Аннотации к дополнительным общеразвивающим программам, реализуемым в Центре "Точка роста"

11.10.2021

11.10.2021

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3D моделирование и печать на 3D принтере» разработана на основе и с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (последняя редакция); Приказа Министерства просвещения Российской федерации №196 от 9.11.2018 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Письма Министерства образования и науки РФ № 09- 3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»; Письма Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций».

Данная программа имеет технологическую направленность, направлена на формирование компетентностей в сфере 3D моделирования и печати на 3Dпринтере обучаемых среднего и старшего школьного возраста, усвоение основ 3D моделирования и числового программного управления, развитие мотивации к творческой проектной деятельности.

Актуальность программы заключается в том, что она нацелена на решение задач, определенных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р г., а именно: Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

3D моделирование является передовыми техническим направлением с огромным инновационным потенциалом и несет значительный вклад в развитие социальных технологий самой разнообразной направленности. На сегодняшний день трудно представить изготовление широкого круга изделий без применения 3D моделирования и использования печати на 3D принтере. Технологии 3D печати используются во всех отраслях науки, техники, медицины, в коммерческой и управленческой деятельности. Широкое применение 3D печать получила в производственной сфере. Она является основой для создания роботов и автоматизированных производств.

С каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются интерес к специальностям технической направленности и частности к 3D моделированию. Начиная подготовку старшеклассников в системе дополнительного образования, родители снижают многие риски в выборе будущей профессии. Важно правильно выбрать программу, оптимально подходящую каждому ребёнку. Это дает основу для формирования у обучаемых

технических компетенций и является основой для последующего профессионального образования инженерной направленности.

Программа разработана с учётом современных тенденций в образовании по принципу блочно-модульного освоения материала, что максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания ребёнком индивидуальной образовательной траектории и имеет 4 модуля. Отличительной особенностью программы является комплексное взаимодействие блоков программы. Программа соответствует «ознакомительному» уровню сложности.

Педагогическая целесообразность состоит в соответствии построения программы, её содержания, методов, форм организации и характера деятельности технической направленности, цели и задачам программы. В программе отражены условия для социальной и творческой самореализации личности обучающегося.

Данная программа предназначена для учащихся возраста от 12 до 18 лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию программы «3D моделирование и печать на 3D принтере» составляет:

·           Количество часов в год 144

·           Общее количество часов за 1 год 144

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Радиоэлектроника».

Электроника и радиоэлектроника являются передовыми технологиями, заполняющими современную жизнь человека. В основе электроники лежат знания об электрических процессах. На сегодняшний день трудно представить работу широкого круга изделий без электронного управления, созданных и управляемых с помощью компьютера. Еще более широкому распространению современная электроника получила в производственной сфере в связи с применением контроллерного управления. Электроника и электронные устройства используются во всех отраслях науки, техники, медицины, в коммерческой и управленческой деятельности.

              Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радиоэлектроника» имеет техническую направленность, направление программы электроника.

Предлагаемая программа определяется социальным запросом, так как все больше современная промышленность и экономика в целом нуждаются в технически подготовленных специалистах, способных решать сложные технологические задачи, работать со сложной электронной аппаратурой, производить эту аппаратуру и осуществлять ее ремонт.

Педагогическая целесообразность заключается в создании условий для проявления учащимися творчества, инициативы, формирования навыков самоорганизации, самообслуживания, коммуникации, получении новых и закреплении имеющихся знаний в области цифровой и радиоэлектроники. Результатом освоения программы являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

Адресат программы: обучающихся 13-15 лет, желающих попробовать себя в этой  сфере деятельности.

Программа рассчитана на 1 год обучения, 136 учебных часов. Всего 4 часа в неделю - 2 раза в неделю по 2 академических часа, с переменой 10 минут.

 

 

 

 

Программа «Археология для малышей с элементами занимательной минералогии» направлена на изучение истории в начальной школе, минералов и горных пород, слагающих  земную кору. Программа естественнонаучной направленности.

