XXIХ Международные Рождественские образовательные чтения «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»
Муниципальный этап Рождественских образовательных чтений/
В этом году исполнилось 800 лет со дня рождения князя, военачальника и дипломата - Александра Невского, канонизированного Русской православной церковью. Святой князь Александр Невский принадлежит к числу тех величайших людей, деятельность которых не просто оказала влияние на судьбы народа и страны, но и изменила их, предопределила ход русской истории.
18.12.2020
Свердловская
область
Североуральский
городской округ
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №
13»
XXIХ Международные
Рождественские Образовательные Чтения «Александр Невский: Запад и Восток,
историческая память народа»
Усманова
Миньзиган Мингазетдиновна, Почетный работник общего образования
Родченко Марина
Валерьевна, педагог-психолог МАОУ «СОШ № 13»
Опора на систему
духовно – нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития
России, таких как справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство,
вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой,
своей семьей, своим Отечеством является одним из государственных приоритетов в
сфере воспитания
(Из Стратегии
развития воспитания в Свердловской области до 2025 года)
Пространство детства – это совокупность
природных и социальных факторов, воздействующих как позитивно, так и негативно.
Это территория полноценной жизни
ребенка, здесь начинается поиск смысла бытия, что и делает этот период более
напряженным, чем другие. На развитие личности ребенка воздействуют все
жизненные «пространства»: природный мир, социальная среда, включая мир семейных отношений,
культурная среда, включая систему образования, информационная среда.
Однако мир детства всегда ориентирован
на мир взрослых вообще и на конкретного взрослого, приобщающего его к социуму.
Это конечно его родители. Детско – родительские отношения всегда являются
первоосновой в восприятии ребенком мира, его социализации, формировании мировоззрения.
Но куда могут и должны привести
родители взрослеющего ребенка?
В условиях всеобщей цифровизации,
казалось бы куда проще, мир открыт, дай только инструмент. Таковым инструментом
стала «цифра».
Между тем бездумное использование
цифрового пространства приводит к негативным проявлениям и действует разрушающие в личностном развитии. Нравственные ценности непреходящий и могут передаваться от
источнику к источнику на основе личного примера, постоянного диалога, на
примере исторической личности.
Слишком частое мелькание на экранах
тех, кто делает сегодняшний мир веселым, смешным, увлекательным, без поисков
духовных смыслов затмевает «образ личности», создает ложные идеалы. Можно
спеть, станцевать, красиво выступить, снять,
отправить, завоевать аудиторию – вот ты,
твой ребенок, твоя кошка, собака – «все звезды».
Настоящие воспитатели: родители,
педагоги находятся в постоянном поиске нравственного идеала собственного и
детей. Но к нему нужно прийти. Историческая память, проросшая корнями,
подпитываемая образовательными ресурсами и культурной средой позволяют нам
всмотреться в историческую личность.
Их немало. Герои, полководцы,
путешественники, руководители государства в разные исторические периоды.
Имя Александра Невского среди многих
является непоколебимым.
Что мы знаем о нем? Полководец, который
одержал яркие победы на северо-западе Руси, защищая свободу и независимость в
битве с немецкими и шведскими рыцарями, вооруженными до зубов, оставивший нам
на веки вечные девиз защитников Отечества «Кто к нам с мечом придет, тот от
меча и погибнет. На том стояла и стоять
будет земля Русская».
Но если мы откроем сокровенные страницы
истории, вчитаемся в строки, написанные В.Н.Карамзиным, то поймем постоянные труды и заботы об
охранении земли русской. В период
раздробленности Руси, поддерживаемой татаро-монгольскими ханами, Александр
Ярославович, княживший во Владимире, несколько раз выезжал в Орду, чтобы ослабить
гнет и дипломатически решать проблемы.
«В сие время герой Невский коего имя сделалось известно в Европе, обратил на
себя внимание Рима и получил от папы Иннокентия IV
письмо, врученное ему, как сказано в наших летописях, двумя
хитрыми кардиналами Гарольдом и Гемантом. Речь шла о принятии «веры латинской». Александр,
призвав мудрых людей, советовался с ними и написал папе: «Мы знаем истинное
учение церкви, а вашего не приемлем и знать не хотим». Сохранение Веры
православной было еще одной целью служения Александра. Он не мог избавить
Россию от ига, но по крайней мере,
следуя примеру отца и брата, мог быть деятельным, мудрым правителем и
благородною уклончивостью в рассуждении монголов, облегчить судьбу подданных: в
сем составляло тогда истинное великодушие».
