11.10.2021
11.10.2021
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3D моделирование и печать на 3D принтере» разработана на основе и с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (последняя редакция); Приказа Министерства просвещения Российской федерации №196 от 9.11.2018 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Письма Министерства образования и науки РФ № 09- 3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»; Письма Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций».
Данная программа имеет технологическую направленность, направлена на формирование компетентностей в сфере 3D моделирования и печати на 3Dпринтере обучаемых среднего и старшего школьного возраста, усвоение основ 3D моделирования и числового программного управления, развитие мотивации к творческой проектной деятельности.
Актуальность программы заключается в том, что она нацелена на решение задач, определенных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р г., а именно: Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
3D моделирование является передовыми техническим направлением с огромным инновационным потенциалом и несет значительный вклад в развитие социальных технологий самой разнообразной направленности. На сегодняшний день трудно представить изготовление широкого круга изделий без применения 3D моделирования и использования печати на 3D принтере. Технологии 3D печати используются во всех отраслях науки, техники, медицины, в коммерческой и управленческой деятельности. Широкое применение 3D печать получила в производственной сфере. Она является основой для создания роботов и автоматизированных производств.
С каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются интерес к специальностям технической направленности и частности к 3D моделированию. Начиная подготовку старшеклассников в системе дополнительного образования, родители снижают многие риски в выборе будущей профессии. Важно правильно выбрать программу, оптимально подходящую каждому ребёнку. Это дает основу для формирования у обучаемых
технических компетенций и является основой для последующего профессионального образования инженерной направленности.
Программа разработана с учётом современных тенденций в образовании по принципу блочно-модульного освоения материала, что максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания ребёнком индивидуальной образовательной траектории и имеет 4 модуля. Отличительной особенностью программы является комплексное взаимодействие блоков программы. Программа соответствует «ознакомительному» уровню сложности.
Педагогическая целесообразность состоит в соответствии построения программы, её содержания, методов, форм организации и характера деятельности технической направленности, цели и задачам программы. В программе отражены условия для социальной и творческой самореализации личности обучающегося.
Данная программа предназначена для учащихся возраста от 12 до 18 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию программы «3D моделирование и печать на 3D принтере» составляет:
·
Количество часов в год – 144
·
Общее количество часов за 1 год – 144
Дополнительная общеразвивающая программа «Радиоэлектроника».
Электроника и радиоэлектроника являются
передовыми технологиями, заполняющими современную жизнь человека. В
основе электроники лежат знания об
электрических процессах. На сегодняшний день трудно представить работу широкого круга изделий без электронного
управления, созданных и управляемых с помощью
компьютера. Еще более широкому распространению современная электроника получила
в производственной сфере в связи с применением контроллерного управления. Электроника и электронные устройства используются во всех отраслях науки, техники, медицины,
в коммерческой и управленческой
деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радиоэлектроника» имеет техническую направленность, направление программы электроника.
Предлагаемая программа определяется социальным запросом, так как все больше современная промышленность и экономика в целом нуждаются в технически подготовленных специалистах, способных решать сложные технологические задачи, работать со сложной электронной аппаратурой, производить эту аппаратуру и осуществлять ее ремонт.
Педагогическая целесообразность заключается в создании условий для проявления учащимися творчества, инициативы, формирования навыков самоорганизации, самообслуживания, коммуникации, получении новых и закреплении имеющихся знаний в области цифровой и радиоэлектроники. Результатом освоения программы являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
Адресат программы: обучающихся 13-15 лет, желающих попробовать себя в этой сфере деятельности.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 136 учебных часов.
Всего 4 часа в неделю - 2 раза
в неделю по 2 академических часа, с переменой
10 минут.
Программа
«Археология для малышей с
элементами занимательной минералогии» направлена на изучение истории
в начальной школе, минералов и горных пород, слагающих земную кору. Программа естественнонаучной направленности.
Актуальность программы
Формирование
устойчивой связи науки и воспитания подрастающего поколения - одно из приоритетных
направлений развития дополнительного образования. В глубокой древности
формировались языки, зарождались математические, астрономические, геологические
и другие знания. Изобретение металлургии, создание керамической посуды,
изготовление ножа, резца, сверла — заслуги нашего предка. Совместные
исследования биологов (палеозоологов, палеоботаников, почвоведов и др.) и
археологов представляют как факты прекрасной адаптации человека к окружающей
среде, широкого использования ресурсов, так и факты нарушения природного
равновесия, возникновения экологических кризисов. Взаимодействие человеческого
общества и природы в древности — благодатная тема (основа) для формирования
экологического, исторического, культурного самосознания уже на раннем этапе
образования.