Актуальность программы

Формирование устойчивой связи науки и воспитания подрастающего поколения - одно из приоритетных направлений развития дополнительного образования. В глубокой древности формировались языки, зарождались математические, астрономические, геологические и другие знания. Изобретение металлургии, создание керамической посуды, изготовление ножа, резца, сверла — заслуги нашего предка. Совместные исследования биологов (палеозоологов, палеоботаников, почвоведов и др.) и археологов представляют как факты прекрасной адаптации человека к окружающей среде, широкого использования ресурсов, так и факты нарушения природного равновесия, возникновения экологических кризисов. Взаимодействие человеческого общества и природы в древности — благодатная тема (основа) для формирования экологического, исторического, культурного самосознания уже на раннем этапе образования.

Содержание программы определяется интересом младших школьников к природе и жизни человека, а также возможностью детей этого возраста адекватно воспринимать факты древней истории, геологического прошлого Земли. Изучение  ими археологии  и минералогии происходит эмоционально и вызывает множество ассоциаций. Программа охватывает изменения природы и человеческой культуры за длительный промежуток времени, выделяет крупные темы-блоки, которые раскрываются на конкретных примерах. 

Принципы построения образовательного процесса основаны на идеях развивающего обучения и направлено на развитие личности ребенка в целом, расширение его геолого-экологических представлений, углублении теоретических знаний и их применении на практике.

Отличительные особенности программы

Данная программа адаптирована для системы дополнительного образования и составлена с учетом последних научных достижений в археологии и истории первобытного общества, минералогии  и возрастных особенностей учеников 

Адресат общеобразовательной программы

Возрастная категория  обучающихся –  дети 8-10 лет.

Количество занимающихся в учебной группе: 8-10 человек

Данная программа предполагает обучение детей младшего школьного возраста. Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность, в процессе которой  ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством, приобретает умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать свое поведение.

Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им.

На основе обобщения типичных возрастных проявлений может быть создан психологический портрет ребенка младшего школьного возраста, включающий следующие специфические черты: развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической памяти); переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому и рассуждающему мышлению на уровне конкретных понятий; развитие саморегуляции поведения, воли;  усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний; овладение навыками домашнего труда; расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе; развивающие игры занимают второе место после учебы; формирование самооценки на основе оценивания учителем и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки; формирование уверенности в себе, компетентности, либо, в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей, формирование неверия в свои силы, чувства неполноценности, потеря интереса к учению; формирование способности выполнять действия в уме – умственный план действий; развитие способности ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли делает (рефлексия); развитие способности целенаправленного восприятия, осмысленного произвольного запоминания.

Выделяя характерные особенности детей данного возраста, необходимо отметить, что дети разные. Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые налагают свои требования на организацию учебного процесса. Прежде всего, люди родятся с разными типами нервной системы, которые дают разные типы темпераментов. Сангвиники отличаются быстротой реакции, а флегматики характеризуются медлительностью, им трудно переключаться с одного дела на другое, в то время как сангвиникам делают это легко. Холерики способны к длительной активной работе, но им трудно тормозить себя, сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью. Уже эти характеристики показывают, что людям с разными темпами нужен разный темп и разный режим работы.

Индивидуальные различия касаются и познавательной сферы людей: одни имеют зрительный тип памяти, другие – слуховой, третьи – зрительно-двигательный и т. д. Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей. Степень достижения поставленных целей отдельным учеником существенно зависит от того, насколько процесс усвоения строится с учетом указанных особенностей данного учащегося.

Объем программы

Объем программы – 102 часа

Срок освоения программы: 1 учебный год (9 месяцев).

 

 

 Хочу такой сайт

 

Программа «Авиамоделирование» предназначена для учреждений дополнительного образования, ориентирована на детей младшего и среднего школьного возраста любого уровня начальной подготовки, рассчитана на 1 год обучения, направленность – техническая.

Программа учитывает социальный заказ потребителей услуг ДОД, так как предоставляет обучающимся возможность приобрести навыки технического творчества. Данное техническое направление полностью отсутствует в программах общеобразовательных ОУ и может быть реализовано только в ДОД.

