессе лепки из пластилина опыт передачи движения цельной лепной формы и разного характера движения этой формы (изображения зверушки). Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Рассматривать, анализировать и эстетически оценивать разнообразие форм в природе, воспринимаемых как узоры. Сравнивать, сопоставлять природные явления – узоры (например, капли, снежинки, паутинки, роса на листьях, серёжки во время цветения деревьев) – с рукотворными произведениями декоративного искусства (кружево, шитьё, ювелирные изделия и другое). Приобретать опыт выполнения эскиза геометрического орнамента кружева или вышивки на основе природных мотивов. Осваивать приёмы орнаментального оформления сказочных глиняных зверушек, созданных по мотивам народного художественного промысла (по выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учётом местных промыслов). Приобретать опыт преобразования бытовых подручных нехудожественных материалов в художественные изображения и поделки. Рассматривать, анализировать, сравнивать украшения человека на примерах иллюстраций к народным сказкам лучших художников-иллюстраторов (например, И. Я. Билибина), когда украшения не только соответствуют народным традициям, но и выражают характер персонажа; учиться понимать, что украшения человека рассказывают о нём, выявляют особенности его характера, его представления о красоте. Приобретать опыт выполнения красками рисунков украшений народных былинных персонажей. Модуль «Архитектура» Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги и объёмного декорирования предметов из бумаги. Участвовать в коллективной работе по построению из бумаги пространственного макета сказочного города или детской площадки. Рассматривать, характеризовать конструкцию архитектурных строений (по фотографиям в условиях урока), указывая составные части и их пропорциональные соотношения. Осваивать понимание образа здания, то есть его эмоционального воздействия. Рассматривать, приводить примеры и обсуждать вид разных жилищ, домиков сказочных героев в иллюстрациях известных художников детской книги, развивая фантазию и внимание к архитектурным постройкам. Приобретать опыт сочинения и изображения жилья для разных по своему характеру героев литературных и народных сказок. Модуль «Восприятие произведений искусства» Обсуждать примеры детского художественного творчества с точки зрения выражения в них содержания, настроения, расположения изображения в листе, цвета и других средств художественной выразительности, а также ответа на поставленную учебную задачу. Осваивать и развивать умения вести эстетическое наблюдение явлений природы, а также потребность в таком наблюдении. Приобретать опыт эстетического наблюдения и художественного анализа произведений декоративного искусства и их орнаментальной организации (например, кружево, шитьё, резьба и роспись по дереву и ткани, чеканка). Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений отечественных художников-пейзажистов (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, Н. П. Крымова и других по выбору учителя), а также художников-анималистов (В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина и других по выбору учителя). Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений живописи западноевропейских художников с активным, ярким выражением настроения (В. Ван Гога, К. Моне, А. Матисса и других по выбору учителя). Знать имена и узнавать наиболее известные произведения отечественных художников И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, В. М. Васнецова, В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина (и других по выбору учителя). Модуль «Азбука цифровой графики» Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в программе Paint (или другом графическом редакторе). Осваивать приёмы трансформации и копирования геометрических фигур в программе Paint, а также построения из них простых рисунков или орнаментов. Осваивать в компьютерном редакторе (например, Paint) инструменты и техники – карандаш, кисточка, ластик, заливка и другие – и создавать простые рисунки или композиции (например, образ дерева). Осваивать композиционное построение кадра при фотографировании: расположение объекта в кадре, масштаб, доминанта. Участвовать в обсуждении композиционного построения кадра в фотографии. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № п/п 1 2 Наименование разделов и тем программы Введение Как и чем работает художник Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы 2 Библиотека ЦОК РЭШ https://resh.edu.ru/subject/7/2/ Открытый урок https://urok.1sept.ru/ Инфоурок https://infourok.ru/ Открытая сеть работников образования https://nsportal.ru/ 14 Библиотека ЦОК РЭШ https://resh.edu.ru/subject/7/2/ Открытый урок https://urok.1sept.ru/ Инфоурок https://infourok.ru/ Открытая сеть работников образования https://nsportal.ru/ 14 3 Реальность и фантазия 5 4 4 О чем говорит искусство? 7 7 5 Как говорит искусство? 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 34 1 1 5 30 РЭШ https://resh.edu.ru/subject/7/2/ Открытый урок https://urok.1sept.ru/ Инфоурок https://infourok.ru/ Открытая сеть работников образования https://nsportal.ru/ Библиотека ЦОК РЭШ https://resh.edu.ru/subject/7/2/ Открытый урок https://urok.1sept.ru/ Инфоурок https://infourok.ru/ Открытая сеть работников образования https://nsportal.ru/ Библиотека ЦОК РЭШ https://resh.edu.ru/subject/7/2/ Открытый урок https://urok.1sept.ru/ Инфоурок https://infourok.ru/ Открытая сеть работников образования https://nsportal.ru/ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока 1 Учусь быть зрителем и художником: рассматриваем детское творчество и произведения декоративного искусства 1 РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4998/start/284055/ https://www.youtube.com/watch?v=l50-06JKiVo https://infourok.ru/prezentaciya-hudozhniki-i-zriteli-2-klass6708496.html?ysclid=lkcwr1mq2r756053050 2 Природа и художник: наблюдаем природу и обсуждаем произведения художников 1 http://www.myshared.ru/slide/549840/?ysclid=lkcwudp25q84621296 3 Художник рисует красками: смешиваем краски, рисуем эмоции и настроение 1 1 https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2013/12/20/prezentatsiyapo-izobrazitelnomu-iskusstvu 4 Художник рисует мелками и тушью: рисуем с натуры простые предметы 1 1 https://infourok.ru/vyrazitelnye-vozmozhnosti-graficheskihmaterialov-volshebnyj-les-5144062.html 5 С какими еще материалами работает художник: рассматриваем, обсуждаем, пробуем применять материалы для скульптуры 1 РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4366/start/ Презентация по изо во 2 классе на тему "Скульптура-как вид изо" https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-vo-2-klasse-na-temuskulptura-kak-vid-izo-5462551.html?ysclid=lkdparggva953516822 6 Гуашь, три основных цвета: рисуем дворец холодного ветра и дворец золотой осени 1 1 7 Волшебная белая: рисуем композицию «Сад в тумане, раннее утро» 1 1 Всего 1 Контрольные работы Практические работы Электронные ЦОР Презентация для 2 класса "Волшебный круг" https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoeiskusstvo/library/2015/08/26/prezentatsiya-k-uroku "Презентация «Три основных цвета» https://uchitelya.com/tehnologiya/84603-prezentaciya-tri-osnovnyhcveta-skazka-o-kraskah-2-klass.html Презентация к ИЗО 2 класс "Волшебная белая" https://infourok.ru/biblioteka/izo-mhk/klass-2/uchebnik-557/tema34586/type-56? ysclid=lkdpdfgu6t804641619 https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoeiskusstvo/library/2015/08/26/prezentatsiya-k-uroku 8 Волшебная черная: рисуем композицию «Буря в лесу» 1 1 9 Волшебные серые: рисуем цветной туман 1 1 10 Пастель и восковые мелки: рисуем осенний лес и листопад 1 1 11 Аппликация: создаем коврики на тему «Осенний листопад» 1 1 12 Что может линия: рисуем зимний лес 1 1 13 Линия на экране компьютера: рисуем луговые травы, деревья 1 1 14 Что может пластилин: лепим фигурку любимого животного 1 1 15 Бумага, ножницы, клей: создаем макет игровой площадки 1 1 16 Неожиданные материалы: создаем изображение из фантиков, пуговиц, ниток 1 1 17 Изображение, реальность, фантазия: рисуем домашних и фантастических 1 1 ВОЛШЕБНАЯ ЧЕРНАЯ ИЗО 2 КЛАСС ПРЕЗЕНТАЦИЯ https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoeiskusstvo/library/2015/08/26/prezentatsiya-k-uroku Презентация для 2 класса "Волшебная серая" https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoeiskusstvo/library/2015/08/26/prezentatsiya-k-uroku Презентация к уроку "Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Осенний лес" https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/prezentatciya_k_uroku_pastel_i_tcvetnie _melki_akva_165853.html?ysclid=lkdpziylq5480402581 Конспект и презентация к уроку ИЗО 2 класс "Художник делает аппликацию. Осенний коврик." https://infourok.ru/konspekt-iprezentaciya-k-uroku-izo-klass-hudozhnik-delaet-applikaciyuosenniy-kovrik-2614045.html?ysclid=lkdq3w81bg771469484 