МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического приказом МАОУ «СОШ №13» совета №14 от №180-О от «30» августа 2023 г. «30» августа 2023 г. Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 3 класса (7.2) Черемухово 2023 При изучении программы по предмету «Окружающий мир» рекомендуется использовать учебник А.В. Плешакова «Окружающий мир». Предмет, как и ранее, максимально направлен на формирование интереса к природному и социальному миру, совершенствование познавательной деятельности за счет овладения мыслительными операциями сравнения, обобщения, развитие способности аргументировать свое мнение, формирование возможностей совместной деятельности. Предмет играет важнейшее значение в формировании сферы жизненной компетенции. Вместе с тем, многие темы, освещаемые в учебнике, полностью заполняя учебное время, не дают возможности глубокого повторения пройденного ранее. Поэтому раздел «Общение» мы считаем целесообразным реализовать в цикле психокоррекционных занятий, разделы, посвященные экономике и путешествиям, упростить в соответствии с возможностями обучающихся с ЗПР. Однако, по сравнению со вторым классом, доля самостоятельности их должна существенно возрасти. Написание ВПР в четвертом классе, иллюстрирующее, насколько удалось преодолеть отставание в степени общей осведомленности, недоразвитие аналитико-синтетической деятельности и регулятивных умений, требует начала подготовки к ней уже в третьем классе. Поэтому фактически на каждом уроке рекомендуется предлагать задания, требующие самостоятельного мышления. Способ их предъявления зависит от учителя. Следует отметить, что количество видов деятельности, предлагаемое для конкретных уроков иногда избыточно. Мы предполагаем, что обучающиеся обязательно будут получать домашние задания по предмету, т.е. их содержание могут составить те виды деятельности, которые не были реализованы на уроке. Те темы учебника, которые не были изучены, как и во втором классе, можно предложить родителям изучить с ребенком самостоятельно в летние месяцы. Указание на работу в тетради, приведенное почти для каждого урока, предполагает, что будут использоваться рекомендованные для обучающихся с ЗПР рабочие тетради (т.н. «Тетрадки-плюс»). Однако при их отсутствии не исключается применение других вариантов методических разработок (по выбору учителя, но соответствующих по содержанию предложенной программе, а по сложности заданий детским познавательным возможностям). Обязательным представляется и наличие у обучающегося обычной школьной тетради для занятий этим предметом. В тетради будут записываться новые слова, значения условных знаков, зарисовываться наглядные модели, направленные на совершенствование понимания и усвоения учебного материала и т.п. В ходе изучения предмета по-прежнему рекомендуется уделять большую роль демонстрации реальных объектов и их изображений (в т.ч. презентаций в соответствии с СанПиН). Однако чрезвычайно важно активно развивать возможность использования знаково-символических средств организации познавательной деятельности (построение и декодирование наглядных моделей, отражающих основное содержание заучиваемого материала). Проверочные задания по форме должны в определенной степени соответствовать тем, с которыми обучающиеся столкнутся при написании ВПР. Но в третьем классе не целесообразно злоупотреблять заданиями, требующими написания и аргументации выводов. Ребенка следует сначала научить этому. Кроме того, по-прежнему полезно закреплять навык правильного написания изучаемых слов. Следует отметить, что в третьем классе при изучении предмета «Окружающий мир» следует активно побуждать обучающихся к самостоятельному поиску информации (направления этого поиска обозначены в программе). Поскольку предмет обычно вызывает у обучающихся определенный интерес, это важно использовать для совершенствования их поисковой активности. С родителями же полезно проводить специальную разъяснительную работу о недопустимости выполнения заданий такого типа ВМЕСТО детей. Содержание заданий для самостоятельной работы подбиралось с учетом потенциальных возможностей их выполнения именно детьми с ЗПР. По-прежнему важнейшим является соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся, зависящего от уровня сформированности их учебно-познавательной деятельности, произвольной регуляции, умственной работоспособности, эмоционально-личностных особенностей и направленности интересов. Как и во втором классе следует предупредить индуцирование детей страхами (при изучении тематики безопасного поведения и пр.). Поскольку учителю рекомендуется проверять выполнение домашних заданий по предмету, а также по возможности начинать урок с проверки домашнего задания, рассматривая его как этап закрепления изученного и предпосылку усвоения нового, нежелательно ставить предмет в расписание в понедельник, а также два дня подряд. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: осознание себя как гражданина России проявляется в: Гордости за свою Родину (ее размеры, богатства, разнообразие народов) Понимания отличия России от других стран, Заинтересованности в пополнении знаний о своей стране, Знании наиболее насущных экологических проблем в регионе и конкретном месте своего проживания; уважительном отношении к представителям других национальностей (с которыми ученик должен взаимодействовать). целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур проявляется в: понимании смысла географической карты как модели мира, страны, понимании взаимосвязи живой и неживой природы; понимании взаимосвязей в природе; понимании взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием природы. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов проявляется в: -интересе к зарубежным странам - интересе к другим культурам. интерес к познанию социального и природного мира проявляется в: интересе к изучаемому предмету в целом (в невербальных проявлениях при рассказах учителя и вопросах), стремлении смотреть кинофильмы или читать произведения о животных, природе. интересе к подсобному хозяйству (даче): что растет, как растет и выездам «на природу»; интересе к жизни своей семьи в связи с изучаемыми темами (поездкам родителей, их занятиям, семейному бюджету и т.п.); интересе к зарубежным странам (понимании их отличий от России, удаленности и пр.); стремлении выполнять практические работы, домашние задания и проекты по предмету, освоение социальной позиции ученика проявляется в: трансляции домашнего задания родителям, переживании при получении нежелаемой (или неполучении желаемой) оценки, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в: восхищении красотой человеческих творений и природы; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни проявляется в: -понимании роли правильного питания в сохранении здоровья; понимании роли профилактики заболеваний в сохранении здоровья; понимание роли здорового образа жизни в сохранении здоровья; - соблюдении правил безопасного поведения. уважение к людям труда проявляется в: понимании того, что деньги платят за труд понимании, что люди ценят результаты своего труда и беспокоятся об их сохранности/использовании; знании названий профессий и их значения для людей. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущнонеобходимом жизнеобеспечении проявляется в: понимании связи состояния здоровья с налагаемыми ограничениями, понимании связи заботы о здоровье с учебной успешностью (пропуски занятий по болезни приводят к появлению пробелов в знаниях), владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий проявляется в: возможности рассказывать результаты своего проекта, сопровождая его презентацией. способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации проявляется в: расширении представлений о различных аспектах и многообразии природного и социального мира, их взаимосвязях; понимании значения экономических факторов для жизни семьи, региона, страны; Метапредметные результаты освоения ПРП для 3-го класса по учебному предмету «Окружающий мир» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом. Сформированность познавательных универсальных учебных действий: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления проявляется в: понимании групповой инструкции к заданиям для самостоятельной работы освоение способов решения проблем творческого и поискового характера проявляется в: самостоятельности в подготовке проектов (по оценке родителей). проявлениях поисковой активности (попыток самостоятельного поиска решения ранее неизвестного задания). использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач проявляется в: овладении умениями декодирования условных знаков и представленных наглядных моделей. овладении умением транслировать необходимую информацию с опорой на наглядную модель. овладении умением самостоятельного построения наглядной модели (в соответствии с изучаемым материалом) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать. в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета проявляется в: овладении умением выяснять нужные сведения у взрослых. овладении умением самостоятельного поиска некоторой необходимой информации (под контролем взрослого). овладении умением рассказывать подготовленный материал перед классом. овладении умением сопровождать рассказ видеопрезентацией или другой наглядностью. овладении умением интерпретировать полученные количественные данные (например, состав пищевых продуктов, семейный бюджет и пр. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах проявляется в: овладении умениями самостоятельного чтения научно-популярных (информационных) статей в учебнике; овладении умением формулировать выводы устно и письменно. овладении умением находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы способности излагать свое мнение и аргументировать его; овладении умением понятного пересказа информационного текста. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям проявляется в: овладении умением выделять существенные признаки. овладении умением сравнивать различные объекты и явления природы и формулировать вывод. овладении умением называть объекты, входящие в определенную обобщенную группу или обобщать объекты. овладении умением вербализовать причинно-следственную связь между явлениями природы, природными изменениями. овладении умением объяснять значение слов обобщенного и абстрактного характера в соответствии с изучаемым материалом. умении устанавливать причинно-следственные связи между некоторыми явлениями и событиями; овладении операциями обобщения и абстрагирования, в т.ч. составления памяток с условными знаками для воспроизведения усвоенного материала. Сформированность регулятивных универсальных учебных действий. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата проявляется в: способности выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, соотносить действия с планом; способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению; способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих проявляется в; -умении договориться о распределении ролей в ходе выполнения деятельности, -овладении умением договориться с партнером о частных моментах в ходе выполнения задания, -овладении умением адекватно воспринимать указания одноклассника на ошибки, -овладении умением оценить поведение окружающих, -овладении умением оценить собственное поведение. Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач проявляется в: овладении умением обратиться к сверстнику с предложением, просьбой о помощи в преодолении затруднения, объяснением, овладении умением позвонить (написать) однокласснику чтобы узнать у него задание или совместно его выполнить, овладении умением обратиться к педагогу с просьбой о помощи в преодолении затруднения, овладении умением сопровождать видеопрезентацию рассказом. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий проявляется в; -овладении умением работать в паре (предлагать и выслушивать предложения), -овладении умением аргументировать свою точку зрения. Сформированность личностных универсальных учебных действий. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха проявляется в; способности адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял, забыл, не постарался, не успел), овладении доступными формами ответственного поведения (записать задание, транслировать его взрослым, самостоятельно уточнить недостающую информацию у учителя или одноклассников, принести на урок требуемое, дополнительно подготовиться к проверочным работам), стремлении к совершенствованию своих учебных умений, базирующееся на осознании имеющихся затруднений (просьба объяснить, повторные попытки решения, повторные правильные выполнения ранее неудававшихся заданий). способности выполнять домашние задания с минимальной помощью взрослого, способности адекватно относиться к неуспеху в деятельности (увеличивать старание); способности объективно оценивать причины неуспеха в деятельности; способность адекватно оценивать свое поведение на уроке. Предметные результаты По итогам обучения в 3 классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и умений: название страны, региона, места проживания, представление об обществе, народе, семье знание региональной символики; достопримечательностей родного края, его основных предприятий знание отличий между живой и неживой природой, неживой природой и рукотворным миром; знание, что тела состоят из веществ, невидимых глазу; понимание сущности экологии; знание живого, входящего в Красную книгу; заповедники: понимание сущности; знание состава воздуха; представления о воде, почве, природных богатствах; круговорот воды в природе; классификации растений (культурные и дикорастущие деревья, кустарники, травы, цветковые, хвойные, водоросли, мхи, папоротники); развитие и охрана растений; правила безопасности для разных ситуаций (пожар, утечка газа); правила безопасности на дороге; опасные природные явления (гроза, буря) опасные места (там, где нет или мало людей) знание названий представителей классов животных (насекомые, птицы, рыбы, звери, пресмыкающиеся, земноводные, черви, пауки, хищные, всеядные, растительноядные); цепи питания, размножение, развитие, охрана животных; грибы, микроорганизмы; основы знаний об организме человека; основы профилактики заболеваний, здорового образа жизни; органы чувств, кожа, осанка основы правильного питания и состав продуктов; основы экономических представлений (деньги); сущности понятия экономика, области экономики, роль человеческого труда расширение знаний названий профессий, в том числе профессий близких людей; знание видов транспорта; знание названий сторон света, материков, стран, городов понимание отличий своей и чужой страны. Примеры контрольно-оценочных мероприятий: Тестирование по пройденному разделу: Какие виды деятельности людей наносят вред природе? А) посадка картофеля Б) вырубка лесов В) укрепление берегов водоемов Экологи занимаются: А) прокладыванием дорог к малодоступным участкам природы Б) строительством баз для отдыха людей на природе В) контролем загрязнения воды и воздуха Расшифровка наглядных схем- моделей: Растение: Д (дикорастущее) – Д-о (дерево) – Х (хвойное) – Л (растет в лесу) – С (первая буква названия): сосна Растение: К (культурное) – Куст (кустарник) –-Я (ягодный) – М (первая буква названия): малина Исключение лишнего объекта (по заданному принципу): По типу питания: суслик, хомяк, еж По месту обитания: волк, выдра, заяц По виду: черепаха, змея, лягушка Угадывание по описанию: Какой это гриб? Съедобный, шляпка темно-оранжевая (бурая), ножка при срезе синеет: подосиновик; ядовитый, шляпка красная в белую крапинку: мухомор; съедобный, шляпка скользкая, коричневого цвета – маслёнок. Угадывание по признакам области экономики: О какой области экономики идет речь? Благодаря работе людей в этой области заводы или маленькие пекарни пекут хлеб и печенье, на молокозаводах делаются молочные продукты, а на консервных – мясные и овощные консервы, на рынках продаётся мясо и овощи, существуют овощные магазины (сельское хозяйство). О какой области экономики идет речь? Благодаря работе людей в этой области люди могут путешествовать, добираться до работы, выезжать на дачу для отдыха, в большой город для лечения или развлечений (транспорт). При выполнении заданий этого типа может осуществляться запись нужного обобщающего слова (словарный диктант). Опрос (по теме круговорот воды в природе): На небе сгустились серые тучи. Закапал дождик. Откуда в тучах вода? Почему из белых облаков дождь не идёт? Прошел дождь и на дорожках остались лужи. Потом дорожки стали сухими. Куда девалась вода? Почему летом лужи высыхают быстрее, а осенью медленнее? Почему на севере больше озер, чем на юге? Викторина (по теме «строение тела человека и внутренние органы»): Что находится между головой и туловищем? Чем заканчиваются руки? Что чаще всего разбивают дети, когда падают? На какую часть ног мы надеваем обувь? Где находится сердце (мозг, кишечник)? На каком месте у военных погоны? Где могут протереться рукава? Какие части тела мы не можем увидеть без зеркала? Какие внутренние органы парные? Оценка деятельности в деловой игре (правильное питание): Может ли обучающийся оценить правильность/неправильность питания и объяснить каких питательных веществ человек в этом случае недополучает или получает избыточно: Вова на завтрак ел кашу и печенье, на обед – лапшу из пачки и шоколадную пасту с хлебом и чаем, на ужин – макароны и торт. Каких питательных веществ Вова получил избыточно, а каких недополучил? Текущий контроль: А) оценка качества работы на уроке. Проводится по следующим параметрам (условная балльная оценка): Активность: 5 – внимательно слушает учителя и одноклассников, участвует в процессе опроса, стремится высказаться по обсуждаемой теме, при работе в паре и группе высказывает свое мнение, настаивает на нем. 4 - иногда самостоятельно участвует в процессе опроса, высказывается (например, рассказывает о чем-то из своего опыта), активен в парной и подгрупповой работе. 