Комплексный подход программы позволяет в значительной мере оптимизировать образовательный процесс и дает большие возможности в самореализации и личностном развитии каждого ребенка.

Обязательной частью программы является экскурсионная и соревновательная деятельность, имеющая образовательное и просветительское назначение. Авиамоделизм – один из  видов технического творчества. Моделируя летательные аппараты, знакомясь с историей их создания, конструкцией и технологиями изготовления, обучающиеся познают самые современные передовые технические решения. Занятия техническим творчеством развивают у школьников интерес к науке и технике, к исследованиям, помогают сознательно выбрать будущую профессию. Авиамоделизм представляет собой творческий, производительный труд, который способствует развитию интеллектуальных способностей ребёнка, формированию гражданско- патриотических качеств личности.

Актуальность занятий авиамодельным спортом со школьниками обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.

Занятия авиамоделизмом это, прежде всего и политехническое образование, которое способствует формированию у обучающихся универсальных методов познавательной, ценностно-ориентированной и практической деятельности.

Авиамоделизм это не только конструирование, постройка и запуск моделей: воздушных шаров и змеев, планеров и самолетов, но и спортивный азарт, поиск и исследования, и дорога в большую  авиацию. Авиамодельный спорт относится к объединениям спортивно-технического моделирования, где техническое творчество тесно переплетается с элементами спорта. Среди технических видов спорта авиамодельный спорт приобрёл большую популярность. Он привлекает в свои ряды тем что, конструируя модель, спортсмен совершенствует своё техническое мастерство и мышление, работая над моделью – познаёт технологические приёмы работы с различными материалами, а участие в соревнованиях – формирует волю, характер, закаляет физически. Таким образом, занятия авиамодельным спортом способствуют разностороннему развитию подростков.

В рамках традиционно реализуемых программ по авиамоделированию детям, освоившим начальные навыки, предлагается постройка таймернных, резиномоторных, кордовых и других специфических спортивных моделей. Такие модели имеют сложную в изготовлении конструкцию, оснащены, как правило, двигателями внутреннего сгорания, и механическими устройствами – таймерами, сложными в настройке. Особые условия запуска создают дополнительные трудности юному авиамоделисту в объединениях, работающих по традиционным программам. Поэтому, каждая серия полётов – тренировка, становится редким событием в спортивной жизни начинающего авиамоделиста. Больше того, обучающимся приходится строго выполнять указания педагога в работе над моделью, так как изменение технологии изготовления или реализация творческих задумок ребёнка в конструкции модели приводит либо к значительному увеличению времени работы над моделью, либо к созданию модели, высокий спортивный  результат которой оказывается под сомнением. Педагог, заботясь о высоких достижениях всего объединения и каждого ребёнка в отдельности, вынужден предлагать детям чертежи и схемы моделей, лётные качества которых проверенны временем. Поэтому, чем репродуктивнее оказывалась деятельность ребёнка, тем надёжней и лучше летала модель, придуманная и разработанная педагогом. Тем выше был и спортивный результат.

Отличительной особенностью программы является ее практическая направленность, и особое внимание к спортивной подготовке юного авиамоделиста. В предлагаемой программе на тренировочные полеты и соревнования отводится почти половина времени, около 40% занятий. Такое деление учебного времени достигается благодаря снижению трудозатрат на изготовление летающих моделей за счет особенностей конструкции и применения специальных технологических приемов. При таком подходе, занятия авиамоделизмом из монотонных и однообразных превращаются в активные и динамичные, что в большей мере  способствует развитию устойчивого познавательного интереса к данной области и соответствует возрастным и психологическим особенностям детей.

Еще одной отличительной особенностью организации учебных занятий является сочетание индивидуальных и групповых занятий, которые можно проводить одновременно с обучающимися во всём возрастном диапазоне от 9 до 18 лет. Важным условием прочности усвоения программы является осуществление метапредметных связей с общеобразовательными предметами – математика, ИЗО, история,


технология, физика и черчение. На занятиях в творческом объединении некоторые теоретические сведения из курса физики потребуются раньше, чем они изучаются в школе, поэтому обучающиеся узнают их в объеме, необходимом для осмысленного выполнения намеченной практической работы и понимания физических основ полета.

