МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
педагогического совета №11
от «30» июня 2025 г.
Директор
_________________
Железнякова З.А.
Приказ №183-О
от «30» июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6627419)
учебного предмета «Вероятность и статистика»
(Базовый уровень)
для обучающихся 7-9 классов
Черемухово 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают
всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и
их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число
профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в
области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения
образования и для успешной профессиональной карьеры.
Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у
него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка
или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное
вероятностное и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у
обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве
неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически
анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать
вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей,
производить простейшие вероятностные расчёты.
Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и
представления данных из различных сфер жизни общества и государства
приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ
комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа
вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории
графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в
области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и
вероятности обогащаются представления обучающихся о современной
картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли
статистики как источника социально значимой информации и закладываются
основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса
«Вероятность и статистика» основного общего образования выделены
следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и
описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики»,
«Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика»
служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения
и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и
графиках, до сбора, представления и анализа данных с использованием
статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными,
обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать,
аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над
факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на
рассматриваемые величины и процессы.
Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование
закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для
изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические
задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного
события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с
простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах
с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами,
позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В учебный курс
входят начальные представления о случайных величинах и их числовых
характеристиках.
В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с
множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются
примеры применения для решения задач, а также использования в других
математических курсах и учебных предметах.
В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в
который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика»,
«Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».
На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 102
часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение
таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и
круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из
диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах,
наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры
случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и
частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе
и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная
степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в
графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном
графе. Решение задач с помощью графов.
8 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над
множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над
множествами:
переместительное,
сочетательное,
распределительное,
включения. Использование графического представления множеств для
описания реальных процессов и явлений, при решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение
числовых наборов. Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события.
Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными
событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически
достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей
вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения.
Решение задач с помощью графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и
пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения
вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые
события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на
нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента,
диаграмм Эйлера.
9 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков,
интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по
реальным данным.
Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник
Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики.
Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка и из дуги окружности.
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия
испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.
Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое
ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как
теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и
дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний
Бернулли».
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью
частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И
СТАТИСТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к
достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в
других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических
основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы,
опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки,
осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием
важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности,
этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической
культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни
(здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность),
сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием
глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах
и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между
понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации,
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные,
частные и общие, условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и
утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно
несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие
противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по
установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования,
оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых
условиях.
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи,
комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать
идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать
формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных
математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды
работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие),
выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество
своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с
учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на
основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины
достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить
диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах,
графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана,
наибольшее и наименьшее значения, размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических
данных, иметь представление о статистической устойчивости.
К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять
данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах,
дисперсия и стандартное отклонение).
Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в
опытах с равновозможными элементарными событиями.
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над множествами: объединение,
пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств, применять свойства множеств.
Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в
том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде таблиц, диаграмм,
графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и
методов.
Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе средние значения и
меры рассеивания.
Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами проведённых измерений и
наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с равновозможными
элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли.
Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей.
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной изменчивости и о
роли закона больших чисел в природе и обществе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с требованиями к результатам освоения ООП и элементами
содержания по предмету вероятность и статистика
7 КЛАСС
№ п/п
1.
2.
Название
(блока,
модуля)
темы
раздела,
Представление данных
Описательная
статистика
Количество
часов
Элементы содержания
7
8
Представление данных в
виде
таблиц,
диаграмм,
графиков. Заполнение таблиц,
чтение и построение диаграмм
(столбиковых (столбчатых) и
круговых). Чтение графиков
реальных
процессов.
Извлечение информации из
диаграмм
и
таблиц,
использование и интерпретация
данных.
Описательная статистика:
среднее
арифметическое,
медиана, размах, наибольшее и
наименьшее значения набора
числовых данных. Примеры
случайной изменчивости.
Требования
к
результатам
освоения ООП (в
т.ч. проверяемые
на ОГЭ)
Планируемые
метапредметные
результаты
Читать информацию,
представленную
в
таблицах,
на
диаграммах,
представлять данные
в
виде
таблиц,
строить диаграммы МП 1.1; 1.2; 1.3
(столбиковые
(столбчатые)
и
круговые)
по
массивам значений
ГИА 14
Описывать
и
интерпретировать
реальные числовые
данные,
представленные
в
таблицах,
на
диаграммах,
графиках
Использовать
для
описания
данных
МП 1.2; 1.3
статистические
характеристики:
среднее
арифметическое,
медиана,
наибольшее
наименьшее
значения, размах
3.
4.
Случайная
изменчивость
Введение
графов
в
теорию
6
Случайный эксперимент
(опыт) и случайное событие.
Вероятность и частота.
4
Граф, вершина, ребро.
Степень вершины. Число рёбер
и суммарная степень вершин.
Представление о связности
графа. Цепи и циклы. Пути в
графах. Обход графа (эйлеров
путь).
Представление
об
ориентированном
графе.
Решение задач с помощью
графов.
и
ГИА 14
Иметь
представление
о
случайной
изменчивости
на
примерах
цен,
физических величин,
МП 1.1; 1.3
антропометрических
данных,
иметь
представление
о
статистической
устойчивости
ГИА 14, 15
Использовать
графические модели:
дерево
случайного
эксперимента,
диаграммы
Эйлера,
МП 1.1; 1.2; 1.3; 3.1
числовая прямая
ГИА 1
5.
Вероятность и частота
случайного события
4
Случайный
эксперимент
(опыт) и случайное событие.
Вероятность и частота. Роль
маловероятных и практически
достоверных
событий
в
природе и в обществе. Монета
и игральная кость в теории
вероятностей.
Иметь
представление
о
случайной
изменчивости
на
примерах
цен,
физических величин,
антропометрических
данных,
иметь
представление
о
статистической
устойчивости
МП 1.1; 1.3
ГИА 15
6.
Обобщение,
систематизация знаний
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
5
34
ГИА 14, 15
МП 1.1; 1.2; 1.3; 3.1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с требованиями к результатам освоения ООП и элементами
содержания по предмету вероятность и статистика
8 КЛАСС
№ п/п
1.
2.
Название
(блока,
модуля)
Повторение
класса
темы
раздела,
курса
Описательная
статистика.
Рассеивание данных
7
Количество
часов
Элементы содержания
4
4
Требования
к
результатам
освоения ООП (в
т.ч. проверяемые
на ОГЭ)
Планируемые
метапредметные
результаты
Представление
данных в виде таблиц,
диаграмм, графиков.
Извлекать
и
преобразовывать
информацию,
представленную в
виде
таблиц,
диаграмм, графиков,
МП 1.1; 1.2; 1.3; 3.1
представлять
данные
в
виде
таблиц,
диаграмм, графиков
ГИА 14
Измерение
рассеивания
данных.
Дисперсия и стандартное
отклонение
числовых
наборов.
Диаграмма
рассеивания.
Описывать данные с
помощью
статистических
показателей:
средних значений и
мер рассеиМП 1.1; 1.3
вания
(размах,
дисперсия
и
стандартное
отклонение)
ГИА 14
3.
Множества
4
4.
Вероятность
случайного события
6
5.
Введение
графов
4
в
теорию
Элементарные
события случайного опыта.
Случайные
события.
Вероятности
событий.
Опыты с равновозможными
элементарными
событиями.
Случайный
выбор.
Связь
между
маловероятными
и
практически достоверными
событиями в природе,
обществе и науке.
Оперировать
понятиями:
множество,
подмножество;
выполнять операции
над множествами:
объединение,
пересечение,
дополнение;
перечислять
элементы
множеств,
применять свойства
множеств
ГИА 1
Находить
вероятности
случайных событий
в
опытах,
зная
вероятности
элементарных
событий,
в
том
числе в опытах с
равновозможными
МП 1.1; 1.3
Элементарные
события случайного опыта.
МП 1.1; 1.3
Случайные
события.
Вероятности
событий.
Опыты с равновозможными
элементарными
событиями.
Случайный
выбор.
Связь
между
маловероятными
и
практически достоверными элементарными
событиями
событиями в природе,
ГИА 15
обществе и науке.
Дерево.
Свойства Использовать
МП 1.2; 1.3; 3.1
деревьев: единственность графические модели:
дерево
случайного
пути,
существование
эксперимента,
висячей вершины, связь диаграммы Эйлера,
между числом вершин и
числом рёбер. Правило
умножения.
Решение
задач с помощью графов.
6.
Случайные события
8
7.
Обобщение,
систематизация знаний
4
Противоположные
события.
Диаграмма
Эйлера. Объединение и
пересечение
событий.
Несовместные
события.
Формула
сложения
вероятностей.
Условная
вероятность.
Правило
умножения. Независимые
события.
Представление
эксперимента
в
виде
дерева. Решение задач на
нахождение вероятностей с
помощью
дерева
случайного эксперимента,
диаграмм Эйлера.
числовая прямая.
Использовать
графическое
представление
множеств и связей
между ними для
описания процессов
и явлений, в том
числе при решении
задач из
других
учебных предметов и
курсов ГИА 1
Использовать
графические модели:
МП 1.1; 1.3
дерево
случайного
эксперимента,
диаграммы Эйлера,
числовая прямая.
Находить
вероятности
случайных событий
в
опытах,
зная
вероятности
элементарных
событий,
в
том
числе в опытах с
равновозможными
элементарными
событиями.
ГИА 1, 15
ГИА 1, 14, 15
МП 1.1; 1.2; 1.3; 3.1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с требованиями к результатам освоения ООП и элементами
содержания по предмету вероятность и статистика
9 КЛАСС
№ п/п
1.
Название
(блока,
модуля)
Повторение
класса
темы
раздела,
курса
8
Количество
часов
Элементы содержания
4
Представление
данных в виде таблиц,
диаграмм,
графиков,
интерпретация
данных.
Чтение и построение
таблиц,
диаграмм,
графиков по реальным
данным.
2.
Элементы
комбинаторики
4
Перестановки
и
факториал. Сочетания и
число
сочетаний.
Треугольник
Паскаля.
Решение
задач
с
использованием
комбинаторики.
3.
Геометрическая
вероятность
4
Геометрическая
вероятность. Случайный
Требования
к
результатам
освоения ООП (в
т.ч. проверяемые
на ОГЭ)
Извлекать
и
преобразовывать
информацию,
представленную
в
различных
источниках в виде
таблиц,
диаграмм,
графиков,
представлять данные
в
виде
таблиц,
диаграмм, графиков
ГИА 14
Планируемые
метапредметные
результаты
МП 1.1; 1.2; 1.3; 3.1
Решать задачи
организованным
МП 1.1; 1.3
перебором
вариантов, а также
с
использованием
комбинаторных
правил и методов
ГИА 15
Находить
частоты
значений и частоты МП 1.1; 1.3
выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка и из
дуги окружности.
4.
5.
Испытания Бернулли
Случайная величина
6
6
Испытание. Успех и
неудача. Серия испытаний
до первого успеха. Серия
испытаний
Бернулли.
Вероятности событий в
серии
испытаний
Бернулли.
Случайная величина
и
распределение
вероятностей.
Математическое
ожидание и дисперсия.
Примеры
математического
ожидания
как
теоретического среднего
значения
величины.
Математическое
события,
в
том
числе
пользуясь
результатами проведённых измерений и
наблюдений
ГИА 14,15
Находить
вероятности
МП 1.1; 1.3
случайных событий
в изученных опытах,
в том числе в
опытах
с
равновозможными
элементарными
событи- ями,
в
сериях
испытаний
до первого успеха,
в сериях испытаний
Бернулли
ГИА 15
Иметь
МП 1.1
представление
о
случайной величине
и о распределении
вероятностей.
Иметь
представление
о
законе
больших
чисел
как
о
проявлении
закономерности
в
случайной
ожидание и дисперсия изменчивости и о
закона
случайной
величины роли
больших
чисел
«число успехов в серии
в природе и обществе
испытаний Бернулли».
Понятие о законе ГИА 15
больших
чисел.
Измерение вероятностей с
помощью частот. Роль и
значение закона больших
чисел в природе и
обществе.
6.
Обобщение, контроль
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
10
34
ГИА 14; 15
МП 1.1; 1.2; 1.3; 3.1
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с требованиями к результатам освоения ООП и элементами содержания
по предмету вероятность и статистика
7 КЛАСС
№ п/п
1.
Название
(блока,
модуля)
темы
раздела,
Представление данных
в таблицах
Количество
часов
Элементы содержания
1
2.
Практические
вычисления
по
табличным данным
1
3.
Извлечение
интерпретация
табличных данных
1
4.
Практическая
"Таблицы"
5.
Графическое
представление данных
в
виде
круговых,
столбиковых
(столбчатых) диаграмм
1
6.
Чтение и построение
диаграмм.
Примеры
1
и
работа
1
Представление данных в
виде таблиц, диаграмм,
графиков.
Заполнение
таблиц,
чтение
и
построение
диаграмм
(столбиковых
(столбчатых)
и
круговых).
Чтение
графиков
реальных
процессов. Извлечение
информации
из
диаграмм и таблиц,
использование
и
интерпретация данных.
Требования
к
результатам
освоения ООП (в
т.ч. проверяемые
на ОГЭ)
Планируемые
метапредметные
результаты
ГИА 14
МП 1.1; 1.2; 1.3
демографических
диаграмм
7.
Практическая
"Диаграммы"
работа
8.
Числовые
наборы.
Среднее
арифметическое
1
9.
Числовые
наборы.
Среднее
арифметическое
1
10.
Медиана
числового
набора. Устойчивость
медианы
1
11.
Медиана
числового
набора. Устойчивость
медианы
1
12.
Практическая работа
"Средние значения"
1
13.
Наибольшее
наименьшее
числового
Размах
и
значения
набора.
1
14.
Наибольшее
наименьшее
числового
Размах
и
значения
набора.
1
1
ГИА 14
Описательная
статистика:
среднее
арифметическое,
медиана,
размах,
наибольшее
и
наименьшее
значения
набора
числовых
данных.
Примеры
случайной
изменчивости.
МП 1.2; 1.3
15.
Наибольшее
наименьшее
числового
Размах
и
значения
набора.
16.
Контрольная работа по
темам "Представление
данных. Описательная
статистика"
1
17.
Случайная
изменчивость
(примеры)
1
18.
Частота значений
массиве данных
19.
Группировка
1
20.
Гистограммы
1
21.
Гистограммы
1
22.
Практическая
"Случайная
изменчивость"
23.
Граф, вершина, ребро.
Представление задачи с
помощью графа
24.
Степень (валентность)
вершины. Число рёбер
и суммарная степень
вершин. Цепь и цикл
в
1
1
ГИА 14
Случайный
эксперимент (опыт) и
случайное
событие.
Вероятность и частота.
МП 1.1; 1.3
работа
1
1
1
Граф, вершина, ребро.
Степень вершины. Число ГИА 14
рёбер
и
суммарная
степень
вершин.
Представление
о
связности графа. Цепи и
циклы. Пути в графах.
МП 1.1; 1.2; 1.3; 3.1
25.
Цепь и цикл. Путь в
графе. Представление о
связности графа
1
26.
Представление
ориентированных
графах
1
27.
Случайный опыт
случайное событие
об
и
1
Вероятность и частота
события.
Роль
маловероятных
и
практически
достоверных событий в
природе и в обществе
1
29.
Монета и игральная
кость
в
теории
вероятностей
1
30.
Практическая работа
"Частота
выпадения
орла"
1
31.
Контрольная работа по
темам
"Случайная
изменчивость. Графы.
Вероятность
случайного события"
1
Повторение,
обобщение.
Представление данных
1
28.
32.
Обход графа (эйлеров
путь). Представление об
ориентированном графе.
Решение
задач
с
помощью графов.
Случайный эксперимент
(опыт)
и
случайное
событие. Вероятность и
частота.
Роль
маловероятных
и
практически
достоверных событий в
природе и в обществе.
Монета и игральная
кость
в
теории
вероятностей.
ГИА 15
МП 1.1; 1.3
ГИА 14, 15
МП 1.1; 1.2; 1.3; 3.1
33.
Повторение,
обобщение.
Описательная
статистика
1
34.
Повторение,
обобщение.
Вероятность
случайного события
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с требованиями к результатам освоения ООП и элементами содержания
по предмету вероятность и статистика
8 КЛАСС
№ п/п
Название
(блока,
модуля)
темы
раздела,
Количество
часов
1.
Представление данных.
Описательная
статистика
1
2.
Случайная
изменчивость. Средние
числового набора
1
3.
Случайные
события.
Вероятности и частоты
1
4.
Классические модели
теории вероятностей:
монета и игральная
кость
1
5.
Отклонения
1
6.
Дисперсия
набора
7.
Стандартное
отклонение числового
набора
числового
1
1
Элементы содержания
Требования
к
результатам
освоения ООП (в
т.ч. проверяемые
на ОГЭ)
Представление данных в
виде таблиц, диаграмм,
графиков.
ГИА 14
Измерение рассеивания
данных. Дисперсия и
стандартное отклонение
числовых
наборов.
Диаграмма рассеивания.
ГИА 14
Планируемые
метапредметные
результаты
МП 1.1; 1.2; 1.3; 3.1
МП 1.1; 1.3
8.
Диаграммы
рассеивания
1
9.
Множество,
подмножество
1
10.
Операции
множествами:
объединение,
пересечение,
дополнение
11.
Свойства операций над
множествами:
переместительное,
сочетательное,
распределительное,
включения
1
12.
Графическое
представление
множеств
1
13.
Контрольная работа по
темам
"Статистика.
Множества"
1
14.
Элементарные
события.
Случайные
события
1
15.
Благоприятствующие
элементарные события.
Вероятности событий
1
ГИА 1
над
1
МП 1.1; 1.3
Элементарные
события
случайного
опыта.
Случайные
события.
Вероятности
событий.
Опыты
с
равновозможными
элементарными
событиями. Случайный
выбор.
Связь
между
маловероятными
и
практически
достоверными событиями
в природе, обществе и
науке.
Элементарные
события случайного опыта. ГИА 15
Случайные
события.
Вероятности
событий.
Опыты с равновозможными
элементарными
МП 1.1; 1.3
16.
Благоприятствующие
элементарные события.
Вероятности событий
1
17.
Опыты
с
равновозможными
элементарными
событиями. Случайный
выбор
1
18.
Опыты
с
равновозможными
элементарными
событиями. Случайный
выбор
1
19.
Практическая работа
"Опыты
с
равновозможными
элементарными
событиями"
1
20.
Дерево
1
21.
Свойства
дерева:
единственность пути,
существование висячей
вершины, связь между
числом
вершин
и
числом рёбер
1
22.
Правило умножения
1
23.
Правило умножения
1
событиями.
Случайный
выбор.
Связь
между
маловероятными
и
практически достоверными
событиями в природе,
обществе и науке.
Дерево.
Свойства
деревьев: единственность
пути,
существование
висячей вершины, связь
между числом вершин и
числом рёбер. Правило
умножения.
Решение
задач с помощью графов.
ГИА 1
МП 1.2; 1.3; 3.1
24.
Противоположное
событие
1
25.
Диаграмма
Эйлера.
Объединение
и
пересечение событий
1
26.
Несовместные
события.
Формула
сложения вероятностей
1
27.
Несовместные
события.
Формула
сложения вероятностей
1
28.
Правило
умножения
вероятностей.
Условная вероятность.
Независимые события
1
29.
Правило
умножения
вероятностей.
Условная вероятность.
Независимые события
1
30.
Представление
случайного
эксперимента в виде
дерева
1
31.
Представление
случайного
эксперимента в виде
дерева
1
ГИА 15
Противоположные
события.
Диаграмма
Эйлера. Объединение и
пересечение
событий.
Несовместные
события.
Формула
сложения
вероятностей.
Условная
вероятность.
Правило
умножения. Независимые
события.
Представление
эксперимента
в
виде
дерева. Решение задач на
нахождение вероятностей с
помощью
дерева
случайного эксперимента,
диаграмм Эйлера.
МП 1.1; 1.3
32.
Повторение,
обобщение.
Представление данных.
Описательная
статистика
1
33.
Повторение,
обобщение. Графы
1
34.
Контрольная работа по
темам
"Случайные
события. Вероятность.
Графы"
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
ГИА 1, 14, 15
МП 1.1; 1.2; 1.3; 3.1
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с требованиями к результатам освоения ООП и элементами содержания
по предмету вероятность и статистика
9 КЛАСС
№ п/п
Название
(блока,
модуля)
темы
раздела,
Количество
часов
Элементы содержания
1.
Представление данных
1
2.
Описательная
статистика
1
3.
Операции
событиями
4.
Независимость
событий
1
5.
Комбинаторное
правило умножения
1
6.
Перестановки.
Факториал. Сочетания
и число сочетаний
1
7.
Треугольник Паскаля
1
8.
Практическая работа
"Вычисление
вероятностей
с
использованием
1
над
1
Требования
к
результатам
освоения ООП (в
т.ч. проверяемые
на ОГЭ)
Представление данных в
виде таблиц, диаграмм, ГИА 14
графиков,
интерпретация данных.
Чтение и построение
таблиц,
диаграмм,
графиков по реальным
данным.
ГИА 15
Перестановки
и
факториал. Сочетания и
число
сочетаний.
Треугольник
Паскаля.
Решение
задач
с
использованием
комбинаторики.
Планируемые
метапредметные
результаты
МП 1.1; 1.2; 1.3; 3.1
МП 1.1; 1.3
комбинаторных
функций электронных
таблиц"
9.
Геометрическая
вероятность.
Случайный
выбор
точки из фигуры на
плоскости, из отрезка,
из дуги окружности
1
10.
Геометрическая
вероятность.
Случайный
выбор
точки из фигуры на
плоскости, из отрезка,
из дуги окружности
1
11.
Геометрическая
вероятность.
Случайный
выбор
точки из фигуры на
плоскости, из отрезка,
из дуги окружности
1
12.
Геометрическая
вероятность.
Случайный
выбор
точки из фигуры на
плоскости, из отрезка,
из дуги окружности
1
ГИА 14; 15
Геометрическая
вероятность. Случайный
выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка и из
дуги окружности.
МП 1.1; 1.3
13.
Испытание. Успех и
неудача.
Серия
испытаний до первого
успеха
1
14.
Испытание. Успех и
неудача.
Серия
испытаний до первого
успеха
1
15.
Испытание. Успех и
неудача.
Серия
испытаний до первого
успеха
1
16.
Испытания Бернулли.
Вероятности событий в
серии
испытаний
Бернулли
1
17.
Испытания Бернулли.
Вероятности событий в
серии
испытаний
Бернулли
1
18.
Практическая работа
"Испытания Бернулли"
1
19.
Случайная величина и
распределение
вероятностей
1
20.
Математическое
ожидание и дисперсия
случайной величины
1
ГИА 15
МП 1.1; 1.3
Испытание. Успех и
неудача. Серия испытаний
до первого успеха. Серия
испытаний
Бернулли.
Вероятности событий в
серии
испытаний
Бернулли.
Случайная величина ГИА 15
и
распределение
вероятностей.
Математическое
ожидание и дисперсия.
Примеры
МП 1.1
21.
Примеры
математического
ожидания
как
теоретического
среднего
значения
величины
1
22.
Понятие
о
законе
больших чисел
1
23.
Измерение
вероятностей
помощью частот
с
1
24.
Применение
закона
больших чисел
1
25.
Обобщение,
систематизация знаний.
Представление данных
1
26.
Обобщение,
систематизация знаний.
Описательная
статистика
1
Обобщение,
систематизация знаний.
Представление данных.
Описательная
статистика
1
27.
математического
ожидания
как
теоретического среднего
значения
величины.
Математическое
ожидание и дисперсия
случайной
величины
«число успехов в серии
испытаний Бернулли».
Понятие о законе
больших
чисел.
Измерение вероятностей с
помощью частот. Роль и
значение закона больших
чисел в природе и
обществе.
ГИА 14; 15
МП 1.1; 1.2; 1.3; 3.1
28.
Обобщение,
систематизация знаний.
Вероятность
случайного события
1
29.
Обобщение,
систематизация знаний.
Вероятность
случайного
события.
Элементы
комбинаторики
1
30.
Обобщение,
систематизация знаний.
Элементы
комбинаторики
1
31.
Обобщение,
систематизация знаний.
Элементы
комбинаторики.
Случайные величины и
распределения
1
32.
Обобщение,
систематизация знаний.
Случайные величины и
распределения
1
33.
Итоговая контрольная
работа
1
34.
Обобщение,
систематизация знаний
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
5
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
Вероятность и статистика
Читать
5.1
информацию,
представленную
в
таблицах,
на
диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить
диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам
значений
5.2
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные,
представленные в таблицах, на диаграммах, графиках
Использовать
5.3
для
описания
данных
статистические
характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее
и наименьшее значения, размах
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах
5.4
цен, физических величин, антропометрических данных, иметь
представление о статистической устойчивости
8 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
5
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
Вероятность и статистика
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в
5.1
виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде
таблиц, диаграмм, графиков
Описывать данные с помощью статистических показателей:
5.2
средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и
стандартное отклонение)
5.3
Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том
числе по результатам измерений и наблюдений
Находить вероятности случайных событий в опытах, зная
5.4
вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с
равновозможными элементарными событиями
5.5
Использовать
графические
модели:
дерево
случайного
эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая
Оперировать понятиями: множество, подмножество; выполнять
5.6
операции
над
дополнение;
множествами:
перечислять
объединение,
элементы
множеств,
пересечение,
применять
свойства множеств
Использовать графическое представление множеств и связей
5.7
между ними для описания процессов и явлений, в том числе при
решении задач из других учебных предметов и курсов
9 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
5
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
Вероятность и статистика
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в
5.1
различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков,
представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков
5.2
Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с
использованием комбинаторных правил и методов
Использовать описательные характеристики для массивов
5.3
числовых данных, в том числе средние значения и меры
рассеивания
5.4
5.5
Находить частоты значений и частоты события, в том числе
пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах,
в том числе в опытах с равновозможными элементарными
событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях
испытаний Бернулли
5.6
Иметь представление о случайной величине и о распределении
вероятностей
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении
5.7
закономерности в случайной изменчивости и о роли закона
больших чисел в природе и обществе
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
7 КЛАСС
Код
5
Проверяемый элемент содержания
Вероятность и статистика
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение
таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и
5.1
круговых).
Чтение
графиков
реальных
процессов.
Извлечение
информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация
данных
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах,
5.2
наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных.
Примеры случайной изменчивости
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и
5.3
частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в
природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная
5.4
степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути
в
графах.
Обход
графа
(эйлеров
путь).
Представление
об
ориентированном графе. Решение задач с помощью графов
8 КЛАСС
Код
5
5.1
5.2
5.3
5.4
Проверяемый элемент содержания
Вероятность и статистика
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над
множествами: объединение, пересечение, дополнение
Свойства
операций
над
множествами:
переместительное,
сочетательное, распределительное, включения
Использование графического представления множеств для описания
реальных процессов и явлений, при решении задач.
5.5
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение
числовых наборов. Диаграмма рассеивания
Элементарные события случайного опыта. Случайные события.
5.6
Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными
событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и
практически достоверными событиями в природе, обществе и науке
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование
5.7
висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер.
Правило умножения. Решение задач с помощью графов
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и
5.8
пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения
вероятностей
5.9
Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события
Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на
5.10
нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента,
диаграмм Эйлера
9 КЛАСС
Код
5
Проверяемый элемент содержания
Вероятность и статистика
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация
5.1
данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным
данным
5.2
Перестановки и факториал
5.3
Сочетания и число сочетаний
5.4
Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики
5.5
5.6
5.7
5.8
Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка и из дуги окружности
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха
Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний
Бернулли
Случайная величина и распределение вероятностей
5.9
5.10
5.11
Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического
ожидания как теоретического среднего значения величины
Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число
успехов в серии испытаний Бернулли»
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью
частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе
ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ ТРЕБОВАНИЯ К
РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Код
проверяемого
требования
Проверяемые требования к предметным результатам освоения
основной образовательной программы основного общего
образования на основе ФГОС
1
Умение оперировать понятиями: множество, подмножество,
операции над множествами; умение оперировать понятиями: граф,
связный граф, дерево, цикл, применять их при решении задач; умение
использовать графическое представление множеств для описания
реальных процессов и явлений, при решении задач из других учебных
предметов
2
Умение оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема,
доказательство; умение распознавать истинные и ложные
высказывания, приводить примеры и контрпримеры, строить
высказывания и отрицания высказываний
3
Умение оперировать понятиями: натуральное число, простое и
составное число, делимость натуральных чисел, признаки делимости,
целое число, модуль числа, обыкновенная дробь и десятичная дробь,
стандартный вид числа, рациональное число, иррациональное число,
арифметический квадратный корень; умение выполнять действия с
числами, сравнивать и упорядочивать числа, представлять числа на
координатной прямой, округлять числа; умение делать прикидку и
оценку результата вычислений
4
Умение оперировать понятиями: степень с целым показателем,
арифметический квадратный корень, многочлен, алгебраическая
дробь, тождество; знакомство с корнем натуральной степени больше
единицы; умение выполнять расчёты по формулам, преобразования
целых, дробно-рациональных выражений и выражений с корнями,
разложение многочлена на множители, в том числе с использованием
формул разности квадратов и квадрата суммы и разности
5
Умение оперировать понятиями: числовое равенство, уравнение с
одной переменной, числовое неравенство, неравенство с переменной;
умение решать линейные и квадратные уравнения, дробнорациональные уравнения с одной переменной, системы двух
линейных уравнений, линейные неравенства и их системы,
квадратные и дробно-рациональные неравенства с одной переменной,
в том числе при решении задач из других предметов и практических
задач; умение использовать координатную прямую и координатную
плоскость для изображения решений уравнений, неравенств и систем
6
Умение оперировать понятиями: функция, график функции, нули
функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания,
убывания, наибольшее и наименьшее значения функции; умение
оперировать понятиями: прямая пропорциональность, линейная
функция, квадратичная функция, обратная пропорциональность,
парабола, гипербола; умение строить графики функций, использовать
графики для определения свойств процессов и зависимостей, для
решения задач из других учебных предметов и реальной жизни;
умение выражать формулами зависимости между величинами
7
Умение
оперировать
понятиями:
последовательность,
арифметическая и геометрическая прогрессии; умение использовать
свойства последовательностей, формулы суммы и общего члена при
решении задач, в том числе задач из других учебных предметов и
реальной жизни
8
Умение решать задачи разных типов (в том числе на проценты, доли
и части, движение, работу, цену товаров и стоимость покупок и услуг,
налоги, задачи из области управления личными и семейными
финансами); умение составлять выражения, уравнения, неравенства и
системы по условию задачи, исследовать полученное решение и
оценивать правдоподобность полученных результатов
9
Умение оперировать понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч,
ломаная, угол, многоугольник, треугольник, равнобедренный и
равносторонний треугольники, прямоугольный треугольник,
медиана, биссектриса и высота треугольника, четырёхугольник,
параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция;
окружность, круг, касательная; знакомство с пространственными
фигурами; умение решать задачи, в том числе из повседневной жизни,
на нахождение геометрических величин с применением изученных
свойств фигур и фактов
10
Умение оперировать понятиями: равенство фигур, равенство
треугольников; параллельность и перпендикулярность прямых, угол
между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие
фигур, подобные треугольники, симметрия относительно точки и
прямой; умение распознавать равенство, симметрию и подобие
фигур, параллельность и перпендикулярность прямых в окружающем
мире
11
Умение оперировать понятиями: длина, расстояние, угол (величина
угла, синус и косинус угла треугольника), площадь; умение оценивать
размеры предметов и объектов в окружающем мире; умение
применять формулы периметра и площади многоугольников, длины
окружности
и
площади
круга,
объема
прямоугольного
параллелепипеда;
умение
применять
признаки
равенства
треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему
Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин,
расстояний, площадей
12
Умение изображать плоские фигуры
пространственные фигуры от руки, с
инструментов и электронных средств
символьному описанию
и их комбинации,
помощью чертёжных
по текстовому или
13
Умение оперировать понятиями: прямоугольная система координат;
координаты точки, вектор, сумма векторов, произведение вектора на
число, скалярное произведение векторов; умение использовать
векторы и координаты для представления данных и решения задач, в
том числе из других учебных предметов и реальной жизни
14
Умение оперировать понятиями: столбиковые и круговые диаграммы,
таблицы, среднее арифметическое, медиана, наибольшее и
наименьшее значения, размах числового набора; умение извлекать,
интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную
в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики
реальных процессов и явлений; умение распознавать изменчивые
величины в окружающем мире
15
Умение оперировать понятиями: случайный опыт (случайный
эксперимент), элементарное событие (элементарный исход)
случайного опыта, случайное событие, вероятность события; умение
находить вероятности случайных событий в опытах с
равновозможными элементарными событиями; умение решать задачи
методом организованного перебора и с использованием правила
умножения; умение оценивать вероятности реальных событий и
явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных
событий в окружающем мире и в жизни; знакомство с понятием
независимых событий; знакомство с законом больших чисел и его
ролью в массовых явлениях
16
Умение выбирать подходящий изученный метод для решения задачи,
приводить примеры математических закономерностей в природе и
жизни, распознавать проявление законов математики в искусстве,
описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе
развития математики как науки, приводить примеры математических
открытий и их авторов в отечественной и всемирной истории
ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ОГЭ
ПО МАТЕМАТИКЕ
Код
1
Проверяемый элемент содержания
Числа и вычисления
1.1
Натуральные и целые числа. Признаки делимости целых чисел
1.2
Обыкновенные и десятичные дроби, проценты, бесконечные периодические
дроби
1.3
Рациональные числа. Арифметические операции с рациональными числами
1.4
Действительные числа. Арифметические операции с действительными
числами
1.5
Приближённые вычисления, правила округления, прикидка и оценка
результата вычислений
2
Алгебраические выражения
2.1
Буквенные выражения (выражения с переменными)
2.2
Степень с целым показателем. Степень с рациональным показателем.
Свойства степени
2.3
Многочлены
2.4
Алгебраическая дробь
2.5
Арифметический корень натуральной степени. Действия с арифметическими
корнями натуральной степени
3
Уравнения и неравенства
3.1
Целые и дробно-рациональные уравнения. Системы и совокупности
уравнений
3.2
Целые и дробно-рациональные неравенства. Системы и совокупности
неравенств
3.3
Решение текстовых задач
4
Числовые последовательности
4.1
Последовательности, способы задания последовательностей
4.2
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула сложных процентов
5
5.1.
6
Функции
Функция, способы задания функции. График функции. Область определения и
множество значений функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства.
Промежутки монотонности функции. Максимумы и минимумы функции.
Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке
Координаты на прямой и плоскости
6.1
Координатная прямая
6.2
Декартовы координаты на плоскости
7
Геометрия
7.1
Геометрические фигуры и их свойства
7.2
Треугольник
7.3
Многоугольники
7.4
Окружность и круг
7.5
Измерение геометрических величин
7.6
Векторы на плоскости
8
Вероятность и статистика
8.1
Описательная статистика
8.2
Вероятность
8.3
Комбинаторика
8.4
Множества
8.5
Графы