РП коррекционных занятий АООП НОО 7.2. 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического

приказом МАОУ «СОШ №13»

совета №14 от

№180-О от «30» августа 2023 г.

«30» августа 2023 г.

Рабочая программа
коррекционных занятий
для обучающихся 4 класса

Черемухово 2023

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты рекомендуется оценивать с помощью критериальноуровневой оценки ряда параметров, составляющих этот результат.
Личностный результат Овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Результат

складывается

из

оценки

сформированности

речевых

умений,

сформированности знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного
отношения к нему, представлений о здоровом образе жизни, безопасном поведении и
овладения социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни,
сформированности самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных
возможностях и ограничениях.
По каждой составляющей во втором классе планируется достичь следующих
целевых показателей.
Сформированность речевых умений:
Способен высказаться в коммуникативной ситуации (возможны недочеты в
построении и смысловой наполненности высказывания, потребность в помощи);
Речь преимущественно грамматически верная, аграмматизмы носят единичный
характер.
Совершает отдельные (не всегда успешные) попытки пользования письменной
речью для коммуникации;
Способен говорить об испытываемых эмоциях, намерениях (по побуждению
взрослого, при подсказке необходимых лексических средств);
Способен

прочитать короткий текст (например, пожелание, инструкцию),

возможное низкое качество чтения (медленно, с ошибками, монотонно и пр.) следует
игнорировать.
Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и
позитивного отношения к нему.
Знает имена взрослых, с которыми он проживает, их профессии;
Знает свой домашний адрес, дату рождения.
Овладевает способностью проявлять внимание к детям и взрослым (их настроению,
самочувствию);
Овладевает способностью интересоваться наиболее актуальными событиями,
происходящими в классе, школе, городе, стране.

Проявляет познавательный интерес (ситуативно).
Сформированность представлений о здоровом образе жизни, безопасном
поведении и овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни.
Учится пользоваться сотовым телефоном:
Знает правила перехода улицы;
Знает отдельные пищевые и поведенческие запреты;
Имеет некоторые представления об опасном поведении (не всегда способен его
избегать самостоятельно);
Знает стоимость 3-4 товаров, популярных в детском сообществе.
Сформированность стремления трудиться и начальных трудовых навыков
(овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни).
Большинство доступных по возрасту навыков самообслуживания сформировано, в
некоторых требуется помощь:
Записывается в кружки или секции, способен самостоятельно их посещать.
Может поддерживать порядок в учебных принадлежностях, в портфеле, иногда
нуждается в напоминании.
Замечает и стремится устранить непорядок в своей одежде, неопрятность внешнего
вида младшего по возрасту ребенка.
Может поддерживать порядок в помещении (преимущественно по напоминанию).
.
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о
собственных возможностях и ограничениях.
Умеет обозначить свою социальную роль по наводящим вопросам (школьник,
ученик):
Может иногда объективно оценить результат своей деятельности.
Может обозначить словесно свои потребности (плохо видно, надо выйти, повторите,
пожалуйста):
Овладевает способностью разграничивать ситуации, требующие и не требующие
посторонней помощи.
Личностный результат: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях.

Результат складывается из оценки сформированности навыков продуктивной
межличностной коммуникации, социально одобряемого (этичного) поведения, речевых
умений. По каждой составляющей во втором классе планируется достичь следующих
целевых показателей.
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации.
Знает имена и фамилии большинства одноклассников, имена и отчества педагогов:
Использует в деловой коммуникации необходимые формулы речевого этикета.
Овладевает

способностью

задавать

необходимые

вопросы

партнеру

по

коммуникации.
Овладевает

способностью

согласованно

выполнять

необходимые

действия

(коммуникативно-игровые или учебно-познавательные) в паре и в малой группе.
Овладевает способностью контролировать импульсивные желания (не всегда
успешно).
Замечает признаки раздражения, недовольства партнера по коммуникации, иногда
пытаясь скорригировать свое поведение для избежания конфликта.
Овладевает способностью сдерживать вербальную агрессию.
Относительно точно определяет эмоции и намерения партнера по коммуникации.
Относительно стабилен в своих коммуникативных предпочтениях.
При ответах на вопросы взрослого эмоционально адекватен.
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения.
Овладевает способностью соблюдать очередность (не всегда успешно)
Оказывает сверстнику помощь при затруднении (чаще по указанию учителя).
Знает доступные по возрасту нормы социализированного поведения и иногда их
соблюдает (пропускает старших вперед, предлагает помощь, выслушивает, не перебивая и
т.п.).
Личностный результат: Способность к осмыслению и дифференциации
картины мира, ее временно-пространственной организации.
Хорошо ориентируется в пространстве школы, школьного двора, может
самостоятельно приходить в школу.
Овладевает способностью ориентироваться во времени.
Проявляет интерес к знаниям о природе;
Проявляет интерес к различным аспектам человеческой деятельности.

Овладевает способностью к осознанию своих предпочтений.
Курс «Психокоррекционные занятия» предполагает формирование всех видов
универсальных учебных действий (УУД).
В 2 классе планируется достичь следующие метапредметные результаты:
В области формирования познавательных УУД
1. Овладение умениями декодирования предложенных условных знаков – целевым

результатом является возможность выполнения доступных заданий с незначительной
помощью.
2. Овладение умениями кодирования: целевым результатом является способность

выполнять задания, требующие замены объектов условными обозначениями, с
помощью;
3. Овладение умением отвечать на вопросы по событийному дискурсу – целевым

результатом являются адекватные ответы на отдельные вопросы.
4. Овладение умением выделять существенные и несущественные признаки в наглядно

представленных

объектах-

целевым

результатом

является

возможность

дифференцировать существенное и несущественное с небольшой помощью.
5. Овладение

умением

вербализовать

причинно-следственную

связь

-

целевым

результатом является понимание сущности такой связи.
6. Овладение умением объяснять значение слов конкретного, затем обобщенного и

абстрактного характера - целевым результатом является понятийное определение
отдельных предъявленных конкретных слов (джинсы – это одежда).
7. Овладение умением сравнивать и обобщать наглядно представленные объекты –

целевым результатом является точное вербальное обобщение приблизительно в
половине заданий.
В области формирования регулятивных УУД:
1. Понимание групповой инструкции к задаче учебно-познавательного характера -

целевым результатом является уменьшение количества индивидуальных обращений к
ребенку за занятие до трех.
2. Удержание правильного способа деятельности на всем протяжении решения задачи-

целевым результатом является соблюдение инструкции не менее, чем в 50 %
выполняемых заданий.

3. Способность планировать свои предстоящие действия, оречевлять план и соотносить

действия с планом при выполнении (в пределах конкретного задания) - целевым
результатом является способность удержания «двухшагового» плана.
4. Способность находить ошибки по указанию на их наличие - целевым результатом

является 75 % нахождение ошибок.
5. Овладение умением адекватно воспринимать указания одноклассника на ошибки -

целевым результатом является стремление найти у себя ошибку.
Итогом занятий с учителем-дефектологом становятся и предметные результаты,
которые соотносятся с обозначенными в качестве целевых ориентиров в ПРП по предметам
«Математика и «Окружающий мир».
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание

курса

«Психокоррекционные

занятия»

зависит

от

особых

образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получивших рекомендацию обучения
по варианту 7.2. Поскольку эти потребности различаются в зависимости от глубины
имеющегося отставания, а также зависят от индивидуальных особенностей, программа не
может быть одинаковой для всех обучающихся. Вместе с тем, естественно, существуют
проблемы, общие для всех обучающихся с ЗПР, работа над которыми была начата в 1
классе. Поэтому программа носит вариативный характер. Она строится по модульному
принципу, позволяющему психологу на основе стартовой диагностики и педагогических
жалоб конструировать реальную программу психокоррекционных занятий, исходя из
достигнутого уровня и потенциальных возможностей обучающихся.
Важнейшими следует полагать модули, направленные на совершенствование
учебно-познавательной

деятельности,

произвольной

регуляции

поведения,

коммуникативных навыков, а также повышение степени эмоционального благополучия
ребенка. Эти занятия составляют базовую часть курса. Вариативную часть составляют
программы, направленные на формирование видов деятельности, имеющих важное
значение для общей учебной успешности, какой является, например, конструирование,
развитие пространственно-временных представлений. Хотя подобные занятия проводятся,
начиная с 1 класса, они представляют для обучающихся с ЗПР существенную сложность,
поэтому актуализация выработанных ранее знаний и умений представляется абсолютно
необходимой.
Типологические и индивидуальные особенности обучающихся с ЗПР не позволяют
планировать абсолютно идентичное содержание занятий. Вместе с тем из общего

количества часов, отводимых на реализацию коррекционно-развивающей области, не менее
3-4 часов в неделю следует уделять психокоррекционным занятиям с ребенком.
Часть этих часов, очевидно, уйдет на занятия с педагогом-дефектологом
(олигофренопедагогом). Поскольку трудности овладения программным материалом по
учебным предметам «Русский язык» и «Чтение» по замыслу будут преодолеваться при
помощи курса «Логопедические занятия», задача педагога-дефектолога – помочь в
овладении программным материалом по математике и, во вторую очередь, способствовать
преодолению узости кругозора, бедности и недостаточной дифференцированности
представлений об окружающем мире. Последнее может оказаться особенно актуальным в
случае неблагоприятной социальной ситуации развития, препятствующей накоплению
необходимых знаний естественным путём. В этом случае может выявляться отсутствие
самых

элементарных

математических

навыков.

Соответственно,

содержание

коррекционной работы будет основываться на восполнении наиболее ранних пробелов.
Может оказаться, что базовые математические навыки сформированы, но недостаточно
автоматизированы. Тогда работа будет состоять из других приемов и упражнений. Именно
поэтому содержание модуля расширено до максимально необходимого для последующего
усвоения программного материала.
Значимой составляющей в коррекционной работе учителя-дефектолога является
развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий,
обеспечивающих основные мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение,
обобщение, классификация). В рамках данной программы он реализуется в Модуле по
развитию познавательной деятельности.
МОДУЛЬ ПО КОРРЕКЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ
Математика
Диагностический этап
Для оценки пробелов в знаниях ребенка необходимо провести критериальноориентированную диагностику, выявив генезис имеющихся трудностей. Диагностические
занятия целесообразней проводить индивидуально, поскольку даже в подгрупповой работе
обучающийся с ЗПР может не продемонстрировать наличие или отсутствие необходимых
знаний и умений. Соответственно, перечень потенциально отсутствующих знаний и умений
может выглядеть следующим образом:
название и написание чисел,
числовой ряд от 0 до 20,
математические знаки «+», «-», «=»,

сравнение чисел: знаки «<» « >»,
двузначные числа,
арифметические действия без перехода через десяток;
арифметические действия с переходом через десяток,
решение простых задач,
решение косвенных задач,
решение задач типа «на…меньше», «на….больше»
Возможные темы индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий.
Соотнесение числа, количества и цифры. Присчитывание по единице. Отсчитывание
по единице. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «-», «=». Арифметическая запись
по следам практических действий. Сложение и вычитание чисел. Запись арифметического
действия по картине. Умение уравнивать предметы, сравнивать их количество, используя
математические знаки «>» «<» «=». Составление наглядных схем, иллюстрирующих
количественные отношения. Состав числа из двух слагаемых. Анализ задачи, выделение
структуры задачи (условие, вопрос). Запись арифметического действия по схеме.
Составление схем к арифметическим задачам в два действия. Дополнительные занятия,
соответствующие изучаемым темам на уроках по предмету «Математика» (в соответствии
с рабочей программой).
Окружающий мир
Диагностический этап
Цвета: основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный,
коричневый); промежуточные (оранжевый, фиолетовый); отличающиеся от основных
цветов по светлоте (голубой, розовый, серый), выбор по образцу, подбор к фону,
группировка, конструирование и аппликации с учетом цвета, выкладывание узоров,
составление орнамента из мозаики и т. п.
Геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник,
овал, круг. Соотнесение эталонных форм с реальными предметами (треугольник –
дорожный знак, прямоугольник – книга, круг – блюдце и т.п.).
Птицы: воробей, ворона, сорока, голубь, синица, ласточка, стриж, журавль, цапля,
аист, соловей, жаворонок, сова, орел, колибри, попугай, страус, пингвин.
Домашние птицы: курица, гусь, утка, индюк.
Звери: олень, лось, волк, лиса, медведь, белка, заяц, бобр, рысь, хомяк, суслик, еж,
тигр, лев, обезьяна, зебра, бегемот, носорог.
Домашние звери: свинья, лошадь, корова, коза, овца, осел.
Лиственные деревья: береза, осина, тополь, дуб, клен, липа, рябина, яблоня.

Хвойные деревья: ель, сосна, кедр, лиственница, пихта, кипарис.
Транспорт:

автомобили

легковые,

грузовые,

городской

транспорт,

железнодорожный, водный, воздушный.
Времена года. Месяцы. Дни недели.
Формы

организации

проведения

занятий

при

сходном

уровне

развития

обучающихся преимущественно должны быть подгрупповыми. Индивидуальные занятия
будут менее эффективны, потому что только в подгруппе можно организовать
дидактическую игру. Однако не исключаются и групповые формы занятий.
Содержание занятий заключается в ликвидации пробелов предшествующего
обучения, затрудняющих усвоение программного материала в учебной деятельности.
МОДУЛЬ ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ
Обучающиеся могут находиться на разных уровнях сформированности способности
к произвольной регуляции. В зависимости от этого подбирается содержание используемых
видов деятельности, к числу которых относится работа в парах и малых группах, игрысоревнования, подвижные игры, работа с дидактическим материалом, художественными
материалами, работа в тетрадях.
Развитие

способности

к

произвольному удержанию

и

распределению

внимания.
Психотехнические упражнения, подвижные и дидактические игры, выполнение
заданий учебного типа, требующих сосредоточения внимания. Упражнения этого типа
можно проводить независимо от того, какой уровень сформированности способности к
регуляции определяется у обучающегося.
Развитие способности к удержанию цели деятельности.
Понимание и удержание цели деятельности достигается: в подвижных играх с
правилами, настольных и дидактических играх, работе в тетради. Цель деятельности может
обозначаться словесно либо схематически, фиксируется взрослым, повторяется ребенком.
Является генетически базовым уровнем.
Развитие способности к планированию действий.
Планирование действий может осуществляться: при распределении ролей и
действий в сюжетно-ролевой игре, игре в некоторые настольные игры, собирании
геометрической и других видов мозаики, рисовании, лепке, конструировании из
строительного или природного материала, выполнении заданий учебного типа. К этому

блоку можно переходить только при наличии сформированной способности к удержанию
цели деятельности.
Развитие способности подчинять свою деятельность и поведение заданному
правилу (системе правил).
Психотехнические упражнения, игры с правилами, задания учебного типа. Для
достижения цели следует производить ряд последовательных и продуманных действий.
Высший

уровень

сформированности

регуляции,

позволяющий

в

последующем

предупреждать вероятные ошибки.
МОДУЛЬ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОМУ ФОРМИРОВАНИЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ
ФУНКЦИЙ
Обучающиеся
познавательной

могут

деятельности

находиться
и,

на

разных

соответственно,

уровнях

нуждаться

сформированности

в

разных способах

предъявления заданий, разного количества «шагов» в инструкциях, разных приоритетов в
коррекционно-развивающей работе. Возможные виды деятельности: дидактические игры и
упражнения, прослушивание текстов, работа с тетрадями, индивидуальными карточками,
конструктивным материалом, специально подготовленными пособиями.
Развитие аналитико-синтетической деятельности, способности к обобщению,
установлению связей и отношений на вербальном и невербальном материале.
Упражнения на выделение составных частей объектов, объединение частей в целое
(на вербальном и невербальном материале), сравнение реальных объектов, изображений,
сравнение вербальных понятий, разнообразные предметные и словесные классификации
(возможно с разным уровнем обобщенности), решение задач на установление отношений
на вербальном (тексты с открытым и скрытым смыслом, решение задач, построенных по
принципам простых аналогий, выделения существенных признаков, подбор антонимов,
угадывание загадок, толкование пословиц и метафор) и невербальном (наглядно
представленном) материале (серии последовательных картин, числовые ряды, матрицы с
определенной закономерностью изменений). Дидактические игры соответствующей
направленности, работа в тетради, работа на карточках. Уровень сложности конкретных
упражнений и заданий зависит от достигнутого уровня развития познавательной
деятельности.
Развитие интереса к окружающему предметному и социальному миру,
формированию адекватной картины мира.

Практические упражнения-эксперименты, позволяющие понимать происходящие
природные изменения, чтение текстов, посвященных причинно-следственных связей в
природе, человеческом поведении, соответствующие инсценировки, обсуждение тем,
связанных с представлениями о мире (хорошие и плохие события, желаемое и нежелаемое,
причины и следствия явлений и поступков), моделирование связей и отношений,
конструирование картины «Мир». Возможные вида деятельности: практические действия,
дидактическая игра, элементы психодрамы, беседы, работа в тетрадях, работа с
художественными

материалами,

конструктивная

аппликация.

Уровень

сложности

конкретных упражнений зависит от достигнутого уровня развития познавательной
деятельности.
Развитие

способности

к

знаково-символическому

опосредствованию

познавательных процессов.
Развитие способности к знаково-символическому опосредствованию также зависит
от уровня сформированности познавательной деятельности. Поэтому выбор вариантов
опосредствования определяется многими факторами. Возможны игры и упражнения,
направленные на развитие возможностей кодирования и декодирования информации,
использования наглядных моделей, образно-двигательных знаков, символики для
запоминания и т.п. Работа может осуществляться в тетради, на индивидуальных карточках,
наглядные модели могут создаваться с использованием условно-графических заместителей,
работа с которыми может обозначаться как практические действия. При выборе
конкретных упражнений – уровней сложности – также следует ориентироваться не только
на доступность, но и на актуальность формирования того или иного умения для
конкретного ребенка.
Развитие способности к вербальному опосредствованию познавательной
деятельности.
Вербальное опосредствование познавательной деятельности может осуществляться
с помощью заучивания различных мнемотехник типа (Каждый Охотник Желает Знать Где
Спят Фазаны), использование словесных стимулов для активизации мыслительной
деятельности (назови общим названием ряд предметов, выбери названия определенной
обобщенной группы из массива словесных обозначений, подбери названия в соответствии
с заданными условиями, выполни задания в соответствии со словесно заданным правилом).
Возможные формы работы: словесные игры, работа на листах бумаги, работа с тетрадью,
практические действия по созданию графических моделей, с опорой на которые
осуществляется опосредствование и т.п.

МОДУЛЬ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ И СПОСОБНОСТИ К
ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ОДНОКЛАССНИКАМИ
Проблемы коммуникации могут быть связаны с различными причинами, отчетливое
представление о которых требует обязательного диагностического этапа. Если диагностика
познавательной деятельности может проводиться в ходе подгрупповых занятий, то
проблемы коммуникации требуют как наблюдения (возможно, включенного или внешнего)
за детской коммуникацией, так и индивидуальной диагностики, проясняющей причины
коммуникативных проблем (интровертированность или аутичность, психотравмирующий
опыт, недостаточное понимание коммуникативных намерений

по невербальным

компонентам, т.е. когнитивные проблемы и т.д.). В ходе диагностики должна быть оценена:
Способность

идентифицировать

эмоциональное

состояние

партнера

по

взаимодействию с использованием предметных, символических, знаковых средств.
Способность понимать возможные причины конфликта.
Интеллект (мера дефицита познавательных способностей обучающегося).
Коммуникативную направленность личности.
Поэтому групповые занятия эффективны только для формирующей работы,
начавшейся в первом классе (к ней относится формирование конкретных коммуникативных
умений). Психокоррекция может требовать индивидуальных или подгрупповых форм
занятий (к ней относится снятие коммуникативной тревожности, отреагирование
негативных чувств и пр.). Поэтому для групповых занятий используется только тематика,
позволяющая расширить арсенал коммуникативных умений.
Развитие способности к запоминанию лиц и имен, внешнего вида партнера по
взаимодействию.
Является базовым уровнем для формирования коммуникативных умений. Проблемы
коммуникации часто связаны с низким интересом к партнерам по взаимодействию,
трудностями

запоминания

их

имен.

Для

формирования

обозначенных

умений

используются игры и упражнения, позволяющие запечатлевать образы. Работа с
художественным материалом. Словесные описания людей. Работа в парах и подгруппах.
Работа в кругу.
Развитие способности к эмоциональной децентрации.
Базируется на обозначенных ниже умениях, сопутствующих формированию
способности к децентрации. Не может рассматриваться вне решения задач общего
когнитивного развития ребенка, формирования у него умения встать на позицию другого
человека. Предполагает упражнения, связанные со сменой позиции (обзор глазами
участника взаимодействия), задания для индивидуальной работы в тетрадях, на

индивидуальных карточках. Распознавание эмоций на основе пантомимических средств и
лицевой мимики требует как соответствующего картинного материала, так и двигательных
упражнений,

возможна

также

продуктивная

деятельность

по

символическому

изображению эмоциональных состояний. Далее можно переходить к заданиям на
рефлексию эмоций (на основе прослушиваемых и читаемых текстов). Из содержания
занятий очевидно, что превалирует работа в парах, подгруппах, группе. Этот блок модуля
тесно связан с модулем по развитию эмоционально-личностной сферы и коррекции ее
недостатков.
Формирование умений невербальной коммуникации.
Обучение пониманию символического значения пантомимики, а также применению
коммуникативно адекватных мимических (улыбка) и пантомимических (открытая поза)
жестов. Виды деятельности: работа в парах, подгруппах: пантомимические упражнения,
декодирование пантомимики. Вербализация семантики различных жестов и мимической
экспрессии.
Формирование умений вербальной коммуникации.
Базируется на знании и употреблении формул речевого этикета, которые более
целесообразно использовать опосредованно, через кукол. Обучение высказыванию
просьбы (на адекватном детским возможностям материале), в том числе просьб,
направленных на удовлетворение особых образовательных потребностей. Обучение
навыкам извинения, применению коммуникативных вербальных штампов («Как дела?» и
т.п.). Работа проводится преимущественно в парах. Для групповой работы рекомендуется
чтение по ролям, инсценировка типичных коммуникативных ситуаций, в т.ч. деловых,
доступных ребенку по возрасту (магазин, школьный буфет, библиотека).
Развитие способности к сочувствию и соучастию.
Развитие способности к сочувствию и соучастию базируется на понимании
эмоциональных состояний, способности к эмоциональной децентрации, развитии
эмпатийных способностей. Во втором классе формируются в большей мере предпосылки
для развития этой способности (в качестве вида работы может использоваться просмотр
мультипликационных фильмов: типа «Спасите Рекса», «Старая игрушка», «Цветиксемицветик») с последующим обсуждением социально одобряемых поступков персонажей,
зарисовкой эмоциональных состояний.

МОДУЛЬ ПО КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Предлагаемый модуль может включаться в содержание психокоррекционных
занятий при наличии значительного количества обучающихся, обнаруживающих
недостатки пространственно-временных представлений, реально влияющие на успешность
учебной деятельности (например, если в класс пришли дети из общеобразовательных
условий). Если дети обучались в первом дополнительном классе, то специальный модуль
вряд ли будет актуальным, знания о пространственных отношениях, временные
представления следует актуализировать на других занятиях.
Развитие способности к пониманию и воспроизведению пространственных
отношений на плоскости.
Виды деятельности: работа в тетрадях, работа с индивидуальным раздаточным
материалом, художественным материалом.
Развитие способности к пониманию и воспроизведению пространственных
отношений в пространстве учебной комнаты, школы, территории.
Дидактические игры с использованием различных планов и схем, занятия по
составлению графических планов, декодирование планов (игры-соревнования).
Развитие способности к пониманию квазипространственных и временных
отношений.
Актуализация знаний, полученных на уроках по учебным предметам «Математика»,
«Окружающий мир»: время на часах, время суток, смена месяцев, времен года. Понимание
предлогов и наречий, отражающих пространственные и временные отношения. Работа в
парах, подгруппах по актуализации событий прошлого (что мы изучали на прошлом,
позапрошлом занятии). Работа с деформированными текстами (дополнение адекватными
предлогами и наречиями).
МОДУЛЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Включение особого модуля по формированию конструктивной деятельности
является оправданным в тех случаях, когда ведущими проблемами детей являются
регулятивные и когнитивные, а не коммуникативно-личностные, а также при достаточной
материально-технической оснащенности образовательной организации (наличие наборов
строительного материала, конструкторов Lego и т.п. в количестве, позволяющем
организовать подгрупповую работу). При отсутствии подобных возможностей более
целесообразно включать задания по конструированию (из бумажных элементов,
плоскостной мозаики) в модуль по развитию познавательной деятельности.

Конструирование по образцу.
Образцы из 6-8, затем 9-12 деталей. Работа в парах, подгруппах. Анализ образца.
Зарисовка проекций отдельных элементов конструкций, конструктивных сооружений в
целом. Воссоздание постройки на основе графического образца.
Конструирование по замыслу.
Работа в подгруппах. Обсуждение замысла. Создание графического плана. Выбор
необходимых элементов для конструирования. Создание объекта. Соотнесение с планомзамыслом.
Конструирование по условиям.
Работа в подгруппах. Обсуждение условий и их конкретизация в выбор элементов.
Создание графического плана. Выбор необходимых элементов для конструирования.
Создание объекта. Соотнесение с планом-замыслом: оценка соблюдения заданных условий.
Конструирование по условиям является наиболее сложным видом конструктивной
деятельности, который во втором классе предположительно не будет доступным для
обучающихся с ЗПР.
МОДУЛЬ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ И
КОРРЕКЦИИ ЕЕ НЕДОСТАТКОВ
Выбор модуля адекватен при наличии значительного количества обучающихся,
имеющих типичные для ЗПР, либо индивидуальные эмоциональные проблемы. Если же
недостатки эмоционального развития не представляют особой проблемы с точки зрения
нарушений социопсихологической адаптированности, то необходимая работа по
эмоциональному развитию реализуется в модуле, направленном на совершенствование
коммуникативных навыков.
Развитие способности к пониманию эмоций окружающих.
Обогащение эмоционального словаря (работа с текстами). Распознавание эмоций на
основе

символических

пантомимическим

изображений.

знакам.

Распознавание

Воспроизведение

эмоций

(создание)

по

мимики

мимическим
и

и

пантомимики,

соответствующей переживанию определенной эмоции. Работа в подгруппах: инсценировки
эмоциональных переживаний, связанных с типичными событиями, имеющимися в детском
опыте (не берут в компанию, заставляют делать уроки, не пускают гулять, потерял деньги
или нужную вещь, кто-то узнал о неприглядном поступке, не выполнил обещание, что
привело к плохим последствиям, купили желаемое). Работа с художественными
материалами: экспрессия эмоциональных состояний в цвете, характере штриха и пр.
Развитие способности к пониманию своих эмоций.

Графическое

и

вербальное

моделирование

разнообразных

фрустрирующих

ситуаций, актуализирующих отрицательные эмоции гнева, обиды, страха, стыда, вины,
положительные эмоции интереса, увлеченности, радости. Невербальное (пантомимическое,
художественное) и вербальное выражение своих эмоций, чувств, настроения, опасений.
Словарная работа по расширению эмоционального словаря (выбор адекватных лексических
средств – вставка в тексты с пропущенными словами).
Коррекция тревожности (эмоциональной напряженности).
Этот

раздел

занятий

рекомендуется

поводить,

имея

определенную

профессиональную подготовку (повышение квалификации, участие в тренинге). При
отсутствии у педагога-психолога систематизированных знаний и умений по работе с
тревогой и страхами более целесообразно включать упражнения, способствующие
стабилизации эмоционального состояния в контекст других психокоррекционных занятий,
создавая в них ситуацию успеха, необходимую тревожным детям. Неквалифицированная
работа со страхами может вместо пользы принести вред.
Осознание эмоций в различных ситуациях знакомым детям по опыту: опоздание,
необходимость публичного ответа, выполнение самостоятельной/контрольной работы и
т.п. Дифференциация эмоции тревоги (беспокойство по поводу неблагоприятных
последствий чего-либо) и страха. Работа со страхами (элементы символ-драмы,
арттерапевтические упражнения, музыко- и библиотерапия в доступных детям с ЗПР
формах).
Коррекция агрессивных проявлений.
В коррекции агрессивных проявлений у детей такого возраста наиболее эффективно
использовать подвижные игры, игры-соревнования, игры, позволяющие канализировать
агрессию (типа дартс с присосками, «Чапаев», кегли и т.п.). Могут использоваться приемы
арттерапии. Коррекционную роль выполняют упражнения, направленные на развитие
способности понимать эмоции других людей, способности осознавать свои эмоции, а также
направленные на развитие навыков продуктивной коммуникации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

Тема (часы)

Примерное содержание занятий и основные
виды деятельности обучающихся.

1 четверть (24 ч. подгрупповых занятий)
Вводное занятие.

Знакомство

с

вновь

пришедшими.

Диагностика(3 ч.)

Актуализация навыков, приобретенных в
прошлом году: игры из модуля по развитию
коммуникативных навыков.

Модуль по

Концентрация

Во время реализации первого модуля

развитию навыков

внимания на

ОБЯЗАТЕЛЬНА диагностика начального

произвольной

учебном и

уровня

регуляции (23 ч.)

внеучебном

деятельности, коммуникативных умений,

материале.

эмоционального благополучия (методами

(10 ч.)

включенного

развития

познавательной

наблюдения

и

диагностических игр).
Психолог

конструирует

следующему
настрой

алгоритму:

на

работу

занятия
оргмомент

по
–

(предпочтительно

приучить детей к определенному ритуалу,
начинающему занятие); основная часть –
конструктор из обязательных упражнений
на

учебном

материале

и

типичных

психотехнических, одно за партами, другое
–

как

подвижная

игра,

командное

упражнение (команды формируются путем
расчета на первый-второй).
Возможные

упражнения

на

учебном

материале:
устный

счет

в

пределах

10

(ответ

показывается ребенком),
дифференциация звуков в словах (любое
действие

при

наличии

услышанного звука),

определенного

определение количества слогов в слове
(любое действие при наличии услышанного
или

увиденного

заданного

количества

слогов),
раскрашивание,
инструкции
зеленым,

подчеркивание

(например,

круги

–

по

треугольники

красным,

гласные

подчеркиваем, согласные обводим и т.п.),
дифференциация овощей и фруктов, диких
и домашних зверей, диких и домашних
птиц, деревьев и кустарников (например,
услышав название…присесть, а название
…подпрыгнуть),
заканчиваем строки
стихотворения.
необходимо

выученного ранее

При

подборе

ориентироваться

на

слов
ранее

изученный материал (1 и 1 дополнительный
классы).
Возможные упражнения на внеучебном
материале (психотехнические):
что изменилось (например, во внешнем
виде ребенка: приколол значок, заправил
воротник и т.п.),
воспроизведение сделанного соседом по
парте образца (например, в 9 клетках
размещено 3 фишки, образец закрывается,
надо воспроизвести с учетом цвета и формы
использованных фишек),
найти отличия в сходных парных рисунках,
наборах латинских букв (lcwxtpi и lwcxtpi),
группах цифр (в группе по 6-7 знаков),
задания

типа

корректурных

проб

(просматриваем по строкам, вычеркиваем,
подчеркиваем),
графический диктант,

штриховка

по

заданию

элементов

в

однотипном ряду (например, второй, пятый,
девятый, тринадцатый),
перепутанные

линии

решается

(путем

зрительного прослеживания, может быть
представлено на слайде на доске),
игра

типа

«Снежный

ком»

с

последовательным добавлением элементов
для запоминания до 5-6-7,
повторы с заменой запрещенных слов
хлопками,
«Буквоежка» (например, если в названии
цифры есть звук Р – ее не произносим) и т.п.
Слуховое

сосредоточение

без

помех

(минута молчания: что мы слышали), при
наличии помех (сопутствующие зрительные
стимулы, отвлекающие внимание с тем же
вопросом).
Обязательное подведение итогов.
Развитие

Структура

занятия

идентична:

способности к

деятельности

удержанию цели

Сохраняется принцип конструктора. Выбор

деятельности 11

конкретных занятий зависит от поведения

ч.)

детей и уровня их развития.

должны

виды

меняться.

Возможные дидактические игры:
крестики-нолики (цель-составить линию из
трех одинаковых фигур подряд),
морской бой (квадрат 5х5 клеточек, цель:
найти 3 двухклеточных кораблика),
заполнение матрицы по правилу (например,
в домике на каждом этаже, в каждой
квартире живут галочка, палочка и точка, на
всех этажах они заняли разные квартиры:
заполняется матрица из трех, а затем из
шести строк. цель: запомнить правило),

графический диктант по Л.И. Цеханской
(все фигурки соединяются через кружок),
заселяем дом: актуализируется состав числа
(на каждом «этаже» 7 жильцов, … уже
въехали, сколько еще надо заселить),
раскрасить, соблюдая правило (например,
оставить на елочке место для игрушек),
«буквоежка» (записать слова с карточки
или текст, ставя вместо определенной буквы
(слога, слова) многоточие),
«зоопарк» (классификация картинок или
карточек

с

названиями

животных

на

заданные, символически (не словесно!)
обозначенные группы, идентично подобная
классификация может осуществляться по
признакам сезонов года и т.п. )
2 четверть (21 часов подгрупповых занятий)
Модуль по

Развитие

Проведение

занятий

аналогично

развитию

аналитико-

структуре занятиям из модуля на развитие

познавательной

синтетической

произвольной регуляции.

сферы и

деятельности

Возможные упражнения на внеучебном

целенаправленному (9 ч.)

материале (психотехнические):

формированию

Назови признаки предмета

ВПФ

Обучающиеся

разделены

на

по

команды.

Предъявляется объект, признаки которого
называют по очереди (Заяц: пушистый,
белый, с длинными ушами, коротким
хвостом и т.д.) Начинать с наглядно
представляемых

объектов,

затем

переходить к изображениям, в последнюю
очередь к их словесному называнию. Члены
команды называют по одному признаку по
очереди. Выигрывает команда, назвавшая

последний признак. Оптимальное число
названных признаков не менее 8.
Угадай предмет по его признакам
Называется 3 признака предмета. Если
угадывания не происходит, добавляется по
одному признаку до тех пор, пока предмет
не будет угадан верно.
Загадай предмет
Надо загадать предмет в комнате, где
проходит

занятие,

и

описать

его.

И

загадывание, и угадывание проводится в
командах.
Что бывает таким?
К

данному

педагогом-психологом

определению следует подобрать несколько
разных предметов. Например, рыжая – лиса,
белка, кошка, девочка.
Для чего это нужно?
К

картинке

с

изображением

целого

предмета подобрать карточки, со словами,
называющими (или изображающими) его
детали и рассказать, зачем нужна та или
иная деталь (носик у чайника – наливать
воду в чашку удобно, крышка – наливать
воду в чайник; кастрюля – ручки, чтобы
снимать с плиты, крышка, чтобы быстрее
нагревалась и т.п.)
Конструирование

из

геометрической

мозаики.
Образец дается сначала без пунктирного
разделения на элементы (5-7 частей), а
затем,

при

наличии

затруднений,

с

разделением. В качестве промежуточного
этапа можно предложить самостоятельно
нарисовать на образце пунктирные линии,

позволяющие

выделить

отдельные

элементы конструкции.
Возможные

упражнения

на

учебном

материале:
На материале русского языка:
Допишем

буквы:

начальные

большие

(заглавные) буквы, чтобы получились имена
людей;
__нна,__ ндрей ,___ ария,__ катерина,
___атьяна , __ихаил, __орис, __лександр,
__иктор;
Уберем первую букву и получим новое слово.
Булочка, сухо, беда, сцена, крот
Допишем букву, чтобы получить новое
слово
Рот (рота, крот, грот), кол (коля, укол), бор
(боря, убор), кон (конь), тон (стон)
Заменим букву (в начале, середине, конце
слова)
Моль – боль – соль, лис-рис
Кот-кит, крыса – крыша, крыса - краса
Луг-лук, пал-пар, сток-стог
Соедини шарики на больших и маленьких
воздушных шариках написаны слоги, надо
соединить маленькие и большие шарики,
чтобы получились имена.
Угадай слова
В

потенциально

угадываемых

словах

пишется несколько букв, чтобы слово
можно было угадать
Например, К__Ш__А (кошка), К_Р_БЛЬ,
КР__КО__Д__Л и т.п.
Вычеркни лишнее слово (с другим корнем)
Брат, братишка, брань, братство
Вода, водный, вата, водопровод

Соленый, соль, солнце, засолка
Конница, кокон, конюх, коновал
Слепить, липкий, лепка, вылепил
И т.д.
Возможные упражнения на внеучебном
материале (психотехнические):
Земля-вода-воздух
Игра с мячом. Может быть в двух вариантах.
Первый: педагог бросает мяч и говорит одно
из перечисленных слов, а ребенок в ответ
называет

обитателя

названной

стихии

(земля-крот, вода-щука).
Второй: педагог (или затем ребенок) при
бросании

называет

обитателя,

а

при

возвращении мяча – называется стихия.
Ошибки следует исправлять сразу же.
Задачи,

построенные

по

принципу

прогрессивных матриц Равена.
Серии

последовательных

картинок

со

скрытым смыслом.
Задания,

построенные

простых

аналогий

с

по

принципу

постепенным

добавлением пар слов до угадывания
Лошадь-жеребенок, корова-? овца-ягненок,
свинья-поросенок,
Огурец-овощ,

ромашка-?

яблоко-фрукт,

малина-ягода,
Лось – рога, кошка – ? волк – зубы, еж –
иглы,
Загадки (можно раздать по две загадки
трем командам, чтобы дети их прочитали,
угадали сами и зачитали одноклассникам)
Чтобы он тебя повёз,
Нужен вовсе не овёс.

Накорми его бензином,
Подбери получше шины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … (АВТОМОБИЛЬ)
Этот зверь живёт лишь дома.
С ним давно и все знакомы.
Он игривый и пушистый,
Он, мурлыча, песнь поёт,
Только мышь его боится.
Угадали? Это … (КОТ)
Золотой и молодой,
Установление
связей и
отношений на
вербальном и
невербальном
материале (9 ч.)

За неделю стал седой.
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший … (ОДУВАНЧИК)
Спит в берлоге он всю зиму,
Станет солнце сильно греть В путь за мёдом и малиной
по лесам пойдет … (МЕДВЕДЬ)
Он плывёт по простыне,
Как кораблик по волне.
Всем хозяйкам добрый друг
Электрический … (УТЮГ)
По реке плывет бревно,
Но зубастое оно!
Кто бы рядом не проплыл,
Всех проглотит … (КРОКОДИЛ).
Прослушивание текстов со скрытым
смыслом
Два товарища, Лев и мышь, Лгун (Л.Н.
Толстой)

Грибы (С.В. Михалков)
Возможные

упражнения

на

учебном

материале:
На материале русского языка:
Составь рассказ.
Детям раздаются конверты. В каждом по 4
карточки с предложениями. Надо составить
из них верную последовательность.
На

небе

сгустились

тучи.

Сверкнула

молния. Начался дождь. Прохожие открыли
зонты.
Прозвенел звонок. Школьники вошли в
класс. Они сели на свои места. Учитель
начал урок.
Было жарко. Цветы стали увядать. Маша
полила клумбу. Цветы подняли головки.
Сгустились тучи. Небо потемнело. Повалил
снег. Намело сугробы.
Темная туча закрыла солнце. Сверкнула
молния. Грянул гром. Пошел дождь.
Кошка мяукала. Она хотела есть. Кошке
дали корм. Кошка поела и легла спать.
К двери подошел человек. За дверью
залаяла собака. Никто не открыл. Человек
ушел.
Солнце клонится к закату. Становится
темно. Появляются луна и звезды. На город
опускается ночь.
Прошло жаркое лето. Наступила осень.
Птицы улетают на юг. В лесу стало тихо.
Как переставить буквы?
Обучающимся предлагаются конверты с
буквами. Первые слова записываются на
доске.

В слове можно поменять буквы местами – и
получится новое слово. Какое?
Автор – товар
Рифма – фирма
Сорт-рост-трос-торс
Ямка-маяк
Сосна-насос
Тёрка-актёр
Раздели слова на группы
Карточки

со

словами,

находящиеся в

конвертах вперемешку надо разложить на 4
группы, чтобы корень слов был одинаковым
Загореть, горит, горелый
Носильщик, водонос, носит,
Пожар, жарко, жар-птица,
Ключница, ключик, включил
Образуем новые слова
Обучающимся предлагаются карточки со
словами-корнями, которые надо превратить
в новые слова
Дед
Хлеб
Город
Нож
На математическом материале:
Реши не считая
В шкафу с книгами 4 полки. Количество
книг на каждой полке обозначено числом.
В каком шкафу книг больше?
12

42

34

17

45

34

17

12

Реши не считая

Саша и Витя 3 дня подряд ходили за
грибами. Саша в первый день собрал 45
грибов, во второй 34, в третий 27.
Витя в первый день собрал 34 гриба, во
второй 25, а в третий 45. Кто собрал больше
грибов?
Продолжи ряд
2 4 6 8…… 1 3 5 7…… 1 5 9 13……. 1 7 5 11
9 15…
Задачи на сообразительность
Если я к задуманному числу прибавлю 3, то
получу 7. Какое число я задумал?
Если я от задуманного числа отниму 6, то
получу 4. Какое число я задумал?
Длина бревна 6 м. В одну минуту от бревна
отпиливают кусок длиной 1 м. Сколько
минут будут распиливать бревно?
Ваня разложил на столе камешки на
расстоянии 2 см один от другого. Сколько
камешков он разложил на протяжении 10
см?
До игры у Миши было на 5 конфет больше,
чем у Коли. Коля выиграл у Миши 4
конфеты. У кого теперь больше конфет и на
сколько?
Саша и Коля показывали друг другу свои
машинки. Отдай мне одну машинку, сказал
Саша, и у нас будет поровну, у каждого по
3. Сколько машинок было у Саши и сколько
у Коли?
Диагностические

Мониторинг познавательной деятельности,

уроки (3 ч.)

коммуникативных, регулятивных умений
(задания

учебного

соревнования).

типа,

игры-

3 четверть (33 часа подгрупповых занятий)
Модуль по

Развитие интереса

1

занятие:

Определение

темы

развитию

к окружающему

конструирования (в зависимости от места

познавательной

предметному и

проживания ребенка это может быть город,

сферы и

социальному

поселок, его окрестности, лес, водоем и

целенаправленному миру,

т.п.). Может быть полезным согласование

формированию

формированию

тематики

ВПФ

адекватной

предмету «Окружающий мир». Выяснение

картины мира

знаний

Комплекс

проблемной

практических

познавательный интерес.

занятий по

2 занятие: подготовка ключевых элементов

конструированию

будущей

конструируемой

картины «Мир».

(обведение

трафаретов,

(12 ч.)

вырезание) с параллельным получением от

с

учебным

материалом

обучающихся.
ситуации,

по

Создание

активизирующей

картины

раскрашивание,

педагога информации об этих элементах.
Крайне желательно подбирать близкие к
реалистическим

изображения

для

изготавливаемых элементов.
3

занятие:

актуализация

знаний,

полученных на предыдущем занятии с
помощью таких приемов как: угадать
элемент по его словесному описанию
(представляется на карточках),

угадать

загадки об объектах, ответить на вопросы об
объектах и т.п. Создается «фон» картины –
обучающиеся

договариваются

друг

с

другом о том, как будут размещены объекты
на полотне картины и прикрепляют их.
4 занятие: трафареты используются для
изготовления «обитателей» (например, фон
– тайга, обитатели – звери и птицы; фон –
город,

обитатели

–

люди,

домашние

животные и т.п.). Аналогично второму

занятию

предоставляется

необходимая

информация и происходит усвоение знаний.
5 занятие – «обитатели» размещаются на
ранее изготовленном «фоне». Обучающиеся
должны сделать это и красиво, и логично.
Проводится обсуждение – чего не хватает на
картине.
6

занятие

–

недостающими
транспорт

дополнение
элементами

и

т.п.).

картины
(ландшафт,

Для

обучающегося

каждого

изготавливается

символизирующий его человечек.
7 занятие «Человечки» размещаются на
картине. Каждый обучающийся сочиняет
историю

о

приключениях

«человечка».

Эти

записываться

на

телефон

своего

истории

должны

диктофон

(сотовый

педагога-психолога)

и

затем

переноситься на бумагу, дополняя затем
портфолио

обучающегося.

рассказыванием

Перед

педагог-психолог

напоминает о необходимости актуализации
ранее полученных знаний и т.п.
8 занятие – заключительное, оно обобщает
все полученные знания. Обучающиеся по
очереди ведут своих человечков по заранее
продуманному педагогом сценарию
(например, человечку, чтобы куда-то
пройти, надо вспомнить….).
Вариант 1. Работа с литературными
Модуль по

Развитие интереса

текстами,

развитию

к окружающему

интерес к природному миру

познавательной

предметному и

Рассказы В. Бианки «Как муравьишка домой

сферы и

социальному

спешил», «Красная горка», «Кто чем поет»,

целенаправленному миру,

позволяющими

развивать

«Первая охота», «Лис и мышонок».

формированию

формированию

Чтение является лишь частью занятия.

ВПФ

адекватной

Основное значение имеет формирование

картины мира

соответствующих

Комплекс

помощью наглядности, самостоятельных

литературно-

зарисовок,

речевых занятий

карточках и т.п. Проведение может быть

(10ч.)

организационно сходным с описанным в 1

представлений:

прочтения

с

информации

на

блоке.
Вариант 1. Работа с литературными
текстами,

позволяющими

развивать

интерес к социальному миру.
Рассказы

В.

Осеевой

«Печенье»,

«Сыновья», «Навестила», «Разделите так,
как делили работу», «Волшебное слово».
Формирование

понимания

причинно-

следственных связей, связей и отношений
между персонажами и т.п. Чтение по ролям,
инсценировка, зарисовки.
Развитие

1 занятие: Повторение пройденного ранее:

способности к

символика

знаково-

проживания

символическому

эмблемы

России,

символика

ребенка

(герб),

(рекомендуется

региона
частотные

при

подборе

опосредствованию материала ориентироваться на имеющуюся
познавательных

в месте проживания ребенка – сбербанк,

процессов (11 ч.)

почта России, эмблемы салонов сотовой
связи, марок известных машин, спортивных
клубов,

магазинов).

дидактические

игры

Разнообразные
на

закрепление

значения символов.
2 занятие: Повторение пройденного ранее:
Использование планов для поиска (план
комнаты, территории школы, близлежащей
территории).

Дидактические

Зарисовка планов в тетради.

игры.

3 занятие: Повторение пройденного ранее:
Составление и декодирование пиктограмм
(режимные моменты, последовательность
школьного

дня,

свободного

времяпровождения и т.п.). Игра «что нам
хотели рассказать древние люди» (на
материале

петроглифов-пиктограмм).

Педагог-психолог

фиксирует

детские

рассказы на диктофон, добавляя затем в
портфолио.
4 – 5 занятие: Письмо в будущее.
Обучающимся предлагается написать
письмо пиктографическими знаками,
рассказав о своей жизни. Работы детей
дополняют их портфолио (рисунок и
рассказ по нему).
6 – 7 занятие: прослушивание
литературного произведения, его
схематическая зарисовка, пересказ с
опорой на схему.
8 занятие: подведение итогов.
Обучающимся предлагаются все виды
схем: поиск по плану, зарисовка плана,
декодирование знакомого символически
(пиктографически) изображенного текста
4 четверть (24 часов подгрупповых занятий)
Модуль по

Развитие

Повторение

развитию

способности к

коммуникативная игра в паре «Зеркало», в

коммуникативной

запоминанию лиц,

кругу «Расскажи, какой (какая)…красивый

сферы и

имен, внешнего

(ая), игра «Что изменилось», «Снежный

способности к

вида партнера (3

ком» с игровыми именами (см.1 модуль).

взаимодействию с

ч)

«Ручеек» с последующим запоминанием

одноклассниками

выбравших

(11 ч.)

итогов

пройденного

и

выбранных.

ранее:

Подведение

Литературный

час.

Предъявляются

портреты известных поэтов А.С. Пушкина,
И.А.

Крылова,

С.Я.

Маршака,

К.И.

Чуковского, С.В. Михалкова. Обучающиеся
должны

запомнить

лица

авторов

популярных стихов, их имена, отчества
фамилии. Отрывки (целые стихотворения)
зачитывают

дети

(по

домашним

заготовкам). В конце проводится командное
соревнование.
Развитие

Повторение

пройденного

ранее:

способности к

символические

изображения

эмоциональной

распознавание

эмоций

децентрации (3 ч.)

изображенных на реалистических картинах

эмоций,

персонажей,

(Опять двойка, Дети, бегущие от грозы,
картины

американских

художников

Андерсона, Золана и др.) – выбор смайлика
к

эмоции.

Изображение

смайликов

с

эмоциями.
Рефлексия

эмоциональных

состояний

героев на основе прослушиваемого текста
В. Драгунский «Главные реки» (Денискины
рассказы).
смайликами.
мимическое

Зарисовка

эмоций

героя

Пантомимическое
изображение

и

эмоций

(загадывание, угадывание).
Формирование

Продолжение

умений

мимического изображения эмоций. Чтение

невербальной

детских стихотворений Д. Хармс «Очень

коммуникации (3

страшная история», А. Барто «По дороге в

ч.)

класс», «Петя утомлен», Е. Благинина
«Бабушка-забота»,

пантомимического

С.

и

Михалков

«Прививка». В тетради зарисовывается
схематическое изображение эмоций героев.

Инсценировка
(зачитанных

детских
на

Обучающиеся
Сначала

прошлом

делятся

читают

распределяют

стихотворений
занятии).

на

подгруппы.

стихотворение,

роли.

Один

потом
ребенок

изображает эмоции, о которых говорит
автор

стихотворения,

два

других

невербально ему помогают или наоборот,
выражают неодобрение. После завершения
сценка демонстрируется без прочтения
всему классу. Дети должны вспомнить, о
каком стихотворении идет речь.
Формирование

Повторение пройденного ранее: формулы

умений

речевого этикета. Коммуникативно-ролевая

вербальной

игра «В библиотеке». Запись в тетрадях

коммуникации (2

адекватных для этой ситуации речевых

ч.)

оборотов.
Коммуникативно-ролевая

игра

«В

поликлинике».
Беседа нравственно-этического характера
«Как выразить сочувствие».

Запись

в

тетрадях адекватных для этой ситуации
речевых оборотов.
Модуль по

Развитие

Закрепление пройденного при обучении

развитию

способности к

эмоциональной децентрации (символика

эмоционально-

пониманию

эмоций

личностной сферы

эмоций

пантомимика эмоций и чувств радости,

и коррекции ее

окружающих (5

удовольствия,

недостатков (13 ч.)

ч.)

усталости, страха, вины, обиды, скуки,
печали,

и

ее

гнева

поочередное

значение).

Мимика

интереса,
(работа

удивления,
в

угадывание

и

командах:
наглядно

демонстрируемых эмоций). Соотнесение
речевых

оборотов

с

эмоциональными

состояниями (весело – радость, почему –
интерес, как это – удивление и т.п.). Запись

пар

«слово-эмоция»

в

тетрадь

(с

индивидуальных карточек).
Инсценировка

эмоциональных

переживаний,

связанных

с

типичными

событиями в жизни обучаемого. Работа с
красками

–

выражение

символику
эмоции

эмоций

через

цвета.

Противоположные

(радостное

настроение-грустное

настроение). Синонимы эмоций: радостьвеселье-счастье;

удовольствие-

удовлетворение, наслаждение; интерес –
любопытство,

любознательность

и

т.п.

(исходя из детских возможностей и не более
5 за один раз). Дополнение словаря эмоций
в тетради.
Развитие

Продолжение

изучения

способности к

синонимичного

обозначения

пониманию своих

чувств.

эмоций (4 ч.)

предъявляются

Закрепление

вербального
эмоций

и

изученного:

слова-обучающиеся

угадывают эмоцию и наоборот (в командах).
Диагностическая игра «Что ты чувствуешь»
(аналог детского Розенцвейга). Словесное
обозначение своих эмоций.
Диагностическое

занятие:

мониторинг

эмоционального состояния обучающихся и
их

способности

(рисунок

вербализовать

красками

эмоции

«Настроение»

и

вписывание изученных названий эмоций и
чувств в пропущенные места текста (Катя
потеряла свою любимую ручку и ей
было…..(весело,
задумчиво);

грустно,

печально,

Оле…(скучно,

интересно,

весело, страшно) проходить мимо большой
собаки и т.п.

Закрепление

Диагностические занятия, направленные на

изученного в

оценку достигнутых личностных (сферы

течение года (4 ч.)

жизненной

компетенции)

метапредметных результатов.

и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».