Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МАОУ «СОШ № 13» протокол от 11 августа 2023 года № 12 УТВЕРЖДЕНО приказом МАОУ «СОШ № 13» от 11 августа 2023 года № 173-О АВИАМОДЕЛИРОВАНИЕ дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности возраст обучающихся: 9-18 лет срок реализации: 1 год Автор-составитель Тараканов Александр Анатольевич г. Североуральск 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Авиамоделирование» предназначена для учреждений дополнительного образования, ориентирована на детей младшего и среднего школьного возраста любого уровня начальной подготовки, рассчитана на 1 год обучения, направленность – техническая. Дополнительная общеобразовательная программа «Авиамоделирование» разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 4. Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (2015 г.) (на основании письма №09-3442от 18.11.15 Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ); 5. Устав МАОУ "СОШ № 13" от 29.11.2017 г.. Актуальность При разработке общеобразовательной программы дополнительного образования «Авиамоделирование» были учтены тенденции развития дополнительного образования: Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции 2 развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Положение о структуре, порядке разработки и утверждении общеразвивающих программ; Приказ от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». Программа учитывает социальный заказ потребителей услуг ДОД, так как предоставляет обучающимся возможность приобрести навыки технического творчества. Данное техническое направление полностью отсутствует в программах общеобразовательных ОУ и может быть реализовано только в ДОД. Комплексный подход программы позволяет в значительной мере оптимизировать образовательный процесс и дает большие возможности в самореализации и личностном развитии каждого ребенка. Обязательной соревновательная просветительское частью программы деятельность, назначение. является имеющая Авиамоделизм экскурсионная образовательное – один из и и видов технического творчества. Моделируя летательные аппараты, знакомясь с историей их создания, конструкцией и технологиями изготовления, обучающиеся познают самые современные передовые технические решения. Занятия техническим творчеством развивают у школьников интерес к науке и технике, к исследованиям, помогают сознательно выбрать будущую профессию. Авиамоделизм представляет собой творческий, производительный труд, который способствует развитию интеллектуальных способностей ребёнка, формированию гражданскопатриотических качеств личности. Актуальность занятий авиамодельным спортом со школьниками обусловлена общественной потребностью в творчески активных и 3 технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения. Занятия авиамоделизмом это, прежде всего и политехническое образование, которое способствует формированию у обучающихся универсальных методов познавательной, ценностно-ориентированной и практической деятельности. Авиамоделизм – это не только конструирование, постройка и запуск моделей: воздушных шаров и змеев, планеров и самолетов, но и спортивный азарт, поиск и исследования, и дорога в большую авиацию. Авиамодельный спорт относится к объединениям спортивно-технического моделирования, где техническое творчество тесно переплетается с элементами спорта. Среди технических видов спорта авиамодельный спорт приобрёл большую популярность. Он привлекает в свои ряды тем что, конструируя модель, спортсмен совершенствует своё техническое мастерство и мышление, работая над моделью – познаёт технологические приёмы работы с различными материалами, а участие в соревнованиях – формирует волю, характер, закаляет физически. Таким образом, занятия авиамодельным спортом способствуют разностороннему развитию подростков. Отличительные особенности программы В рамках традиционно реализуемых программ по авиамоделированию детям, освоившим начальные навыки, предлагается постройка таймернных, резиномоторных, кордовых и других специфических спортивных моделей. Такие модели имеют сложную в изготовлении конструкцию, оснащены, как правило, двигателями внутреннего сгорания, и механическими устройствами – таймерами, сложными