Дополнительная общеразвивающая программа Мини-футбол

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»

РАССМОТРЕНО
на заседании Педагогического
совета МАОУ «СОШ № 13»

УТВЕРЖДЕНО
Приказом МАОУ «СОШ № 13»
от 30 июня 2025 года № 183-О

30 июня 2025 года, протокол № 11

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МИНИ-ФУТБОЛ»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1-4 КЛАССА

СОДЕРЖАНИЕ

I.

ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

МОДУЛЯ

«МИНИ-

4

ФУТБОЛ»
II.

III.

ЛИЧНОСТНЫЕ,МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

И

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ

7

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ФУТБОЛ ДЛЯ ВСЕХ»

10

Раздел 1. Знания о футболе
Раздел 2. Способы физкультурной деятельности
Раздел 3. Физическое совершенствование
IV.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ
«МИНИ-ФУТБОЛ»

ПЛАНИРОВАНИЕ
НА

УРОВНЕ

РАЗДЕЛА

НАЧАЛЬНОГО

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
V.

13

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА
УРОВНЕ

НАЧАЛЬНОГО

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

17

ООБРАЗОВАНИЯ
VI.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

И

ТЕХНИЧЕСКОЕ

МАТЕРИАЛЬНООБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

18

Приложение 1. Средства развития основных физических
качеств футболиста

22

Приложение 2. Рекомендации по определению уровня
физической подготовленности обучающихся 1–4-х классов

24

2

I.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «МИНИ-ФУТБОЛ»

Футбол – это одно из самых доступных, популярных и массовых средств
физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Футболом
в России занимается более 2 млн человек. Игра занимает ведущее место в общей
системе физического воспитания подрастающего поколения. Командный характер
игры «футбол» воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи;
развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности,
уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Каждый
обучающийся может

проявить свои личные качества: самостоятельность,

инициативу, творчество. Вместе с тем игра требует подчинения личных
стремлений интересам коллектива. В процессе игровой деятельности необходимо
овладевать сложной техникой и тактикой, развивать физические качества;
преодолевать усталость, боль; вырабатывать устойчивость к неблагоприятным
условиям внешней среды; строго соблюдать бытовой и спортивный режим и т.д.
Все это способствует воспитанию волевых черт характера: смелости, стойкости,
решительности, выдержки, мужества.
Занятия футболом расширяют возможности эстетического воздействия
на занимающихся, развивая у спортсменов стремление к физической красоте,
к творческим проявлениям, к эстетически оправданному поведению. Сегодня
красота

футбола

олицетворяется

не

только

в

демонстрации

техники,

в исполнительском мастерстве отдельных игроков, в эффективном завершении
игровых эпизодов. Чувство прекрасного вызывают и сам процесс игры,
его композиция, коллективизм и взаимодействия игроков.
Образовательный
«Физическая

культура»

модуль
для

«мини-футбол»
образовательных

по

учебному

организаций,

предмету

реализующих

образовательные программы начального общего образования (далее –Модуль)
разработан в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об

образовании

в

Российской

Федерации»,

на

основе

федеральных

государственных образовательных стандартов начального общего образования
и с учетом примерных основных образовательных программ начального общего
3

образования, Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура»
в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы, утвержденной протоколом заседания коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 декабря 2018 г.
Модуль реализуется в соответствии с Федеральным законом Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Закон), который действует в интересах обучающихся
образовательных организаций и утверждает:
–

право

осуществлении

образовательных
образовательной

организаций
деятельности

на
и

самостоятельность

свободе

в

в

определении

содержания образования, разработке и утверждении своих образовательных
программ,

выборе

учебно-методического

обеспечения,

образовательных

технологий по реализуемым ими образовательным программам (п. 1, п. 2, п.п. 6 п.3
ст.28 Закона);
– право педагогических работников на свободу выбора и использования
педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания,
а также право на творческую инициативу, разработку и применение авторских
программ,

методов

обучения

и

воспитания

в

пределах

реализуемой

образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины
(модуля) (п.п.2 и 3 п. 3 ст. 47 Закона).
В содержании Модуля специфика футбола сочетается со всеми базовыми
видами

спорта,

входящими

в

учебный

предмет

«Физическая

культура»