 

 

 

Программа «Мир информатики» по содержанию является технической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – длительной подготовки.

Актуальность программы заключается в том, что современные дети должны владеть необходимыми навыками работы на компьютере и уметь их применять на практике, так как информационное пространство современного человека предусматривает умелое пользование компьютерными технологиями во всех сферах деятельности. А также актуальность своевременного изучения логически сложных тем на доступном уровне в пропедевтическом курсе информатики подтверждается высказываниями психологов о том, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно как можно раньше, лучше всего  –  с начальной школы. Дети, изучавшие такой пропедевтический курс, в дальнейшем значительно легче справляются с логически сложными разделами базового курса информатики.

Новизной данной программы является то, что она знакомит младших школьников с миром компьютерных технологий, позволяет применять полученные знания на практике, помогает ребёнку в реализации собственного личностного потенциала, что необходимо для адаптации в современном обществе. Курс обучения предполагает освоение учащимися компьютера не только как электронно-вычислительной машины, но и как средства творческого самовыражения.

Данная программа опирается на возрастные возможности и образовательные потребности учащихся младшего звена, специфику развития их мышления, внимания. Программа ориентирована на развитие логического и комбинаторного мышления, на развитие навыков работы с компьютером (восприятие информации с экрана, её анализ, управление мышью и клавиатурой); формирование понятий информации, знакомство с функциональной структурой компьютера и его основными устройствами; знакомство с основными приёмами работы в среде Windows, со стандартными приложениями: для вычислений, набора и редактирования текста, а также знакомство с графическим редактором Paint, созданием и редактированием графических изображений, с текстовым редактором Блокнот, Microsoft Word и с табличным процессором Microsoft Exсel.

Программа «Мир информатики» является пропедевтическим курсом к изучению базового курса школьной информатики.

Дополнительная образовательная программа «Мир информатики» разработана на основе программы «Информатика» (авторы Матвеева Н. В., Цветкова М. С.), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Отличительной особенностью программы является подход в обучении, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущность и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Данный пропедевтический курс построен на следующих основных принципах:

1.      Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и  информационным технологиям.

2.      Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых).

3.      Индивидуализация, обеспечивающая максимальное проявление самобытности и творческих возможностей каждого ребёнка.

4.      Формирование и развитие у младших школьников алгоритмического мышления.

5.      Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов).

6.      Практико-ориентированность, формирование навыков самостоятельной работы, направленных на решение простейших практических задач при использовании основных пользовательских возможностей информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

Адресат программы. Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 11 лет (учащиеся 1-4 классов). На первый год обучения курсу «Мир информатики» принимаются все желающие, достигшие возраста 6 лет. Приём детей осуществляется на основании письменного заявления родителей (или законных представителей). Уровень подготовки учащихся при приёме в группы первого года обучения может быть разным. Специальные навыки не требуются. Обучаться по данной программе могут «новички», т.е. обучающиеся, которые не знакомы с предметом «информатика», а также обучающиеся, имеющие навыки работы на компьютере. Оптимальное количество обучающихся в группе для успешного освоения программы 7–10 человек.

 

 

 

Программа «Первые шаги в робототехнику» по содержанию является технической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной. Рабочая программа кружка «Первые шаги в робототехнику» разработана на примере платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3.

Новизной данной программы является ее содержательная уникальность, которая заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе. Для этого, в качестве основных технических ресурсов и платформы для детского исследования, конструирования и создания роботов используются конструкторы LEGO MINDSTORMS Education EV3.

Это, в свою очередь, позволяет через техническое творчество достигать интеграции знаний из областей математики, физики, естественных наук с развитием инженерного мышления.

Важно и то, что в основе реализации курса лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. В программе заложено углубленное взаимодействие ребенка с миром научно-технического творчества, включающее в себя путь от авторского воплощения замысла до создания автоматизированной модели, проекта.