в настройке. Особые условия запуска создают дополнительные трудности юному авиамоделисту в объединениях, работающих по традиционным программам. Поэтому, каждая серия полётов – тренировка, 4 становится редким событием в спортивной жизни начинающего авиамоделиста. Больше того, обучающимся приходится строго выполнять указания педагога в работе над моделью, так как изменение технологии изготовления или реализация творческих задумок ребёнка в конструкции модели приводит либо к значительному увеличению времени работы над моделью, либо к созданию модели, высокий спортивный результат которой оказывается под сомнением. Педагог, заботясь о высоких достижениях всего объединения и каждого ребёнка в отдельности, вынужден предлагать детям чертежи и схемы моделей, лётные качества которых проверенны временем. Поэтому, чем репродуктивнее оказывалась деятельность ребёнка, тем надёжней и лучше летала модель, придуманная и разработанная педагогом. Тем выше был и спортивный результат. Отличительной особенностью программы является ее практическая направленность, и особое внимание к спортивной подготовке юного авиамоделиста. В предлагаемой программе на тренировочные полеты и соревнования отводится почти половина времени, около 40% занятий. Такое деление учебного времени достигается благодаря снижению трудозатрат на изготовление летающих моделей за счет особенностей конструкции и применения специальных технологических приемов. При таком подходе, занятия авиамоделизмом из монотонных и однообразных превращаются в активные и динамичные, что в большей мере способствует развитию устойчивого познавательного интереса к данной области и соответствует возрастным и психологическим особенностям детей. Еще одной отличительной особенностью организации учебных занятий является сочетание индивидуальных и групповых занятий, которые можно проводить одновременно с обучающимися во всём возрастном диапазоне от 9 до 18 лет. Важным условием прочности усвоения программы является осуществление метапредметных связей с общеобразовательными предметами – математика, ИЗО, история, 5 технология, физика и черчение. На занятиях в творческом объединении некоторые теоретические сведения из курса физики потребуются раньше, чем они изучаются в школе, поэтому обучающиеся узнают их в объеме, необходимом для осмысленного выполнения намеченной практической работы и понимания физических основ полета. Цель программы: Развитие технических способностей обучающихся и формирование интереса к поисковой творческой деятельности в процессе разработки и создания авиамоделей. Задачи программы: Образовательные: познакомить с основными сведениями об авиации иавиамоделизме; формировать начальные умения и навыки по постройке, регулировке и запускумоделей; выработать умения и сформировать навыки работы инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различныхматериалов; подготовить к ознакомительнымполетам; Развивающие (метапредметные): развить творческие способности, способствовать осознанию творческого процесса, как перехода от интуитивной к сознательной целенаправленной технической деятельности; формировать развитие творческой инициативы, необходимой в практической работе; развить абстрактное и ассоциативно-образное мышление. Воспитательные(личностные): воспитать потребность соотносить себя с историческим прошлым и настоящим, со своим народом и миром, осознавать себя как часть и представителя большогоцелого; 6 воспитать устойчивый познавательный интерес в отношение к ручному техническомутворчеству. Уровень программы «стартовый», так как она ориентирована на детей любого уровня начальной подготовленности и природных способностей, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала. Программа личностно-ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Занятия в объединении организованы на доступном для обучающихся уровне, учитывают их возможности и способности, содержат большой потенциал для реализации метапредметных связей. Реализация данной программы основывается на следующих принципах: от простого – к сложному; доступности и последовательности: соответствие учебного материала индивидуальным и возрастным особенностям детей; наглядности: широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих образовательный процесс более эффективным; творчества: каждое дело, занятие – совместное творчество обучающихся и педагога; свободы: предусматривает самостоятельный поиск неординарных решений в рамках учебной темы; научности: учебный курс основываться на современных научных достижениях. Все это дает возможность даже самому неподготовленному и сомневающемуся в своих способностях ребенку с первых же занятий переживать ситуацию успеха, получая удовлетворение и от процесса, и от 7 результата собственной деятельности. Адресат программы: Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 9-18 лет. Психологические особенности обучающихся: В возрасте 9-18 лет обучающиеся уже достаточно осознанно делают выбор в предметной сфере для своего дополнительного образования. Они открыты для восприятия, но находятся в эмоциональной зависимости от педагога – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого во многом определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий. Яркость, красочность предлагаемых и демонстрируемых изделий вызывает высокий эмоциональный отклик у ребёнка. В этом возрасте ребята ищут «дело по душе», где могли бы реализовать свои способности. Детям младшего школьного возраста трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, требующей умственного напряжения. Поэтому для более продуктивной работы применяются методы переключения внимания, что предупреждает переутомление. Программа построена с учетом возрастных психофизических особенностей, продолжительность одного занятия составляет 45 минут с 10 минутным перерывом между занятиями, что соответствует Санитарноэпидемиологическим правилам и нормам СанПин 2.4.4.31.72-14. Количество обучающихся в группе 15 человек. Форма занятий – групповая. Объем Тематический план рассчитан на 153 часа и должен быть освоен в течение учебного года, при условии занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (136 часов) аудиторных занятий и занятий на прилегающей к школе территории; 17 дополнительных часов на полевые занятия с выходом на удаленную территорию (стадион поселка, футбольное поле). 8 Срок освоения Программа рассчитана на один год обучения. Основной формой обучения являются учебные занятия. Процесс обучения строится с использованием разнообразных форм и методов, что помогает вызвать и сохранить живой интерес у детей. Итогом учебного года является выполнение творческих работ на предложенную тему, в которой ребенок может применить полученные знания и умения. Кроме того, в учебном плане выделены часы на экскурсионную деятельность, на выполнение тематических работ к соревнованиям и конкурсам. Программа построена таким образом, что теоретический материал и практические задания чередуются, позволяя ребенку применять полученные знания, параллельно осваивая технические приемы и приобретая необходимые умения и навыки работы в проектировании и технологии изготовления авиамоделей. Учебный процесс организуется по принципу последовательного нарастания сложности задач. Задания имеют несколько уровней сложности: ребенку может быть предложен тот или иной вариант в зависимости от возраста, уровня подготовки и личностных особенностей. Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы: – обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся; – учесть интересы и предпочтения обучающегося, технические возможности, которые реализуются за счет широкого выбора материалов и предлагаемых тем; – познакомить обучающихся с разными техниками изготовления и устройства летательных аппаратов; – сформировать коллектив детского объединения. В течение обучения приоритетной задачей является формирование представления о способах изготовления летающих моделей, в процессе 9 работы обучающиеся учатся чертить, работать различным инструментом, знакомятся с устройством летательных аппаратов. Запуская модели, обучающиеся изучают основы теории полета, понимают явления, происходящие в атмосфере. Формой текущего контроля является анализ и оценка творческих работ обучающихся на протяжении всего процесса обучения. Учет и проверка уровня освоения образовательной программы производится путем текущих наблюдений за обучающимися. Текущие наблюдения