в общеобразовательной организации (легкая атлетика, гимнастика, спортивные
игры и т.д.), предполагая доступность освоения учебного материала всеми
возрастными категориям обучающихся независимо от уровня их физического
развития
и гендерных особенностей.
Цель модуля – формирование устойчивых мотивов и потребностей
в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических
и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры
4

в

организации

здорового

образа

жизни

подрастающего

поколения

с

использованием средств игры «Футбол».
Задачи модуля:
1. Приобщение обучающихся к здоровому образу жизни и гармонии тела
средствами футбола.
2. Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта
физическими

упражнениями

с

общеразвивающей

и

корригирующей

направленностью с использованием средств футбола.
3. Укрепление и сохранения здоровья, развитие основных физических качеств
и повышение функциональных способностей организма.
4. Воспитание
коллективного

положительных

качеств

взаимодействия

и

личности,

соблюдение

сотрудничества

в

норм
игровой

и соревновательной деятельности в футболе.
5. Популяризация и увеличение числа занимающихся футболом.
Преимущество Модуля состоит в том, что используемые в процессе обучения
технологии
способствуют
обучающихся

повышению

младшего

общего

школьного

уровня

возраста,

двигательной
служат

важным

активности
фактором

компенсации гиподинамии;
содействуют укреплению опорно-двигательного аппарата и улучшению
работы кровеносной и дыхательной систем организма;
решают комплекс основных задач физического воспитания на ступени
начального общего образования;
создают оптимальные условия гармоничного развития личности, обеспечивая
гибкость и вариативность содержания образовательной деятельности на всех
ступенях образования в соответствии с индивидуальными особенностями и
потребностям обучающихся;
совершенствуют интеграцию уроков физической культуры, внеурочной
деятельности, системы дополнительного образования физкультурно-спортивной
направленности и деятельности школьного спортивного клуба;
5

способствуют развитию основных физических качеств, игрового мышления
обучающихся.
Место учебного модуля в дополнительном образовании.
Модуль может реализовываться в 1–4 классах общеобразовательной
организации дополнительного начального образования по модулю «МИНИФУТБОЛ» на уровне дополнительного начального образования составляет – 270
часов: в 1-4 классе – 68 часа (2 часа в неделю),
(п. 10.20 СанПиН 2.4.2.2821-10).
При планировании занятий футболом на уровне дополнительного начального
образования (1–4 классы) изучение базовых основ техники игры в футбол
предполагается в объеме 270 часов
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

II.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ
В соответствии

с требованиями

к результатам освоения

основной

образовательной программы начального общего образования, Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября
2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»
(с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 года) Модуль «мини-футбол»,
направлен

на

достижение

обучающимися

личностных,

метапредметных

и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения Модуля. Эти
качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении
обучающихся

к

занятиям

двигательной

(физкультурной)

деятельностью,

накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности
физической

культуры

для

удовлетворения

индивидуальных

интересов

и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом
совершенстве.
6

Личностные результаты:
•

формирование чувства гордости за отечественных футболистов;

•

развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения,

принятие и освоение социальной роли обучающего;
•

развитие

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания во время игры в футбол;
•

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми

в разных игровых ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы
из спорных ситуаций во время игры в футбол;
•

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои

поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости
и свободе;
•

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

•

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты освоения модуля характеризуют уровень
сформированности качественных универсальных способностей обучающихся,
проявляющихся в активном применении знаний и умений в игровой деятельности.
Приобретенные на базе освоения содержания Модуля, в единстве с освоением
программного материала других образовательных дисциплин, универсальные
способности потребуются как в рамках образовательной деятельности (умение
учиться), так и в повседневной жизни обучающихся.
Метапредметные результаты:
•

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств её осуществления с использованием игры в футбол;
•

формирование умения планировать, контролировать и оценивать

учебные действия в соответствии с правилами и условиями игры в футбол;
определять наиболее эффективные способы достижения игрового результата;

7

•

определение

общей

цели

и

путей

её

достижения;

умение

договариваться о распределении функций и ролей в совместной игровой
деятельности;
•

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта

интересов сторон и сотрудничества;
•

владение двигательными действиями и физическими упражнениями

футбола и активное их использование в самостоятельно организованной
физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой
двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения Модуля и проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности,
умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных
с организацией и проведением самостоятельных занятий футболом.
Предметные результаты:
•