Актуальность направленности данной программы определяется активным развитием в России и мире современных нанотехнологий, электроники, механики и программирования, то есть наличием благодатной почвы для совершенствования компьютерных технологий и робототехники. Неоднократно на ведущих экономических форумах первыми лицами нашего государства подчеркивалось, что в XXI веке успешность и конкурентоспособность государств будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, уровень развития самых передовых на сегодняшний день технологий. Техническое творчество является мощным инструментом синтеза знаний, закладывающим прочные основы системного мышления, а значит инженерное творчество и лабораторные исследования – та многогранная деятельность, которая должна стать составной частью жизни современной школы.

Отличительная особенность программы. Курс основан на использовании комплектов LEGO MINDSTORMS EV3 и визуальной среды программирования для обучения робототехнике LEGO MINDSTORMS Education EV3. Образовательный конструктор LEGO MINDSTORMS Education EV3 представляет собой набор конструктивных деталей, позволяющих собрать многочисленные варианты механизмов, набор датчиков, двигатели и микрокомпьютер EV3, который управляет всей построенной конструкцией.

Использование конструктора LEGO EV3 позволяет создать уникальную образовательную среду, которая способствует развитию инженерного, конструкторского мышления. В процессе работы с LEGO EV3 ученики приобретают опыт решения как типовых, так и нешаблонных задач по конструированию, программированию, сбору данных. Кроме того, работа в команде способствует формированию умения взаимодействовать с соучениками, формулировать, анализировать, критически оценивать, отстаивать свои идеи.

LEGO MINDSTORMS EV3 обеспечивает простоту при сборке начальных моделей, что позволяет ученикам получить результат в пределах одного или пары уроков. И при этом возможности в изменении моделей и программ – очень широкие, и такой подход позволяет учащимся усложнять модель и программу, проявлять самостоятельность в изучении темы. Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS Education EV3 обладает очень широкими возможностями, в частности, позволяет вести рабочую тетрадь и представлять свои проекты прямо в среде программного обеспечения LEGO EV3.

Программное обеспечение отличается дружественным интерфейсом, позволяющим ребенку постепенно превращаться из новичка в опытного пользователя. Каждый урок – новая тема или новый проект. Модели собираются либо по технологическим картам, либо в силу фантазии детей. По мере освоения проектов проводятся соревнования роботов, созданных группами.

В конце года группы демонстрируют возможности своих роботов.

Знания, полученные при изучении программы «Первый шаг в робототехнику», полезны для учащихся младших классов, так как при собирании разнообразных элементов конструктора в цельную конструкцию, помогают развивать у детей креативное мышление, фантазию, воображение и моторику. Для учащихся средней школы конструкторы Lego представляют большие возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности, благодаря его технологии, а именно: разнообразие и большое количество деталей, своеобразие креплений (крепление происходит почти без физических усилий, но достаточно прочно). Для учащихся старших классов способствуют к созданию собственных проектов, не похожих на другие.

Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 8 до 11 лет (учащиеся 2-4 классов). Приём детей осуществляется на основании письменного заявления родителей (или их законных представителей). Данный курс является базовым и не предполагает наличия у обучаемых навыков в области робототехники и программирования, он разработан для детей, ранее не занимающихся робототехникой. Уровень подготовки учащихся может быть разным. Оптимальное количество обучающихся в группе для успешного освоения программы 6–9 человек (из расчета 2-3 ученика на 1 конструктор, т.к. количество базовых наборов конструктора – 3 шт.).

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 3 академических часа; предусмотрено 2 перерыва на отдых по 10 минут.

Объем программы. Реализация данной программы рассчитана на 102 часа в течение 34 учебных недель.

Срок освоения программы – 1 год. Это оптимальный срок для того, чтобы заинтересовать детей, выработать комплекс механизмов поддержания положительной мотивации к техническому творчеству. В течение этого времени предполагается отследить первые результаты работы, проанализировать хронологическую целесообразность курса с целью возможной модификации программы. В дальнейшем, программа будет корректироваться и модернизироваться.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».