Содержание
программы определяется интересом младших школьников к природе и жизни человека,
а также возможностью детей этого возраста адекватно воспринимать факты древней
истории, геологического прошлого Земли. Изучение ими археологии и минералогии происходит эмоционально и
вызывает множество ассоциаций. Программа охватывает изменения природы и
человеческой культуры за длительный промежуток времени, выделяет крупные
темы-блоки, которые раскрываются на конкретных примерах.
Принципы
построения образовательного процесса основаны на идеях развивающего обучения и
направлено на развитие личности ребенка в целом, расширение его
геолого-экологических представлений, углублении теоретических знаний и их
применении на практике.
Отличительные особенности
программы
Данная
программа адаптирована для системы дополнительного образования и составлена с
учетом последних научных достижений в археологии и истории первобытного
общества, минералогии и возрастных
особенностей учеников
Адресат общеобразовательной
программы
Возрастная
категория обучающихся – дети 8-10 лет.
Количество
занимающихся в учебной группе: 8-10 человек
Данная
программа предполагает обучение детей младшего школьного возраста. Ведущей
деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность, в процессе
которой ребенок осваивает знания и
умения, выработанные человечеством, приобретает умения подчинять свою работу на
различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно
выработанной системе. Подчинение правилам формирует у ребенка умение
регулировать свое поведение.
Основным
новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное
словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно
перестраивает другие познавательные процессы детей; так память в этом возрасте
становится мыслящей, а восприятие – думающим. Благодаря такому мышлению, памяти
и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные
понятия и оперировать ими. Другим важным новообразованием этого возраста можно
назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им.
На
основе обобщения типичных возрастных проявлений может быть создан
психологический портрет ребенка младшего школьного возраста, включающий
следующие специфические черты: развитие произвольного внимания, восприятия,
памяти (прежде всего механической памяти); переход от наглядно-образного
мышления к словесно-логическому и рассуждающему мышлению на уровне конкретных
понятий; развитие саморегуляции поведения, воли; усвоение умений чтения, письма,
арифметических вычислений, накопление знаний; овладение навыками домашнего
труда; расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель),
формирование отношений в учебном коллективе; развивающие игры занимают второе
место после учебы; формирование самооценки на основе оценивания учителем и
достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки; формирование
уверенности в себе, компетентности, либо, в случае затруднений в учебе,
критичности учителей и родителей, формирование неверия в свои силы, чувства
неполноценности, потеря интереса к учению; формирование способности выполнять
действия в уме – умственный план действий; развитие способности ребенка
осознавать, что он делает, зачем и правильно ли делает (рефлексия); развитие способности
целенаправленного восприятия, осмысленного произвольного запоминания.
Выделяя
характерные особенности детей данного возраста, необходимо отметить, что дети
разные. Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем
подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми
индивидуальными особенностями, которые налагают свои требования на организацию
учебного процесса. Прежде всего, люди родятся с разными типами нервной системы,
которые дают разные типы темпераментов. Сангвиники отличаются быстротой
реакции, а флегматики характеризуются медлительностью, им трудно переключаться
с одного дела на другое, в то время как сангвиникам делают это легко. Холерики
способны к длительной активной работе, но им трудно тормозить себя, сдерживать.
Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью. Уже эти характеристики
показывают, что людям с разными темпами нужен разный темп и разный режим
работы.
Индивидуальные
различия касаются и познавательной сферы людей: одни имеют зрительный тип памяти,
другие – слуховой, третьи – зрительно-двигательный и т. д. Пренебрежение
индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет к возникновению у них
различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей.
Степень достижения поставленных целей отдельным учеником существенно зависит от
того, насколько процесс усвоения строится с учетом указанных особенностей
данного учащегося.
Объем программы
Объем
программы – 102 часа
Срок освоения программы: 1
учебный год (9 месяцев).
Программа «Авиамоделирование» предназначена для учреждений дополнительного образования, ориентирована на детей младшего и среднего школьного возраста любого уровня начальной подготовки, рассчитана на 1 год обучения, направленность – техническая.