«Солнце Отечества закатилось!» -
воскликнул митрополит Кирилл, живший тогда во Владимире, когда узнал о
кончине великого князя.
«Не стало Александра!». Все оцепенели от
ужаса: ибо Невский казался необходимым для государства и по летам своим мог бы
жить еще долгое время»…
Что может прибавить Суд истории в
похвалу Александру?
Россияне включили Невского в лик своих
ангелов – хранителей. Имя Святого ему данное, гораздо выразительнее Великого:
Александр мог добродетелями своими только облегчить жестокую судьбу России, и
подданные, ревностно славя его память, доказали, что народ
иногда справедливо ценит достоинства государей и не всегда полагает их
во внешнем блеске государства».
Почитание его началось с самой минуты его погребения (23
ноября 1263 во Владимирском Рождественском соборе) когда произошло чудесное знамение. Свидетелем его был митрополит Кирилл.
Имя
Александра Невского хранит Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге,
куда были перевезены мощи Александра Невского из Владимирского Рождественского
Монастыря 30 августа 1724 года по указу Петра I (это был день заключения Ништадского
мирного договора со Швецией). Тогда же в
В годы войны (29 июля
В
Как значима роль исторической личности
в формировании духовных и нравственных качеств подрастающего поколения!
Детство – это еще и пространство чувств
ребенка. Главное место в нем занимают люди: родители, воспитатели, педагоги с
их соприкосновением к духовным ценностям, где примерами могут быть исторические
личности. Один из них Александр Невский, патриот земли русской. Такой пример
неотразим, если представлен в пору духовного становления и развития
ребенка. И вы, уважаемые родители,
воспитатели душ человеческих, можете быть тогда спокойны за их духовное обретение.
Но для этого Вам нужно трудиться: читать
вместе с Вашим ребенком книги, рассказывать о достойных примерах.
Вам нужно найти ближайший музей. Подойти
с ребенком за руку к памятникам. И, конечно, быть в диалоге. А для этого нужно
спросить, узнать, понять о чем думают наши дети, чтобы своевременно понимать их
мир.
Есть ли в наших детях сегодня готовность и способность
следовать нравственным нормам человеческого общежития, осознание безусловного
приоритета таких ценностей как жизнь, здоровье, семья, понимание и готовность
руководствоваться идеями гражданской ответственности, патриотизм, уважение
традиций национальной культуры, осознание собственной индивидуальности, своих
возможностей и способностей, стремление их реализовывать?
Как мы можем вместе с Вами помочь им?
Итак, о чем нам говорят наши взрослеющие
дети?
В декабре 2020 года среди обучающихся 9
классов МАОУ «СОШ №13» было проведено мини –анкетирование на тему : «Приоритетные ценности подростка».
В
опросе приняли участие 31 человек.
Девятиклассники
анонимно ответили на два вопроса «Что
для вас самое главное в жизни? и «Какие из ценностей вы считаете труднодостижимыми?»
После обработки
и анализа результатов было выявлено, что самым главным в жизни подростка
является «здоровье», так считают 30
чел, что составляет 96,7%, на вторе место ребята ставят благополучие семьи и
близких (22 чел, 70,9%), в – третьих,
отмечают возможность помогать людям и материальную обеспеченность (по 10 чел ,32,2%), далее следует отдых и
развлечения (9 чел, 29%), карьерный рост (7 чел, 22,5%), возможность заниматься
творчеством (4 чел, 12,9%) и слава (3 чел,9,7%)
Из ответов на вопрос «Какие из
этих ценностей вы считаете труднодостижимыми?» выявлено, что самыми
труднодостижимыми ценностями, по мнению современных девятиклассников, являются карьерный рост и слава (по 13 чел, 41,9%).
Второе место в этом списке занимают возможность заниматься творчеством
и материальная обеспеченность (по 8 чел,
25,8%), следующим перечне
труднодостижимых ценностей стоит «Здоровье»
(7 чел , 22,5%) и легче всего , по мнению детей, достигается благополучие
семьи и близких (3 чел, 9,7%), отдых и развлечения (2 чел , 6,4%) и возможность
помогать людям (1 чел, 3,2%).