3 – в процессе опроса участвует только по побуждению учителя, малоактивен в парной и подгрупповой работе. 2 – пытается избежать ответов на вопросы учителя, совершенно пассивен в парной и подгрупповой работе. Адекватность ответов: 5 – отвечает в плане заданного, в парной и подгрупповой работе целенаправлен, решает поставленные задачи адекватным способом. 4 – отвечает в плане заданного, в парной и подгрупповой работе может уходить от задания, решать поставленную задачу недостаточно адекватными способами, но подобные проявления удалось скорректировать. 3 – сначала отвечает не в плане заданного, но это удается скорректировать. Поведение в парной и подгрупповой работе не способствует выполнению задания. 2 – при опросе дает случайные, необдуманные, малоадекватные ответы, коррекция не удается. Поведение в парной и подгрупповой работе препятствует выполнению задания партнерами по взаимодействию. Правильность ответов: 5 – отвечает правильно или нужно небольшое уточнение. 4 – с ответом затрудняется, но небольшая помощь способствует его получению. 3 – ответ изначально неправилен, с существенной помощью удается получить правильный ответ. 2 – ответ неправилен (отсутствует), помощь в виде наводящих вопросов не принимает. Вербальное оформление ответов: 5 – оформление ответа грамматически и стилистически правильное или с минимальными недочетами. 4 – недочеты в построении фразы или словоупотреблении, не затрудняющие понимание. 3 – Неточное словоупотребление, смысл фраз улавливается с трудом или шаблонный ответ, копирование ответа предшественника. 2 – ответ представляет собой отдельные, иногда не связанные по смыслу, слова. Итоговая оценка может быть установлена с учетом балльных показателей: 18-20 баллов – «отлично». 13-17 баллов – «хорошо». 10-12 баллов - «удовлетворительно». 8-9 баллов – «неудовлетворительно». Оценка может выставляться на основе качественной характеристики: «Отлично» – отвечает правильно, в плане заданного, недочеты в построении фразы не препятствуют пониманию. «Хорошо» – корригируемые смысловые неточности в содержании ответа, могут быть трудности вербального оформления высказывания. «Удовлетворительно» – с помощью удается получить правильный ответ с различными смысловыми и вербальными недочетами. «Неудовлетворительно» – ответ получить не удается. В парной и подгрупповой работе препятствует выполнению заданий. Б) оценка выполнения домашних заданий. Проводится по следующим параметрам (условная балльная оценка): Наличие выполненного домашнего задания: 5 – задание выполнено полностью; 3 – задание выполнено частично (не весь объем); 1 – минимальное выполнение задания; 0 – задание не выполнялось. Правильность выполнения домашнего задания 1: 5 – выполнено правильно или с минимальными недочетами. 1 Предлагается не учитывать в оценке аккуратность выполнения, низкое качество рисунков. Неправильное написание слов считается ошибкой. 4 – есть отдельные ошибки, но преобладает правильное выполнение. 3 – ошибок много (3 и более) либо объем выполненного минимален. 0 – задание не выполнялось. Способность к ориентировке в домашнем задании (характеризует самостоятельность выполнения или как минимум, вовлеченность в процесс выполнения). 5 – знает, что написано (нарисовано, наклеено) в его тетради, может воспроизвести смысл задания (без учета стилистического и лексикограмматического оформления высказывания). 3 – с трудом вспоминает, что сделано, смысл задания воспроизводит весьма неточно. 1 – «не помнит» суть выполненного задания 0 – задание не выполнялось. Итоговая оценка может быть установлена с учетом балльных показателей: 14- 15 баллов – «отлично». 10-13 баллов – «хорошо». 1-9 баллов - «удовлетворительно». 0 баллов – «неудовлетворительно». Оценка может выставляться на основе качественной характеристики: «Отлично» – домашнее задание выполнено достаточно правильно, и можно предполагать, что с деятельным участием ребенка (или самостоятельно). «Хорошо» – не весь объем задания, сомнения в деятельном участии ребенка в процессе выполнения или же ошибки. «Удовлетворительно» – сам факт выполнения задания или попытки этого. «Неудовлетворительно» – задание не выполнялось. В) Проверка усвоенных знаний самостоятельной работой (задания на карточках, работа в рабочей тетради или же в ученической тетради). 5 – задание выполняется с минимальными недочетами. 4 – задания выполняются с небольшим количеством ошибок. 3 – задания выполняются с ошибками, но не менее 33 % задания выполнено. 2 – задание не выполняется или выполнено на 30 % и менее. Текущий контроль должен быть постоянным, а не эпизодическим. Проверка домашнего задания должна осуществляться на каждом уроке при закрытых рабочих тетрадях. Рабочие тетради должны быть представлены на проверку в день, предшествующий уроку, чтобы учитель мог сориентироваться в качестве выполнения заданий. В связи с этим нежелательно ставить урок по предмету на понедельник или, тем более, два дня подряд. экспертная оценка педагогом: коммуникации со сверстниками (работа в парах и малых группах) коммуникации с педагогом поведения в общественных местах и на экскурсиях применения выученных сведений в реальной жизни Рубежный (промежуточный) контроль (по завершению темы, раздела). Выполнение заданий тестового типа (выбор правильного ответа) приведенные в учебнике и рабочей тетради с заданными там же критериями оценки. Итоговая оценка. Оценка «отлично» ставится при соответствии перечисленным выше требованиям текущего контроля и выполненным зачетным заданиям. Оценка «хорошо» ставится при наличии негрубых недочетов по выделенным параметрам. Оценка «удовлетворительно» ставится при соответствии минимальным требованиям по всем выделенным разделам Оценка «неудовлетворительно» означает отсутствие необходимых знаний по большинству разделов. Пример контрольно-оценочного мероприятия (урока обобщения и систематизации знаний) в конце четверти. 