проводятся на любом этапе процесса усвоения. В ходе текущих наблюдений постепенно накапливаются данные о каждом обучающемся, характеризующие как его достижения, так и упущения в работе. По окончании каждой темы проводятся соревнования на качество, дальность и продолжительность полета различных видов моделей. Победители награждаются, в зависимости от занятого места. Результаты каждого участника заносятся в таблицу рейтинга, которые суммируются в течение года. В конце года подводится общий итог и проводится праздник «Посвящение в авиамоделисты». По результатам обучения проводится мониторинг творческих успехов учащихся и индивидуального творческого роста. Своеобразной формой итогового контроля является участие в соревнованиях и конкурсах. Для оценки результативности образовательного процесса используется рейтинговая система контроля. Цель рейтинговой системы контроля состоит в том, чтобы создать условия для мотивации и самоконтроля познавательной деятельности обучающихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями. В таблице фиксируются результаты каждого обучающегося как в отдельном мероприятии, так и в целом за год. Внедрение рейтинговой системы контроля в учебный процесс по данному направлению создает следующие преимущества в обучении: расширяется компетентность обучающихся 10 в данном виде творчества; повышается познавательная культура обучающихся; снижается стрессовая ситуация в процессе контроля; обучение становится личностно-ориентированным. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теори Практи я ка 1. 2. 3. 4. Вводное занятие Основы безопасности труда Инструменты и материалы Простейшие модели из бумаги Модели самолетов с динамическим стартом 2 2 6 4 2 1 2 1 1 4 3 44 6 38 6. Модели планеров 7 1 6 7. Воздушный змей 8 3 5 8. Метательный планер 28 4 24 9. Модели вертолетов 7 1 6 10. Модели ракет 7 1 6 11. 2 6 2 7 13. Схематическая модель 8 планера Организация и проведение 9 соревнований и выставок Итоговая аттестация 4 - 4 14. Полевые занятия 17 - 17 Итого 153 26 127 5. 12. 11 Формы аттестации/ контроля Анализ работ Анализ работ Презентация работ Анализ работ Презентация работ Анализ работ Презентация работ Взаимоанализ работ Анализ работ Презентация работ Анализ работ Презентация работ Анализ работ Презентация работ Анализ работ Презентация работ Презентация работ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Тема 1. Вводное занятие. Теория: История развития авиации и влияние её на нашу жизнь. Изготовление авиационных моделей – начальный путь к овладению авиационной техникой. Авиамоделизм, как технический вид спорта. Ознакомление ребят с достижениями учащихся в предыдущие годы. План и порядок работы. Организационные вопросы. Тема 2. Основы безопасности труда. Теория: Правила техники безопасности при работе в аудитории, с колющими и режущими инструментами. Правила пожарной безопасности. Практика: Показ приёмов работы колющими и режущими инструментами. Закрепление навыков работы. Тема 3. Инструменты и материалы. Теория: Материалы, применяемые в авиамоделизме. Начальные сведения о бумаге, картоне, древесине, пенопласте. Авиамодельная резина. Клеи и техника склеивания. Инструменты для обработки материалов. Практика: Пробная обработка материалов. Тема 4. Простейшие модели из бумаги. Теория: Основные методы и приёмы при работе с бумагой. Способы летания в природе. Конструкция и основные части планера и самолёта. Практика: Изготовление простейших моделей из бумаги техникой Оригами. Регулировка и запуск моделей. Соревнования на дальность и продолжительность полёта. Тема 5. Модели самолётов с динамическим стартом. Теория: Динамический старт и его применение Практика: Изготовление модели самолета с динамическим стартом. Соревнование на продолжительность полёта модели. Тема 6. Модели планеров. Теория: Планер – безмоторный летательный аппарат. Краткие исторические сведения о создании планера и полётах на нём. Основные части планера. Органы управления. Классическая и экспериментальная схема 12 планера. Материал для изготовления модели. Правила запуска и регулировки. Практика: Изготовление модели. Регулировка и запуск модели. Соревнования на дальность полёта. Тема 7. Воздушный змей. Теория: Знакомство учащихся с одним из древнейших летательных аппаратов – воздушный змей. История его развития и применения. Виды воздушных змеев. Техника изготовления и запуска плоского змея. Практика: Изготовление плоского змея из бумаги и сосновых реек. Изготовление леера. Регулировка и запуск змея. Участие в конкурсе. Тема 8. Метательный планер. Теория: Способы запуска планеров. Профиль крыла. Правила запуска моделей планеров. Практика: Изготовление модели. Регулировка и запуск модели. Соревнования на продолжительность полёта модели планера. Тема 9. Модели вертолётов. Теория: Краткие сведения из истории вертолётов. Архивные рисунки Леонардо да Винчи. Основные части, назначение, устройство вертолёта. Первоначальные сведения о работе воздушного винта и создание им силы тяги. Практика: Изготовление, регулировка и запуск модели. Соревнования на продолжительность полёта модели вертолёта. Тема 10. Модели ракет. Теория: Краткие исторические сведенияо первых запусках ракет. Труды Циолковского о теории полета ракет. Понятие движения в безвоздушном пространстве. Практика: Изготовление, ракеты. Запуск моделей. Соревнования на высоту полёта модели. Тема 11. Схематические модели планера. Теория: Основные модели и характеристики модели. Чтение чертежа. Способы изготовления и сборки модели. Обтяжка модели. Балансировка модели. Регулировка. 13 Практика: Изготовление, сборка, обтяжка, балансировка и регулировка модели. Запуск моделей. Участие в соревнованиях. Тема 12. Организация и проведение соревнований, выставок. Теория: Правила соревнований по простейшим моделям. Особенности запуска моделей на дальность и продолжительность полёта. Выявление лучших моделей и лучших учащихся. Практические работы: Соревнования по классам моделей: 1. Бумажные летающие модели. 2. Модели планеров с динамическим стартом. 3. Простейшие модели планеров. 4. Модели парашютов с динамическим стартом. 5. Модели метательных планеров. 6. Модели вертолётов. 7. Модели самолётов. 8. Плоский воздушный змей. 9. Простейшие кордовые модели. Тема 13. Итоговая аттестация. Подведение итогов за год (рейтинг), награждение победителей. Посвящение в авиамоделисты. Планируемые результаты Образовательные: уметь подготовить модельную технику ксоревнованиям; уметь грамотно применять знания по технологической обработке различных конструкционных материалов; уметь планировать работу, рационально распределять время, анализировать результаты своей деятельности; иметь представления об истории и роли авиации и авиамоделизме. Развивающие (метапредметные): развитие творческих способностей обучающихся, навыков самостоятельного моделирования и конструирования, воспроизводящего и 14 творческого воображения; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка посредством побуждения к самостоятельной творческой активности и развития морально-волевых качеств; развитие элементов технического, объемного, пространственного, логического и креативного мышления. Воспитательные (личностные): воспитание нравственных, эстетических и ценностных личностных качеств обучающихся: а также, культуру труда, культуру поведения, уважение к людям, взаимопонимание и бесконфликтность в общении; адекватная самооценка, осознание своих возможностей, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех. После освоения программы обучающиеся должны знать: первоначальные сведения по теории полета, истории отечественной авиации; знать и уважать героев-авиаторов из отечественной и зарубежной истории и современников. должны уметь: читать простейшие чертежи; производить измерения и разметку с помощью линейки; пользоваться столярным инструментом (ножом, рубанком, пилой); самостоятельно искать, систематизировать, информацию. 15 и использовать Оценочные материалы Изучаемый параметр Теоретическая подготовка: проявление коммуникативных способностей Практические навыки: творческаяинициатива в формированиии воплощении замысла Развитие эстетического потенциала Формы и методы диагностики Инструментарий Нулевой этап (01-20 сентября) Проверочный тест Приложение № 2 «Индивидуальная карта диагностики» Проверочный тест «Индивидуальная карта диагностики» Приложение № 2 Проверочный тест «Индивидуальная карта диагностики» Приложение № 2 Промежуточный этап (10-29 января) Теоретическая подготовка: Проверочный тест Приложение № 2 «Индивидуальная карта проявление диагностики» коммуникативных способностей Практические навыки: творческая инициатива в формировании и воплощении замысла Проверочный тест «Индивидуальная карта диагностики» Приложение № 2 Развитие эстетического потенциала Проверочный тест «Индивидуальная карта диагностики» Приложение № 2 Теоретическая подготовка: проявление коммуникативных способностей Итоговый этап (10-25 мая) Проверочный тест «Индивидуальная карта диагностики» Приложение № 2 Практические навыки: творческая инициатива в формировании и воплощении замысла Проверочный тест «Индивидуальная карта диагностики» Развитие эстетического потенциала: творческие способности, воображение, фантазия Мониторинг предъявления Приложение №2 результатов Приложение №3 индивидуального творческого роста (Таблица рейтинга). Проверочный тест «Индивидуальная карта диагностики» 16 Приложение № 2 Методическое обеспечение № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Название Количество Информационно-дидактические материалы Специальная литература и методические пособия, 25 журналы: «Крылья Родины», «Моделистконструктор», «Юный техник» Таблицы по авиамоделированию: «Аэродинамика 18 и силовые установки» Таблицы по авиамоделированию: «Конструкции 18 моделей» Чертежи и модели чемпионов России 11 Тематические стенды: 3 Простейшие летающие модели Тематические стенды: 2 Авиамодельные материалы Тематические стенды: 2 Авиамодельные двигатели Тематические стенды: 2 Воздушные винты и профили летающих моделей 2 Конструкции элементов летающих моделей. Стенды – «Разрядные нормы» 10 Стенд– «Разрядники кружка». 1 11 Плакаты - «Самолеты и вертолеты гражданской авиации». 1 12 Стенды «Технические требования на модели». Контрольные и проверочные пособия Проверочный тест «Индивидуальная карта диагностики» Мониторинг предъявления результатов индивидуального творческого роста «Таблица рейтинга» Цифровые образовательные ресурсы Диск «Учебные занятия». Полный комплект презентации к учебным занятиям и досуговым мероприятиям 1 13 14 15 17 25 25 2 Материально-техническое обеспечение 1. Репродукции выдающихся авиамоделей. 2. Подборки лучших работ студийцев прошлых лет. 3. Наглядные пособия – таблицы по авиамоделированию, формообразованию авиамоделей. 4. Технические средства обучения: компьютер, CD-диски; магнитофон, аудиокассеты. 5. Оборудование: –столы; –стулья; –доска; –шкафы для хранения пособий, инструментов, материалов; –осветительные приборы. 6. Инструменты: – карандаши простые; – ластики; – фломастеры черные; – кисти круглые разного размера (белка, колонок, искусственное волокно); – кисти щетинные; – плоскогубцы; – пассатижи; – отвертки разного размера; – молотки; – ножницы. 7. Материалы: – бумага; – калька; – акриловые красители; – контурные красители; – состав резервирующий. 18 8. Станочное оборудование и приборы. токарный; фрезерный (универсальный). СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Арме М.Я., Полянкер А.Г. Дирижабли нового поколения, Киев.:2014 2. Васильев, А.Я. Куманин, В.В. Летающая модель и авиация, М.: ДОСААФ,2014 3. Гаевский О.К. Авиамоделирование, М.: ДОСААФ,2016 4. Голубев Ю.А., Камышев Н.И. Юному авиамоделисту, М.: школьников, М.: «Просвещение», 2014 5. Горский В.А. Техническое творчество «Просвещение», 2014 6. Колотилова В.В. Техническое моделирование и конструирование. Под общ. Ред., Москва.: «Просвещение»,2015 7. Шмидт Н. Самолеты из бумаги, Минск.:2014 Интернет – ресурсы: 1. http://www.avmodels.ru/inc/go.php?id=243 2. http://www.avmodels.ru/inc/go.php?id=243 3. http://www.avmodels.ru/inc/go.php?id=48 4. http://www.yourplane.ru 19 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год № учебн о го занят ия 1. 1.1 2. 2.1 3. 3.1 3.2 3.3 4. 4.1 4.2 5. Тема учебного занятия Количество часов Всего Теор Прак ия тика Вводное занятие Традиции кружка. Показательные запуски моделей. Планы на год. Технология обработки пенопласта. Основы безопасности труда Основы техники безопасности. Необходимость физических тренировок. Отличие вертолётов от самолётов. Изготовление лопастей вертолёта «шмель» Инструменты и материалы Материалы, применяемые в авиамоделизме 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 6 2 2 4 2 Клеи. Меры предосторожности при работе с ними. Изготовление фюзеляжей, ступиц. Вклейка лопастей. Самолёт. Основные части. История развития авиации. Изготовление стабилизаторов и килей из пенопласта Простейшие модели из бумаги Изготовление крыла и пилона. Склейка. Угол V крыла, устойчивость. Работа с фюзеляжем. Воздушный винт. Вырезка лопастей из пластика. Сборка винтов. Приклейка хвостового оперения. Модели самолетов с динамическим стартом. Модель «Юниор» 2 1 1 2 1 1 4 1 3 2 Беседа Педагогическое наблюдение Беседа Беседа Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 2 1 1 44 6 38 20 Формы текущего контроля 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 5.11 Схематическая модель самолёта. Чертеж и деталировка. Последовательность сборки. Самолёт. Заготовки кромок и нервюр центроплана и крыла. Сборка центроплана. Самолёт. Заготовка кромок и нервюр консолей. Сборка консолей. Соединение с центропланом. Самолёт. Изготовление пилона, склейка с крылом. Сборка стабилизатора, киля. Самолёт. Фюзеляж, присоединение киля и стабилизатора. Самолёт. Техника Безопасности при работе паяльником. Заготовка деталей и пайка ступицы винта. Изготовление лопастей винта, Обработка. Изготовление подшипников винта. Самолёт. Сборка модели, подготовка к обтяжке. Раскрой плёнки. Изготовление резиномоторов. Регулировки. Обтяжка модели. Покраска. Сборочные операции с самолётом «ушки». Подготовка резиномоторов. Приемы регулировки и запуска самолётов. Регулировочные запуски. Покраска моделей самолётов. Изготовление запасных резиномоторов. Стартовые правила. Комнатная модель самолёта «Юниор». Конструкция. Приёмы гибки и склейки деталей из травы. «Юниор» Заготовка, сушка и обработка травы. Подготовка инструмента. Способ соединения деталей. «Юниор» Изготовление стабилизатора, киля. Сборка крыла. Изготовление фюзеляжа. 2 Педагогическое наблюдение Беседа 2 2 2 Педагогическое наблюдение 2 2 Педагогическое наблюдение 2 2 Педагогическое наблюдение 2 2 Педагогическое наблюдение 4 1 3 Педагогическое наблюдение Беседа 3 1 2 Педагогическое наблюдение Беседа 2 Педагогическое наблюдение 2 5 1 4 Педагогическое наблюдение Беседа 6 1 5 Педагогическое наблюдение Беседа 2 Педагогическое наблюдение 2 21 5.12 5.13 5.14 5.15 6. 6.1 6.2 6.3 6.4 7. 7.1 7.2 7.3 7.4 8. «Юниор» Лопасти воздушного винта. Ступица и ось винта, работа с проволокой. «Юниор» Сборка модели. 2 2 Педагогическое наблюдение 2 2 «Юниор» Микроплёнка (состав, определение толщины) подготовка раствора и съёмников. Изготовление и сушкаплёнки. Приёмы обтяжки. Обтяжка модели. «Юниор» Изготовление и испытание двигателей. Основы Регулировки. Регулировочные запуски. Корректировка траектории. Модели планеров 2 2 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 2 2 7 1 6 Планер. Конструкция. Условия полётов. Влияние атмосферы. Вырезка заготовки для крыла и хвостового оперения. Изготовление фюзеляжа, крыла и хвостового оперения. Приклейка грузиков и хвостового оперения к фюзеляжу. Сборка планера. Регулировка. Изготовление катапульт для запуска. Покраска моделей планеров. Соревнования на продолжительность полёта «Воздушный змей» 2 1 1 Педагогическое наблюдение Беседа 2 Педагогическое наблюдение 1,5 1,5 Педагогическое наблюдение 1,5 1,5 Педагогическое наблюдение Воздушный змей. Обзор конструкций. История. Изготовление каркаса. Техника безопасности при работе с рубанком. Змей. Работа с проволокой, меры предосторожности. Сборка каркаса змея. Раскрой лавсана для обтяжки Технология обтяжки лавсаном. Обтяжка змеев. Изготовления уздечек. Изготовление хвостов, сухариков для лееров. Покраска змеев. Метательный планер 2 8 3 2 2 2 2 1 2 28 22 4 Педагогическое наблюдение 5 Педагогическое наблюдение Беседа 2 Педагогическое наблюдение 1 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 24 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 8.7 8.8 8.9 8.10 8.11 8.12 8.13 8.14 8.15 9. Схематическая модель планера. Контроль веса узлов модели. Конструкция. Приемы сборки и склейки. Планер. Заготовка кромок. Разметка. Форма нервюр. Сборка стабилизатора. Приемы работы шлифовальной шкуркой. Обработка каркаса стабилизатора