Программа учитывает социальный заказ потребителей услуг ДОД, так как предоставляет обучающимся возможность приобрести навыки технического творчества. Данное техническое направление полностью отсутствует в программах общеобразовательных ОУ и может быть реализовано только в ДОД.
Комплексный подход программы позволяет в значительной мере оптимизировать образовательный процесс и дает большие возможности в самореализации и личностном развитии каждого ребенка.
Обязательной частью программы является экскурсионная и соревновательная деятельность, имеющая образовательное и просветительское назначение. Авиамоделизм – один из видов технического творчества. Моделируя летательные аппараты, знакомясь с историей их создания, конструкцией и технологиями изготовления, обучающиеся познают самые современные передовые технические решения. Занятия техническим творчеством развивают у школьников интерес к науке и технике, к исследованиям, помогают сознательно выбрать будущую профессию. Авиамоделизм представляет собой творческий, производительный труд, который способствует развитию интеллектуальных способностей ребёнка, формированию гражданско- патриотических качеств личности.
Актуальность занятий авиамодельным спортом со школьниками обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.
Занятия авиамоделизмом это, прежде всего и политехническое образование, которое способствует формированию у обучающихся универсальных методов познавательной, ценностно-ориентированной и практической деятельности.
Авиамоделизм – это не только конструирование, постройка и запуск моделей: воздушных шаров и змеев, планеров и самолетов, но и спортивный азарт, поиск и исследования, и дорога в большую авиацию. Авиамодельный спорт относится к объединениям спортивно-технического моделирования, где техническое творчество тесно переплетается с элементами спорта. Среди технических видов спорта авиамодельный спорт приобрёл большую популярность. Он привлекает в свои ряды тем что, конструируя модель, спортсмен совершенствует своё техническое мастерство и мышление, работая над моделью – познаёт технологические приёмы работы с различными материалами, а участие в соревнованиях – формирует волю, характер, закаляет физически. Таким образом, занятия авиамодельным спортом способствуют разностороннему развитию подростков.
В рамках традиционно реализуемых программ по авиамоделированию детям, освоившим начальные навыки, предлагается постройка таймернных, резиномоторных, кордовых и других специфических спортивных моделей. Такие модели имеют сложную в изготовлении конструкцию, оснащены, как правило, двигателями внутреннего сгорания, и механическими устройствами – таймерами, сложными в настройке. Особые условия запуска создают дополнительные трудности юному авиамоделисту в объединениях, работающих по традиционным программам. Поэтому, каждая серия полётов – тренировка, становится редким событием в спортивной жизни начинающего авиамоделиста. Больше того, обучающимся приходится строго выполнять указания педагога в работе над моделью, так как изменение технологии изготовления или реализация творческих задумок ребёнка в конструкции модели приводит либо к значительному увеличению времени работы над моделью, либо к созданию модели, высокий спортивный результат которой оказывается под сомнением. Педагог, заботясь о высоких достижениях всего объединения и каждого ребёнка в отдельности, вынужден предлагать детям чертежи и схемы моделей, лётные качества которых проверенны временем. Поэтому, чем репродуктивнее оказывалась деятельность ребёнка, тем надёжней и лучше летала модель, придуманная и разработанная педагогом. Тем выше был и спортивный результат.
Отличительной особенностью программы является ее практическая направленность, и особое внимание к спортивной подготовке юного авиамоделиста. В предлагаемой программе на тренировочные полеты и соревнования отводится почти половина времени, около 40% занятий. Такое деление учебного времени достигается благодаря снижению трудозатрат на изготовление летающих моделей за счет особенностей конструкции и применения специальных технологических приемов. При таком подходе, занятия авиамоделизмом из монотонных и однообразных превращаются в активные и динамичные, что в большей мере способствует развитию устойчивого познавательного интереса к данной области и соответствует возрастным и психологическим особенностям детей.
Еще одной отличительной особенностью организации учебных занятий является сочетание индивидуальных и групповых занятий, которые можно проводить одновременно с обучающимися во всём возрастном диапазоне от 9 до 18 лет. Важным условием прочности усвоения программы является осуществление метапредметных связей с общеобразовательными предметами – математика, ИЗО, история,
технология, физика и черчение. На занятиях в творческом объединении некоторые теоретические сведения из курса физики потребуются раньше, чем они изучаются в школе, поэтому обучающиеся узнают их в объеме, необходимом для осмысленного выполнения намеченной практической работы и понимания физических основ полета.
Программа «Мир информатики» по содержанию
является технической; по
функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме
организации – кружковой; по времени реализации – длительной подготовки.
Актуальность программы заключается в том, что современные
дети должны владеть необходимыми навыками работы на компьютере и уметь их
применять на практике, так как информационное пространство современного
человека предусматривает умелое пользование компьютерными технологиями во всех
сферах деятельности. А также актуальность своевременного изучения логически сложных тем на доступном
уровне в пропедевтическом курсе информатики подтверждается высказываниями психологов
о том, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11
лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и
часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении
целесообразно как можно раньше, лучше всего – с начальной школы.
Дети, изучавшие такой пропедевтический курс, в дальнейшем значительно легче
справляются с логически сложными разделами базового курса информатики.
Новизной данной программы является то, что она знакомит младших школьников с миром компьютерных технологий, позволяет применять полученные знания на практике, помогает ребёнку в реализации собственного личностного потенциала, что необходимо для адаптации в современном обществе. Курс обучения предполагает освоение учащимися компьютера не только как электронно-вычислительной машины, но и как средства творческого самовыражения.
Данная программа опирается на возрастные возможности и образовательные потребности учащихся младшего звена, специфику развития их мышления, внимания. Программа ориентирована на развитие логического и комбинаторного мышления, на развитие навыков работы с компьютером (восприятие информации с экрана, её анализ, управление мышью и клавиатурой); формирование понятий информации, знакомство с функциональной структурой компьютера и его основными устройствами; знакомство с основными приёмами работы в среде Windows, со стандартными приложениями: для вычислений, набора и редактирования текста, а также знакомство с графическим редактором Paint, созданием и редактированием графических изображений, с текстовым редактором Блокнот, Microsoft Word и с табличным процессором Microsoft Exсel.
Программа «Мир
информатики» является пропедевтическим курсом к изучению базового курса
школьной информатики.
Дополнительная образовательная программа «Мир информатики» разработана на основе программы «Информатика» (авторы Матвеева Н. В., Цветкова М. С.), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Отличительной особенностью программы является подход в обучении, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущность и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Данный пропедевтический курс построен на следующих основных принципах:
1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям.
2.
Научность в сочетании с
доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание
фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей
обучаемых).
3. Индивидуализация, обеспечивающая максимальное проявление самобытности и творческих возможностей каждого ребёнка.
4. Формирование и развитие у младших школьников алгоритмического мышления.
5. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов).
6. Практико-ориентированность, формирование навыков самостоятельной работы, направленных на решение простейших практических задач при использовании основных пользовательских возможностей информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 11 лет (учащиеся 1-4 классов). На первый год обучения курсу «Мир информатики» принимаются все желающие, достигшие возраста 6 лет. Приём детей осуществляется на основании письменного заявления родителей (или законных представителей). Уровень подготовки учащихся при приёме в группы первого года обучения может быть разным. Специальные навыки не требуются. Обучаться по данной программе могут «новички», т.е. обучающиеся, которые не знакомы с предметом «информатика», а также обучающиеся, имеющие навыки работы на компьютере. Оптимальное количество обучающихся в группе для успешного освоения программы 7–10 человек.
Программа «Первые шаги в робототехнику» по содержанию является технической; по
функциональному предназначению – учебно-познавательной; по
форме организации – кружковой; по
времени реализации – годичной. Рабочая программа кружка «Первые шаги в
робототехнику» разработана на примере платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3.
Новизной данной
программы является ее содержательная уникальность, которая заключается в
возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе. Для
этого, в качестве основных технических ресурсов и платформы для детского исследования,
конструирования и создания роботов используются конструкторы LEGO MINDSTORMS Education EV3.
Это, в свою очередь,
позволяет через техническое творчество достигать интеграции знаний из областей
математики, физики, естественных наук с развитием инженерного мышления.
Важно и то, что в основе
реализации курса лежит системно-деятельностный подход, который создает основу
для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений,
компетенций, видов и способов деятельности. В
программе заложено углубленное взаимодействие ребенка с миром
научно-технического творчества, включающее в себя
путь от авторского воплощения замысла до создания автоматизированной модели,
проекта.
Актуальность направленности данной
программы определяется активным развитием в России и
мире современных нанотехнологий, электроники, механики и программирования, то
есть наличием благодатной почвы для совершенствования компьютерных технологий и
робототехники. Неоднократно на ведущих экономических форумах первыми
лицами нашего государства подчеркивалось, что в XXI веке успешность и
конкурентоспособность государств будут определять не природные ресурсы, а
уровень интеллектуального потенциала, уровень развития самых передовых на
сегодняшний день технологий. Техническое творчество является мощным
инструментом синтеза знаний, закладывающим прочные основы системного мышления,
а значит инженерное творчество и лабораторные исследования – та многогранная
деятельность, которая должна стать составной частью жизни современной школы.
Отличительная
особенность программы. Курс
основан на использовании комплектов LEGO MINDSTORMS EV3 и
визуальной среды программирования для обучения робототехнике LEGO MINDSTORMS
Education EV3.
Образовательный конструктор LEGO
MINDSTORMS Education EV3 представляет
собой набор конструктивных деталей, позволяющих собрать многочисленные варианты
механизмов, набор датчиков, двигатели и микрокомпьютер EV3, который управляет всей построенной
конструкцией.
Использование конструктора LEGO EV3 позволяет создать уникальную
образовательную среду, которая способствует развитию инженерного,
конструкторского мышления. В процессе работы с LEGO EV3 ученики приобретают
опыт решения как типовых, так и нешаблонных задач по конструированию,
программированию, сбору данных. Кроме того, работа в команде способствует
формированию умения взаимодействовать с соучениками, формулировать,
анализировать, критически оценивать, отстаивать свои идеи.
LEGO MINDSTORMS EV3 обеспечивает простоту при сборке начальных моделей,
что позволяет ученикам получить результат в пределах одного или пары уроков. И
при этом возможности в изменении моделей и программ – очень широкие, и такой
подход позволяет учащимся усложнять модель и программу, проявлять
самостоятельность в изучении темы. Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS Education EV3 обладает очень широкими возможностями, в
частности, позволяет вести рабочую тетрадь и представлять свои проекты прямо в
среде программного обеспечения LEGO EV3.
Программное обеспечение
отличается дружественным интерфейсом, позволяющим ребенку постепенно
превращаться из новичка в опытного пользователя. Каждый урок – новая тема или
новый проект. Модели собираются либо по технологическим картам, либо в силу
фантазии детей. По мере освоения проектов проводятся соревнования роботов, созданных
группами.
В конце года группы
демонстрируют возможности своих роботов.
Знания, полученные при изучении программы «Первый шаг в робототехнику»,
полезны для учащихся младших классов, так как при
собирании разнообразных элементов конструктора в цельную конструкцию, помогают
развивать у детей креативное мышление, фантазию, воображение и моторику. Для
учащихся средней школы конструкторы Lego представляют большие возможности для
поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности, благодаря его
технологии, а именно: разнообразие и большое количество деталей, своеобразие
креплений (крепление происходит почти без физических усилий, но достаточно
прочно). Для учащихся старших классов
способствуют к созданию собственных проектов, не похожих на другие.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в
реализации данной дополнительной образовательной программы от 8 до 11 лет (учащиеся
2-4 классов). Приём детей осуществляется на основании письменного заявления
родителей (или их законных представителей). Данный курс является базовым и не предполагает наличия у
обучаемых навыков в области робототехники и программирования, он разработан для
детей, ранее не занимающихся робототехникой. Уровень подготовки учащихся может
быть разным. Оптимальное количество обучающихся
в группе для успешного освоения программы 6–9 человек (из расчета 2-3 ученика
на 1 конструктор, т.к. количество базовых наборов конструктора – 3 шт.).
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий
– 3 академических
часа; предусмотрено 2 перерыва на отдых по 10 минут.
Объем
программы. Реализация данной программы рассчитана на 102 часа в течение
34 учебных недель.
Срок освоения программы – 1 год. Это оптимальный срок для того, чтобы заинтересовать детей, выработать комплекс механизмов поддержания положительной мотивации к техническому творчеству. В течение этого времени предполагается отследить первые результаты работы, проанализировать хронологическую целесообразность курса с целью возможной модификации программы. В дальнейшем, программа будет корректироваться и модернизироваться.