Восемь человек
(25,8%), из числа опрошенных затруднились ответит на этот вопрос.
И как на основе диагностических
исследований скорректировать нам работу с учащимися и, что еще важнее , с
родителями.
В нашей школе
реализуется программа «Школа для родителей», один из разделов которой
называется «По страницам истории».
Целью данного раздела является развитие духовно – нравственных качеств личности: от осмысления к диалогу и практике добра.
Участники:
родители учащихся, педагоги, педагог-психолог, социальный педагог, педагог
библиотекарь
№ |
Тема |
Участники |
Планируемый результат |
ПРОГРАММА «ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ» |
|||
1 |
Я ,ты ,он, она – знакомство с теми кто рядом. |
Родители Педагог - психолог |
Карта Наших знакомств |
2 |
Мои родные и я:что я знаю о них, о себе, своих способностях. |
Родители Классные руководители Педагог - психолог |
Фотоальбом |
3 |
Родина. Мои родные в
истории. Какие исторические события отразились на моей семье, родных |
Родители Классные руководители Учителя истории |
Карта страны, исторических событий, биографические справки, семейный
архив |
4 |
Исторические личности: кто они? В чем их величие и роль |
Родители Классные руководители Учителя истории педагог библиотекарь |
Чтение книг, рассказов, исторических сведений, просмотр фильмов |
5 |
Территория нашего благополучия: памятные знаки, семейные реликвии.
Наследство. |
Родители Классные руководители |
Работа с семейным архивом: удивительные находки. |
6 |
Что значит
благополучие родных и близких? Помогать просто. |
Родители Педагог – психолог Социальный педагог |
Психологический портрет Новое знакомство Практическая помощь |
7 |
Памятники близкие и далекие. |
Родители Классные руководители педагог библиотекарь |
Карты памяти. Создание фото и видеоархива. |
8 |
Дорога к храму, собору, религиозным святыням как историческим и
культурным ценностям |
||
9 |
Память духовная и материальная |
Родители Классные руководители педагог библиотекарь |
Видео, фотовыставки Создание презентаций |
10 |
Что изменилось в нашей жизни и отношениях |
Родители Классные руководители Педагог – психолог Социальный педагог |
Саморефлексия |
Подводя
итог, можно сказать, что будущее детей, а значит и общества в целом, зависит от
многих факторов:
- принятия ими базовых ценностей, готовности
и способности следовать нравственным нормам человеческого общежития;
- осознания безусловного приоритета
таких ценностей как жизнь, здоровье, семья, любовь к родным и близким;
- понимания и готовности
руководствоваться идеями гражданской ответственности, уважения прав и свобод
человека, готовности помогать другим людям;
- патриотизма, приверженности к лучшим
традициям национальной культуры, знания истории своей страны, своего народа,
культуры и истории других народов;
- осознания собственной индивидуальности, своих
способностей и возможностей, стремление их развивать и реализовывать в том
числе, в творческом направлении;
-готовности к овладению различными видами социальной
деятельности, установка на непрерывное
образование, профессиональное и нравственное совершенствование;
готовности принимать
самостоятельные решения, при этом
участвовать в общем деле, значимом для общества, страны.
Примеры служения своему Отечеству,
которые предопределены нашей историей, одним из его героев, святым Александром
Невским – достойный образец для формирования позитивных и нравственных качеств
в подрастающем поколении.
Возможно, реализация Программы «Школы
для родителей» позволит, объединяя усилия родителей и педагогов, переходить к
личному диалогу для переосмысления и принятия истинных ценностей.
Литературные
источники:
1.
Демакова
И. Новая идеологи воспитания: признание самоценности прав и свободы ребёнка Директор школы, №10,
2008, журнал для руководителей.
2.
Всемирная
история. Справочник. Москва. 2009.
3.
Карамзин
Н. М. История государства
Российского, книга вторая. Ростов н/ Д,
1994
4.
Разумихина
Г.П. Мир семьи: Книга для учащихся ст. классов по курсу «Этика и психология
семейной жизни» М. «Просвещение», 1986
5.
Святыни
православной России. Составитель Григорьева Л.М. Санкт-Петербург, 2011
6.
Стратегия
развития воспитания в Свердловской области до 2025 года
7.
Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в
обучении, учебное пособие. Нижний Новгород, 1999
21.12.2020
Просмотров всего: , сегодня: