ДОП Археология для малышей с элементами занимательной минералогии11 (1) (1)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
МАОУ «СОШ № 13»
протокол от 11 августа 2023 года № 12

УТВЕРЖДЕНО
приказом
МАОУ «СОШ № 13»
от 11 августа 2022 года № 173-О

Дополнительная общеразвивающая программа

«Археология для малышей с элементами занимательной
минералогии»

Возраст учащихся: 8-10 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор: Шакаев Булат Алексеевич, учитель,
археолог 1 категории

Североуральск
Черемухово
2023

1. Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Программа направлена на изучение истории в начальной школе, минералов и горных
пород, слагающих земную кору. Программа естественнонаучной направленности.
Актуальность программы
Формирование устойчивой связи науки и воспитания подрастающего поколения - одно
из приоритетных направлений развития дополнительного образования. В глубокой древности
формировались языки, зарождались математические, астрономические, геологические и
другие знания. Изобретение металлургии, создание керамической посуды, изготовление ножа,
резца, сверла — заслуги нашего предка. Совместные исследования биологов (палеозоологов,
палеоботаников, почвоведов и др.) и археологов представляют как факты прекрасной
адаптации человека к окружающей среде, широкого использования ресурсов, так и факты
нарушения природного равновесия, возникновения экологических кризисов. Взаимодействие
человеческого общества и природы в древности — благодатная тема (основа) для
формирования экологического, исторического, культурного самосознания уже на раннем
этапе образования.
Содержание программы определяется интересом младших школьников к природе и
жизни человека, а также возможностью детей этого возраста адекватно воспринимать факты
древней истории, геологического прошлого Земли. Изучение ими археологии и минералогии
происходит эмоционально и вызывает множество ассоциаций. Программа охватывает
изменения природы и человеческой культуры за длительный промежуток времени, выделяет
крупные темы-блоки, которые раскрываются на конкретных примерах.
Принципы построения образовательного процесса основаны на идеях развивающего
обучения и направлено на развитие личности ребенка в целом, расширение его геологоэкологических представлений, углублении теоретических знаний и их применении на
практике.
Отличительные особенности программы
Данная программа адаптирована для системы дополнительного образования и
составлена с учетом последних научных достижений в археологии и истории первобытного
общества, минералогии и возрастных особенностей учеников
Адресат общеобразовательной программы
Возрастная категория обучающихся – дети 8-10 лет.
Количество занимающихся в учебной группе: 8-10 человек
Данная программа предполагает обучение детей младшего школьного возраста.
Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность, в
процессе которой ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством,
приобретает умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для
всех правил как общественно выработанной системе. Подчинение правилам формирует у
ребенка умение регулировать свое поведение.
Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное
словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно
перестраивает другие познавательные процессы детей; так память в этом возрасте становится
мыслящей, а восприятие – думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию
дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать
ими. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей
произвольно регулировать свое поведение и управлять им.
На основе обобщения типичных возрастных проявлений может быть создан
психологический портрет ребенка младшего школьного возраста, включающий следующие
2