1. Соедини изображенные продукты с названием их вкуса Изображения: конфета, таблетки, лимон, жгучий перец, банка с соленьями, изюм, кофе, чеснок, клюква, упаковка с соленой рыбой (икрой). Слова: сладкий, горький, кислый, соленый, жгучий. 2. Кем НЕ сможет стать девочка с плохой осанкой? Изображения: балерина, стюардесса, фотомодель, медсестра, уборщица, продавец (для более сильных учеников картинки НЕ подписаны). 3. Соедини изображения человеческих органов с их функциями. Изображения: глаз, мозг, желудок, легкие, ухо Функции: зрение, контроль, переваривание пищи, дыхание, слух. 4. Соедини стрелками причины и следствия (в колонках вразброс): Причины: Мальчик играл с телефоном под одеялом. Мальчик промочил ноги и не переобулся. Мальчик каждый день ел корейскую лапшу с приправами. Мальчик не чистил зубы. Следствия: Ухудшилось зрение. Простудился. Заболел желудок. Заболели зубы. 5. Обведи опасные действия красным карандашом. Действия: запоминать номер автомобиля, проехавшего на красный свет, ехать одному в лифте, разжигать в жару в лесу костер, ставить цветы на подоконник, проходить мимо трансформаторной будки, перебегать улицу, не глядя по сторонам, убирать мусор вместе с классом на пустыре, ехать в автомобиле непристегнутым, гулять в парке с семьей, перегибаться через край балкона, кататься в лесу на лыжах. 6. Выбери и перепиши нужный ответ. Почему нельзя есть в лесу ягоды, не спросив у взрослого? А) Потому, что они кислые. Б) потому, что они немытые. В) потому, что они могут оказаться ядовитыми. 7. Подчеркни, когда нужно звонить (говорить) родителям синим карандашом, а когда в пожарную охрану – красным. А.Если слышишь треск от электроприбора, включенного в розетку. Б.Если из щитка с электросчетчиком валит дым. В. Если в щитке щелкнуло, и свет в квартире погас. Пример итогового теста: 1. Выбери правильное утверждение. Воробьи клюют посевы. Если воробьев не станет, посевы сохранятся. Воробьи клюют посевы. Но если воробьев не станет, посевы съедят насекомые-вредители. 2. Обведи правильное утверждение. Соль — это частица. Соль — это вещество. Соль — это тело. 3. Обведи неправильное утверждение. Вырубка лесов опасна, потому что нарушается среда обитания животных. Вырубка лесов опасна, потому что в воздухе становится больше углекислого газа. Вырубка лесов опасна, потому что вместо леса станет море. Вырубка лесов опасна, потому что становится больше лесных пожаров. 4. Соедини названия животных с названиями их средств защиты: воробей когти еж панцирь хамелеон крылья собака мимикрия Черепаха зубы кошка иголки 5. Угадай растение: Дерево, хвойное, дикорастущее (осина, пихта, шиповник) Кустарник, декоративный, культурный (сирень, яблоня, смородина) 6. Нарисуй наглядную схему, чтобы загадать СЛОНА. 7. Вычеркни лишние слова (по одному в каждой строчке) Подберезовик, масленок, мухомор, опята Аллергия, отравление, обида, простуда. Эколог, лесоруб, лесник, садовник. Зрение, слух, обоняние, головная боль. 8. Соедини продукты с веществами, которых в них много. Мясо нежирное углеводы Конфеты жир Яблоки белок Масло сливочное витамины 9. Соедини название человеческих органов и их функций. Сердце Переваривает пищу Почки Обеспечивают дыхание Легкие Выводят вредные вещества Желудок Регулирует все процессы Печень Гонит кровь по сосудам Мозг Очищает кровь 10. Саша с родителями поехал в отпуск. Они взяли заграничные паспорта, легкую одежду, купальные принадлежности. Куда они поехали? В Санкт-Петербург. В Сочи. В Турцию. В Англию. 11. Сашин папа- инженер на авиационном заводе. Значит, он работает В сельском хозяйстве В торговле В промышленности В сфере обслуживания 12. У Машиных родителей сбережения в банке, а у Дашиных спрятаны дома. У кого через год может стать денег больше, чем было? Почему? У Машиных, потому что в банках за вклады добавляют денег. У Дашиных, потому что им дома легче копить. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Человек и природа Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности. Компас. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд, болото); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана, бережное использование воздуха. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана, бережное использование воды. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Охрана, бережное использование почв. Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Особенности питания разных животных. Размножение животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Охрана и бережное отношение человека к диким животным, уход за домашними животными. Человек — часть природы. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Здоровый образ жизни, соблюдение режима, профилактика нарушений деятельности органов чувств, опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, нервной систем. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Человек и общество Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовнонравственные и культурные ценности российского общества, отраженные в государственных праздниках и народных традициях региона. Человек — член общества, создатель и носитель культуры. Семья — самое близкое окружение человека. Участие семьи в событиях страны и региона. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия на карте, государственная граница России. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. Основная форма организации учебных занятий по предмету «Окружающий мир» – урок. Большинство уроков носит комбинированный характер, сочетая актуализацию ранее полученных знаний с изучением нового материала. Некоторые уроки предполагают только знакомство с новым материалом или презентацию подготовленных детьми самостоятельных работ. В конце каждого раздела и четверти организуются уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Количествочасов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательныересурсы Раздел 1.Человек и общество 1.1 Наша родина – Российская Федерация 14 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1.2 Семья - коллектив близких. Родных людей. 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1.3 Страны и народы мира. 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Итого по разделу 20 Раздел 2.Человек и природа 2.1 Методы изучения природы. Разнообразие веществ в окружающем мире. 11 2.2 Бактерии, грибы и их разнообразие 2 2.3 Разнообразие растений 7 2.4 Разнообразие животных 7 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.5 Природные сообщества 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.6 Человек – часть природы 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Итого по разделу 35 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Раздел 3.Правила безопасной жизнедеятельности 3.1 Здоровый образ жизни 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 3.2 Правила безопасного поведения пассажира. Безопасность в сети Интернет 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Итого по разделу 7 Итоговый контроль (контрольные и проверочные работы) 5 5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 5 68 2 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС 1 Тема урока Всего Всероссийский урок ОБЖ. Правила безопасности в социуме. Безопасная информационная среда. 1 Практические работы № п/п Контрольные работы Количествочасо в Электронныецифровые образовательныересурс ы Презентация https://infourok.ru/prezent aciya-po-okruzhayushemumiru-na-temu-pravilatvoej-bezopasnosti-v-setiinternet-pravilabezopasnoj-zhizni-3-klass6517045.html Планируемые результаты Личностные Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: •соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); •приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Метапредметные соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде; Предметные •безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. •ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах. 2 Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы 1 3 Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые существа 1 4 Естественные природные сообщества: лес, луг, водоём 1 5 Искусственные природные сообщества, созданные человеком пруд, поле, парк, огород 1 6 Природные сообщества родного края – два-три примера на основе наблюдения 1 Личностные Ценности научного познания: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c16 •осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и 2 саморазвития; Экологического воспитания: Библиотека ЦОК •осознание роли человека в природе и обществе, https://m.edsoo.ru/f840f9fc принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ff7 действий, приносящих ей вред. Метапредметные 4 •проводить несложные наблюдения в природе Видеоурок (сезонные изменения, поведение животных) по https://yandex.ru/video/pre предложенному и самостоятельно составленному view/11051037746978241 плану; на основе результатов совместных с 069?tmpl_version=release одноклассниками наблюдений; s%2Ffrontend%2Fvideo% •ориентироваться в понятиях, соотносить понятия 2Fv1.1177.0%237e0c951d и термины с их краткой характеристикой:понятия и 00bea6d0312b191d4bb809 термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, 3af2b5384f природное сообщество, цепь питания, Красная книга). •моделировать цепи питания в природном сообществе Презентация Предметные https://сезоны•показывать на карте мира материки, изученные года.рф/Свердловская%2 страны мира; 0область.html •распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; •описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства. 7 Входная контрольная работа 8 Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, традициям, истории разных народов и своего народа Что такое общество? 9 Наша Родина - Российская Федерация Государственная символика РФ. Уважение к государственным символам России 10 Родной край – малая родина. Российская Федерация 11 Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях образования и культуры. Тематический срез знаний по теме «Что такое общество?» 12 Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) – обобщение на 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841330 e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84123a a 1 Презентация https://infourok.ru/prezent aciya-rossiya-rodinamoya-gosudarstvenniesimvoli-rossii-kl1972832.html 1 Презентация https://infourok.ru/prezent aciya-nash-kraysverdlovskaya-oblast3408328.html 1 Презентация https://infourok.ru/prezent aciya-narodnie-remeslasverdlovskoy-oblasti859714.html Личностные Гражданско-патриотического воспитания: •осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; •сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края. Метапредметные •ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:понятия и термины, связанные с социальным миром. •находить на карте нашу страну, столицу, свой регион; •устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия Предметные •различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; •проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме. 1 Презентация https://infourok.ru/prezent aciya-po-poznaniyu-mira- Личностные Эстетического воспитания: •понимание особой роли России в развитии основе результатов наблюдений и работы с информацией na-temu-usloviyaneobhodimie-dlya-zhiznizhivotnih-1918530.html 13 Твёрдые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых веществ, жидкостей и газов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c7c a 14 Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание, называние, краткая характеристика 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c39 2 15 Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны, человека. Охрана воздуха. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d32 8 16 Контрольная работа № 2. 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840cb6 2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ce7 8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d03 a Почва, её состав. Значение для живой 1 природы. Самостоятельная работа Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840da2 6 17 Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы Распространение воды в природе: водоёмы, реки. 18 Круговорот воды в природе. Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охрана воды 19 общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов. Ценности научного познания: •проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. Экологического воспитания: •осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Метапредметные •проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы; •устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного; •определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; •ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:. понятия 20 Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840df2 6 21 Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе наблюдения) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e0d e 22 Растение как живой организм 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e28 2 23 Как растения размножаются? 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e41 c 24 Развитие растения от семени до семени (по результатам практических 1 работ) Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e6a 6 25 Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений). Бережное отношение человека к растениям. Тематический тест по теме «Разнообразие растений» 26 Жизнь животных в разные времена года. Разнообразие животных 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e85 e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea1 6 27 Особенности питания животных. Цепи питания 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea1 6 28 Размножение и развитие рыб, птиц, зверей 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ebe и термины, связанные с миром природы; •описывать (характеризовать) условия жизни на Земле; •приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; •называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; •планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); •устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия. Предметные •распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; •проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; •группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; •сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; •использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, 2 29 Административная контрольная работа. 30 Роль животных в природе и жизни людей. 31 Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России 32 Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика. 33 Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание. Тематический тест по теме «Разнообразие жив отных» 34 Общее представление о строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели здоровья человека 35 Органы чувств их роль в жизни человека 36 Опорно-двигательная система и её роль в жизни человека 37 Пищеварительная система и её роль в 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ed9 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ef2 a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840fde 4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f24 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84104b a 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410f7 8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84116c 6 Библиотека ЦОК организме человека; •фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; •создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией). Личностные Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: •соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); •приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Метапредметные жизни человека 38 Дыхательная система и её роль в жизни человека 39 Кровеносная и нервная система и их роль в жизни человека 40 Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего организма 41 Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз 42 Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз. Самостоятельная работа по теме "Человек - часть природы. Строение тела человека" 43 Знаки безопасности во дворе жилого дома. Безопасность в доме 44 Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта. Знаки безопасности 45 Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта https://m.edsoo.ru/f8410dd 4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410aa 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841065 4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410c3 a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841091 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841091 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411f9 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411dd 8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411c0 c •находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа); •готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Предметные •использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; •создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией); •соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания; •соблюдать основы профилактики заболеваний; Личностные Духовно-нравственного воспитания: •применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: •соблюдение правил организации здорового и 46 Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части. Знаки безопасности во дворе жилого дома 47 Нужны ли обществу правила поведения? Правила поведения в социуме. 48 Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84118a 6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84112c 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841254 e безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной) Метапредметные •соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде. •ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой: понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение). Предметные •соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; •соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; •соблюдать правила нравственного поведения на природе; •безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет; •ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах. Личностные Трудового воспитания: •осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное 49 Контрольная работа № 3 50 Горная порода как соединение разных минералов. Примеры минералов. Полезные ископаемые – богатство земных недр 51 Полезные ископаемые родного края: характеристика, использование в хозяйственной деятельности региона 52 Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности 53 Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве, в сельском хозяйстве 54 Семья: традиции, праздники. Государственный бюджет 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841270 6 потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: •осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Метапредметные •определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; •читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами; Предметные •распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; •проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; •группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841270 6Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841289 6 1 Презентация https://infourok.ru/polezny e-iskopaemyesverdlovskoj-oblasti4664634.html 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412a1 c 1 Презентация https://kopilkaurokov.ru/na chalniyeklassi/presentacii/ profiessii-ghoroda-i-siela 1 Личностные РЭШ https://resh.edu.ru/subject/l Трудового воспитания: esson/4452/conspect/1560 •осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное 60/ 55 Семья – первый и главный коллектив в жизни человека Повседневные заботы семьи 56 Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи 57 58 Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль Уникальные памятники культуры России: исторический центр СанктПетербурга 1 РЭШ https://resh.edu.ru/subject/l esson/7122/conspect/2556 24/ 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412ef 4 1 Презентация https://uchitelya.com/okru zhayuschiy-mir/86938prezentaciya-moskovskiykreml-3-klass.html 1 Презентация https://infourok.ru/prezent aciya-po-okruzhayushemumiru-na-temu-gorod-naneve-3-klass- потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. Духовно-нравственного воспитания: •принятие существующих в обществе нравственноэтических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности. Метапредметные •ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры); Предметные •различать расходы и доходы семейного бюджета; •проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме. Личностные Гражданско-патриотического воспитания: •становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; •осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; •сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; 5243138.html 59 Уникальные памятники культуры России: Кижи, памятники Великого Новгорода 1 Видеоурок https://youtu.be/HdPpJq9q 2A0 60 Города Золотого кольца России: Сергиев Посад, ПереславльЗалесский 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413c3 c 61 Города Золотого кольца России: Ростов, Углич, Ярославль 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413e3 0 62 Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841380 e 63 Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры 1 региона. Тест по теме "Наша Родина Российская Федерация" Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841380 e 64 Памятники природы и культуры стран Европы: Франция, Швеция, Италия, Финляндия, Германия, Великобритания. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84140b a Презентация https://infourok.ru/prezent aciyadostoprimechatelnoteybelarusi-2026512.html 65 Памятники природы и культуры Белоруссии (по выбору) 1 66 Итоговая контрольная работа по итогам обучения в 3 классе 1 1 •проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам Метапредметные •различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом). •находить на карте нашу страну, столицу, свой регион; •читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами; •находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа); •описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного). •планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); •устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия. Предметные •приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России; 67 68 Памятники природы и культуры Китая (по выбору) Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору) ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 Презентация https://uchitelya.com/okru zhayuschiy-mir/32111prezentaciya-puteshestviev-kitay-3-klass.html 1 Презентация https://infourok.ru/prezent aciya-pamyatniki-kulturyazii-6754342.html 68 5 •показывать на карте мира материки, изученные страны мира; •создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией). 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир. 3класс / Сост. И. Ф. Яценко. – 10-е изд. – М.:ВАКО, 2019. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://urok.apkpro.ru/