формирование первоначальных представлений о развитии футбола,

олимпийского движения;
•

овладение

здоровьесберегающую

умениями
жизнедеятельность

самостоятельно
(режим

дня,

организовывать
утренняя

зарядка,

оздоровительные мероприятия, подвижные игры на основе игры в футбол и т.д.);
•

формирование

навыка

систематического

наблюдения

за

своим

физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга
здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических
качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
•

применение и изложение в доступной форме полученных знаний

о физической культуре и футболе, грамотно использование понятийного аппарата;
•

освоение правил поведения и безопасности во время занятий

и соревнований по футболу;
•

приобретение навыка правильно подбирать одежду и обувь для занятий

и соревнований по футболу;
8

•

приобретение важных двигательных навыков, необходимых для игры

в футбол;
•

овладение основными терминологическими понятиями спортивной

•

освоение некоторых навыков первичной технической подготовки

игры;
футболиста (выполнение ударов по мячу ногами и головой, остановка мяча,
ведение мяча и выполнение финтов, отбор мяча);
•

знание о некоторых индивидуальных и групповых тактических

действиях в атаке и в обороне;
•

формирование общего представления о технике и тактике игры

вратаря;
•

применение во время игры в футбол всех основных технических

элементов (техника перемещения, передача и ловля мяча).

III.

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ФУТБОЛ ДЛЯ ВСЕХ»
РАЗДЕЛ 1. ЗНАНИЯ О ФУТБОЛЕ

Техника безопасности во время занятий футболом. Правила игры в футбол.
Физическая культура и спорт в России. Развитие футбола в России и за рубежом.
Общее понятие о гигиене. Личная гигиена футболиста. Закаливание. Режим
и питание спортсмена. Самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи.
Комплексы упражнений для развития основных физических качеств
футболиста.
Понятие о спортивной этике и взаимоотношениях между обучающимися.
Игровые амплуа в футболе. Подбор общеразвивающих упражнений для разминки
футболиста различного амплуа.

9

РАЗДЕЛ 2. СПОСОБЫ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовка места занятий, выбор одежды и обуви для занятий футболом
в зависимости от места проведения занятий. Организация и проведение подвижных
игр с элементами футбола во время активного отдыха и каникул.
Оценка техники осваиваемых основных упражнений с футбольным мячом,
способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений.
Тестирование уровня физической подготовленности в футболе.
РАЗДЕЛ 3. ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Спортивно-оздоровительная деятельность
Комплексы подготовительных и специальных упражнений, формирующих
двигательные умения и навыки футболиста.
Подвижные игры (без мяча и с мячом): «Пятнашки» («салки»), «Спиной
к финишу», «Собачки», «Собачки в квадрате», «Бой петухов», «Мяч в стенку»,
«Передачи мяча с перебежками», «Передачи мяча капитану», «Точный удар»,
«Футбольный слалом», «Кто быстрее?», «Нападающие тройки», «Быстрее
к флажку», «Самый меткий», «Охотники за мячами», «Ловцы игрока без мяча»,
«Всадники», «Квадрат с водящими», «Футбол крабов», «В одни ворота», «Взять
крепость», «Быстрый танец», «Бросок мяча ступнями», «Разорви цепь», «Обгони
мяч», «Вызов номеров», «Только своему», «Салки в тройках», «Верни мяч головой
капитану», «Отбери мяч» и др.
Индивидуальные технические действия:
Техника

передвижения:

бег

обычный,

спиной

вперед,

скрестным

и приставным шагом, по прямой, с изменением направления и скорости.
Прыжки: вверх, вверх – вперед, вверх – назад, вверх – вправо, вверх – влево,
толчком двумя ногами с места.
Для вратарей – прыжки в сторону с падением «перекатом».
Удары по мячу: внутренней стороной стопы, серединой подъема, внутренней
частью подъема, внешней частью подъема, носком, резаный удар, удар-бросок
стопой, с полулета.
10