специфические черты: развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего
механической памяти); переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому и
рассуждающему мышлению на уровне конкретных понятий; развитие саморегуляции
поведения, воли; усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление
знаний; овладение навыками домашнего труда; расширение сферы общения, появление новых
авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе; развивающие игры
занимают второе место после учебы; формирование самооценки на основе оценивания
учителем и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки; формирование
уверенности в себе, компетентности, либо, в случае затруднений в учебе, критичности
учителей и родителей, формирование неверия в свои силы, чувства неполноценности, потеря
интереса к учению; формирование способности выполнять действия в уме – умственный план
действий; развитие способности ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли
делает (рефлексия); развитие способности целенаправленного восприятия, осмысленного
произвольного запоминания.
Выделяя характерные особенности детей данного возраста, необходимо отметить, что
дети разные. Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем
подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми
индивидуальными особенностями, которые налагают свои требования на организацию
учебного процесса. Прежде всего, люди родятся с разными типами нервной системы, которые
дают разные типы темпераментов. Сангвиники отличаются быстротой реакции, а флегматики
характеризуются медлительностью, им трудно переключаться с одного дела на другое, в то
время как сангвиникам делают это легко. Холерики способны к длительной активной работе,
но им трудно тормозить себя, сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью.
Уже эти характеристики показывают, что людям с разными темпами нужен разный темп и
разный режим работы.
Индивидуальные различия касаются и познавательной сферы людей: одни имеют
зрительный тип памяти, другие – слуховой, третьи – зрительно-двигательный и т. д.
Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет к
возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных
целей. Степень достижения поставленных целей отдельным учеником существенно зависит
от того, насколько процесс усвоения строится с учетом указанных особенностей данного
учащегося.
Режим занятий
Занятия проводятся три раза в неделю по одному академическому часу в течение
одного учебного года
Объем программы
Объем программы – 102 часа
Срок освоения программы: 1 учебный год (9 месяцев).
Формы обучения: фронтальная, индивидуально-групповая, групповая.
Виды занятий: беседа, решение исследовательских задач, моделирование, чтение и
обсуждение детских книг по археологии, этнографии, первобытной истории, минералогии,
анализ сказок, рисование, практические занятия на местности, экскурсии в музеи, игры,
викторины, проекты. На занятиях предполагается диалоговое общение педагога с
обучающимися, поскольку диалог является наиболее оптимальной формой общения.
Обозначение тем возможно с применением специальной терминологии, которая, если
она сложна, не употребляется, в ходе занятий. Не исключена иная компоновка материала в
зависимости от задач, уровня усвоения знаний и состояния детей.

3

Теоретические занятия проводятся в форме беседы. Беседа – диалогический метод,
при помощи постановки тщательно продуманной системы вопросов выстраивается цепочка
ответов, позволяющая проверить усвоение уже изученного. В зависимости от конкретных
задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности
обучающихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед:
Эвристическая беседа, в ходе которой педагог, опираясь на имеющиеся у
обучающихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых
знаний, формулированию правил и выводов;
Сообщающая беседа – используется для сообщения новых знаний;
Закрепляющая беседа – применяется после изучения нового материала;
Индивидуальная беседа – вопросы адресуются одному обучающемуся;
Фронтальная беседа – вопроса адресуются всем обучающимся.
Разновидность беседы – собеседование, заключающееся в обсуждении проблем с
обучающимися.
Достоинства метода беседы:
- активизирует обучающихся;
- имеет значительные воспитательные возможности.
Практические занятия проводятся в форме изготовления макетов жилищ, моделей
орудий, лепки посуды, а также в форме экскурсий на местности, в музеи.
Для закрепления исторических знаний и представлений об археологических
памятниках занятия сопровождаются показом учебных фильмов, диафильмов, слайдов,
иллюстрации. Сочетание практических занятий (изготовление и использование орудий труда,
лепка керамики и др.) и теоретических (упрощенная лекция, диалог, обсуждение) расширяет
кругозор ребят, развивает воображение, совершенствует двигательные способности руки.
Приобщение к археологии позволяет ребенку осознать свою принадлежность к огромному
миру природных богатств и человеческих вещей, изобретений, знаний.
Формы подведения результатов реализации программы
Основной формой подведения итогов реализации программы является творческий
отчет. Возможно участие в Российском конкурсе исследовательских проектов «Я
исследователь», в областных фестивалях «Юные интеллектуалы Среднего Урала», «Каменная
палитра» и других.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы – приобщить учащихся к культурно-историческому наследию нашего
края, показать его значимость и ценность для жизни и развития предыдущих поколений;
воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине, сформировать у ребенка представление
о многообразии и богатстве природы и человеческой культуры, о принадлежности его к этому
богатству, о неразрывности связи человека и природы с древних времен, расширить знания о
минералах и горных породах, слагающих земную кору, их истории формирования, свойствах
и применении человеком.
Это полезно и для зарождения интереса к наукам, так как истоки математики, языка,
письменности находятся в глубокой древности. Насыщенные предметами и рисунками
занятия дают возможность моделирования игры, развивают фантазию и умение
анализировать разрозненные факты, создают прекрасные условия для развития мышления.
Задачи:
1. Обучающие:
1) знакомство с источниками человеческой культуры, ходом эволюцию человеческих
изобретений и достижений.
2) Познакомить с науками и методами, с помощью которых изучают древнюю природу
и культуру (археология, этнография, биология, антропология и др.)
4

3) Познакомить с выдающимися археологическими памятниками.
4) Познакомить практически с образом жизни древнего предка, с приемами
изготовления орудий и их использования.
5) Познакомить с лучшими образцами первобытного искусства.
6) Сформировать и обобщить знания обучающихся о минералах и горных породах.
2. Развивающие:
1) Развивать логическое мышление при сопоставлении исторических событий в
разных районах и в различные исторические периоды;
2)
Развивать мировоззренческие представления на базе сопоставления
археологического материала с данными естественных наук;
3) Развивать умения совмещать теоретические знания и практические навыки в
обработке археологического материала;
4) Развитие исследовательских компетенций закреплять и совершенствовать навыки
работы над самостоятельным научным проектом, научить пользоваться методами научной
деятельности.
3. Воспитательные:
1) Воспитывать уважительное отношение к традициям племен и народов мира, к
сохранению культурного наследия прошлого;
2) Воспитывать толерантность в отношении к историческому наследию и
современности;
3) Воспитывать эстетическую и гражданскую позиции.
4) Формировать чувство необходимости бережного использования горных пород.

5

Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации /
контроля

1

Введение

2

2

-

2

Земля — колыбель человечества

1

1

-

3

Науки об истории человечества
и природы: палеогеография,
палеонтология, палеоботаника,
геология,
антропология, современные
науки
Происхождение и расселение
человека
Природные условия
четвертичного периода
Адаптация человека к
природным условия

2

1

1

1

1

-

5

1

4

6

3

3

Поездка на палеолитическую
стоянку Черемухово I.
Орудия древнего человека

8

-

8

15

8

7

14

1

13

9

1

8

Проект

2

1

1

9

Месторождения и проявления
яшмы в окрестностях поселка
Поездка на Воскресенский
медь и золото содержащий
рудник
Периоды первобытной истории:
каменный, бронзовый,
железный века
Хозяйство древних людей

Промежуточное
тестирование,
проект
Проект

13

7

6

10

Первобытное искусство

7

6

1

11

Верования древних людей

11

3

8

12

Древние коллективы людей

1

1

13

Языки и народы

1

1

14

Знания древнего человека

3

3

4
5
6
7

-

8

Промежуточное
тестирование

Проект

Промежуточное
тестирование,
проект
Промежуточное
тестирование
Промежуточное
тестирование,
проект

6

15

Итоговое занятие

ИТОГО

1

1

102

42

Итоговое
тестирование
60

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
1. Введение
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Основные понятия и источники.
2. Земля - колыбель человечества
Знакомство с глобусом, картой. Географическая (пространственная) ориентация
учеников. Представление о хрупкости земного шара.
3. Науки об истории человечества и природы
Как мы узнаем о прошлом? Исторические источники. Что такое археология? Почему дом
«ушел в землю»? Культурный слой. Где искать древнее поселение? Памятники археологии
(жилища, поселения, городища, могильники (в том числе, курганы), клады, наскальные
рисунки, древние обсерватории, святилища и др.). Что должен уметь археолог? Кто ему
помогает в работе?
Палеос (palaios) — древний. Палеогеография — наука о древнем климате, руслах рек,
очертаниях морей. Палеонтология и палеозоология — науки о вымерших животных.
Палеоботаника рассказывает нам о цветах и деревьях, произраставших давным-давно. Геология
выявляет возраст слоев, помогает определить дату археологической находки, устанавливает
какие породы и минералы использовал древний человек. Антропология (наука о человеке)
выясняет, откуда появился человек, какие этапы он прошел в своем развитии.
Современные науки — помощники археолога (физика, химия, астрономия, медицина,
искусствоведение и др.) Первое представление об историческом времени и о ленте времени.
4. Происхождение и расселение человека
Различные гипотезы происхождения человека (божественная и эво-люционнаяосновные из них). Священная история о происхождении человека. Его отличие от животных.
Антропологические находки в Африке, Азии. История открытий «Люси», «бэби из Таунга»,
следов в Летоли. Источники. Нерешенные вопросы антропогенеза (происхождения человека) и
современные исследования. Расселение человека. Первые люди в Европе, Америке, Австралии.
Расовые различия человека современного вида (человека разумного).
5. Природные условия четвертичного периода
Климат, животные, растения, окружавшие человека на раннем этапе его истории. Разные
природные зоны (например, Африка и Евразия). Ледниковый период в северных и средних
широтах. Тундро – степи. Мамонт, шерстистый носорог, тигролев, большерогий олень, бизон.
Послеледниковый период. Установление климата, близкого современному. Изменение
ландшафтов, растения и животные послеледникового (современного) вида. Роль человека в
изменении природы. Причины вымирания некоторых животных (мамонта, шерстистого
носорога): естественный фактор (потепление, таяние ледников, изме¬нение зоны обитания) или
деятельность человека (охота, огонь).
6. Адаптация человека к природным условиям
Огонь. Использование природного огня (молния, вулканическое извержение). Значение
огня в жизни человека. Изобретение способов получения огня в древнекаменном веке.
7