Планер. Изготовление фюзеляжа. Планер. Работа с грузиками. Крепление к фюзеляжу. Изготовление и вклейка килей. Крыло планера. Форма нервюр. Выгибание заготовок нервюр. Заготовка кромок центроплана. Сборка центроплана крыла схематической модели Планера. Обработка кромок центроплана, зачистка. Заготовки деталей для консолей. Влияние консолей крыла на устойчивость полёта. Сборка консолей. Обработка консолей. Состыковка консолей с центропланом. Планер. Угол атаки крыла. Изготовление и присоединение пилона. Исправление перекосов. Приёмы обтяжки бумагой и лавсановой плёнкой. Раскрой. Обтяжка модели планера. Планер. Взвешивание. Догрузка до технических требований. Буксировочный крючок. Регулировка планера с руки. Буксировка на леере. Модели вертолетов 2 Педагогическое наблюдение 2 2 2 Педагогическое наблюдение 2 2 Педагогическое наблюдение 2 2 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 2 1 2 2 2 Педагогическое наблюдение 2 2 Педагогическое наблюдение 1,5 1,5 Педагогическое наблюдение 1 Педагогическое наблюдение 2 2 Педагогическое наблюдение 2 2 Педагогическое наблюдение 2 2 Педагогическое наблюдение 2 2 1,5 1,5 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 2 2 2 7 23 1 1 6 Педагогическое наблюдение 9.1 9.2 10. 10.1 10.2 11. 11.1 11.2 11.3 12. 12.1 12.2 12.3 13. 14. Краткие сведения из истории появления и развития вертолетов Сборка вертолётов. Основы регулировки. Изготовление резиномоторов. Испытание Модели ракет Первые запуски ракет, краткие исторические сведения 2 Изготовление ракеты, запуск модели. Соревнования Схематическая модель планера Схематическая модель планера. Чертеж и деталировка. Последовательность сборки. Планер. Заготовки кромок и нервюр центроплана и крыла. Сборка центроплана. Планер. Заготовка кромок и нервюр консолей. Сборка консолей. Соединение с центропланом. Организация и проведение соревнований и выставок Стартовые правила и разрядные нормы. Контрольное взвешивание модели, догрузка. Подготовка моделей самолётов и планеров к районным соревнованиям Встреча сведущими спортсменами кружка. Запуски кордовых моделей. Календарь соревнований на лето. Итоговая аттестация. Посвящение в авиамоделисты Полевые занятия 5 Итого 153 1 5 7 2 1 5 1 1 6 1 5 Беседа Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Беседа Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 8 2 6 3 1 2 Беседа Педагогическое наблюдение 3 1 2 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 9 2 7 2 1 1 Педагогическое наблюдение Беседа 2 1 1 Педагогическое наблюдение Соревнования Педагогическое наблюдение Соревнования 5 5 4 4 17 17 24 26 127 Педагогическое наблюдение Беседа ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Индивидуальная карта диагностики процесса и результата творческой деятельности Фамилия, имя ребенка Процесс Контрольные позиции Учебный год Начало года Середина Конец года года Показатель 1. Проявление коммуникативных способностей 2. Потребность в самовыражении через делание 3. Проявление ощущения сопричастности природному и культурному миру. 4. Самостоятельность в постановке проектно-творческой задачи 5. Творческая инициатива в формировании и воплощении замысла 6. Потребность в эмоциональной оценке процесса «делания» Всего по процессу Результат Контрольные позиции Учебный год Начало года Середина Конец года года Показатель 7. Способность к отказу от стереотипных решений и копирования 8. Способность синтезировать полученные теоретические знания 9. Способность перевести теоретические знания в практические умения и навыки 10. Способность соотнести себя с другой культурой 11. Способность к осознанному использованию выразительных и технических средств 12. Индивидуальность воплощения замысла Всего по результату Начало обучения Всего суммарно 25 Конец обучения ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Мониторинг предъявления результатов индивидуального творческого роста Фамилия, имя ребенка Статус выставки, конкурса внутренний районный городской областной региональный российский международный Начало года Учебный год Середина года Конец года ● –участие ○ – диплом III степени ○ – диплом II степени ○ – диплом I степени ○ – специальный, поощрительный диплом, приз. 26 Всего за год