Остановка мяча: внутренней стороной стопы, подошвой, грудью.
Ведение мяча. Понятие о ведении мяча. Преимущества игроков, хорошо
владеющих ведением мяча. Упражнения для разучивания ведения мяча.
Обманные движения (финты): «уходом», «уходом с ложным замахом на
удар», «проброс мяча мимо соперника».
Отбор мяча: запрещенные приемы при отборе мяча. Отбор мяча
накладыванием стопы, выбиванием, перехватом.
Техника игры вратаря. Стойка вратаря. Ловля катящегося и низколетящего
мяча; полувысокого мяча; ловля мяча в прыжке. Ловля высоколетящего,
полувысокого, летящего в стороне мяча.
Отбивание катящегося и низколетящего в стороне мяча в выпаде. Отбивание
мяча ладонями; кулаком или кулаками. Введение мяча в игру. Вбрасывание мяча
из-за плеча, сбоку, снизу. Выбивание мяча ногой с рук.
Тактические действия:
Тактика игры и обороны: индивидуальные тактические способы ведения
единоборства с соперником. Техника выполнения открывания, отвлечения
соперника.
Техника

выполнения

приема

«маневрирование».

Передачи

мяча

и их предназначение. Способы передачи мяча. Удары по воротам.
Групповые тактические действия в атаке. Действия против соперника без
мяча и с мячом. Групповые действия в обороне и их основные способы.
Тактика игры вратаря: выбор места в воротах. Упражнения для разучивания
приемов игры на выходах. Введение мяча в игру. Руководство действиями
партнеров в обороне. Участие вратаря в атакующих действиях партнеров.
Учебные игры в футбол.

11

IV.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ФУТБОЛ ДЛЯ

ВСЕХ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Характеристика
и деятельность обучающихся
Раздел 1. Знания о футболе

Тематическое планирование

Техника безопасности во время
Знать и соблюдать технику
занятий футболом. Правила игры в безопасности во время занятий
футбол. Физическая культура и футболом.
спорт в России. Развитие футбола в
Знать
историю
развития
России и за рубежом.
футбола в мире и России.
Выявлять успехи российских
футболистов на мировой арене.
Знать параметры полей и их
оборудование
для
занятий
и
соревнований по футболу.
Применять правила игры в
футбол для самостоятельных занятий.
Общее понятие о гигиене.
Знать и применять правила
Личная гигиена. Закаливание. Режим личной гигиены.
и
питание
спортсмена.
Соблюдать режим дня и
Самоконтроль. Оказание первой питания футболиста.
медицинской помощи.
Применять самоконтроль при
занятиях футболом.
Уметь
оказывать
первую
медицинскую помощь при царапинах
и ссадинах.
Комплексы упражнений для
Знать
игровые
амплуа
в
развития
основных
физических футболе.
качеств
футболиста
различного
Знать название упражнений для
амплуа (приложение 1).
развития
физических
качеств
футболиста различного амплуа.
Отбирать
и
составлять
комплекс упражнений для развития
основных
физических
качеств
футболиста.
Понятие о спортивной этике и
Проявлять толерантность к
взаимоотношениях
между сверстникам
обучающимися.
12

Характеристика
и деятельность обучающихся
Раздел 2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Тематическое планирование

Подготовка места занятий,
выбор одежды и обуви для занятий
футболом в зависимости от места
проведения занятий. Организация и
проведение подвижных игр с
элементами футбола во время
активного отдыха и каникул.
Оценка техники осваиваемых
основных упражнений с футбольным
мячом, способы выявления и
устранения ошибок в технике
выполнения упражнений.

Уметь подбирать одежду, обувь
для занятий футболом в зависимости
от места проведения занятий.
Организовывать и проводить
подвижные игры с элементами
футбола во время активного отдыха и
каникул.
Понимать
выполнение
основных упражнений с футбольным
мячом.
Описывать технику упражнений
с футбольным мячом.
Устранять ошибки в технике
выполнения
упражнений
с
футбольным мячом.
Тестирование
уровня
Знать контрольные упражнения
физической подготовленности в для определения уровня физической
футболе.
подготовленности футболиста.
Сравнивать свои результаты
выполнения контрольных упражнений
с результатами других обучающихся.
Раздел 3. Физическое совершенствование
Общеразвивающие физические упражнения
Комплексы подготовительных
Составлять
комплексы
и
специальных
упражнений, специальных упражнений технических
формирующих двигательные умения действий футболиста.
и навыки футболиста.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Основные термины футбола.
Знать и применять основные
Приобретение двигательных термины футбола в организации и
навыков и технических навыков проведении занятий по футболу.
игры в футбол.
Знать и уметь выполнять
различные технические элементы игры
в футбол.
Применять технические приемы
игры в футбол в подвижных играх и
13