Презентация "Что может линия" https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoeiskusstvo/library/2015/08/26/prezentatsiya-k-uroku Презентация по изобразительному искусству на тему "Линия как средство выражения: ритм линий. Летний луг" https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-natemu-liniya-kak-sredstvo-virazheniya-ritm-liniy-letniy-lug857167.html?ysclid=lkdqbuxe78337439366 Презентация к уроку изобразительного искусства во 2 классе "Лепка игрушечных животных" https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-izobrazitelnogo-iskusstva-vo-klasse-lepka-igrushechnihzhivotnih-1484288.html?ysclid=lkdqrv1idz223602125 Неожиданные материалы -презентация к уроку по программе Б. Неменского https://www.art-talant.org/publikacii/13481neoghidannye-materialy-prezentaciya-k-uroku-po-programme-bnemenskogo Презентация по ИЗО на тему: "Игровая площадка" (2 класс) https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-na-temu-igrovayaploschadka-klass-3414534.html?ysclid=lkdqvgjta6457550309 https://ppt-online.org/152075?ysclid=lke6ml1ew2694673650 Презентация по изо на тему" Неожиданные материалы" https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-na-temu-neozhidanniemateriali-klass-3915976.html?ysclid=lkefgwowrs200597817 https://www.youtube.com/watch?v=anLbBKiBaBg https://pptonline.org/152075?ysclid=lkefizjdux865292405 Презентация "Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных" https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-izobrazhenie-i- животных fantaziia-izobrazheni.html?ysclid=lke6v6kgi0658059123 https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-klass-na-temu-izobrazheniei-fantaziya-nevidannoe-zhivotnoe3223189.html?ysclid=lke6wmw6ox408000973 18 Украшение, реальность, фантазия: рисуем кружево со снежинками, паутинками, звездочками 19 Постройка, реальность, фантазия: обсуждаем домики, которые построила природа 1 20 Конструируем природные формы: создаем композицию «Подводный мир» 1 Презентация урока ИЗО во 2 классе на тему "Кружевные узоры" https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-izo-vo-klasse-na-temukruzhevnie-uzori-3580866.html?ysclid=lke6yickos284389073 1 1 21 Конструируем сказочный город: строим из бумаги домик, улицу или площадь 1 1 Презентация "Домики , которые построила природа" https://infourok.ru/izo-prezentaciya-domiki-kotorye-postroilapriroda-4930537.html?ysclid=lke71hqp3c351309436 https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/prezentatciya_k_uroku_izobrazitelnogo_iskusstva_dom_ 160847.html?ysclid=lke738kw7g571197788 Презентация по теме "Постройка и реальность. Подводный мир." 2 класс https://infourok.ru/izo-prezentaciya-po-temepostroyka-i-realnost-podvodniy-mir-klass2127985.html?ysclid=lke7cmt03m539738278 Презентация по ИЗО на тему "Строим город из бумаги" https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_izo_na_temu_ stroim_gorod_iz_bumagi_2_klass_izo49056?ysclid=lke85tamt9484035700 https://www.youtube.com/watch?v=o3dYA-YyZ4U https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-gorod-iz-bumagi2675584.html?ysclid=lke8avqo4a858237430 22 Изображение природы в различных состояниях: рисуем природу разной по настроению 1 1 Урок изобразительного искусства по теме «Изображение природы в разных состояниях». 2-й класс https://urok.1sept.ru/articles/661209?ysclid=lkebqmihsm219591930 23 Изображение характера животных: передаем характер и настроение животных в рисунке 1 1 Конспект урока + презентация по ИЗО на тему "Изображение характера животного". 2-й класс https://urok.1sept.ru/articles/618506?ysclid=lkec2yzh6y528210784 1 24 Изображение характера человека: рисуем доброго или злого человека, героев сказок 1 1 Урок изобразительного искусства во 2-м классе "Образ человека и его характер https://urok.1sept.ru/articles/533335?ysclid=lkec5mqu87796543919 https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-na-temu-vyrazhenieharaktera-cheloveka-v-izobrazhenii-2-klass5773272.html?ysclid=lkec8dzhql702488340 25 Образ человека в скульптуре: создаем разных по характеру образов 1 1 Презентация Образ человека в скульптуре https://infourok.ru/prezentaciya-obraz-cheloveka-v-skulpture-izo-2- в объеме – легкий, стремительный и тяжелый, неповоротливый klass-5759096.html?ysclid=lkecmhnvep156666889 26 Человек и его украшения: создаем кокошник для доброй и злой героинь из сказок 27 О чем говорят украшения: рисуем украшения для злой и доброй феи, злого колдуна, доброго воина 1 1 28 Образ здания: рисуем дома для разных сказочных героев 1 1 29 Теплые и холодные цвета: рисуем костер или перо жар-птицы на фоне ночного неба 1 1 30 Тихие и звонкие цвета, ритм линий создаем композицию «Весенняя земля» Промежуточная аттестация по учебному предмету за 2023-2024 учебный год. Форма промежуточной аттестации: творческая работа. 