Различные приемы добычи огня (трение, сверление, «огненный плуг») и его сохранения. Огоньдруг, огонь-враг человека и природы.
Одежда. Как мы узнаем о древней одежде. Статуэтки, наскальные рисунки, орудия для
обработки шкур. Меховая одежда. Одежда африканского населения. Прядение и ткачество.
Крапивное волокно, шерстяные нити. Простой ткацкий станок. Значение изобретения ткацкого
станка. Древние традиции в современной одежде.
Жилища. Назначение жилища. Первые жилища — пещеры, гроты, навесы. Самому
древнему африканскому жилищу более 1,5 млн. лет. Различия конструкций жилищ в теплых и
холодных климатических условиях. Постоянные, долговременные и переносные жилища.
Жилища из костей животных (чаще — мамонта), дерева. Эволюция строительства жилищ:
конструкции, форма, материал, размеры, планировка. Яранга, типи, чум, юрта, вигвам,
глинобитные дома ранних земледельцев, срубный деревянный дом и другие типы жилищ.
Функциональность традиционного жилища (можно на примере чума, юрты)- Какие формы (или
элементы) древних жилищ дожили до настоящего времени?
Жилище-поселение, поселения из нескольких жилищ, протогорода, городища. Связь с
социальными, а не природными изменениями. Необходимость плановой застройки и охраны
территории. Возникновение укрепленных поселений-протогородов (Аркаим и другие
памятники «Страны городов» Южного Урала). Городища лесной зоны.
7. Орудия древнего человека
Значение орудий труда. Используют ли животные орудия труда? Различие человека и
животных в использовании и изготовлении орудий труда. Оббитая галька и заостренная палка
— древнейшие орудия труда. Орудия из камня. Породы камня, их свойства. Добыча камня
(сбор с поверхности, открытые разработки, шахты). Устройства шахт, инструменты.
Простейшие формы оббивки камня, усложнение способов изготовления орудий.
Изменение количества, формы, размеров орудий. Специализация орудий (от универсального
галечного орудия и рубила к скребкам, ножам, сверлам, шильям, наконечникам и другим
орудиям). Лук — изобретение каменного века. Орудия из кости. Приемы изготовления, типы
орудий и их назначение (наконечники стрел, гарпуны, иглы, проколки).
Орудия и оружие из металла. Древняя металлургия меди и бронзы. Добыча, подготовка
руды, угля, примесей. Древние медные, оловянные, свинцовые рудники. Плавильная печь, ее
устройство. Выплавка бронзы, получение орудий в литейных формах. Почему человек перешел
к изготовлению металлических орудий и оружия? Уральский металлургический очаг.
Снабжение кочевых степных племен уральскими стрелами, ножами, мечами. Основные типы
бронзовых предметов.
Варка железа. Болотная руда. Получение кричного железа. Ковка железных вещей.
Сосуществование железных и бронзовых орудий и оружия.
Минералы и месторождения благородных металлов. Добыча благородных металлов:
золота серебра, платины.
8. Периоды первобытной истории: каменный, бронзовый, железный века.
9. Хозяйство древних людей
Что такое хозяйство? Охота, собирательство, рыболовство — присваивающие формы
хозяйства. Приемы, приспособления, орудия и оружие. Объекты охоты и рыболовства в разное
время в разных природных зонах. «Большая охота» ледникового периода. Влияние
хозяйственной деятельности человека на природу.
Скотоводство и земледелие — производящие формы хозяйства. Центры возникновения
земледелия и скотоводства. Приручение собаки. Основные окультуренные растения (рис,
ячмень, пшеница, просо, маис) и одомашненные животные (овца, коза, крупный рогатый скот).
Значение для человека появления долговременных поселений. Оседлость. Роль прирученной и
одомашненной лошади в жизни степных племен планеты. Начало кочевничества. Домашние
8

занятия и промыслы. Обработка шкур, бересты, ткачество, плетение, шитье одежды. Резьба по
дереву. Изготовление посуды из бересты, раковин, шкур, дерева, глины. Керамическое
производство — важнейшее открытие конца каменного века. Технология подготовки сырья и
лепки сосуда. Разнообразие форм и размеров глиняной посуды, их связь с функциональным
назначением (кухонная посуда, нарядная посуда, сосуды для хранения продуктов, ритуальные).
Украшение посуды. Орнамент — знак принадлежности к определенной общности. Изобретение
гончарного круга. Наследие древних. Хозяйственные знания и навыки, используемые сейчас.
10. Первобытное искусство
Происхождение искусства. Пещеры с рисунками древних людей в Испании, Франции,
России (Урал). Их назначение (обеспечить удачную охоту и воспроизводство дикого стада
животных, обучить молодых охотников, проверить их готовность к испытаниям...). Сюжеты
рисунков, способы нанесения, материалы (краски, «кисти», светильники). Древняя скульптура
(зверь и человек). Венеры каменного века. Роль женщины — прародительницы.
Кость и дерево в произведениях первобытных мастеров (торфяники Урала, Прибалтики,
Русского Севера, Западной Европы). Совершенство форм орудий, посуды; их орнаментальное
или скульптурное оформление (гарпуны, ножи, деревянная посуда). Кремневая и глиняная
пластика. Использование самоцветов в древности (лазурит, нефрит, янтарь, обсидиан).
Уральские бусы и драгоценности из самоцветов. Что отражало древнейшее искусство?
Металл и искусство. Скифы. Скифское искусство. Звериный стиль. Изменение реальной
жизни, ее отражение в скифском изобразительном искусстве. Мифологические сюжеты на
греческих вазах из царских курганов.
Пермский звериный стиль. Основные сюжеты. Мир в представлениях древнего уральца
и его отражение, металлической пластике. Медведь, лось, конь, их место в изображениях
Зауралья и Предуралья. Человек в искусстве Урала.
Импорт на севере Урала. Украшения из Новгорода, Волжской Булгарии, серебряные
чаши и блюда из Византии. И Ирана. Как попали они на Урал? История их открытий и находок.
11. Верования древних людей
Мифологическое сознание древнего человека. Представления о про-исхождении и
связи человека с растительным и животным миром. Одушевление всех предметов и явлений
(особенно таких важных, как огонь). Камень в мифе и ритуале (магический кристалл,
производственный процесс как культовое явление, камень живой, душу содержащий,
почитание природных каменных объектов, использование камней в магических обрядах,
каменные культовые предметы, камень и огонь, жертвенные предметы из камня, каменные
культовые сооружения, клады, каменные орудия в культовой практике).
Представления об умершем. Погребальные обряды. Камень в погребальном обряде.
Святилища — места проведения ритуалов и обрядов, связанных с важными событиями
в жизни коллектива (успешная охота, прибавление скота, рождение ребенка и т. Д.).
12. Древние коллективы людей
Сходство в организации жизни обезьян и древних обезьянолюдей. Переход к
родоплеменной организации. Изменение структуры родоплеменной организации в железном
веке. Воинская знать. Соседская община.
13. Языки и народы
Древние и современные языки. Языковое древо. Языковые семьи: индоевро-пейская,
финно-угорская, тюркская, самодийская и другие. Общность древней культуры. Языковое
наследие прошлого.
14. Знания древнего человека

9

Что знали древние люди о камнях (геологические знания), растениях, животных, их
повадках (биологические знания), способах лечения человека (медицинские знания) и т. д.
Астрономические знания, календарь. Древние обсерватории и современная наука
астроархеология.
15.Итоговое занятие
Поездка на палеолитическую стоянку Черемухово I.
Месторождения и проявления яшмы в окрестностях поселка
Поездка на Воскресенский медь и золото содержащий рудник
Планируемые результаты освоения Программы
Личностные результаты освоения Программы:
У обучающихся будут сформированы:
-Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе устойчивых познавательных
интересов в области истории.
-Ответственное отношение к учению.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-Целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики
-Ценностей здорового и безопасного образа жизни.
-Основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления, наличия опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к
осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- научиться основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Выпускник получит возможность научиться:
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
10

- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
- осуществлять анализ текстовой информации на основе смыслового чтении;
- применять навыки экологического мышления в познавательной, коммуникативной практике
и профессиональной ориентации;
- развить навыки активного использования различных поисковых систем получения
информации.
Коммуникативные УУД
Выпускник получит возможность научиться:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- использовать информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и
практических задач.
Предметные результаты
Выпускник получит возможность научиться:
- развивать логическое мышление при сопоставлении исторических событий в разных
районах и в различные исторические периоды;
- развивать мировоззренческие представления на базе сопоставления археологического
материала с данными естественных наук;
- развивать умения совмещать теоретические знания и практические навыки в обработке
археологического материала.
- характеризовать;
- закреплять и совершенствовать навыки работы над самостоятельным научным проектом;
- пользоваться методами научной деятельности.
- моделировать игры, развивать фантазию и умение анализировать разрозненные факты;
- использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей
среде;
- уважительно относиться к традициям племен и народов мира, к сохранению культурного
наследия прошлого;
- определять способы образования минералов и горных пород;
- измерять минералы;
- определять твердость, прозрачность, блеск минералов;
- определять основные минералы по внешнему виду и физическим свойствам;
- использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей
среде; бережно относиться к богатствам недр;
- использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания
минералов;
- характеризовать минералы и горные породы по составу, строению и свойствам;
- вести поисковую работу в природе;
- работать со справочной литературой, с определителями;
- описывать горные породы и минералы.

11

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия
реализации
программы
Материально-техническое обеспечение
Помещение, в котором проводятся занятия учебной группы должно достаточно хорошо
освещаться, проветриваться. Из предметов мебели необходимо наличие столов и стульев.
Поскольку занятия содержат обработку археологического материала, необходимо наличие
свободного пространства. Занятия предполагаются как в учебном помещении, так и вне его
(экскурсия как модульная технология).
Для демонстрации компьютерных материалов используется ноутбук.
Кабинет располагает набором карт, фильмотекой, слайдотекой и научной библиотекой.
Изучение каждой темы настоящей программы включает в себя элементы теоретической
и практической подготовки.
Для иллюстрации используются компьютерный просмотр (соответствующих районов
Googl maps – космосъёмка).
Раздаточный материал используется при изучении археологических памятников (планы
памятников и чертежи и реконструкции наиболее интересных объектов).
На экскурсиях на поселения проводится практический сбор подъемного материала и
его классификация по категориям.
Учебное оборудование: глобус, географические и зоогеографические карты, атласы
(географические, исторические и археологические), учебные коллекции, наборы
слайдфильмов, видеофильмов
Кадровое обеспечение
Шакаев Булат Алексеевич – археолог 1 категории Отдела археологических
исследований ГБУК «Научно-производственный центр по охране и использованию
памятников истории и культуры Свердловской области»; держатель Открытого листа (на
основании открытого листа имеет право производить археологические полевые работы).
Открыл (выявил) свыше 60 новых объектов (памятников) археологического наследия на
территории Североуральского, Карпинского, Гаринского, Серовского городских округов.
Имеет научные, научно-популярные и другие публикации.
Методические материалы
Учебники
Учебник и хрестоматия по курсу . По отдельным темам можно использовать книги:
Алексашенко Н. А. Можно ли погладить мамонта? — Заречный, Д993.
Чутко Н. Я. История становления человека: Учебно-методические материалы для
работы в III классе. — М., 1993.
Методические пособия
Алексашенко Н. А. Погладим мамонта вместе: Методическое пособие для работы по
программе «Археология для малышей» — см. настоящее издание.
Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Подводятся итоги освоения теоретических знаний обучающихся и определение на их
основе индивидуального (промежуточного и итогового) рейтинга. Для этого используется
разработанная система тестов. Правильные ответы на вопросы теста оцениваются в баллах.
Общая сумма баллов определяет рейтинг обучаемого.
Индивидуальная работа направлена на создание детьми исследовательских проектов
на выбранную тему. Подводятся итоги реализации индивидуальных проектов обучающихся,
результатов их выступления на конференции.
Подготовка проектов ведется по плану:
- выбор темы индивидуального проекта;
12

- подбор литературы и источников;
- определение специфики источника;
- формулирование основных проблем и методов их решения;
- определение структуры содержательной части;
- формулирование выводов;
- защита проекта.