Тематическое планирование
Подвижные игры (без мяча и с
мячом).
Подвижные игры (без мяча и с
мячом):
«Пятнашки» («салки»), «Спиной к
финишу», «Собачки», «Собачки в
квадрате», «Бой петухов», «Мяч в
стенку»,
«Передачи
мяча
с
перебежками»,
«Передачи
мяча
капитану»,
«Точный
удар»,
«Футбольный
слалом»,
«Кто
быстрее?», «Нападающие тройки»,
«Быстрее к флажку», «Самый
меткий», «Охотники за мячами»,
«Ловцы
игрока
без
мяча»,
«Всадники», «Квадрат с водящими»,
«Футбол крабов», «В одни ворота»,
«Взять крепость», «Быстрый танец»,
«Бросок мяча ступнями», «Разорви
цепь», «Обгони мяч», «Вызов
номеров», «Только своему», «Салки
в тройках», «Верни мяч головой
капитану», «Отбери мяч» и др.
Базовые двигательные навыки,
элементы и технические приёмы
футбола.
Общие
и
специальные
подготовительные
упражнения,
развивающие основные качества,
необходимые
для
овладения
техникой и тактикой футбола (сила и
быстрота мышц рук и ног, сила и
гибкость мышц туловища, быстрота
реакции
и
ориентировки
в
пространстве).
Подводящие упражнения и
элементы
соревновательного

Характеристика
и деятельность обучающихся
игровых заданиях.
Знать и уметь играть в
подвижные игры с элементами
футбола (без мяча и с мячом).
Организовывать и проводить
подвижные игры.
Выполнять игровые задания с
футбольным мячом.
Моделировать игровые ситуации в
атаке и защите.
Проявлять самостоятельность в
организации подвижных игр.
Соблюдать правила подвижных
игр.

Осваивать простейшие базовые
двигательные навыки и элементы
футбола.
Описывать
технику
разучиваемых упражнений.
Следить
за
правильностью
выполнения всех упражнений.
Взаимодействовать
с
партнерами
во
время
занятий
футболом.

14

Тематическое планирование
направления.
Индивидуальные технические
действия.
Удары по мячу: внутренней
стороной стопы, серединой подъема,
внутренней
частью
подъема,
внешней частью подъема, носком,
резаный удар, удар-бросок стопой, с
полулета.
Остановка мяча: внутренней
стороной стопы, подошвой, грудью.
Ведение мяча. Понятие о
ведении
мяча.
Преимущества
игроков,
хорошо
владеющих
ведением мяча. Упражнения для
разучивания ведения мяча.
Обманные движения (финты):
«уходом», «уходом с ложным
замахом на удар», «проброс мяча
мимо соперника».
Отбор мяча: запрещенные
приемы при отборе мяча. Отбор мяча
накладыванием стопы, выбиванием,
перехватом.
Техника игры вратаря. Стойка
вратаря.
Ловля катящегося и
низколетящего мяча; полувысокого
мяча; ловля мяча в прыжке. Ловля
высоколетящего,
полувысокого,
летящего в стороне мяча.
Отбивание
катящегося
и
низколетящего в стороне мяча в
выпаде. Отбивание мяча ладонями;
кулаком или кулаками. Введение
мяча в игру. Вбрасывание мяча из-за
плеча, сбоку, снизу. Выбивание мяча
ногой с рук.
Тактика игры и обороны:
индивидуальные
тактические

Характеристика
и деятельность обучающихся
Осваивать знания об основных
способах ударов по мячу.
Знать и уметь выполнять
простейшие упражнения технических
действий.
Уметь
общаться
и
взаимодействовать со сверстниками во
время проведения различных форм
обучающих
занятий
(групповых,
игровых, фронтальных).
Следить
за
правильностью
выполнения всех упражнений.
Демонстрировать
приобретённые знания и умения.

Знать
и
уметь
демонстрировать
технику
игры
вратаря.
Уметь выполнять технические
элементы игры вратаря.

Знать и уметь выполнять
индивидуальные тактические способы
15

Тематическое планирование
способы ведения единоборства с
соперником. Техника выполнения
открывания, отвлечения соперника.
Техника выполнения приема
«маневрирование». Передачи мяча и
их
предназначение.
Способы
передачи мяча. Удары по воротам.

Групповые
тактические
действия в атаке и обороне.
Действия против соперника без мяча
и с мячом.

Тактика игры вратаря: выбор
места в воротах. Упражнения для
разучивания приемов игры на
выходах. Введение мяча в игру.
Руководство действиями партнеров в
обороне.
Участие
вратаря
в
атакующих действиях партнеров.
Учебные игры в футбол по
упрощенным правилам.

Характеристика
и деятельность обучающихся
ведения единоборств.
Владеть техникой выполнения
отрывания и отвлечения соперника.
Уметь
выполнять
«маневрирование».
Знать и уметь применять виды
и способы передачи мяча.
Уметь выполнять удары по
воротам.
Применять
тактические
действия в атаке.
Выполнять
групповые
тактические действия в атаке и
обороне.
Выбирать
действия
против
соперника без мяча и с мячом.
Владеть тактикой игры вратаря.
Уметь выбирать место в
воротах.
Владеть техникой введения мяча
в игру.
Участвовать
в
атакующих
действиях партнеров по игре.
Знать правила игры в футбол.
Применять правила в футбол в
соревновательной деятельности.
Демонстрировать технические
и тактические приемы игры по
упрощенным правилам.

16

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА УРОВНЕ

V.

дополнительного ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ученик научится:
 раскрывать основные понятия правила игры в футбол и применять их в
процессе самостоятельных и совместных занятий физическими упражнениями со
своими сверстниками, излагать особенности техники выполнения двигательных
действий и физических упражнений игры «футбол»;
 руководствоваться правилами техники безопасности занятий футболом,
правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от места проведения
занятий;
 составлять комплексы физических упражнений для развития основных
физических качеств футболиста;
 раскрывать и выполнять технические и тактические приемы в атаке
и защите;
 выполнять

общеразвивающие

упражнения,

целенаправленно

воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, гибкости и ловкости);
 выполнять удары по мячу различным способом;
 владеть техникой ведения, остановки и передачи мяча в футболе;
 выполнять обманные движение в футболе;
 выполнять основы тактики игры в атаке и защите;
 владеть техникой и тактикой игры вратаря;
 определять

признаки

положительного

влияния

занятий

футболом

на укрепление здоровья;
 выполнять контрольные упражнения футболиста (приложение 2).

17

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

VI.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература
1.

Алиев, Э.Г. Мини-футбол в школу / Э.Г. Алиев, А.Е. Власов //

Физическая культура в школе. - 2008. - № 5. - С. 32-34.
Алиев,

2.

Э.Г.

Организационно-педагогическое

управление

развитием мини-футбола в школе / Э.Г. Алиев // Ученые записки
университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - N 12 (34). - С. 3-5.
Врублевский, Е.П. Модели тактики игры в футболе / Е.П.

3.

Врублевский. – М.-Спорт, 2020. -168 с.
Гол! Большая энциклопедия российского футбола. - М. –Эксмо,

4.

2017. - 312 с.
Евсеев, А.В. Педагогический контроль в мини-футболе / А.В.

5.
Евсеев

//

Пособие,

2-е

издание,

исправленное

и

дополненное.

–

Екатеринбург, 2005. - 52 с.
6.

Клайн Гиффорд Все о футболе / Клайн Гиффорд. – М. - АСТ,

2006. – 64 с.
7.

Нестеровский, Д.И. Теория и методика спортивных игр: учебник

для студентов учреждений высшего образования / Нестеровский Д.И.,
Железняк Ю.Д., Иванов В.А., Голенко А.В., Левин В.С. /9-е изд.,
стереотипное. М.; Издательский центр «Академия», 2014. 464 с.
8.

Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н. Г.

Озолин. -М.: Физкультура и спорт, 2018. - 479 с.
9.

Рэднедж Кир Большая энциклопедия футбола / Рэднедж Кир. -

М.: АСТ, 2020. – 224 с.
10.

Сергиенко, Л.П. Спортивный отбор: теория и практика /

Сергиенко Л.П. - М.; «Советский спорт», 2013.
Адреса порталов и сайтов в помощь учителю физической культуры
1.

Упражнения с мячом, 4 видеоурока http://pro100video.com

2.

Программа подготовки юных футболистов «Football-ABC»
18

3.

101 упражнение для юных футболистов 12-16 лет.yafutbolist.ru

4.

Большая

олимпийская

энциклопедия

http://slovari.yandex.ru/dict/olympic.
5.

Газета

«Здоровье

детей»

Издательского

дома

«Первое

сентябряhttp://zdd.1september.ru/.
6.

Газета «Спорт в школе» Издательского дома «Первое сентября»

http://spo.1september.ru/
7.
на

Круговая тренировка с направленностью физических упражнений

воспитание

двигательной

активности:

Методические

указания

http://window.edu.ru/resource/146/53146/files/school_phis1.pdf
8.

Олимпийская энциклопедия Журнал «Физкультура и спорт»

http://www.fismag.ru/ http://www.olimpizm.ru/
9.

Онлайн-справочник http://www.fizkult-ura.ru/ФизкультУРА: сайт

о различных видах спорта, статьи о методике, здоровье, видеоматериалы.
10.

Педагогическая библиотека www.pedlib.ru

11.

Педагогическая газета (молодой ресурс)www.pedgazeta.ru

12.

Российский футбольный союз https://rfs.ru/

13.

Сайт

«Я

иду

на

урок

физкультуры»

портал

в

http://spo.1september.ru/urok/http://fizkultura-na5.ru/
14.

Уникальный

образовательный

помощь

учителюwww.zavuch.info
15.

Уроки

здоровья

http://window.edu.ru/resource/492/53492/files/school_phis3.pdf\ http://nsc.1september.r
u/2002/01/6.htm
16.
17.

Учительский портал www.uchportal.ru

Футбольные видео уроки https://www.dokaball.com/video-uroki/847-

futbolnye-videuroki
Педагогическая библиотека www.pedlib.ru
18.

Педагогическая газета (молодой ресурс) www.pedgazeta.ru

19.

Российский футбольный союз https://rfs.ru/
19

20.

Сайт «Я иду на урок физкультуры»

http://spo.1september.ru/urok/
21.

Уникальный

http://fizkultura-na5.ru/

образовательный

портал

в

помощь

учителюwww.zavuch.info
22.

Уроки здоровья

http://window.edu.ru/resource/492/53492/files/school_phis3.pdf\ http://nsc.1september.r
u/2002/01/6.htm
23.

Учительский портал www.uchportal.ru

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
ФУТБОЛИСТА
1.

Средства для развития быстроты.

Упражнения для развития стартовой скорости: по сигналу рывки на 5-10 м
из различных исходных положений: стоя, лицом и т.д. Эстафеты с элементами
старта. Подвижные игры.
Упражнения для развития дистанционной скорости: бег змейкой между
стойками, бег прыжками, эстафетный бег, обводка препятствий (на скорость),
переменный бег на дистанцию 50-100 м (15-20 мин с максимальной скоростью,
10-15 м медленно и т.д.).
Упражнения для развития скорости: бег с быстрым изменением способа
передвижения, с изменением направления (до 180°), бег с изменением скорости,
«челночный бег»: 2х10, 4х5, 4х10, 2х15 и т.п., выполнение элементов техники
в быстром темпе, бег с «тенью».
Для вратарей: рывки из ворот (на 5-15 м) на перехват или отбивание высоко
летящего мяча, на прострел мяча, рывки на 2-3 м из различных положений
с последующей ловлей или отбиванием мяча, ловля теннисного мяча.
2.

Средства для развития скоростно-силовых качеств.

Приседание с отягощением (гантели, набивные мячи, штанга для подростков
весом 40-70% веса спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением.
20

Прыжки на одной ноге, затем с отягощением. Спрыгивание (40-80 см)
с последующим прыжком вверх. Эстафеты с элементами бега, прыжков, переноса
тяжестей. Вбрасывание набивного мяча на дальность, удары на дальность. Толчки
плечом партнера, борьба за мяч.
Для вратарей: отталкивание от стены ладонями, пальцами, сгибание рук
в лучезапястных суставах, с гантелями с кистевыми амортизаторами, сжимание
теннисного мяча, ловля и броски набивного мяча (бросаемого одним или двумя
партнерами с разных сторон), из упора лёжа хлопки ладонями, прыжки в сторону
с толканием двумя ногами, приставными шагами и с отягощением.
3.

Средства для развития специальной выносливости.

Переменный бег, кроссы с изменением скорости. Многократно повторяемые
технико-тактические упражнения (повторные рывки с мячом с обводкой стоек,
ударом по воротам).
Игровые упражнения с мячом с большой интенсивностью, тренировочные
игры с увеличенной продолжительностью.
Для вратарей: ловля мяча с падением при выполнении ударов по воротам
с минимальным интервалом 3-5 игроками.
4.

Средства для развития для развития ловкости.

Прыжки с разбега толчком одной и обеими ногами, доставая высоко
повешенный мяч головой, руками, ногой, то же самое с поворотом на 90-180°.
Прыжки вверх с поворотом с имитацией удара головой, ногами. Кувырок
вперед и назад, в сторону через плечо.
Жонглирование мячом, чередуя удары бедром, стопой, головой.
Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек,
обманными движениями.
Для вратаря: прыжки с короткого разбега, доставая высоко подвешенный
мяч руками, кулаком, тоже с поворотом на 180°. Упражнения со скакалкой.
«Колесо»
с места, с разбега. Кувырок назад в стойку. Переворот вперёд с разбега.
21

Приложение 2
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1–4 КЛАССОВ
(основная медицинская группа)
ПРИМЕРНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7–10 ЛЕТ

Скоростные

Бег 30 м, с

Уровень

7
8
9
10

7,5
7,1
6,8
6,6
и
более

7,3—
6,2
7,0—
6,0
6,7—
5,7
6,5—
5,6

5,6
5,4
5,1
5,0
и менее

7,6
7,3
7,0
6,6
и более

7,5—6,4
7,2—6,2
6,9—6,0
6,5—5,6

Высокий

Средний

Низкий

Девочки

Высокий

Средний

Мальчики

Низкий

Контрольное
упражнение
(тест)

Возраст, лет

Физичес
кие
способно
сти

5,8
5,6
5,3
5,2
и
менее

22

Челночный
бег 3×10 м, с

Скоростно- силовые

Координационные

8
9
10

Прыжок
в длину
с места, см

Шестиминутн
ый бег, м

7
8
9
10

7
8
9
10

Выносливость
Гибкость
Силовые

7

Наклон
вперед
из
положения
сидя, см

Подтягивание
на высокой
перекладине
из виса,
количество
раз
(мальчики),
на низкой
перекладине
из виса лежа,
количество
раз (девочки)

7
8
9
10

11,2
10,
4
10,2
9,9
и
более

100
110
120
130
и
менее

700
750
800
850
и
менее

1
1
1
2
и
менее

10,8—
10,3
10,0—
9,5
9,9—
9,3
9,5—
9,0
115—
135
125—
145
130—
150
140—
160
730—
900
800—
950
850—
1000
900—
1050
3—5
3—5
3—5
4—6

7

1

2—3

8
9
10

1
1
1

2—3
3—4
3—4

9,9
9,1
8,8
8,6
и менее

11,7
11,2
10,8
10,4
и более

11,3—10,6

10,2

10,7—10,1
10,3—9,7
10,0—9,5

9,7
9,3
9,1
и
менее

155
165
175
185
и более

90
100
110
120
и менее

110—130

150
155
160
170
и
более

1100
1150
1200
1250
и более

500
550
600
650
и менее

600—800

9
7,5
7,5
8,5
и более

2
2
2
3
и менее

6—9

4
4
5
5
и более

2
3
3
4
и менее

125—140
135—150
140—155

650—850
700—900
750—950

6—9
6—9
7—10

4—8
6—10
7—11
8—13

900
950
1000
1050
и
более

11,5
12,5
13,0
14,0
и
более
12
14
16
18
и
более

23

По специальной физической
и технической подготовки
Комплексное упражнение

Бег 30 м
с
ведением
мяча, с

7
8
9
10

8,4
7,9
7,9
7,8

Ведение 10
м, обводка
трех стоек,
поставленны
х на
12-метровом
отрезке,
с
последующи
м ударом в
цель (2,5х1,2
м)
с
расстояния 6
м из трех
попыток, с

7
8
9
10

20,0
18,0
16,0
14,0

8,2
7,7
7,7
7,6

8,0
7,5
7,5
7,4

18,0
16,0
13,0
11,0

16,0
13
10,5
9,5

-

-

-

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».