1 1 1 Презентация по на тему "Человек и его украшения" https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-na-temu-chelovek-i-egoukrasheniya-klass-3770604.html?ysclid=lkecrv4ki0785217192 Презентация по изобразительному искусству на тему "О чём говорят украшения" https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-o-chyom-govoryat-ukrasheniyaklass-2783656.html?ysclid=lkecwz7eh124996410 Презентация к уроку ИЗО на тему: "Дома сказочных героев" https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-izo-na-temu-domaskazochnih-geroev-1633564.html?ysclid=lked0037j9249314879 Презентация по ИЗО "Огонь в ночи. Теплые и холодные цвета" https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-ogon-v-nochi-teplie-iholodnie-cveta-klass-1060324.html?ysclid=lked26xt5x809681444 https://www.youtube.com/watch?v=Ai6KJyDMpSg Презентация по изобразительному искусству "Тихие и звонкие цвета" https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomuiskusstvu-tihie-i-zvonkie-cveta-klass1768675.html?ysclid=lked590b3y394138362 https://www.youtube.com/watch?v=xDIuzT1DiwQ 1 31 Характер линий: рисуем весенние ветки – березы, дуба, сосны 1 1 Конспект урока «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева» (2 класс) + презентация https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2021/05/14/konspekturoka-izo-2-klass-prezentatsiya https://www.youtube.com/watch?v=8eytlh77zVQ 32 Характер линий: рисуем весенние ветки – березы, дуба, сосны 1 1 https://resh.edu.ru/subject/7/ https://www.youtube.com/watch?v=8eytlh77zVQ 33 Ритм и движение пятен: вырезаем из бумаги птичек и создаем из них композиции 1 1 34 Пропорции выражают характер: 1 1 Презентация к уроку ИЗО искусству на тему "«Птицы». Ритм пятен как средство выражения https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-izo-iskusstvu-na-temu-pticy-ritm-pyaten-kak-sredstvovyrazheniya-2-klass-4596169.html?ysclid=lkedej9clg985652568 https://www.youtube.com/watch?v=6eY0Yka56LU Презентация по изобразительному искусству на тему: "Пропорции выражают характер" https://infourok.ru/prezentaciya- создаем скульптуры птиц ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-proporcii-vyrazhayutharakter-2-klass-4266950.html?ysclid=lkedxsrpfn762454854 https://www.youtube.com/watch?v=2lkwpV8OiXs 34 1 30 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Изобразительное искусство: 2-й класс: учебник, 2 класс/ Коротеева Е. И.; под ред. Неменского Б. М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы : https://prosv.ru/_data/assistance/25/0efe3a7b-51c111df-b021-0019b9f502d2_1.pdf?ysclid=lkeggyo1v4944182029 пособие для учителей общеобразоват. учреждений – М. : Просвещение, 2023 2. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы. https://catalog.prosv.ru/attachment/1af29532-4d54-11db-9da7-00304874af64.pdf 3. Рабочая программа начального общего образования предмета "Изобразительное искусство" https://edsoo.ru/Predmet_Izobrazitelnoe.htm 4. Методическое пособие к примерной рабочей программе основного общего образования «Изобразительное искусство» https://edsoo.ru/Predmet_Izobrazitelnoe.htm 5. Словарь искусствоведческих терминов. https://monographies.ru/ru/book/section?id=6712&ysclid=lkegm9lsgz747965521 6. Учебник по изобразительному искусству Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1-4 класс Печатные пособия – Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте – Портреты русских и зарубежных художников – Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека – Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента – Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта – Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/subject/7/2/ – Библиотека ЦОК РЭШ https://urok.1sept.ru/ – Открытый урок https://infourok.ru/ – Инфоурок https://nsportal.ru/ – Открытая сеть работников образования https://obuchalka.org/obuchenie-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/poklassam/?ysclid=lkehcpjrmr226595869 – Обучение рисованию и изобразительному искусству по классам Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)