.
13

3. Список литературы
Художественная литература для детей
1. Ангелов Д. Когда человека не было. София, 1971 или любое издание.
2. Аугуста И. Исчезнувший мир. — М., 1963.
3. Бахревский В. Глаза ночи. — М., 1984.
4. Берестов В. Государыня пустыня. — М., 1968.
5. Каратов С. Быстроногий Джар. — М., 1962.
6. Каратов С. Земля мамонтов. — М., 1968.
7. Киплинг Р. Как было написано первое письмо. Любое издание.
8. Линевский Л. Листы каменной книги. — М., 1963.
9. Лондон Д. До Адама. Минск, 1989.
10.Покровский С. Поселок на озере. — М., 1956..
11. Писарев С. Повесть о Манко Смелом. — М., 1959.
12. Рахтанов И. Потомки Маклая. — М., 1954. ,
13. Рони Ж. Борьба за огонь.
14. Рони Ж. Пещерный лев.
15. Рони Ж. Вамирех. — Любое издание.
16. Сетон-Томпсон Э. Маленькие дикари. Новосибирск, 1991.
17. Шторх Э. Охотники за мамонтом. — М., 1968.
18. Уэллс Г. Это было в каменном веке. Минск, 1989.
Литература по всему курсу
1. Амальрик А. С, Монгайт А. Л. Что такое археология? — М., 1968.
2. Амальрик А. С., Монгайт А. Л. В поисках исчезнувших цивилиза¬ций. — М., 1966.

3.Алексеев В. П. В поисках предков. — М., 1972.
4. Алексеев В. П. От животных к человеку. — М., 1969.
5. Акимушкин И. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные. — М.,
1992.
6. Аугуста И., Буриан 3. По путям развития жизни. — Прага, 1966.

7.Авдусин Д. А. Археология СССР. — М., 1977.
8. Археология и естественные науки. — М., 1965.
9. Баландин Р. К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. — М., 1988.
10.Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. — М.г 1990.
11. Берестов В. Государыня пустыня. — М., 1968.
12. Бершадский Р. Горизонты истории. Две повести о тайнах истории. — М., 1960.
13.Брашинский И. Сокровища скифских царей. — М., 1967.
14.Варшавский А. Если раскопать холм. —М., 1975.
15.Долуханов П. М. География каменного века. — М., 1979.
16. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. — Прага,
1983.
17. Культовые памятники горно-лесного Урала/ коллектив авторов. Екатеринбург. УрО

РАН, 2004
18. Ларичев В. Азия далекая и таинственная. — Новосибирск, 1968.
19.Ларичев В. В поисках предков Адама.—М., 1978.
20.Ларичев В. Сад Эдема. — М., 1985.
21.Ларичев В. Прозрение. —М., 1990.
22.Матюшин Г. Н. Археология в школе. — М., 1964.
23.Матюшин Г. Н. У колыбели истории. — М., 1972.
24.Малинова Р., Малина Я. Прыжок в прошлое. — Прага, 1 988.
25.Монгайт А. Л. Археология и современность. — М., 1963.
26.Монгайт А. Л. Археология Западной Европы. — М., 1973.
27.Никитин А. Распахнутая земля. — М., 1982.
14

28.Окладников А. П. Утро искусства. —Л., 1967.
29.Природа и древний человек. — М., 1981.
30. Палеолит мира. Африка. —Л., 1977.
31. Ранов В. Археологи на крыше мира. —Душанбе, 1967.
32.Семенов С. А. Развитие техники в каменном веке. — Л., 1968.
33.Семенов С. А., Коробкова Г. Ф. Технология древнейших производств.—Л., 1983.
34.Федоров Г. Возвращенное имя. — М., 1.986.
35. Федоров Г. Дневная поверхность. — М., 1966.
36. Ферсман А.Е. Занимательная минералогия. Свердловское книжное издательство,
1954
37. Черных Е. Н. Металл — человек — время. — М., 1972.

38.Чутко Н. Я. История становления человека. — М., 1993.
39.Янин В. Л. Я послал тебе бересту. — М., 1975

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».